Вопросы к лекции 1

Рис. 1.3. Стадии экономического цикла

Рис. 1.2. Виды экономических ресурсов и доходов от них

Рис. 1.1. Соотношение потребностей человека и экономических ресурсов

В своей совокупности потребности практически неутолимы. Это означает, что полностью удовлетворить материальные потребности в товарах и услугах невозможно. Можно лишь удовлетворить потребности в конкретном товаре на протяжении короткого времени (получить желаемое количество колбасы, воды или хлеба), но все товары и услуги всем людям вообще получить невозможно в желаемом количестве.

 
 

Для производства экономических благ нужны экономические ресурсы или «факторы производства» – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. Все ресурсы редки и они могут быть как возобновляемыми (пшеница, скот), так и не возобновляемыми (нефть, уголь). Ресурсы редки не столько потому, что их мало вообще, а потому, что их недостаточно по сравнению с потребностями. Можно условно подразделить экономические ресурсы на три большие категории – материальные, людские и информационные (Рис. 1.2).

1. Материальные ресурсы.

а) Земля – это все естественные ресурсы – иначе сырьевые ресурсы, в т.ч. лекарственные травы, лечебная грязь, минеральная вода и пр.

б) Капитал – это все средства производства, созданные людьми, используемые в производстве товаров и оказании услуг. Его можно подразделить на две категории: основной и оборотный. Основной капитал служит в течение многих производственных циклов, и используются для производства множества единиц продукции (здание больницы, операционный стол, машина «скорой помощи» и пр.). Оборотный капитал – это однократно используемые ресурсы, полностью расходуемые в течение одного производственного цикла (шовный материал, медикаменты, шприцы, электроэнергия и пр.). Несмотря на то, что капитал существует в натурально-вещественной форме, он часто выражается в стоимостной (денежной) форме т.к. имеет свою стоимость. В этом случае мы имеем дело с финансовыми ресурсами.

2. Людские ресурсы.

а) Труд – обозначение всех умственных и физических способностей людей, которые заняты в производстве товаров и услуг. Работу врача, экономиста, водителя, профессора объединяет общее понятие – труд.

б) Предпринимательская способность – особый вид труда. Предприниматель является движущей силой производства. Он сводит в единый процесс производства все имеющиеся ресурсы; принимает решения в процессе ведения бизнеса и стремится ввести в него новые продукты, производственные технологии и формы организации труда; рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами (как своими, так и привлеченными).

3. Информационные ресурсы – все сведения об окружающей среде, находящиеся в сознании, а также зафиксированные на определенных носителях (документы, ЭВМ и пр.) и необходимые для решения ряда задач, играющие большую роль в современной экономике.

Совокупность всех потребностей людей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов (земли, машин, рабочей силы и управленческих способностей). Нельзя одеть всех людей на Земле в норковые шубы и увешать всех людей бриллиантами в тысячу каратов. Абсолютное материальное изобилие невозможно.

Все экономические ресурсы кому-либо принадлежат (обществу или отдельным его членам), а их владельцы могут представлять экономические ресурсы другим членам общества в обмен на денежный доход – плату за ресурсы (Рис. 1.2).

Доход, получаемый от предоставления материальных ресурсов (земли и капитала) во временное пользование называется рентным доходом. Рента – это доход, получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от владельца осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий.

Доход человека, предоставляющего свою рабочую силу для производства товаров и услуг, именуется заработной платой.

Доход предпринимателя – прибыль, определяемая как разница между общей выручкой и совокупными издержками. Прибыль – это плата за новаторство и талант в управлении, за риск и неопределенность результатов предпринимательской деятельности.

Доход, получаемый от предоставления информационных ресурсов сложно отнести в какую-либо категорию из вышеперечисленных видов. Но владение информацией может, как принести прибыль, так и увеличить доходы, получаемые от других видов ресурсов.

Экономику можно охарактеризовать, как исследование поведения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.


Экономический продукт (Рис. 1.3) движется по стадиям общественного производства (цикла), проходя ступени производства, распределения, обмена и потребления.

Производство – процесс создания благ, необходимых для удовлетворения потребностей. Здесь происходит соединение экономических ресурсов и их переработка в готовый продукт.

На стадии распределения определяется доля каждого участника в произведенном процессе и встает вопрос не что делить, а как делить. Делить можно по-разному: поровну, по потребностям, по вложенному в производство капиталу, по вложенному труду, по результатам труда и т.п. Возникает вопрос: «На что нужно ориентироваться при распределении»?

Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен, обеспечивающий непрерывную связь производства и потребления. Для возможности обмена необходима сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Потребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.

Каждое общество решает множество проблем, обусловленных его экономическим и политическим развитием, и главным здесь является рациональное использование ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества и его членов. Поэтому в экономике любой страны существуют экономические цели, подлежащие достижению. Все их можно свести к трем основным: что производить? для кого производить? как производить? (Рис. 1.4).

Что производить? В XVIII в. доктор Р. Лаэннек изобрел стетоскоп – приспособление для аускультации, революционное для медицины того времени. В связи с этим возникает вопрос, нужно ли сегодня производить стетоскоп для всех врачей, в первоначальном виде, им предложенным, или лучше выпускать стетофонендоскоп, как более удобный?

 
 

Рис. 1.4. Основные вопросы экономики

Для кого производить? Стетоскоп Р. Лаэннека в настоящее время применяется, в основном, в акушерской практике. Поэтому, скорее всего этот прибор будут приобретать акушеры-гинекологи, и его не будут выпускать в большом количестве для всех врачей.

Как производить? Иными словами, какую технику и технологию нужно использовать? Вытачивать ли стетоскоп из дерева? Из цельного куска дерева или склеивая подготовленные части? Отливать ли его из пластмассы или металла? Из какой пластмассы или металла?

В дополнение к основным целям выделяют и ряд частных экономических целей.

1. Экономический рост – производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, т.е. повышение уровня жизни.

2. Полная занятость – желающие работать, должны иметь возможность трудиться.

3. Экономическая эффективность – получение максимальной отдачи от имеющихся ограниченных ресурсов при минимальных издержках.

4. Стабильный уровень цен – избегать как значительного повышения уровня цен (инфляция), так и их значительного понижения (дефляция).

5. Улучшение окружающей среды.

6. Экономическая свобода – свобода в выборе у производителей и потребителей.

7. Справедливое распределение доходов и пр.

Одни из этих целей взаимодополняемы, так, полная занятость (2-я цель), означает ликвидацию безработицы, как одной из основных причин низких доходов (7-я цель). Другие цели могут входить в противоречие друг с другом. Так, экономическая свобода (6-я цель) может вступить в конфликт со справедливым распределением доходов (7-я цель) и улучшением окружающей среды (5-я цель). При появлении конфликта целей, обществу нужно разработать систему приоритетов и средств в осуществлении задач, которые оно ставит перед собой.

При изучении экономики формулируются принципы, законы или модели реального поведения индивидов и институтов, о которых свидетельствуют наблюдаемые факты. Экономисты исследуют процессы, происходящие в обществе «при прочих равных условиях». Экономические принципы – это обобщения (среднемесячный доход гражданина РФ составляет 4 т.р., но не все люди имеют его), использующиеся в качестве прогнозных инструментов, и служащие основой для выработки экономической политики, имеющей целью преодолевать трудности и контролировать нежелательные процессы. Одни экономические принципы традиционно относятся к макроэкономике (экономике в целом или крупным ее агрегатам), другие к микроэкономике (особым экономическим единицам).

Макроэкономика исследует экономику как целостную систему, формирует цели экономической политики, определяет инструменты, необходимые для ее реализации. Макроэкономические исследования охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, безработица, инфляция, экономический рост, общий уровень занятости, общий уровень цен и т.д.

Микроэкономика исследует обособленные экономические единицы (отдельную отрасль, фирму, государственное учреждение, домохозяйство, а также их доходы и расходы; отдельные рынки; конкретные цены и пр.). Микроэкономика формирует принципы эффективного поведения продавцов и покупателей.

Переходя от уровня фактов и принципов к уровню обоснования экономической политики, мы переходим от позитивной экономики к нормативной. Позитивная экономика имеет дело с фактами и свободна от субъективных оценочных суждений. Она формулирует научные представления об экономическом поведении, т.е. изучает, то, что есть. Нормативная экономика олицетворяет оценочные суждения людей, относительно того, какой должна быть экономика, или какую политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или экономическом отношении, и она выражает субъективные представления о том, что, должно быть.

В экономических исследованиях имеется особый взгляд на предмет исследования. Люди в своих решениях делают выбор, сопоставляя издержки и выгоды. Они хотят рационально потратить свой доход, чтобы получить наибольшее удовлетворение от продукта, купленного за свои деньги. Это и называется экономическим восприятием человека или восприятием с позиции принципа «издержки-выгоды». При изменении размеров последних, люди изменяют свое поведение.

В экономическом восприятии преобладает маржинализм – сопоставление предельных (дополнительных) выгод и издержек от производства дополнительных единиц продукции. Часто приходится решать вопросы: больше или меньше производить товаров, увеличивать или уменьшать количество сотрудников и т.п. Делая такой выбор рационально, нужно сравнивать предельные выгоды и издержки. Например, государство, увеличивая расходы на оборону, вынуждено сокращать другие расходы (на здравоохранение, образование и т.п.), вследствие ограниченности государственного бюджета. Если предельные издержки здравоохранения превышают его предельные выгоды, то приносятся в жертву альтернативные продукты (образование, оборона и др.), которые в пределе могут обладать большей ценностью, чем охрана здоровья.

Нужно сказать, что хотя здоровье обладает высокой ценностью для человека и общества, но оно не имеет рыночной цены, не продается и не покупается на рынке. При этом большое количество редких экономических ресурсов затрачивается на поддержание здоровья. Значит можно считать, что оно обладает стоимостью и опосредовано может относиться в экономическую категорию.

Развитие НТП привело к тому, что появились новые технологии диагностики и лечения, а продолжительность жизни людей стала больше. Значительно вырос спрос на медицинские услуги. Это привлекло к притоку в здравоохранение большого количества производственных ресурсов, эффективное использование которых обусловило появление науки экономики здравоохранения.

В XX в. изменились роль и место здравоохранения в системе общественного производства: система здравоохранения стала рассматриваться на уровне воспроизводства, а труд врача был признан производительным трудом. Хотя еще Н.Г. Чернышевский в XIX в. говорил: «Труд доктора действительно самый производительный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот».

Нужно также отметить, что при оказании медицинских услуг создается новая стоимость (прибавочный продукт). Врач (медицинская организация) преобразуя экономические ресурсы в медицинскую услугу, как бы «наценяет» их, тем самым, создавая новую стоимость, что дает еще одно основание говорить о производительном труде в здравоохранении.

Здравоохранение в XX в. стало рассматриваться как экономически выгодная отрасль приложения инвестиций, а вложение денежных средств в программы, связанные со здоровьем людей, экономически выгодны и приносят доход, как обществу в целом, так и медицинским организациям, непосредственно оказывающим медицинские услуги.

Все вышеизложенное и предуготовило создание новой науки – «экономики здравоохранения» и вызвало необходимость ее изучения и преподавания. Экономика здравоохранения, исследует экономические процессы, протекающие в здравоохранении. Она базируется на следующих науках: экономической теории, (как фундаментальной науке), прикладных экономических науках (бухгалтерский учет, финансы и кредит, менеджмент, маркетинг и пр.) и специальных экономических науках, развивающихся на стыке экономики и других наук (экономическая география, экономическая статистика, хозяйственное право и пр.).

Главной целью экономики здравоохранения можно считать решение проблемы удовлетворения потребностей людей в сохранении и поддержании здоровья.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объектом исследований экономики здравоохранения являются экономические отношения в сфере здравоохранения. Предмет исследования экономики здравоохранения – экономические законы и закономерности, а также вытекающие из них принципы, которые находят отражение в действиях хозяйственного механизма.

При этом можно выделить ряд основных задач экономики здравоохранения:

· изучение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

· определение объемов ресурсного обеспечения здравоохранения, поиск путей их наиболее рационального использования и оценка эффективности использования;

· целенаправленный поиск потребителей медицинских услуг и их привлечение с помощью методов маркетингового управления;

· изучение и оценка экономической эффективности медицинской помощи, медицинских учреждений и проводимых ими мероприятий;

· создание баланса между размерами финансирования и объемами оказываемой помощи;

· использование современных информационных технологий;

· внедрение в здравоохранение современных методов менеджмента;

· поиск, подготовка и управление кадрами здравоохранения;

· изучение межотраслевых связей здравоохранения и пр.

Можно дать следующую дефиницию экономики здравоохранения, базирующуюся на определении современной экономической теории: «Экономика здравоохранения - это наука, исследующая поведение хозяйствующих субъектов в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, направленных на сохранение и поддержание здоровья, в условиях ограниченных ресурсов».

С помощью экономики здравоохранения должна решаться задача получения максимальной выгоды (как в плане улучшения здоровья, так и получения максимально возможной прибыли) при имеющихся ограниченных ресурсах.

Наука и исследования в любой области имеют две главные цели: объяснение и предсказание. Для этого экономика здравоохранения использует следующие основные методы:

1. Научный метод, состоящий из трех этапов:

· наблюдение (наблюдение, сбор информации по проблеме и ее анализ). Наблюдение широко применяется в здравоохранении вообще, так врач оценивает данные анамнеза, физикальные данные и результаты лабораторных исследований. А с помощью анализа (в экономической теории он носит название индуктивного метода) происходит расчленение исследуемого явления на его составляющие части и изучение конкретных фактов (сбор, систематизация, и обобщение), в т.ч. экономический анализ, финансовый анализ и т.п.

· формулирование гипотезы, на котором устанавливается взаимосвязь между компонентами проблемы, выявляются имеющиеся альтернативы – варианты действий и их возможные последствия. Врач, выдвигая гипотезу об имеющемся у пациента заболевании, сравнивает его с данными исследований и проводит дифференциальную диагностику. Здесь широко применяется синтез – выдвижение гипотез, сопоставляемых впоследствии с фактами (в экономической теории это носит название дедуктивного метода), с целью выявления наиболее существенных закономерностей.

· верификации или подтверждения достоверности. Например, установив диагноз, врач проводит лечение. При исчезновении симптомов заболевания и нормализации анализов достоверность диагноза подтверждается. Также, если произвести какую-то экономическую акцию и результат совпадет с ожидаемым, то гипотезу следует признать правильной.

2. Моделирование – представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Например, моделью больницы является ее организационная схема. В качестве модели течения заболевания можно использовать температурный лист.

3. Экспериментальный метод осуществляет поиск тех или иных методов повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи, организации труда медицинских работников и системы здравоохранения в целом (например, исследование воздействия маркетинговых коммуникаций на потребителя медицинских услуг).

4. Системной ориентации – представление объекта исследования как целостного образования, которое состоит из взаимодействующих частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Поэтому здравоохранение является целостной системой, состоящей из подсистем, влияющих не нее и одной из подсистем государства.

5. Экономико-математический метод, в т.ч. статистический, помогающий вскрыть количественную взаимосвязь между явлениями.

6. Прогнозирования – научное предвидение наиболее вероятных изменений: состояния отрасли здравоохранения, потребностей в медицинских услугах и т.д.

При изучении экономики может встретиться ряд ловушек, с которыми сталкивается начинающий экономист или человек, пытающийся толковать экономические проблемы с позиций обыденного сознания. К наиболее значительным препятствиям на пути экономического познания и формирования рационального экономического мышления относятся:

· ошибочные и предвзятые представления, или заблуждения. Например, некоторые люди отрицательно относятся к прибылям бизнеса, хотя никто из них не захочет вести свой бизнес без возможности получения прибыли. Теории, которые не согласуются с фактами – плохие теории;

· нечеткая терминология и определения. Термины не должны носить чрезмерно эмоциональный характер и тем самым затуманивать проблему. Например, термин «инвестиции» для рядового гражданина может означать покупку облигаций или акций на рынке ценных бумаг. Однако, для экономиста «инвестирование» – это приобретение реальных активов (машин, зданий, оборудования), а не чисто финансовая операцию по обмену денег на красочно оформленный листок бумаги.

· логически ошибочное построение. Правильность конкретного обобщения для человека, необязательно означает его верность для целого. Увеличение заработной платы желательно для него, т.к. это повышает его покупательную способность и уровень жизни. Но если заработная плата увеличится для всех, то цены на товары поднимутся, т.е. возникнет инфляция и уровень жизни может остаться прежним или даже снизиться, т.к. повышение цен погашает эффект увеличения заработной платы.

· трудность выявления четких причинно-следственных связей «post hoc, ergo propter hoc» (после этого, следовательно, по причине этого). Некорректный ход рассуждений, согласно которому одно событие, предшествующее другому, рассматривается как его причина. Классический пример: петух кричит перед рассветом, но это не значит, что петух вызвал восход солнца. В экономике причинно-следственные связи не всегда очевидны.

· корреляция и каузальность (взаимосвязь и причинность). Их нельзя путать. Корреляция указывает на то, что соотношение двух групп данные носит систематический и взаимозависимый характер. Например, при возрастании величины X, возрастает и величина Y. Однако это не обязательно означает, что X, служит причиной Y. Связь между ними может быть случайной, или порождаться каким либо фактором Z, не включенным в анализ. Так, в медицине, существует понятие «эффект плацебо», что означает «пустышка», когда больному в качестве лечебного средства дают таблетки, содержащие совершенно нейтральное вещество (тальк или крахмал). После этого состояние больного может улучшиться, однако это не значит, что существует причинная зависимость между приемом данного препарата и выздоровлением.

Все сегодняшние проблемы – безработицы, инфляции, бюджетные дефициты, бедность и др. – уходят своими корнями в проблему эффективного использования редких ресурсов. Наша борьба за улучшение материального благосостояния, наше стремление «создать себе материальное благополучие» – может являться предметом изучения науки экономики.


1. Чем, по большому счету определяется необходимость производства и продажи товара?

2. В чем состоит различие экономических и неэкономических благ?

3. Чем отличаются товары индивидуального потребления от общественных товаров?

4. Приведите примеры, когда наблюдаются внешние эффекты при получении благ.

5. Что такое потребность?

6. Какую взаимосвязь подмечает экономика между потребностями общества в экономических благах и экономическими ресурсами?

7. Дайте характеристику экономическим ресурсам.

8. Перечислите виды доходов, получаемых от предоставления экономических ресурсов.

9. Дайте определение экономики.

10. Охарактеризуйте стадии общественного производства (цикла).

11. Перечислите основные экономические цели, подлежащие достижению?

12. Что такое экономические принципы? Для чего они служат?

13. Дайте понятие микро- и макроэкономике.

14. Чем определяется экономическое восприятие человека?

15. Какие основные причины обусловили появление науки экономики здравоохранения?

16. Какова основная цель экономики здравоохранения?

17. Что такое маржинализм?

18. Что можно считать главной целью экономики здравоохранения?

19. Назовите основные задачи экономики здравоохранения.

20. Перечислите основные методы используемые в экономике здравоохранения.

21. Перечислите наиболее значительные «ловушки обыденного сознания», встречающиеся при изучении экономики.


Лекция 2.
Экономические институты и системы

Жизнедеятельность людей регулируется определенными нормами, устанавливающими правила жизни общества. Поведение человека во многом определяется т.н. «социальными институтами», под которыми понимаются организации, общественная деятельность и социальные отношения. Функцией социальных институтов является регулирование тех или иных сфер социальных отношений. Одним из видов социальных институтов являются экономические институты, в которых можно выделить следующие основные категории:

· носители хозяйственных интересов – группы людей, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по профессиям и прочим интересам (наемные рабочие, хозяева предприятий, фермеры, домохозяйки, акционеры, государственные служащие и т.д.). У каждой группы есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности;

· выразители хозяйственных интересов – союзы, политические партии и пр;

· исполнители хозяйственных интересов – субъекты государственного регулирования экономики – исполнительные органы; комитеты, центральный национальный банк и пр.

Все экономические институты функционируют в определенных экономических системах.

Человек в отдельности способен сам производить очень немногое, поэтому получить многообразие продуктов, возможно лишь путем специализации труда и последующего обмена товарами. Если бы не было возможности обмена, то человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения лишь самых насущных и минимальных потребностей. Но, чем сильнее разделение труда, тем больше зависимость между производителями. Поэтому возникает необходимость согласования их деятельности. Такое согласование осуществляет социально - экономическая система – определенный способ организации экономической жизни. Социально-экономические системы можно условно разделить на следующие основные виды: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика (Табл. 2.1) и их сочетание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: