МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для лабораторно-практических занятий по курсу
«РАЗВЕДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
С ОСНОВАМИ ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИИ»
для студентов 2-го курса ветеринарного факультета
Студент ____________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
Группа ____________________________________________________________
Симферополь – 2020
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цель изучения дисциплины – получение студентами ветеринарного факультета знаний по современным методам разведения сельскохозяйственных животных, основами племенного дела в животноводстве, биологическим особенностям и продуктивным качествам крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы и лошадей, знаний зоотехнических основ воспроизводства и выращивания молодняка, современных технологий производства молока, мяса, яиц и шерсти.
Настоящие методические указания и рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по курсу «Разведение сельскохозяйственных животных с основами частной зоотехнии» для студентов ветеринарного факультета по специальности «Ветеринария» разработаны с учетом действующей программы 2020 года и предназначены для студентов очного обучения.
По своему содержанию весь объем лабораторно-практических занятий максимально приближен к структуре лекционного курса и преследует цель закрепления знаний, полученных на лекциях, и приобретения студентами прочных практических навыков по зоотехническим вопросам.
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны знать:
‒ биологические особенности с.-х. животных разных видов, закономерности их роста и развития, экстерьер и конституцию;
‒ теорию и практику племенного дела, методы оценки животных по генотипу и фенотипу (происхождению, продуктивности, качеству потомства);
‒ принципы классификации пород и характеристику основных плановых пород с.-х. животных разных видов;
‒ существующие технологии производства различных видов животноводческой продукции на промышленной основе;
‒ вопросы воспроизводства стада и выращивания ремонтного молодняка;
‒ методику экономического анализа производства продукции скотоводства, свиноводства, птицеводства, овцеводства, коневодства.
Студенты, изучившие данную дисциплину должны уметь:
‒ правильно вести зоотехническую документацию;
‒ проводить комплексную зоотехническую оценку животных;
‒ составлять план подбора, устанавливать возраст и упитанность животных;
‒ определить среднегодовое поголовье животных;
‒ рассчитать необходимое количество кормов и скотомест для животных на различные календарные сроки;
‒ планировать производство продукции и обосновывать показатели ее роста;
‒ организовать ведение учета, своевременное составление и представление текущей и итоговой отчетности по каждому виду с.-х. животных;
‒ внедрять в производство достижения науки и передового опыта, организовывать учебу работников ферм по освоению прогрессивных форм технологий производства продукции животноводства;
‒ грамотно вести технологические и экономические расчеты по планированию производства и снижению себестоимости продукции животноводства.
Обязанности студента
Перед каждым занятием студент обязан изучить теорию вопроса согласно рекомендованной литературе и методическим указаниям. Подготовленность студентов к занятиям по изучаемой теме проверяется преподавателем перед началом занятий с выставлением соответствующих оценок. Кроме этого систематически дважды в семестр осуществляется аттестация текущей успеваемости студентов.
На лабораторно-практических занятиях каждый студент получает индивидуальное задание, самостоятельно его выполняет, анализирует, делает выводы и сдает преподавателю, о чем в журнале делается соответствующая отметка, а в тетради студента – подпись преподавателя.
Пропущенные студентами лабораторно-практические занятия должны быть в недельный срок и внеурочное время отработаны по индивидуальному заданию и представлены преподавателю для проверки и отметки в журнале успеваемости.
Для более полного раскрытия содержания дисциплины в настоящих методических указаниях приведена структурно-логическая схема (табл. 1), в которой определена необходимая база предшествующих или обеспечивающих дисциплин и показана связь изучаемого курса с другими дисциплинами.
Таблица 1
Структурно-логическая схема дисциплины «Разведение с.-х. животных с основами частной зоотехнии» для студентов 2-го курса
Ветеринарного факультета
№ № п/п | Тема лекций | Занятие | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Вводная | 1 | 2 |
2 | Происхождение с/х животных | 2 | .2 |
3 | Индивидуальное развитие с/х животных | 3 | 2 |
4 | Конституция и экстерьер с/х животных, методы их оценки | 4 | 2 |
5 | Отбор и подбор с/х животных | 5 | 2 |
6 | Методы разведения с/х животных | 6 | 2 |
7 | Биологические особенности и продуктивность крупного рогатого скота | 7 | 2 |
8 | Основные плановые породы крупного рогатого скота и племенная работа в скотоводстве | 8 | 2 |
9 | Воспроизводство стада и выращивание ремонтного молодняка в скотоводстве | 9 | 2 |
10 | Современные технологии производства молока | 10 | 2 |
11 | Технология производства говядины | 11 | 2 |
12 | Биологические особенности и продуктивность свиней | 12 | 2 |
13 | Породы свиней и племенная работа с ними | 13 | о |
14 | Воспроизводство стада и выращ. молодняка свиней | 14 | 2 |
15 | Технология производства свинины | 15 | 2 |
16 | Биологические особенности и продуктивность овец | . 16 | 2 |
17 | Породы овец и племенная работа с ними | 17 | 2 |
18 | Воспроизводство стада и выращивание ягнят | 18 | 2 |
19 | Технология производства продуктов овцеводства | 19 | 2 |
20 | Биологические особенности и продуктивн. с/х птицы | 20 | 2 |
21 | Технология производства яиц и мяса птицы | 21 | 2 |
22 | Биологические особенности и породы лошадей | 22 | 2 |
23 | Использование лошадей. Племенная работа в коневодстве | 23 | 2 |
Итого: | |||
лекций | 23 | 46 | |
лабораторно-практических занятий | 34 | 68 | |
практических занятий | 5 | 10 | |
Всего: | 124 |
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ И
ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Изучение настоящей дисциплины осуществляется в аудиториях, оборудованных техническими средствами обучения, на фермах в животноводческих комплексах во время практических занятий и учебной практики. Исходя из этого, каждый студент должен знать основные правила лично) гигиены и производственной санитарии, техники противопожарной безопасности, противохимической и противоэлектрической защиты и строго выполнять.
К занятиям в аудиториях (лабораториях) кафедры допускаются студенты, прошедшие вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте, которые проводит преподаватель, о чем делается соответствующая запись в журнале кафедры.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИИ НА ФЕРМЕ
‒ Заходить в помещение, где находятся животные, следует только в халате и рабочей обуви;
‒ При входе и выходе с территории фермы обязательно смачивать подошвы с обуви на дезбарьере или дезковрике;
‒ Перед подходом к животному необходимо его окликнуть, обращаться с ним ласково повелительно, но не грубо. Категорически запрещается наносить животному болевые ощущения;
‒ Не становиться в направлении ударов животного следует быть предельно внимательным, постоянно следить за положением головы, рогов и конечностей животного. Приводить в рабочее положение измерительные инструменты необходимо на определенном расстоянии от людей и животных;
‒ Не следует очень близко подходить к работающим шнекам, транспортерам, прицепам и другим установкам;
‒ После посещения фермы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
‒ При возникновении несчастного случая необходимо оказать помощь пострадавшему и сообщить о случившемся преподавателю.