Статистика цен и тарифов

Показатели рентабельности

Наряду с абсолютным показателем объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный показатель - рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия.

Различают три показателя рентабельности: рентабельность реализованной продукции, рентабельность активов, рентабельность капитала.

Показатель рентабельности реализованной продукции отражает эффективность текущих затрат. Он исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализационной продукции.

Рентабельность активов определяется по формуле:

Р0 = (Пб / Ф) * 100%

где Пб - общая сумма балансовой прибыли (чистой);
Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств (стоимость активов).

Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительность труда, материальных и других затрат на производство. Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов непромышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности.

1.Понятие и сущность цен.

2.Методы расчета и анализа индексов цен.

1. Цена – ведущая рыночная категория, представляющая собой денежное выражение стоимости единицы товара, эквивалент обмена товара на деньги. Величина цены зависит от уровня стоимости и от соотношения спроса и предложения на товары.

Тариф – плата за различные услуги производственного и непроизводственного характера, предоставляемые объединениям, организациям и населению. Регулируется посредством системы тарифных ставок, которые представляют собой перечень ставок, выраженных в твердых суммах или в процентах, по которым облагаются различные услуги. Наиболее типичные – ставки таможенных тарифов, ставки тарифов на потребление холодной и горячей воды, теплоэнергию, электроэнергию, услуги транспорта и связи.

Классификация цен.

1. По сферам товарного обслуживания:

а)оптовые цены – по которым предприятия реализуют большие объемы продукции, как внутри оптовой сферы, так и из оптовой в розничную сферу Эти цены также носят названия – цены производителей или цены предприятий;.

б) розничные цены - по которым товар реализуется конечному потребителю в ограниченном количестве. Эти цены называются также потребительскими ценами. Группируются на цены продовольственных, непродовольственных товаров и цены на платные услуги населению;

в)закупочные цены – по которым государство покупает продукцию и сельскохозяйственных предприятий;

2. По формам продаж.

а)контрактные цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

б)биржевые котировки – уровень цен товара реализуемого через биржу;

в)цены ярмарок и выставок как правило льготные;

г)аукционные – отражающие ход продаж на аукционе.

3.По стадиям продаж.

а)цены предложения – стартовые цены, по которым продавец желает продать товар;

б)цена спроса – по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

в)цена реализации – фактическая цена продажи.

3. По степени регулирования.

а)жестко фиксированные – основные типичные цены в условиях административно-командной экономики;

б)регулируемые –устанавливаются государством на товары повышенного социального назначения;

в)свободные – не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с коньюктурой рынка.

4. По способу отражения транспортных расходов.

а)франко-отправления – транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (расходы на остальной путь несет покупатель);

б) франко-назначения – транспортные издержки до пункта назначения.

5. По степени устойчивости во времени.

а)твердые – устанавливаются на весь срок действия договора;

б)подвижные – зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара;

в)скользящие – в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок;

г)с последующей фиксацией – в договоре оговаривается условие фиксации.

Основными задачами статистики цен являются:

1.Регистрация цен.

2.Анализ уровня цен.

3.Изучение структуры цены.

4.Изучение динамики цен.

5.Прогнозирование цен.

При регистрации цен существует две методики. Прейскурантная методика, т.е. сплошной учет цен и выборочная концепция регистрации Формирование выборочной совокупности осуществляется следующим образом:

1.Выборка по времени, как правило ежемесячно.

2. Отбор товаров-представителей.

3.Выбор конкретной разновидности товара- представителя и вида регистрируемой цены.

4.Выборка по территории. Как правило включаются крупные города, областные центры.

Возможны четыре варианта регистрации цены: модальная – т.е. цена с наибольшим уровнем реализации в данной товарной группе. Это самый предпочтительный метод. Простая средняя арифметическая – не всегда точна, особенно при большой вариации объемов продаж, Средняя арифметическая взвешенная – трудоемкая, но более объективная. Случайно отобраная – рекомендуется использовать таблицу случайных чисел.

Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Индивидуальный уровень цены – это абсолютная величина, показывающий сумму денег, уплачиваемую за единицу товара.

Для цен совокупности однородных товарных единиц, варьирующих во времени и пространстве обобщающей характеристикой является средняя цена. Если известен объем продаж, то можно определить среднюю цену по средней арифметической взвешенной:

S pq

Р ср. =-------------,

Sq

где р – цена за единицу товара, q – количество проданных товаров.

Рассмотрим структуру розничной цены:

Оптовая цена производителя Торговая наценка оптовой торговли Торговая наценка розничной торговли
издержки доход издержки доход издержки доход
           

При анализе структуры цен следует обращать внимание на долю в них издержек производства, транспортных затрат, издержек хранения, долю налогов.

Вариация цен представляет немаловажный интерес, к тому же на основе варьирования показателей осуществляется и прогнозирование (см. курс «ОТС»). Относительно цен, вариацию оценивают:

1.В пределах одного товара или товарной группы.

2.Во времени

3.В разрезе территорий.

Для оценки используют уже известные вам показатели: размах вариации, среднее линейное и среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

2. В статистическом изучении цен первостепенное значение имеет индексный метод. Расчет индивидуальных индексов производится по формуле:

ip = p1 / p0

Индексы цен наиболее часто применяемые в статистике представлены в следующей таблице 1.

Таблица 1- Индексы цен применяемые в статистике

Вид индекса Расчетные формулы
Агрегатный индекс Средний индекс из индивидуальных
1.Индекс цен с базисными весами (Ласпейреса). Используется при отсутствии изменений в структуре. Sp1q0 ---------- Sp0q0 S ip p0q0 ----------- Sp0q0
2.Индекс цен с весами отчетного периода (Пааше). Занижает реальное изменение цен, если снижается количество при возрастании цен. Sp1q1 ---------- Sp0q1 Sp1q1 ---------- p1q1 S --------- ip
3.Индекс Фишера. Считается наиболее удачным, компромиссным вариантом.   Sp1q0 Sp1q1 Ö -------- * ------- Sp0q0 Sp0q1
4.Индекс цен перемен-ного состава. Показывает изменение средней цены за счет изменения как структуры объема реализации так и цен. Sp1q1 Sp0q0 ----------: -------- Sq1 Sq0

Индекс цен по формуле Ласпейреса особенно широко применяется для расчетов индексов потребительских цен (ИПЦ). Индекс цен, рассчитанный по формуле Пааше охватывает более широкий круг товаров и услуг. Индекс Ласпейреса, как правило больше индекса Пааше. Эта систематическая зависимость двух индексов известна как эффект Гершенкрона.

В рыночной экономике ИПЦ традиционно используется как общий показатель инфляции и как дефлятор, при сопоставлении национальных счетов в постоянных ценах.

Расчет ИПЦ осуществляется:

1.К предыдущему месяцу (или периоду).

2. К декабрю предыдущего года (или кварталу).

3. К соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года.

Система индексов цен предприятий - производителей (ИЦП), также называется индекс оптовых цен, отражает динамику цен промышленной продукции, изготовленную предприятиями республики, без учета НДС и акцизов. Наблюдение за ними ведется по выборочной сети базовых предприятий. Регистрация цен осуществляется ежемесячно по

набору товаров – представителей. В качестве таких товаров принимаются однородные группы продукции, близкие по основным качественным параметрам, используемому сырью, материалам и технологическим процессам при их производстве.

Индекс цен по товарам-представителям затем последовательно агрегируется по отраслям и подотраслям промышленности. В качестве базы взвешивания индивидуальных индексов используются данные о стоимости промышленной продукции, выпущенной в году, предшествующем отчетному.

Особую сложность представляет регистрация цен на предприятиях легкой промышленности, так как часто обновляется ассортимент выпускаемой продукции, меняется используемое сырье и т.д.

Предмет и задачи статистики денежного обращения и кредита.

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Денежное обращение охватывает движение не только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная часть платёжного оборота в странах с рыночной экономикой приходится на финансовые операции, т.е. на сделки с различными видами ценных бумаг, ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки, большая часть денежного оборота осуществляется в безналичной форме, что связано с резким увеличением платежно-расчетных операций.

Кредит - предоставление на основе возвратности и возмездности финансовых ресурсов одним хозяйствующим субъектом другому.

Денежно-кредитное регулирование- система мероприятий государства, направленная на стабилизацию денежного обращения, валютной системы, улучшение функционирования кредитной системы. Путём изменения денежной массы кредитных ресурсов государство воздействует на экономику. Конкретный механизм такого воздействия корректируется в связи с колебаниями экономической конъюнктуры. Центральный банк при денежно-кредитном регулировании использует такие приёмы, как регулирование учётной ставки, изменение нормы обязательных резервов банков, проведение операций с государственными ценными бумагами.

Задачами статистики денежного обращения и кредита являются:

-определение размеров денежной массы и её структуры;

-отображение денежного обращения и оценка факторов, влияющих на обесценение денег;

-характеристика кредитной политики;

-статистическое изучение форм кредита;

-изучение ссудного процента.

Категории, классификации и система статистических показателей денежного обращения.

Система статистических показателей, характеризующих денежное обращение, основывается на категориях, связанных с функциями денег, определениями денежной массы и её структуры.

Деньги выполняют меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и сбережения. Во внешнеэкономических отношениях деньги функционируют как мировые деньги.

В соответствии с указанными функциями система показателей денежного обращения включает следующие показатели:

-денежная масса и её структура;

-обеспеченность денежными знаками обращения национальной экономики и покупательная способность денежной единицы (национальной валюты);

-показатели, отражающие операции на счетах, с депозитами, золотым запасом государства;

-показатели, отражающие операции с валютой в международных экономических отношениях. В процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей осуществляется движение денег во внутреннем обороте в наличной и безличной формах. Всю денежную массу можно представить как совокупный денежный агрегат (М3), включающий в качестве составных частей денежные агрегаты М0, М1, М2. При построении этих агрегатов каждая последующая величина возрастает на предыдущую.

М3-денежная масса в обороте, измеряемая совокупным объёмом покупательных и платёжных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству (кроме центрального правительства).

В состав совокупной денежной массы, рассчитываемой Банком России, входят следующие показатели:

1. Денежный агрегат М0 – наличные деньги в обращении, т.е. не включая наличные деньги, держателем которых является банковская система.

2. Средства на расчётных, текущих и специальных счетах предприятий, населения и местных бюджетов.

3. Депозиты населения и предприятий в коммерческих банках.

4. Депозиты населения до востребования в сберегательных банках.

5. Средства Госстраха.

Денежный агрегат М1= (М0 + п.2 + п.3 + п.4 + п.5).

6. Срочные депозиты населения в сберегательных банках.

Денежный агрегат М2 = (М1 + п.6).

7. Сертификаты и облигации госзайма.

Денежный агрегат М3 = (М2 + п.7).

Самостоятельным компонентом денежной массы является показатель денежной базы. Денежная база включает денежный агрегат М0 (наличные деньги в обращении), денежные средства в кассах банков, обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке и их средства на корреспондентских счетах в Центральном банке. Для контроля за динамикой денежной массы, анализа возможности коммерческих банков расширить объёмы кредитных вложений в экономику используется показатель «денежный мультипликатор».

Денежный мультипликатор – это коэффициент, характеризующий увеличение денежной массы в обороте в результате роста банковских резервов. Он рассчитывается по формуле:

М2/Н = (С+D) / (C+R) = (C/D +1) / (C/D + R/D),

где М2 – денежная масса в обращении;

H – денежная база;

С – наличные деньги;

D – депозиты;

R- обязательные резервы коммерческих банков.

Предельная (максимально возможная) величина денежного мультипликатора находится в обратной зависимости к ставке обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком для коммерческих банков.

Соответствие количества денежных знаков объёму обращения и факторы обесценения денег определяются с помощью следующих показателей:

1. количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

2. показатель, характеризующий, во сколько раз произведение количества денег на скорость обращения больше произведения уровня цен на товарную массу;

3. показатель инфляции.

В соответствии с экономическим законом денежного обращения в каждый данный период количество денежных единиц, необходимых для обращения, определяется по формуле:

Ц – В + П - ВП

Д =---------------------,

С0

где Ц – сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В – сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П – сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили;

ВП – сумма взаимопогашаемых платежей;

С0 – скорость оборота денежной единицы (сколько раз в году оборачивается рубль).

В упрощённом виде эта формула выглядит так:

М Цср

Д = --------,

С0

где М – масса реализуемых товаров;

Цср – средняя цена товара.

Из вышеприведённой формулы получаем равенство (уравнение обмена):

ДС0 = М Цср.

Следовательно, произведение количества денег в обращении на скорость обращения (ДС0) равно произведению товарной массы на уровень цен (М Цср). Когда равенство нарушается (ДС0 > М Цср) происходит обесценение денег. Указанное уравнение обмена впервые предложено И.Фишером. Современный монетаризм (М.Фридман и др.) также основывается на уравнении И.Фишера. Но если И.Фишер делает упор на взаимосвязи денежного феномена с ценами, то М.Фридман увязывает динамику денежного фактора с номинальным ВВП.

К важным показателям статистики денежного обращения относится показатель, характеризующий изменение покупательной способности рубля (I п.с.р.), который определяется как обратная величина индекса потребительских цен (I п.ц.)). В самом общем виде этот показатель можно определить по формуле:

1 1 ∑ P0Q1

I п.с.р. = -------- = ----------------------- = --------------,

I п.ц. ∑ P1Q1 / ∑ P0Q1 ∑ P1Q1

где Q1 – объём товаров и услуг, потребляемых населением и включаемых в их денежные расходы в текущем периоде;

P0 и P1цены на товары и услуги, потребляемые населением соответственно в базисном и текущем периоде.

Категории, классификации и система статистических показателей кредита.

Кредит является средством межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала. Цель кредитной политики – воздействие на экономическую конъюнктуру с помощью кредита. В условиях рыночной экономики кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита, либо на его ограничение. При регулировании кредитования Центральный банк, который проводит кредитную политику, использует такой приём, как изменение объёма кредитов и уровня процентных ставок, рынка ссудного капитала.

При кредитных сделках заключается договор займа, или ссуды. В современных условиях все ссуды оформляются в виде денежного кредита, а кредитные отношения являются частью всех денежных отношений.

Под кредитными отношениями подразумеваются денежные отношения, связанные с предоставлением и возвратом ссуд, организацией денежных расчётов, эмиссией денежных знаков, кредитованием инвестиций, использованием государственного кредита, проведением страховых операций и т.д. Деньги выступают как средство платежа всюду, где присутствует кредит.

Кредит охватывает движение капитала и постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве эффективно используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и ресурсы банков.

В состав ресурсов для кредитования входят:

- денежные резервы предприятий и организаций, высвобождающиеся в процессе кругооборота капитала;

- денежные резервы, выступающие в виде специальных фондов, а также фонд амортизационных отчислений, используемые для капиталовложения;

- государственный денежный резерв, состоящий из текущих денежных ресурсов бюджета;

- фонд денежных средств, специально выделяемый для развития кредитных отношений (например, для долгосрочного кредитования капиталовложений);

- денежные накопления населения, аккумулируемые банками;

- эмиссия денежных знаков, осуществляемая в результате роста оборота наличных денег.

При кредитных сделках следует руководствоваться важнейшими принципами, благодаря которым обеспечивается возвратное движение средств и на основе которых определяется порядок выдачи и погашения ссуд.

Принципами кредитования являются: возвратность, срочность, обеспеченность ссуд, целевое использование, платность (возмездность). В соответствии с указанными принципами организуется оперативно-бухгалтерская работа заемщиков и кредиторов. Важными классификациями, применяемыми при формировании системы статистических показателей кредита, являются классификации кредитных операций по функциям кредита и по формам кредита.

Рассматриваются три функции кредита:

1. распределение на возвратной основе денежных средств (распределительная функция);

2. создание кредитных средств обращения и замещения наличных денег (эмиссионная функция);

3. осуществление контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов (контрольная функция).

В современных условиях известны следующие формы кредита: банковский, коммерческий, заимствования государством, потребительский, межбанковский, межхозяйственный, международный.

На основе принципов кредитования и классификации кредитных операций определяются структура и содержание статистических показателей, характеризующих разные стороны кредитных отношений.

Банковский кредит - кредит, предоставленный банками в денежной форме юридическим (компаниям, предприятиям) и физическим лицам, а также государству. Банковский кредит отличается от коммерческого не только объектами, но и субъектами кредитования, а также динамикой кредитных вложений. Субъектами банковского кредита являются промышленные и торговые компании, а также кредитно-финансовые учреждения и рынок ценных бумаг…






Подборка статей по вашей теме: