Управление развитием производства

Главная цель основного производства предприятия – изготовление продукции. Основное производство построено на основе рационального сочетания в пространстве и во времени средств и предметов труда и самого труда для реализации производственного процесса по изготовлению изделий.

Подразделения основного производства требуют четкой и строгой регламентации их работы, согласованного взаимодействия трудовых коллективов по изготовлению продукции. Как объект управления основное производство является динамично развивающейся системой, элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они требуют четкого и целенаправленного взаимодействия с внутренней и внешней средой каждого подразделения.

Непосредственно управление основным производством осуществляется на основе функций планирования, нормирования, мотивации труда, организации работ, анализа выполнения производственной программы, координации и регулирования хода производства, которые рассматривались выше. Все функции тесно увязываются, дополняют друг друга и образуют цикл управления производством.

Опытные цехи предприятия и опытные производства, находясь на стыке науки и производства, существенным образом влияют на совместное развитие научной и производственной деятельности. Отработка изделий в опытном производстве осуществляется параллельно со стадиями комплексной технической подготовки.

Основная задача опытного производства заключается в материализации деятельности НИИ и КБ, затем отделов главного конструктора и главного технолога по всей запланированной тематике в заданные сроки, а также выпуске первых установочных партий образцов новой техники.

Опытный цех (цех новой техники и опытной тематики) должен быть оснащен оборудованием, технический уровень которого соответствует оборудованию серийного завода, быть более прогрессивным и современным. Персонал цеха должен иметь достаточно высокую квалификацию и опыт создания и освоения новой техники. Основной целью опытного производства следует считать промышленно-экономическую аттестацию (оценку) результатов НИИ и КБ и, следовательно, проверку и оценку жизнеспособности новой продукции.

Важной составной частью системы СОНТ является стадия организационной подготовки производства (ОПП). Она представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов:

– выбор наиболее рациональных форм и методов организации производства новых изделий по обеспечению их материалами и комплектующими изделиями;

– подготовка кадров соответствующих профессий и квалификации;

– сбор необходимых данных для оперативно-производственного пла­нирования.

В процессе организационной подготовки производства заключаются договоры на кооперативные поставки, приобретаются комплектующие изделия и полуфабрикаты, новые материалы, технологическое оборудование, измерительная аппаратура. Кроме того, составляют трудовые нормы и определяются с потребностью в рабочей силе, корректируют конструкторскую и технологическую документацию.

Планы создания и освоения новой техники составляют на 3–5 лет (перспективные) и на один год с разбивкой объемов работ на кварталы (текущие). Основной задачей планирования процессов СОНТ является установление начальных и конечных сроков выполнения стадий, этапов и отдельных работ, обеспечивающих своевременный запуск создаваемого изделия в производство и выпуск его в установленные сроки. На основании установленной трудоемкости работ определяют продолжительность цикла каждой стадии или этапа процесса СОНТ в календарных днях и часах.

При достаточно большой степени новизны изделия для расчета продолжительности циклов может использоваться один из методов экспертных оценок. Общая продолжительность циклов процесса СОНТ зависит от того, как будет организована работа по выполнению стадий и этапов: последовательно, последовательно–параллельно или параллельно. Необходимо максимально совмещать во времени выполнение отдельных стадий этапов и конкретных работ, если это возможно.

Для координации во времени выполняемых работ составляются ленточные графики, позволяющие отразить календарные сроки начала и окончания каждой стадии, этапа, работы, а также общую продолжительность цикла СОНТ. Ленточные графики начинают составлять от конечного, заданного срока освоения производства нового изделия. Горизонтальные отрезки, которые наносятся параллельно, отражают продолжительность циклов каждой стадии, этапа или отдельной работы, рассчитанных по нормативам или экспертным путем.

На основе ленточного графика планирующее подразделение разрабатывает рабочие план-графики отделов, цехов или других подразделений, участвующих в создании нового изделия. По этим планам-графикам руководители подразделений составляют задания исполнителям с указанием сроков начала и окончания работ.

С возрастанием сложности разрабатываемых изделий использование ленточных графиков планирования процессов СОНТ становится затруднительным по ряду причин:

– они не отражают сложных взаимосвязей работ, из-за чего иногда трудно оценить значимость каждой отдельной работы для достижения конечной цели;

– носят сугубо статический подход в построении (строятся по заданным срокам и вскоре после начала их реализации перестают отражать фактическое состояние дел) и не поддаются корректировке при изменившихся условиях;

– не позволяют прогнозировать ход работ и не поддаются оптими­зации;

– не отражают ту неопределенность, которая часто присуща многим новым разработкам.

В последние годы широкое распространение получили сетевые графики, лишенные перечисленных недостатков и имеющие ряд преимуществ:

– преимуществом сетевых графиков является возможность введения дополнительных работ, в которых возникла необходимость;

– с помощью сетевого графика легко можно выделить технологическую последовательность, которая определяет конечные сроки выполнения всей разработки (критический путь);

– сетевой график позволяет определить резервы времени работ, не лежащих на критическом пути, и наиболее рационально перераспределить людские, материальные и финансовые ресурсы.

Методика расчета и оптимизации сетевых графиков требует отдельного рассмотрения, которое в последующем предусмотрено в курсе «Организация и управление наукоемким производством».

Система сетевого планирования и управления является одной из новых форм научного планирования и управления в области сложных комплексов работ. Находя все большее применение в различных сферах производства, система СПУ вносит научные основы в управленческий труд, доказывает свою высокую эффективность.


Глава 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ,
ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

5.1. Технико-экономическое, организационное
и социальное планирование

Сущность внутризаводского (внутрифирменного) планирования заключается в научном обосновании на предприятии предстоящих экономических целей его развития, форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления. Внутризаводское планирование предусматривает не только целостное рассмотрение производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономичес­ких и многих других проблем, но и является средством для достижения цели. Принято выделять перспективные и текущие планы предприятия.

Ограничение горизонта планирования 1–5 годами (в зависимости от размеров предприятия) соответствует среднесрочному или перспективному планированию. Перспективное планирование по своей сути является технико-экономическим планированием, задачей которого на предприятии является конкретизация его стратегии.

Перспективное планирование предполагает выделение следующих основных разделов.

План реализации продукции (программа сбыта). На основании данных маркетинговых исследований и стратегических целей предприятия формируется программа сбыта продукции по номенклатуре и ассортименту по годам периода среднесрочного планирования. Программа сбыта формируется в натуральном и стоимостном выражении с учетом прогнозируемых цен реализации. Она является основой для разработки плана производства.

1. План производства (производственная программа). В этом разделе содержится план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении, обоснованный расчетом производственных мощностей с учетом ввода нового оборудования, изменения производительности труда, структуры выпускаемой продукции, повышения качества производства.

2.План технического развития и организации производства. Этот план должен включать в себя следующие подразделы:

– освоение новых видов продукции и повышение технического уровня выпускаемой продукции;

– внедрение прогрессивных технологий;

– повышение уровня механизации и автоматизации производства;

– совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии.

В этом разделе представлены конкретные мероприятия по инновационному развитию производства, обосновываются необходимые инвестиции, приводятся расчеты ожидаемого экономического эффекта, обозначены приоритеты инвестиционной активности.

3. Капитальное строительство. В этом разделе плана определяются объемы вводимых в действие в плановом периоде основных фондов, производственных мощностей и других объектов капитального строительства, а также уровень инвестиционного обеспечения и источники инвестиций. Одновременно для строительно-монтажных работ определяется метод их ведения (подрядный, своими силами и т.д.).

4. План материально-технического снабжения. В этом разделе определяются потребности в основных материальных ресурсах и источники их получения, а также обозначены мероприятия по повышению эффективности их использования и хранения (основные поставщики, наличие долгосрочных договоров на поставку материалов и комплектующих, возможные кооперативные связи, обеспеченность ограниченными ресурсами и т.д.).

5. План по труду и кадрам. В этом разделе содержится анализ динамики производительности труда и ее прогноз, на этом основании определяется потребность в трудовых ресурсах. Намечаются источники набора дополнительных трудовых ресурсов и формы и методы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Рассчитывается фонд оплаты труда при повременной оплате или определяется норматив для расчета заработной платы при сдельной оплате труда.

6. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия. Содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам рассматриваемой перспективы.

7. Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия, расчет предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным, региональным и местным бюджетами.

8. Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает мероприятия, имеющие экологическую направленность, определяет размеры платежей за вредные выбросы и прочие расходы, связанные с воздействием на экологическую систему.

Современная техника позволяет осуществлять многовариантную разработку плана, исходя из различных сочетаний факторов внешней и внутренней среды предприятия. Многовариантность плана позволяет провести его оптимизацию, то есть выбрать один вариант, который позволит получить оптимальные результаты в пределах выбранных критериев и введенных ограничений.

Следующий уровень конкретизации плана – этап краткосрочного планирования – расчет годового плана предприятия.

Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты и разрабатывается по тем же разделам, что и перспективный план. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам. Социальная ориентация плана предусматривает решение, наряду с техническими и экономическими проблемами, проблем обеспечения соответствия международным требованиям по экологии, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции, а также показателей социального развития коллектива.

Следует отметить, что в условиях высокой неопределенности, нестабильности внешних экономических условий полная процедура формирования перспективных и годовых планов может меняться в сторону упрощения с учетом необходимости быстрой реакции на изменения окружающей экономической среды.

5.2. Организация и управление
маркетинговыми исследованиями

Маркетинг ( отанглийского слова market – рынок). Это рыночная концепция системного управления научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью предприятия, ориентированная на максимальное удовлетворение требований как существующих, так и потенциальных потребителей.

Маркетинг как система управления направлен на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности – эффективную реализацию товара на рынке. При этом предполагается выполнение следующих важных условий:

– предполагается подчинение всей деятельности предприятия требованиям потребителей;

– система основывается на политике изучения рынка, активного приспособления к нему и одновременно целенаправленном воздействии на рынок со стороны производителя продукции;

– особое значение придается активизации человеческого фактора в маркетинговой деятельности, что предполагает воспитание и обеспечение активности, а следовательно, наступательной тактике и предприимчивости работников и должностных лиц всех уровней.

Общие принципы маркетинга находят воплощение в конкретных направлениях маркетинговой деятельности, представленных ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: