Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии

Определение функциональных стратегий организации

Формирование деловой (конкурентной) стратегии.

Формирование корпоративной стратегии.

Классификация стратегий по признакам. Виды стратегических альтернатив.

1. Стратегия ограниченного роста – этой стратегии придерживается большинство организаций. Для этой стратегии характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Причина выбора этой альтернативы заключена в минимизации риска – действовать по проталенной дорожке.

2. Стратегия роста – заключена в ежегодном значительном повышении уровня краткосрочных целей над уровнем показателей предшествующего года. Чаще всего эта стратегия применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро развивающимися технологиями. Рост бывает внутренним и внешним. Внутренний рост – расширение ассортимента товаров, внешний – объединение нескольких фирм.

3. Стратегия сокращения – ее как правило оставляют на самый худой конец. Это могут быть варианты ликвидации фирмы, отсечение лишнего или сокращение.

4. Стратегия сочетания – суть этой стратегии заключена в сочетании выше приведенных стратегий.

5. Минимизация издержек производства. Фирмы реализующие такой тип стратегии должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию, а также хорошую систему распределения продукции.

6. Специализация в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высоко специализированное производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку даже при достаточно высокой цене (бренд).

7. Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремиться работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в продукции определенного типа.

8. Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям, с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по сбыту.

9. Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает политику капиталовложений, направленных на внедрение новых технологий и видов продукции (НИОКР).

Корпоративная стратегия разрабатывается руководителями высшего звена, это тот тип стратегии, который позволяет раскрыть пути перспективы роста. Эта стратегия направлена на единую ориентацию подразделения. Корпоративная стратегия сохраняет свою деятельность в течение длительного периода времени и существенным образом влияет на деятельность компании. Она определяет основной характер компании, ее «лицо», ее индивидуальность, а также позицию корпорации в отрасли и на рынке. От корпоративной стратегии зависит выбор ближайших и последующих целей, размер и характер инвестиции, форма использования имеющихся ресурсов. Некоторые аспекты стратегий могут оставаться неизмененными в течение длительного времени: ориентация на высокое качество товара или высокие технологии, определенное сырье. Остальные аспекты могут изменятся в след за проходящими в мире переменами: производственные процессы, способы механизации, дизайн продукции. Взаимозависимость целей, политики являются решающим моментом при разработке корпоративной стратегии компании. Именно единство, согласованность, и внутренняя последовательность стратегических решений компании позволяют фирме проявить «лицо», придают ей силы для мобилизации всех резервов в конкурентной борьбе и в конечном счете определяют положение компании на рынке.

Деловая стратегия (стратегия конкуренции) призвана поддерживать подразделения организации на конкурентном уровне своей отрасли, предназначена для предприятий среднего уровня и для отдельных подразделений. Деловая стратегия включает в себя любые меры, которые руководство предпринимает учитывая конкуренцию, экономические и рыночные факторы, демографию и запросы покупателей, новые законопроекты и правовые требования, а также другие важные внешние факторы. Значительные изменения внешних условий требует изменений и стратегий. Внутри компании деловая стратегия охватывает действия по развитию навыков и способов работы, необходимых для достижения конкурентных преимуществ. Успешные деловые стратегии как правило направлены на развитие профессионализма в основных сферах деятельности фирмы. Профессионализм в основных сферах деятельности фирмы означает что компания работает в этой области особенно хорошо в сравнение с конкурентами. Профессионализм в основных сферах деятельности фирмы относится к научным разработкам, совершенству технологического процесса, производственным мощностям, продажам и распределениям, обслуживанию покупателей и ко всему, что связано с конкурентной стороной плана производства, маркетинга или сервисного обслуживания. Это главное достоинство фирмы, которое является основой конкурентного преимущества, т.к. представляет собой специфический опыт работы и навыки, которыми не обладают конкуренты.

Функциональная стратегия характеризуется тем, что при ее разработке принимают участие все функциональные отделы и службы, а ее основная цель заключается в решении задач по распределению ресурсов предприятия. Функциональная стратегия относится к плану управления текущей и основной деятельности подразделений компании. Компании необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности. Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании. Функциональная стратегия в производстве представляет собой план производства, содержащий необходимые мероприятия для поддержки деловой стратегии и достижения производственных целей – миссии компании. Главная ответственность за формирование функциональной стратегии возлагается на руководителей подразделения. При выполнении стратегии руководитель подразделения работает в тесном контакте со своими заместителями и обсуждает основные вопросы с главами других подразделений. Если руководители функциональных направлений проводят свою стратегию независимо друг от друга или от руководителя хозяйственного подразделения, это открывает дверь для проведения в жизнь нескоординированных или конфликтных стратегий. Маркетинговая стратегия, производственная стратегия, финансовая стратегия и стратегия работы с персоналом должны быть взаимосвязанными между собой, а не только преследовать свои достаточно узкие цели. Скоординированные и взаимодополняющие функциональные стратегии необходимы для успешной реализации деловой стратегии.

Важнейшую роль в формировании стратегий играет высшее руководство фирмы. Перед ним стоит задача выбрать стратегическую альтернативу, которая максимально повысит уровень предприятия. Процесс выбора стратегий включает в себя анализ прошлых стратегий, анализ портфеля продукций и непосредственный выбор стратегий. Анализ прошлых, а также текущих стратегий строится по принципу оценки внешних и внутренних факторов.

Внешние – размах деятельности фирмы и степень разнообразия производимой продукции, структура и направленность деятельности фирмы, возможности на которые ориентирована фирма, отношение к внешним угрозам.

Внутренние – цели фирмы, критерии распределения ресурсов, разработки в НИОКР (научно-исследовательские работы). Стратегии отдельных функциональных сфер маркетинга, производство, кадры, финансы.

Анализ портфеля продукции дает наглядное представление того как взаимосвязаны отдельные части бизнеса. С помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса как риск, поступление денег, обновление и отмирание. Проводится сравнение доли фирмы или ее изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности на основе матрицы БКГ. Смысл этой матрицы в том, что если изделие фирмы или услуги занимает большую долю рынка и имеет высокие темпы роста, то и фирма будет придерживаться стратегии роста или ее изделия или услуги занимают малую долю рынка или имеют низкий темп роста по возможности.

Тема: Реализация стратегического плана, его оценка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: