ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
5.1.Проблемы перехода от плановой крыночной экономике и создание перспективной модели национальной экономики..
5.2.Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь.
Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется.
В трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие этапы:
1991-1995 гг. - период глубокого затяжного кризиса;
1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризиса и развития рыночных реформ;
2001 и н.в. — переход на путь устойчивого развития.
Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами:
1) сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР;
|
|
2) чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;
3) неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества;
4) односторонняя привязка к России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы;
5) доминирование государственной формы собственности;
6) несоответствие структуры производства потребностям общества;
7) чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции;
8) глубочайший социально-экономический кризис.
Переход от централизованно регулируемой экономики к рыночной сопровождается существенными преобразованиями. Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип «шоковой терапии» основан на радикальной перестройке экономики, другой – базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Именно эволюционный путь трансформации был избран для Беларуси.
Признание проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально-ориентированной модели экономики.
Социально-ориентированная рыночная экономика – тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.
2.Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов производства, финансовые и товарные. Рынок факторов производства (или рынок ресурсов): земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность (управление). Эти факторы непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.
|
|
Рынок земли – это часть системы земельных отношений, основу которой составляет механизм согласования интересов землевладельцев и землепользователей с интересами государства и общества в целом.
С 1 января 2009 года в действие вступил новый Кодекс о земле. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Установлен запрет на передачу в частную собственность земель следующих видов: земли сельскохозяйственного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; под дорогами и иными транспортными коммуникациями; общего пользования, подвергшиеся радиоактивному загрязнению; земли занятые разведанными месторождениями полезных ископаемых; земли на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся только в государственной собственности.
Согласно Кодекса о земле, местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки физическим лицам в аренду и в собственность. Цена земли определяется на основании ее кадастровой оценки. Приобрести землю в собственность юридические лица могут следующими способами: по результатам аукциона - для строительства объектов; без проведения аукциона – для целей обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений, которые находятся на приобретаемой земле.
Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов производства, который функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.
Рынок ссудного капитала - рынок среднесрочных и долгосрочных ссуд, определяющий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ.
В настоящее время в РБ наиболее развитым является рынок государственных облигаций с купонным доходом.
Барьеры для развития рынка капитала:
- требование о проведении открытой подписки и проведение оплаты до регистрации акций;
- жесткие требования к документам при совершении сделок;
- ограниченная номенклатура выпускаемых ценных бумаг;
- налогообложение сделок с производными инструментами;
- не установленные законодательством четкие критерии необходимости обращения в антимонопольный комитет, поэтому любая сделка купли-продажи акций должна получать согласие антимонопольного комитета.
Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда.
Государственное регулирование на рынке труда осуществляют органы службы занятости, в соответствии с Государственной программой содействия занятости, по направлениям: трудоустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда социальной защиты населения.
6.1. Цели, функции и методы государственного регулирования.
6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь.
6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси.
|
|
6.4. Денежно-кредитная система Беларуси.
6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси.
6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси.
Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.
Цель государственного регулирования национальной экономики - обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.
Функции государственного регулирования экономики:
1) целевая;
2) направляющая и координирующая;
3) функция распределения и перераспределения;
4) стимулирующая;
5) контрольная.
Методы государственного регулирования:
1. Правовые.
2. Административные.
3.Экономические.
2.Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь..
Рис. Структура республиканских органов государственного управления/
Министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли и координирующим деятельность в этой отрасли других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и др). На территориальном уровне государственное управление экономикой осуществляют также областные исполнительные комитеты.
В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда
|
|
3. Планирование национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.
С точки зрения временного аспекта планы бывают:
• долгосрочные: планы на период от 15—20 лет;
• среднесрочные: срок 3—5 лет;
• краткосрочные: планы сроком до 1 года.
Выделяют следующие формы планирования:
1) Директивное планирование.
2) Стратегическое планирование.
3) Индикативное планирование.
Прогнозирование национальной экономики — это процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических условий и объектов, тенденций их развития, являющийся основой для принятия решений государством.
Программирование социально-экономического развития – метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ с определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата.
В РБ на различные периоды времени разрабатываются следующие документы:
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет.
2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период.
3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет.
4. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.
Также система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:
1) Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 годы.
2) Государственной программой укрепления аграрной экономки и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.
3) Национальная программа демографической безопасности РБ на 2011-2015 годы.
4) Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.
5) Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др.
4. Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения.
Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определяющими механизм функционирования денежно-кредитной системы. С марта 1993 года белорусский рубль начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.
Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правлением Национального банка и предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября Президенту РБ.
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система:
1) первый уровень - Национальный банк;
2) второй уровень - банки и небанковские финансовые организации
Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года.
Основные показатели, характеризующие функционирование банковской системы Республики Беларусь:
1. Ставка рефинансирования (%).
2. Прирост международных резервных активов РБ в определении специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда (млрд. долларов США).
3. Прирост рублевой денежной массы (%).
4. Прирост нормативного капитала (%).
5. Прирост требований банков к экономике (%).
6. Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску (%).
7. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков (%).
В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики РБ:
• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции;
• дальнейшее наращивание нормативного капитала;
• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;
• снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности;
• обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.
5.Бюджетная система Республики Беларусь — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.
Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс. Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.
Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь формируются за счет:
1.Налоговых доходов.
2.Взносов на государственное социальное страхование.
3.Неналоговых доходов.
Расходы консолидированного бюджета включают:
1. Общегосударственные расходы.
2. Национальная оборона.
3. Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности.
4. Национальная экономика.
5. Охрана окружающей среды.
6. Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство.
7. Здравоохранение.
8. Физическая культура, спорт, культура и СМИ.
9. Образование.
10. Социальная политика (с ФСЗН)
Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.
Основа налоговой системы страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.
6. Социальная политика государства – это деятельность государства и общественных институтов, направленная на повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Цели социальной политики реализуются посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:
1) Государственная программа «Культура»;
2) Республиканская программа «Здоровье»;
3) Государственная программа развития спорта и туризма;
4) Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;
5) Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
6) Президентская программа «Дети Беларуси», в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания».
Обобщающим показателем социального развития страны является - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) ИРЧП состоит из:
1) Индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении
2) Индекс реального ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.
3) Индекс грамотности взрослого населения
4) Совокупный индекс достигнутого уровня образования - Беларусь занимает 26-е место в мире. По удельному весу
Другие характеристики социальной сферы:
1) Удельный вес расходов на здравоохранение.
2) Удельный вес расходов на образование
3) Количеству врачей на сто тысяч человек населения.
4) Уровень детской и материнской смертности.
5) Устойчивый доступ к источникам питьевой воды улучшенного качества.
7.1. Тенденции и факторы международной интеграции.
7.2. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ.
7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации.
Международная экономическая интеграция – переплетение хозяйственных связей между странами мира, которое ведет к слиянию национальных рынков, формированию единого мирового экономического пространства с единым рыночным режимом.
Международная экономическая интеграция обусловлена рядом следующих факторов:
1) углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства;
2)ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;
3) расширение региональных группировок;
4) формирование региональных рынков;
5) интернационализация хозяйственной жизни;
6) создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.
После обретения независимости в 1991 году Беларусь впервые стала полноправным субъектом международного права. С 19 сентября 1991 года БССР стала называться Республикой Беларусь. Вскоре Парламентом был принят первый законодательный акт о самостоятельной внешнеполитической деятельности республики. С конца 1991 года начался процесс признания мировым сообществом молодого белорусского государства. К настоящему времени Беларусь установила дипломатические отношения со 162 государствами. Республика имеет 65 дипломатических представительств в 46 странах мира, в том числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств, 1 консульство, 12 отделений посольств. Беларусью подписано более 3 тыс. международных документов. В республике функционируют 37 посольств, 2 отделения посольств, 1 торговое представительство (КНДР), 9 консульских учреждений и 10 почетных консулов иностранных государств, 12 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 82 посла иностранных государств.
Активно развивается и внешняя торговля Республики Беларусь со странами мира.
Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:
• содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;
• равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;
• создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;
• обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;
• содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;
• содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;
• расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;
• привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;
• участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.
2. СНГ (Содружество Независимых Государств) – объединение суверенных государств: РБ, РФ, Украины, Казахстана, Туркменистана, Молдовы, Таджикистана, Армении, Кыргызстана (1991 год), Узбекистана (1992 год), Азербайджана, Грузии (1993 год), образованное в соответствии с договороми между ними в 1991, 1992 и 1993 годах. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК).
Объективными причинами образования СНГ являлись следующие:
1) страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве;
2) страны СНГ совместно обладают большими природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество
3) выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию;
4) относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила.
Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений:
1) В октябре 2000 году был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
2) В сентябре 2003 года подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украины. При этом Россия, Беларусь и Казахстан – приступили к формированию таможенного союза.
Основные характеристики взаимной торговли РБ со странами СНГ:
1. Объем внешней торговли.
2. Экспорт товаров.
3. Импорт товаров.
3. Союз РБ и РФ – интеграционное образование двух стран СНГ, созданное в соответствии с Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 год), с 1997 года — Договор об образовании Союза Беларуси и России, а с 1999 года – Договор о создании Союзного государства РБ и России.
На заседании Совета Министров Союзного государства от 15.10.2010 года приняты к реализации основные союзные программы на 2011-2013 годы:
1) мегапроект «НИКА»;
2)создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов;
3) разработка и организация производства специального технологического оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем;
4) разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе;
5) разработка опережающих технологий «двойного» применения и гаммы современного оптического оборудования на принципах управляемого формообразования;
6) создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных – программа «БелРосТрансген-2»;
7) применение метода вибросварки при изготовлении изделий из пластмасс для автомобильной промышленности. Использование высококачественного сетевого шнурка для сложной бытовой техники;
8) программа «Нанотехнологии — СГ»;
9) космос Союзного государства.