Варианты заданий и примеры их выполнения

 

ЗАДАНИЯ (ВАРИАНТЫ РАБОТ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИМСКОЕ ПРАВО»

Вариант № 5

Вопрос 1. Напишите ответ на тему: Римская патриархальная семья: структура, характеристика и основные направления эволюции. Агнатское и когнатское родство.

Вопрос 2. Решите следующие казусы:

 Казус

Подвластный сын по приказу своего отца приобрел владение брошенным земельным участком. Кроме того, сын втайне от отца взял в долг крупную сумму денег.

Кто в этой семье является лицом своего права и кто – лицом чужого права? Отражалось ли подвластное состояние на публично-правовом статусе лица? Имели ли лица чужого права частную право- и дееспособность? Какие сделки и на каком основании были вправе совершать подвластные? На чье имя могло быть приобретено владение в данном случае? В чью пользу тек срок приобретательной давности? Отвечал ли глава семьи по сделкам своих подвластных, совершенных без его ведома?

Примеры выполнения заданий

Решение задач по римскому праву может составить для слушателя серьезные трудности. Это связано с особенностями учебного материала по дисциплине и спецификой самой дисциплины. Предложенные задачи (казусы), могут иметь несколько вариантов решения, что связано, прежде всего, с использованием в римском праве норм нескольких правовых систем: в первую очередь, цивильного и преторского права, а также естественного права и права народов. Поэтому слушатель  должен рассмотреть все возможные варианты решения казуса, но в конце анализа предложенной ситуации остановиться на одном, на его взгляд, наиболее приемлемом с точки зрения современного юриста.

При решении практического задания следует применять несколько простых приемов:

1. Изучить необходимый материал по учебнику и попытаться определить сферу поиска необходимой информации.

2. Подобрать необходимые источники по дисциплине.

3. Определить конкретные разделы, книги, главы, титулы, таблицы и т.д. источников, в которых описаны похожие ситуации.

4. Внимательно изучить подобранный материал и выявить необходимые нормы для указанного практического задания.

5. Проанализировать и адаптировать найденную ссылку в тексте решения.

В начале приводиться текст казуса. Решение следует начинать с нескольких предложений, в которых содержится указание на тему исследования. Затем следует привести анализ казуса, и только после этого ответить на вопросы и выразить собственное мнение.

Пример решения казуса (задачи):

Задача: Марк обладал узуфруктом, предоставленным Павлом, право пользования виноградником. Через некоторое время Марк был осужден за уголовное преступление и изгнан из Рима. В чем заключалась специфика предоставленного сервитута? Сохранится ли этот сервитут?

Ответ: Сервитуты играли заметную роль в хозяйственной жизни Древнего Рима. Самой распространенной разновидностью личного сервитута являлся узуфрукт, который представлял собой, по мнению Павла, «право пользоваться чужими вещами и извлекать из них плоды» (D. VII. I. 1.).

Особенностью узуфрукта являлось то, что он устанавливался только на телесную вещь, с исчезновением которой уничтожался (D. VII. I. 2.). Владелец узуфрукта должен пользоваться предоставленном вещью, т.к. в противном случае он может утратить сервитут (D. VII. IV. 25.). Личный характер узуфрукта также устанавливал его прекращение в связи со смертью узуфруктария или умаления его правоспособности (D. VII. IV. 2. 1; 3. 3.).

В указанной ситуации сервитут, по мнению Ульпиана, должен быть утрачен (D. VII. IV. 1.). Однако в данной ситуации имеет значение, каким способом, и в какой срок был установлен данный сервитут. Если он уже был установлен и действовал, то должен быть прекращен, если же он был установлен после умаления правоспособности по легату или не вступил в силу, то может быть сохранен (D. VII. IV. 1. 1-3.). По цивильному праву узуфрукт, представленный с силу легата, может быть восстановлен (D. VII. IV. 5.).

В связи с тем, что в условии задачи не указано, каким способом, и в какое время был установлен данный сервитут, предположим, что он был установлен по соглашению и в момент умаления правоспособности Марка уже осуществлялся. В этом случае по нормам цивильного права данный личный сервитут должен прекратиться. Представляется, что Марк будет лишен права на его восстановление, т.к. в данном случае будет учитываться не только способ установления сервитута, но и степень умаления правоспособности (в данном случае средняя, но без права восстановления римского гражданства).



ЗАДАНИЯ (ВАРИАНТЫ РАБОТ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Вариант 1.

Вопрос 1. Мусульманское право периода Арабского халифата: общая характеристика и источники.

Вопрос 2. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1789 г.

Практическое задание.

Бедный вавилонянин встретил в степи беглого раба и оставил его в своем доме. Риск укрывательства был велик: ежедневно был слышен клич глашатая, призывающий поймать и вернуть беглого раба хозяину. Спустя несколько дней ему удалось вывести раба за городские ворота. Казалось, опасность миновала, но уже за пределами города раб и его спаситель были схвачены. Какое наказание ожидает раба и вавилонянина согласно Законам Хаммурапи?

Вариант 2.

Вопрос 1. Общественный строй стран Древнего Востока: общая характеристика

Вопрос 2. Возникновение буржуазного права. Принципы буржуазного права.

Практическое задание. Известен случай, когда франк не в силах заплатить долг, ограбил своего соседа, напав неожиданно на него. Но сосед его узнал. Через несколько дней состоялся суд. Не ожидая для себя ничего хорошего, виновный решил переложить свою вину на соседа: он объяснил ситуацию таким образом, что представил себя в качестве потерпевшего. Сколько раз франк нарушил Салический закон?

Вариант 3.

Вопрос 1. Государственный строй стран Древнего Востока: общая характеристика

Вопрос 2. Становление национальных правовых систем.

Практическое задание. Гражданин М. и его сын прогуливались по набережной реки Сены г. Парижа. М. поскользнулся, неловко взмахнул рукой, в которой была прогулочная трость, и острием трости проткнул шею сыну, который здесь же и скончался. Суд присяжных заседателей приговорил М. к смертной казни, ссылаясь на ст. 13 и ст. 302 УК Франции. Прокуратура оспорила это решение. Какое решение должно быть принято согласно Уголовному кодексу Франции 1810 г.?

Вариант 4.

Вопрос 1. Общая характеристика государства и права Древней Греции.

Вопрос 2. Французский гражданский кодекс 1804 г.

Практическое задание. В 1812 году во Франции Поль Женьен и Пьер Монтен решили совершить кражу в ювелирном магазине. Ночью они подошли с тыльной стороны магазина, с помощью взятых ножей взломали замок и проникли в помещение. На шум пришел сторож, но Поль Женьен приставил к его горлу нож, а Пьер Монтен в это время разбил витрину и ссыпал драгоценности в мешок. Бросив сторожа, они попытались скрыться, но были схвачены полицией. Какое наказание грозит преступникам, согласно Французскому Уголовному кодексу 1810 г.?

Вариант 5.

Вопрос 1. Афинское государство классического периода: общественный и государственный строй.

Вопрос 2. Уголовный кодекс Франции 1810 г.

Практическое задание. Однажды рыбак заметил на дне реки необычный предмет. Когда он его вытащил, то увидел кувшин, наполненный монетами. Рыбак сообщил о кладе старосте деревни, при этом точно описал найденное, спросив, что с ним делать? Позже, при решении дела сановник царя закрепил право собственности на клад за рыбаком и изъял 1/6 его часть в царскую казну. Правильно ли согласно Законам Ману поступил царский сановник?

 

Вариант 6.

Вопрос 1. Общественный и государственный строй Древней Спарты.

Вопрос 2. Формирование и развитие английского буржуазного права.

Практическое задание. Землевладелец предъявил иск собственнику промышленного предприятия, находившегося по соседству с его имением, и потребовал принять меры, чтобы дым и пепел заводских труб не проникал на территорию его землевладения. Каким должно быть решение суда на основе кодекса Наполеона?

Вариант 7.

Вопрос 1. Общая характеристика истории государства и права Древнего Рима.

Вопрос 2. Германское Гражданское Уложение 1896 г.

Практическое задание. 22-летний Н. и 17-летняя С. решили заключить брак. Однако чиновник мэрии г. Котбус отказался зарегистрировать этот брак, сославшись на нормы статей гл.2 кн.4 Германского гражданского Уложения. Правомерны ли действия чиновника?

Вариант 8.

Вопрос 1. Общая характеристика феодального государства и права в странах Западной Европы.

Вопрос 2. Гражданский кодекс 1804 г.

Практическое задание. Успеет ли Ноэль Пэри на собственную свадьбу, назначенную на 10 мая, если 4 мая он был приговорен к тюремному заключению за полицейское нарушение? ( Уголовный кодекс Франции 1810 г.)

Вариант 9.

Вопрос 1. Общая характеристика феодального права Западной Европы.

Вопрос 2. Законодательство «Нового курса» Рузвельта.

Практическое задание. Луций Ворен попросил у своего богатого соседа Терция Литиния лошадь, чтобы перевезти вещи в соседнее селение. В дороге на лошадь напали волки и задрали ее. Терций предъявил иск Ворену, требуя возвратить ему точно такую же лошадь, либо возместить ее стоимость. Каким должно быть решение суда?

Вариант 10.

Вопрос 1. Источники феодального права.

Вопрос 2. Тоталитарные (фашистские) режимы в странах Западной Европы

Практическое задание. В 1920 г. французский механик Ливье сконструировал станок, на котором можно было подделывать монеты. Через год он был схвачен полицией и предстал перед судом. Какое наказание ему будет назначено?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: