Россия в мировой экономике: проблемы и перспективы развития в XXI веке

Доклад на тему: «Российская экономика в XXI веке»

 

 

студентка 41 группы

Липунова Альбина Александровна

 

 

Валуйки, 2020

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Особенности экономического развития России XXI века……….………….4

2. Россия в мировой экономике: проблемы и перспективы развития в XXI веке……………………………………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………….............…19

Список используемой литературы…………………………………………...…20

 

 

Введение

Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В целом российская экономика может служить объектом для огромнейшегоисследования, мне же хотелось уделить внимание вопросу о рыночном статусе российской экономики, который она получила совсем недавно. Я пытался отразить в своей работе сущность и основные черты рыночной экономикой, а также особенности рыночной экономики современной России.

Известно, что в наследие от Советского Союза с его плановым ведением хозяйства России досталась не только экономика в плачевномсостоянии, но и громадный внешний долг. За последние годы российская экономика претерпела множество самых разных изменений. Какие-то из них пошли ей на пользу, а какие-то нет. Не будет тайной, что при переходе к рыночным отношениям необходимы чёткие и продуманные решения. К сожалению, Правительство России во главе с Президентом не всегда принимало именно такие решения.

В связи с переходом крынку необходима интеграция российской экономики в мировое хозяйство, что предполагает некоторую либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Огромные размеры территории, обилие природных богатств, развитая промышленная база, высокие технологии и эффективно используемые трудовые ресурсы страны в конечном итоге должны не только вывести её из кризиса, но и помочь занять достойное место средиведущих мировых держав.

Основной целью данной работы является анализ тенденций развития российской экономики в XXI веке.

 

 

1. Особенности экономического развития России XXI века.
В современных условиях развитие науки становится непременным условием создания предпосылок устойчивого духовного, интеллектуального, научно-технического и социально-экономического развития общества и государства.

Высокие технологии – это та сфера, которая может решить самые амбициозные задачи в социально-экономическом развитии любого государства. Именно они являются тем мощным рычагом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих станах выдвигаются на первый план уже не эти отрасли, еще недавно определявшие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий.

В группу высокотехнологических производств с технологиями «высокого уровня» обычно включаются производства, обеспечивающие выпуск наукоемкого продукта, рассчитанного на массового потребителя. Как показывает мировой опыт, альтернативы инновационному пути развития нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота, улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшает социально-экономическую ситуацию в стране.

Именно поэтому в XXI в. важнейшим условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика, поскольку динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира стало окончательно основываться исключительно на инновациях, последствия которых приняли стратегически важный характер.

В России в отличие от большинства стран мира преимущество отдается бюджетному финансированию научных исследований и разработок как на федеральном, так и региональном уровнях, хотя общеизвестно, что научный и инновационный потенциал стран превосходит многие западные страны вместе взятые. Тормозом является то обстоятельство, что еще с советских времен считалось главным получить результат, показать его и опубликовать. До создания законченного научно-технического продукта, который можно не только показать, но и продать, дело не доходило.

Глобализация - это рост объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающихся усилением экономической зависимости стран мира,- стала в настоящее время основной тенденцией развития мировой экономики. Она проявляется прежде всего в опережающем по отношению к материальному производству росту объемов международной торговли, финансовых и инвестиционных потоков.

Глобализация мировой экономики порождена действием целого ряда факторов, связанных с качественными изменениями в материальном производстве и сфере инфраструктуры.

Рыночная модернизация представляет собой переход экономики на новую технологическую основу и одновременного формирования адекватного ей механизма хозяйствования. Мировой экономике известны 2 типа модернизации: пионерская и догоняющая.

Пионерская характерна для стран-лидеров мирового технологического и экономического прогресса. Догоняющая модернизация характерна для стран, которые находятся во втором "эшелоне" развития. Главным отличием такой модернизации от пионерской состоит в том, что ее базой является освоение технологий и экономических механизмов, уже созданных в странах-лидерах.

Отличительные черты:

1. Запаздывание в развитии;

     2.Отсутствие внутренних ресурсов в связи с отставанием национального производства. Вынужденное использование нерыночных методов утверждения своих позиций в мировом хозяйстве.

3.Утверждение сильного национального хозяйства, берущего под свой контроль ход экономической модернизации и др.

Современные производственные силы требуют мобилизации все более крупных накоплений, монополизации экономических ресурсов крупными хозяйственными субъектами и государством. Таким образом "догоняющая" модернизация содержит в себе высокий риск огосударствления экономики, подавления демократии и откат в реформах.

Особенности "догоняющего" развития отечественной экономики:

1. Экономическое развитие России на протяжении почти двух столетий имеет общие с развитием других стран природу, цели и содержание. Советская экономическая система стала мощным механизмом накопления вещественного капитала страны, отделения труда от собственности. Ее материально- техническая составляющая была адекватна материально-техническому базису раннего и зрелого индустриализма, а начало ее кризиса в конце 60-х гг. совпадает с переходом мировой экономики к позднему индустриализму.

2. Под воздействием внутренних противоречий и проводимых реформ сама советская экономическая система развивалась в сторону рыночных хозяйственных отношений. Экономическую систему, сложившуюся к началу 80-х гг. нельзя однозначно трактовать как нерыночную, хотя она существенно отличается от системы рыночных отношений развитых стран. Итогом экономической модернизации в СССР к началу пятой волны реформ стало образование гибридного типа рынка- специфическая система хозяйствования, которая была основана на деформировании рыночных механизмов "бюрократического рынка" (система горизонтальных и вертикальных торгов в процессе принятия и выполнения плановых заданий).Логика экономического развития подрывала материально-техническую базу советской экономической системы и вела к модернизации основных черт ее хозяйственного механизма в направлении перемещения центра принятия экономических решений на более низкие уровни иерархии централизованного управления (к министерствам, ведомствам).

Волны российских реформ приходятся на повышательную фазу "длинной волны" Н.Д. Кондратьева. По его расчетам, подъем "длинных волн" приходится на периоды 1788-1814гг (I волна),1849-1873гг (II волна), 1896-1920 (реформы Витте-Столыпина). По современным расчетам следующий подъем "длинной волны" пришелся на 1952-1974гг (реформы Хрущева-Косыгина), а в конце 80-х-начале 90- подъем 5-той волны, которой соответствуют современные рыночные реформы российской экономики. Это является доказательством того, что общий процесс рыночной модернизации российской экономики за последние 200 лет достаточно соответствуют логике мирового экономического развития. В стадии подъема "длиной волны" отставание России от стран-лидеров экономического прогресса усиливалось, что вынудило власти идти на реформы "сверху".

Для страны внешнеполитический фактор всегда был превалирующим при выборе курса на создание передовой промышленности.

Спецификой российской индустриализации всегда было то, что средства для ее осуществления изымались у действующего производства, а не создавались в ходе естественного накопления капитала. В России всегда происходило изменение сфер инвестирования- средства направлялись преимущественно в военную и связанную с ней отрасли. Кроме того, изымаемых средств не могло хватить на развитие всех укладов во всех отраслях экономики. Поэтому система экономического развития в России издавна была фрагментарной.

4. Прорывы России на пути рыночной модернизации неизбежно завершались откатами реформ, приходящихся на спад в "длинной волне". Общим для фаз контрреформ в сфере экономики было введение ограничений в развитие рыночных отношений, сдерживание свободы хозяйствования с одновременным наращиванием государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

При "догоняющем" развитии используется в основном 2 стратегии: импортозамещающая и экспортно-ориентированная.

Первая выдвигает в качестве приоритета создание диверсифицированных промышленных комплексов, призванных насытить внутренний рынок и только потом развернуть их экспорт.

Вторая ставит во главу угла международную промышленную кооперацию. Условием успешного продвижения России по пути экономического прогресса выступает, прежде всего, концентрация ее собственных усилий и ресурсов на формировании эффективного, технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства. В XXI веке Россия будет вынуждена придерживаться главным образом импортозамещающей стратегии.

Вместе с тем страна не может отказаться и от использования преимуществ экспортно-ориентированного развития. Внешние экономические связи, в том числе и внешняя торговля, способны активизировать собственный потенциал.

В экспорте России преобладают товары, отличающиеся низкой ценовой эластичностью, неустойчивостью ценовой динамики, наличием- в долгосрочной перспективе- тенденции к понижению цен и довольно медленными темпами расширения спроса. К тому же рынок некоторых товаров не является свободными. Рынок нефти контролирует ОПЕК, рынок черных металлов регулируется крупнейшими западными странами, сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети.

Ничтожен удельный вес в российском экспорте машин и оборудования и в 5 раз ниже, чем в экспорте "средней" высокоразвитой западной страны.

В импорте России слишком большое место занимает продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. При данном состоянии сфера материального производства Россия попала в значительную зависимость от зарубежных поставок.

 

Экономика России располагает рядом преимуществ:

1. Обеспеченность страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов. Страна испытывает потребность в завозе извне сравнительно небольшой гаммы видов сырья: марганца, хрома, титана, свинца, ртути и некоторых других.

2. Сравнительная дешевизна некоторых факторов производства

(имеются значительные по масштабу производственные фонды и квалифицированная дешевая рабочая сила). Включение российских предпринимателей в международную кооперацию могло бы осуществится путем изготовления узлов, деталей и компонентов по заказам зарубежных производителей готовой продукции.

3.Уникальные передовые технологии в ряде секторов промышленности (авиакосмическая и атомная промышленность, судостроения, производство лазерной техники и средств информатики, картографии и геодезии, разработке программного обеспечения, проведение геологических изысканий).

По-моему мнению, для реализации данных преимуществ и получения эффекта в проводимых реформах должны учитываться следующие моменты:

- оседание финансов за границу путем невозврата экспортной выручки, неэквивалентного бартера, оплату фиктивных импортных товаров и услуг, контрабанду. Необходимо ужесточить контроль государства за этими операциями.

- несовершенство и неполнота законодательной базы страны. Так например, в России нет законодательных или иных нормативно-правовых актов по вопросу конкурентоспособности. Следовательно, необходимо создание дееспособной межведомственной комиссии по конкурентоспособности.

- конкурентный выход наших изделий на внешний рынок потребует возрождения и интенсификацию научно-производственной кооперации предприятий между собой и зарубежными странами. Необходимо усиление коммерциализация научных результатов нашей страны.

В перспективе мирового хозяйства возможно выделения 3-х полюсов экономической мощи:

ü европейская

ü американская

ü восточно-азиатская.

 


Россия в мировой экономике: проблемы и перспективы развития в XXI веке

Как справедливо полагает профессор Бартенев, описывая историю экономических преобразований в России: “Экономическая политика не может и не должна опираться на жесткие схемы. Она признана учитывать всю совокупность условий, предусматривать многообразие вариантов и альтернатив. Сама политика охватывает необычайно широкий диапазон, многозвенную палитру направлений, уровней и действий”.

Именно этого не было сделано при реализации программы «шоковой терапии» в России. Реформа в России проводилась через принятие нормативно-правовых актов, в большинстве своем на начальном этапе подзаконных: постановлений, указов, распоряжений. Расчёт был сделан на регулирование экономики посредством использования механизма цены. В этот период в России существовал тотальный дефицит товаров, но на руках у населения скопилось большое количество денежных средств, которые не было возможности куда-либо потратить. Правительство Гайдара разом отпустило цены в стране, и возникшая инфляция разом лишила людей накопленных сбережений.

Проблема заключалась не только, к сожалению, в росте цен на товары и услуги, но сократилось и производство. Предприятия, испытывая дефицит денежных средств, которые, к тому же, обесценивались опережающими темпами, были не в состоянии приобрести все необходимые сырьевые материалы для бесперебойного производства.

Сторонники «шоковой терапии» верили, что период «шока», сокращения производства и гиперинфляции продлится недолго. Они рассчитывали, что «невидимая рука» рынка сама обанкротит предприятия, выпускающие нерентабельную, некачественную, устаревшую продукцию, а цены станут регуляторами спроса и предложения, как в классической рыночной экономике.

 

Однако реформаторы допустили ряд грубейших ошибок. Прежний экономический механизм был полностью сломан (односекторная модель). Были ликвидированы Госплан и министерства, отвечающие за директивную экономическую политику. Новая система управления экономическими процессами сформирована не была.

Вместо одного дисбаланса («денег много – дефицит товара») государство создало своими действиями другой («нехватка денег – дефицит ликвидности – отсутствие у предприятий оборотных средств – снижение производства – стагнация в экономике»).

Экономика оказалась в состоянии перманентного кризиса, который продолжался вплоть до 2000 года. Так объём ВВП в 1999 году по отношению к 1991 году сократился минимум на 40 %. Наибольшие падения были отмечены в обрабатывающих отраслях промышленности: машиностроении, приборостроении, автомобилестроении, легкой промышленности. Стал очевиден дисбаланс в структуре производства между отраслями, производящими продукцию для народного потребления, и базовыми отраслями экономики, так называемые “тяжелыми” отраслями: энергетикой, металлургией, химией и нефтехимией. Так, если с 1990 по 1994 гг. в отраслевой структуре промышленности России доля тяжелой промышленности (энергетика, металлургия, химия и нефтехимия, деревообработка) колебалась от 79,9 % до 85,4 %, то машиностроение и металлообработка занимала долю равную от 16,8 % до 21,7 %, легкая промышленность – от 4,4 % до 9,8 %, пищевая промышленность – от 9,6 % до 10.3 %. При этом меньшие доли отраслей, производящих потребительские товары, приходятся на 1994 год, свидетельствуя о том, что к середине 90-х годов ситуация ухудшалась

 

Сельское хозяйство медленно умирало. Эффективных многочисленных фермерских хозяйств так и не было создано, т.к. цены на сельскохозяйственное оборудование росли быстрее, чем на продукцию агропромышленного комплекса, то есть ни один фермер не мог себе позволить приобрести технику для обработки земель. Банковская система не работала, кредиты малому бизнесу и фермерам либо не выдавались вообще, либо предлагались с такой ставкой процента, что любой бизнес сразу же терял привлекательность: прибыль из него извлечь было невозможно.

Одной из основных проблем, как уже отмечалось, была инфляция. Её породили ряд таких факторов, как: рост цен на услуги естественных монополий; инфляционные ожидания; неустойчивость экономики страны. Если в 1994 году за один российский рубль давали 41 американский цент, то в 1999 году – всего 4 цента.

Резко ухудшился уровень жизни россиян. Денежные доходы каждого третьего россиянина были на уровне ниже официального прожиточного уровня. Семьдесят процентов населения располагали 10 % совокупного дохода в России, а 0,2 % обладали 70 % национального богатства. Доход самых богатых россиян был выше в десятки раз дохода самых бедных слоев общества. Остается до сих пор загадкой, как удалось не допустить социального взрыва, ведь социологи давно рассчитали, что в стране, где доход самых богатых превышает доход самых бедных граждан более чем в 14 раз, происходит революция.

Одновременно с этими негативными процессами быстрыми темпами росли теневая экономика и криминализация российского общества.

Усугубляло ситуацию еще и то, что к началу реформ инвестиционные ресурсы в стране были исчерпаны. В стране существовал дефицит бюджета, инфляция “съедала” накопления граждан, иностранные инвестиции в страну не шли. Никто не хотел даже пытаться инвестировать в экономику с неоформленной нормативно-правовой базой, отсутствием института защиты средств инвестора, большим удельным весом энергоемких, материалоемких, трудоемких производств, характеризующихся научно-техническим отставанием, значительным налоговым прессом.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, в начале 21 века экономика России имела ряд значительных нерешенных проблем, отсутствие действенной экономической политики даже, несмотря на постоянно принимаемые законы и указы Президента РФ, направленные на развитие экономики и повышения уровня жизни населения.

Уместен вопрос: а обладает ли Россия достаточным экономическим потенциалом для разработки и реализации такой успешной экономической политики, нацеленной на реализацию структурных реформ и способной изменить ситуацию в стране к лучшему?

Для ответа на этот вопрос необходимо изучить экономический потенциал России и дать оценку положению страны в мировом хозяйстве. На базе этого анализа станет возможным сформулировать перспективы развития России и основные направления её будущей экономической политики.

Понятие «экономический потенциал» весьма сложное и многогранное. В кратком обозначении, это – «совокупная способность отраслей народного хозяйства страны эффективно производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению и т.д.».

То есть, экономический потенциал отражает, по сути, природно-ресурсный потенциал (наличие полезных ископаемых), характеризует достигнутый уровень развития экономики страны и особенности её структуры, а также показывает степень её вовлеченности в мировые экономические процессы и в ВЭД.

Исходя из такой трактовки, следует констатировать, что с момента начала реформ экономический потенциал России по сравнению с промышленно развитыми странами снижался. Так, если в 1993 году ВВП России (в абсолютных величинах) составил 735,2 миллиарда долларов США или более 3,3 % от общемирового значения (девятое место в мире), то в 2000 году он составил – 1,61 % от общемирового.

По официальным индексам Института Европы РАН, в 1998 году объём промышленного производства в России составил 28 % от уровня США, 36 % от уровня Германии, 61 % от уровня Франции, 73 % от уровня Великобритании. При этом соответствующее соотношение по ВВП в этом же году для России оказались равными 7,5 % к уровню США, 32,5 % к уровню Германии, 44,5 % к уровню Франции и 47,5 % к уровню Великобритании.

Цифры крайне неутешительны, особенно, если учесть, что и Германия, и Франция, и Великобритания, и даже США уступают России по ряду позиций: или по территории, или по числу высоко квалифицированных работников, или по запасам природных ископаемых.

Так, из общего объёма полезных ископаемых, добываемых в мире, на Россию приходится: апатитов – 55 %, природного газа – более 28 %, алмазов – 26 %, никеля --22 %, нефти – 12 %, каменного угля – 12 %.

На территории страны расположено 23 % всех мировых запасов угля. По разведанным запасам этого полезного ископаемого Россия занимает третье месть в мире после США и Китая.

К сожалению, как отмечают многие эксперты, наличие такого количества полезных ископаемых зачастую создает больше проблем, чем положительных моментов, т.к. приводит к тому, что мы перестаем ценить то, что имеем и полагаемся на экспорт сырьевых ресурсов, не стремясь диверсифицировать экономику, сделать её инновационной, нежели чем сырьевой. Об этом, в частности, свидетельствуют даже заявления правительственных органов. В частности, в документе “Уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основные параметры прогноза до 2008 года”, составленном в Минэкономразвития России сказано: “В 2006—2008 гг. в российском экспорте в основном будут представлены топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, химические товары и удобрения, лесобумажная продукция, машинно-технические изделия”. Машинно-технические изделия займут в российском экспорте традиционно самую малую долю.

В заключение рассмотрения экономики России хотелось бы отметить следующее. Несмотря на то, что последние несколько лет Россия демонстрирует достаточно высокие темпы роста ВВП, несмотря на огромные объёмы золотовалютных резервов и накоплений в Стабилизационном фонде, в экономике до сих пор сохранилась масса проблем, зародившихся в начале 90-х годов. Среди них: (1) низкий жизненный уровень населения, особенно работников бюджетной сферы; (2) высокая криминализация и коррумпированность экономики; (3) обширная “теневой” сектор в экономике; (4) преобладание в структуре экспорта сырья и полуфабрикатов; (5) изношенность основных фондов в промышленности (более 50 % в металлургии); (6) плачевное состояние в сельском хозяйстве, несмотря на то, что оно признано приоритетным в рамках одного из национальных проектов; (7) отток капитала за границу (от 5 до 15 миллиардов долларов в год в зависимости от мнений разных экспертов); (8) отток в промышленно развитые страны наиболее перспективных научных кадров и сотрудников высшей школы, вызванный низким финансированием отечественной науки, плохая развитость машино- и автомобилестроения, в Россия пльзуются спросом не отечественные машины, а новинки зарубежного автопрома: Ford, новый опель астра и др.

Для решения этих серьезнейших проблем потребуется не только время и большие капитальные затраты со стороны государства и бизнес-сообщества. Экономисты давно согласились с тем, что в любой экономике “человеческий фактор” играет определяющую роль. Россия в этом плане – не исключение. Основной движущей силой в преобразовании экономики России станет желание и соответствующее поведение её каждого хозяйствующего субъекта.

 

Заключение

Современное состояние экономики России характеризуется переходом к рыночной системе. Это означает, что в экономике происходит относительно длительный процесс распада административно-плановой системы и формирования рыночной системы.

Несмотря на то, что административно-плановая система была малоэффективной, она имела известную устойчивость, которая достигалась благодаря применению дешевых природных и людских ресурсов. Определенную роль в сохранении устойчивости административно-плановой системы сыграл теневой рынок. Тем не менее существование административно-плановой системы сопровождалось снижением эффективности производства, падением темпов прироста ВВП, деформацией структуры экономики, растущим дефицитом товаров и услуг, внешнего долга и сокращением валютных резервов. Эти процессы в конечном итоге привели к кризису административно-плановой системы и ее распаду. Это предопределило объективную необходимость перехода к рыночной экономике и осуществления следующих элементов рыночных реформ:

- макроэкономическая стабилизация;

- структурная перестройка экономики;

- создание эффективной системы социальной защиты населения.

Также Россия должна уделить большое значение финансированию инвестиционной деятельности, которая является тем мощным рычагом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: