double arrow

Операций

Организация и правовое регулирование валютных

Глава 8 ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Валютное законодательство, валютное регулирование и ва­лютный контроль Основные понятия

Валютный рынок является важной составляющей финансового рынка и представляет собой систему экономических и организа­ционно-правовых отношений, которые возникают между субъек­тами рыночных отношений по поводу купли-продажи иностран­ной валюты и платежных документов в иностранной валюте. Ва­лютные рынки служат механизмом, посредством которого произ­водятся международные расчеты во внешней торговле.

Главная функция валютного рынка состоит в том, чтобы обес­печить потребности его участников в иностранной валюте для международных расчетов, управления ликвидностью, страхова­ния валютных рисков, а также извлечения прибылей из операций с иностранной валютой.

Основными участниками валютного рынка являются:

• коммерческие банки, осуществляющие основной объем ва­лютных операций; все остальные участники валютного рынка, как правило, открывают счета в банках и через них осуществ­ляют операции с иностранной валютой; в Российской Федера­ции участниками валютной торговли являются уполномочен­ные банки;

• центральные банки; выход центральных банков на валютный рынок обусловлен решением таких задач, как поддержание курса национальной валюты с помощью валютных интервенций, а так­же управления валютными резервами;

• фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятель­ность, формируя спрос (импортеры) и осуществляя предложе­ние (экспортеры) на валютном рынке; эти фирмы осуществляют
операции с иностранной валютой через уполномоченные банки;

• валютные биржи;

• валютные брокерские фирмы; многие коммерческие банки получают информацию о текущих валютных курсах и заключают сделки с партнерами с помощью сотрудников — специализированных брокерских фирм;

• частные лица.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим отношения на валютном рынке в Российской Федерации, являет­ся Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютное регулирование в Российской Федерации осуществля­ют Банк России и Правительство РФ (органы валютного регулиро­вания).

Под валютным контролем понимается система мер по соблю­дению действующего валютного законодательства и норм, регу­лирующих внешнеэкономическую деятельность. Целями валютного контроля являются:

• обеспечение соблюдения норм валютного законодательства и валютного регулирования всеми участниками внешнеэкономиче­ской деятельности;

• ограничение оттока капитала из страны;

• репатриация ранее вывезенных средств;

• пополнение валютных резервов страны.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются:

• уполномоченные банки, подотчетные Банку России;

• профессиональные участники рынка ценных бумаг, не явля­ющиеся уполномоченными банками, в том числе держатели рее­стра (регистраторы), подотчетные ФСФР России;

• таможенные органы;

• территориальные органы федеральных органов исполнитель­ной власти, являющихся органами валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валют­ного контроля в Российской Федерации являются:

• приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

• исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

• единство внешней и внутренней валютной политики Россий­ской Федерации;

• единство системы валютного регулирования и валютного кон­троля;

• обеспечение государством защиты прав и экономических ин­тересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных раз­решений не допускается.

Рассмотрим некоторые понятия и требования, определяемые законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Резиденты — это:

• физические лица — граждане Российской Федерации, посто­янно проживающие на территории Российской Федерации, ино­странные граждане и лица без гражданства, проживающие на тер­ритории Российской Федерации на основании вида на житель­ство;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, их филиалы и представительства, а также дипломатические представительства, консульские учреж­дения и иные представительства, находящиеся за пределами Рос­сийской Федерации, Российская Федерация, субъекты Россий­ской Федерации, муниципальные образования.

Нерезиденты — это:

• физические лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации;

• юридические лица и организации, не являющиеся юридиче­скими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, и имеющие местонахождение за преде­лами Российской Федерации, а также их филиалы и представи­тельства на территории Российской Федерации;

• аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения и постоянные пред­ставительства иностранных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

• межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Феде­рации.

Уполномоченные банки — это кредитные организации, создан­ные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также филиалы кредитных организаций, созданных в соответ­ствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в ино­странной валюте на основании лицензий Банка России.

Валютные биржи — юридические лица, созданные в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой. Первая валютная биржа Российской Феде­рации — Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) начала функционировать в 1992 г.

Иностранная валюта — это:

• денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

• средства на банковских счетах и в банковских вкладах в де­нежных единицах иностранных государств и международных де­нежных или расчетных единицах.

По режиму использования и сфере применения валюты можно разделить на:

свободно-конвертируемые валюты (СКВ), которые имеют сво­бодный режим обмена на любую другую иностранную валюту, полная обратимость наличной валюты возможна при высоком доверии к ней иностранных держателей, которое, в свою оче­редь, основано на высокой конкурентоспособности националь­ной экономики (т.е. ее товаров и услуг на международных рын­ках);

ограниченно-конвертируемые валюты (ОКБ), обмен которых ограничен видами валют, объемом конверсии для юридических и физических лиц, видами операций для резидентов и нерезиден­тов и т.д. Такой режим использования национальных валют имеет большинство стран мира;

неконвертируемые, или замкнутые валюты, которые не обме­ниваются на иностранную валюту;

международные (коллективные) валюты, эмитентами которых являются международные или региональные валютно-финансовые организации, эти валюты используются в международной валютной практике и как расчетные единицы, и как платежный инструмент.

Внутренние ценные бумаги — это:

• эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость кото­рых указана в рублях и выпуск которых зарегистрирован в Рос­сийской Федерации;

• иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей, выпушенные на территории Российской Федерации.

Внешние ценные бумаги — это ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

Валютные ценности — это иностранная валюта и внешние цен­ные бумаги.

Валютные операции — это:

• приобретение резидентом у резидента и отчуждение на за­конных основаниях резидентом в пользу резидента валютных цен­ностей, а также использование валютных ценностей в качестве
средства платежа;

• приобретение резидентом у нерезидента, нерезидентом у ре­зидента либо нерезидентом у нерезидента и отчуждение на закон­ных основаниях (нерезидентом или в пользу нерезидента) валют­ных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг, а также ис­пользование валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

• ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валют­ных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг;

• перевод на свои счета в Российскую Федерацию и со своих счетов из Российской Федерации иностранной валюты, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг;

• перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со своих счетов в Российской Федерации на свои счета в Российской Федерации.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами в основном осуществляются без ограничений. Существующие огра­ничения установлены для предотвращения существенного со­кращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса рубля и для поддержания платежного баланса Российской Фе­дерации.

При расчетах и переводах по операциям между резидентами и нерезидентами в отдельных случаях, связанных с предоставлени­ем отсрочки платежа резидентом нерезиденту, или при предопла­те резидентом импорта некоторых товаров Правительством РФ предусмотрено резервирование сумм (20, 50 или 100% от суммы валютной операции) на установленный срок (соответственно до 1 года, 2 лет или 60 дней в зависимости от суммы и вида опера­ции) на отдельном рублевом банковском счете, как резидента­ми, так и нерезидентами.

Банк России может устанавливать требование об использова­нии специального счета резидентами и нерезидентами по некото­рым связанным с движением капитала операциям.

Специальный счет — это банковский счет в уполномоченном банке, специальный раздел счета депо или специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг, который используется в тех случаях, когда валютная операция может осу­ществляться только с использованием указанного специального счета. К таким операциям относятся следующие:

для резидентов и нерезидентов:

- предоставление или получение кредитов и займов в ино­странной валюте;

- операции с внешними ценными бумагами;

- исполнение обязательств резидентами по внешним цен­ным бумагам;

только для резидентов:

- операции кредитных организаций (кроме банковских операций);

только для нерезидентов:

- операций с резидентами по купле-продаже внутренних ценных бумаг.

Уполномоченные банки открывают резидентам специальные банковские счета в иностранной валюте.

Специальный банковский счет «Ф» — открывается физическому лицу — резиденту для переводов и расчетов с нерезидентами по кредитам и займам в иностранной валюте и по операциям купли-продажи внешних ценных бумаг с нерезидентами.

Специальный банковский счет «PI» открывается резиденту (фи­зическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юриди­ческому лицу) по операциям в иностранной валюте с нерезиден­тами, связанными с получением кредитов и займов, с размещени­ем внешних ценных бумаг, продажей векселей, продажей внешних ценных бумаг, не учтенных на специальном разделе счета депо.

Специальный банковский счет «Р2» открывается резиденту (фи­зическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юриди­ческому лицу) по операциям в иностранной валюте с нерезиден­тами, связанными с предоставлением займа; с приобретением у нерезидента внешних ценных бумаг, а также с продажей нерези­дентам внешних ценных бумаг кроме вышеупомянутых.

Кроме того, уполномоченные банки открывают физическим и юридическим лицам — нерезидентам специальные банковские счета в рублях.

Специальный банковский счет «С» — открывается нерезиденту для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента облигаций, выпушенных от имени Российской Федерации, явля­ющихся внутренними ценными бумагами, включая расчеты и пе­реводы, связанные с их передачей.

Специальный банковский счет «А» — открывается нерезиденту для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента акций и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, являющихся внутренними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей.

Специальный банковский счет «О» — открывается нерезиденту для приобретения у резидента и отчуждения в пользу резидента облигаций резидентов и нерезидентов, являющихся внутренними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с их передачей (за исключением облигаций, выпушенных от имени Российской Федерации, являющихся внутренними ценными бу­магами).

Специальный банковский счет «В1» — открывается нерезиденту для:

• расчетов и переводов при получении кредита и займа в руб­лях от резидента;

• для привлечения от резидента рублевых средств, полученных от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, явля­ющихся внутренними ценными бумагами, эмитентом которых является нерезидент, владелец счета «BI»;

• для привлечения от резидента рублевых средств, полученных от выдачи нерезидентом, владельцем счета «В1», резиденту век­селей, являющихся внутренними ценными бумагами.

Специальный банковский счет «В2» — открывается нерезиденту:

• для расчетов и переводов при предоставлении резиденту кре­дита и займа в рублях;

• для приобретения у резидента внутренних неэмиссионных ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с их пе­редачей;

• для отчуждения в пользу резидента внутренних неэмиссион­ных ценных бумаг (за исключением векселя, являющегося внут­ренней ценной бумагой), включая расчеты и переводы, связан­ные с их передачей.

Нерезиденты открывают в уполномоченном банке специаль­ные банковские счета в рублях при условии открытия или нали­чия у них в данном уполномоченном банке рублевых банковских счетов нерезидентов.

Для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам — индивидуальным предпринимателям) на основании до­говора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет.

Каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют, должен соответствовать транзитный валютный счет, используемый при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки (в соответствии с законодательством не более 30%). Он служит для контроля за полнотой и своевременностью обязательной продажи части валютной выручки.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком за­числяются в полном объеме все поступления иностранной валю­ты в пользу резидента, за исключением денежных средств, зачис­ляемых на текущий валютный счет, поступающих:

• с одного текущего валютного счета резидента на другой теку­щий валютный счет этого резидента в одном уполномоченном банке;

• от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;

• с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномо­ченном банке.

• Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступле­ния (зачисления) иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, направляет ему уведомление с указанием необхо­димой информации. Резидент дает уполномоченному банку рас­поряжение об обязательной продаже части валютной выручки и

перечислении суммы в рублях, полученной от продажи, на руб­левый банковский счет, а также о перечислении суммы ино­странной валюты, оставшейся после осуществления обязательной продажи, на текущий валютный счет или специальный банков­ский счет в иностранной валюте.

Одновременно с распоряжением в целях контроля за обяза­тельной продажей части валютной выручки резидент представля­ет в уполномоченный банк справку, идентифицирующую указан­ную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи.

Уполномоченный банк на основании информации о сумме, поступившей (зачисленной) на транзитный валютный счет рези­дента иностранной валюты, указанной в справке, проверяет пра­вильность указания (расчета) суммы валютной выручки, подле­жащей обязательной продаже в соответствии с распоряжением.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от резидента распоряжения и справки, банк депонирует указанную в распоряжении сумму иностранной валюты, подлежащую обяза­тельной продаже с транзитного валютного счета резидента на от­дельный лицевой счет «Средства в иностранной валюте для обя­зательной продажи на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

В течение двух рабочих дней, следующих за днем зачисления на указанный отдельный лицевой счет иностранной валюты, банк обязан продать иностранную валюту.

Одновременно с депонированием иностранной валюты банк в соответствии с распоряжением резидента списывает с транзитно­го валютного счета резидента оставшуюся часть иностранной ва­люты и перечисляет ее на текущий валютный счет резидента, ука­занный в распоряжении.

Транзитный и специальный счет используется для осуществле­ния валютного контроля с целью предотвращения нелегального вывоза капитала за рубеж, который возможен:

• из-за не поступления валютной выручки от экспорта товаров и услуг;

• необоснованных авансовых платежей за импортируемые то­вары, поставки которых вообще не осуществляются;

• перечисления на счета зарубежных фирм валюты, предназна­ченной полностью или частично в счет оплаты фиктивных услуг;

• занижения контрактной цены при экспорте, в результате часть валютной выручки остается в зарубежных банках, а затем там же переходит в собственность российских экспортеров;

• завышения контрактной цены при импорте, в результате ва­люта оседает на счетах зарубежных экспортеров, а затем попадает на счета российских импортеров;

• фиктивных внесений страхового депозита или выдачи гаран­тий на получение за рубежом кредитов;

• вывоза валюты частными лицами, в том числе и с использо­ванием международных пластиковых карт.

Валютные операции между физическими лицами — резиден­тами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные куплей-продажей внешних цен­ных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года осу­ществляются без ограничений.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исклю­чением:

• операций по сделкам между уполномоченными банками, со­вершаемым от своего имени и за свой счет;

• операций между резидентами и уполномоченными банками, связанных с кредитованием, с операциями по вкладам, с гаран­тиями и договорами поручительства или залога, с векселями упол­номоченных банков, с операциями обменных пунктов с ино­странной валютой и чеками, с уплатой комиссионного вознаг­раждения и с иными валютными банковскими операциями;

• операций со средствами, зачисленными на счета в зарубеж­ных банках;

• операций по передаче физическим лицом валютных ценно­стей государству;

• дарения супругу и близким родственникам валютных ценно­стей, завещания или получения их по праву наследования;

• коллекционирования физическим лицом единичных денеж­ных знаков и монет;

• переводов в Российскую Федерацию и из Российской Феде­рации без открытия банковского счета;

• операций физических лиц с наличной иностранной валютой, совершаемых в обменных пунктах;

• операций по расчетам в магазинах беспошлинной торговли;

• операций между агентами и доверителями при оказании услуг по заключению и исполнению договоров с нерезидентами о пере­даче товаров, выполнении работ, оказании услуг;• операций по договорам перевозки и фрахтования;

• операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организа­торов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации и
операций юридических лиц с внешними ценными бумагами с
осуществлением расчетов в рублях, при условии учета прав на
них в депозитариях — резидентах;

•операций, связанных с уплатой в иностранной валюте налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уров­ней.

Нерезиденты имеют право осуществлять между собой:

• без ограничений переводы иностранной валюты с использо­ванием счетов в зарубежных или уполномоченных банках;

• валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации в установленном порядке с возможностью требования об использовании специального счета.

Порядок открытия счетов в зарубежных банках, проведения по ним валютных операций и предоставления отчетов уполномочен­ными банками и валютными биржами устанавливается Банком России.

Резиденты могут открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях государств — членов Организации экономического сотрудниче­ства и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и переводить на эти счета средства со своих счетов (с вкладов), открытых в уполномочен­ных или зарубежных банках. При этом они должны уведомлять об открытии счетов налоговые органы. Если же государства не состо­ят в вышеуказанных международных организациях, то возможно установление требования о предварительной регистрации откры­ваемого счета. При первом переводе средств на уже открытый счет требуется предъявление уведомления с отметкой налогового органа или регистрационного документа (при условии требования регис­трации открываемого счета).

Нет ограничений при использовании резидентами средств, за­численных на счета в зарубежных банках:

для юридических лиц — на валютные операции с нерезидентами;

для физических лиц — на те валютные операции, которые не связаны с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.

Резиденты по своим счетам в банках за рубежом представляют в налоговые органы по месту своего учета:

юридические лица — отчеты о движении средств с подтверж­дающими банковскими документами;

физические лица — отчеты об остатке средств на начало каж­дого календарного года.

Резиденты осуществляют расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением при необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномо­ченным банком, независимо от вида валюты, в которой был от­крыт счет.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для уче­та денежных средств нерезидентов.

• При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в надлежащие сроки обеспечить:

• получение от нерезидентов на свои банковские счета в упол­номоченных банках сумм в соответствии с контрактом;

• возврат в Российскую Федерацию денежных средств, упла­ченных нерезидентам в случае невыполнения ими условий кон­тракта.

Для осуществления валютного контроля органами и агентами валютного контроля используется паспорт сделки (прил. 12). Банком России для обеспечения учета и отчетности по валютным операци­ям установлены единые правила оформления резидентами в упол­номоченных банках паспорта сделки по валютным операциям меж­ду резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки является базовым документом валютного контроля и содержит сведения внешнеэко­номического контракта. Он оформляется в двух экземплярах.

Физические лица — резиденты имеют право перевести из Рос­сийской Федерации без открытия банковского счета через упол­номоченный банк иностранную валюту или рубли в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 тыс. долл. США в течение одного операционного дня.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а так­же внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее вве­зенные, пересланные или переведенные в Российскую Федера­цию, только в тех пределах, которые указаны в таможенной дек­ларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пере­сылку или перевод в Российскую Федерацию. При единовремен­ном вывозе наличной иностранной валюты в сумме, не превыша­ющей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, подтверждение не требу­ется. Если сумма не превышает в эквиваленте 3 тыс. долл. США, валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

При обмене валют различных государств закономерно встает вопрос об их соотношении друг с другом, т.е. о валютном курсе.

Валютный курс — это цена, по которой может быть куплена или продана валюта одной страны, выраженная в валюте другой страны.

Установление валютного курса носит название котировки ва­люты.

Существует два основных метода котировки валют — прямая и косвенная (обратная).

При прямой котировке единицу иностранной валюты прирав­нивают к определенному количеству национальной валюты. Боль­шинство стран, в том числе Российская Федерация, используют метод прямой котировки валют.

• При косвенной (обратной) котировке к единице национальной валюты приравнивается определенное количество иностранной валюты. Косвенную котировку использует ограниченный круг стран — Великобритания, Австралия, Новая Зеландия.

В валютной практике могут существовать и использоваться раз­личные виды валютных курсов.

Официальный валютный курс — это курс, устанавливаемый Бан­ком России (по итогам торгов на ММВБ ежедневно в рабочие дни), он используется для учетных целей и при расчете таможен­ных платежей.

Биржевой валютный курс — это курс, который устанавливается на биржевых торгах при последовательном сопоставлении спроса (заявок на покупку) и предложения (заявок на продажу) на ва­люту.

Банковские валютные курсы характеризуются большим разно­образием, однако всем им присуще одно свойство — они имеют двойную котировку, т.е. курс покупки и курс продажи. За счет разницы в курсах покупки и продажи банки получают прибыль (маржу).

Кросс-курс представляет собой соотношение между двумя ино­странными валютами, полученное через их отношение к третьей валюте. В качестве третьей валюты используется российский рубль. Например, если курс евро/российский рубль равен 35,0025, а курс доллар США/российский рубль равен 28,0020, то кросс-курс евро/ доллар США равен 1,25(35,0025 : 28,0020).

В случае применения банковских курсов с двойной котировкой необходимо учитывать, что банк покупает валюту, имеющуюся у клиента, по курсу покупки, а продает требуемую ему валюту по курсу продажи. Соответственно и кросс-курс будет иметь двой­ную котировку, т.е. кросс-курс покупки и кросс-курс продажи.

Сфера применения кросс-курсов довольно обширна. Так, он используется для определения официальных валютных курсов при проведении спекулятивных арбитражных сделок, поиска лучшего варианта конверсии валют, при расчете открытых валютных по­зиций коммерческих банков.

Валютная позиция коммерческого банка представляет собой соотношение купленной и проданной валюты в течение опреде­ленного временного интервала. Валютная позиция считается за­крытой, если сумма покупок и продаж по данной валюте совпа­дают.

Открытые валютные позиции возникают, когда на некото­ром интервале времени покупки и продажи не уравновешива­ются. Если объем продаж превышает объем покупки валюты, то говорят о короткой валютной позиции. Напротив, превыше­ние покупки над продажами означает возникновение длинной валютной позиции.

При наличии открытой валютной позиции возникает валют­ный риск, так как изменение валютных курсов может привести к росту обязательств банка. С целью уменьшения валютного риска во всех странах применяется регулирование валютных позиций.

Контроль за проведением валютных операций кредитными орга­низациями, а также валютными биржами осуществляет Банк Рос­сии.

Валютная позиция — балансовые активы и пассивы, внеба­лансовые требования и обязательства в иностранной валюте или аффинированном драгоценном металле в слитках.

Лимиты открытых позиций — устанавливаемые Банком Рос­сии количественные ограничения соотношений открытых пози­ций в отдельных валютах и драгоценных металлах, включая ба­лансирующую позицию в российских рублях, и собственных средств (капитала) уполномоченных банков.

Чистые позиции рассчитываются отдельно по каждой ино­странной валюте (включая евро) и по каждому драгоценному ме­таллу.

С целью ограничения валютного риска уполномоченных бан­ков Банком России устанавливаются следующие лимиты откры­тых валютных позиций по состоянию на конец каждого операци­онного дня:

• суммарная величина всех длинных (коротких) открытых ва­лютных позиций не должна превышать 20 % от собственных средств
(капитала) уполномоченного банка;

• длинная (короткая) открытая валютная позиция по отдель­ным иностранным валютам и драгоценным металлам (включая
балансирующую позицию в российских рублях) не должна пре­вышать 10% от собственных средств (капитала) уполномоченно­го банка.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право:

• проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидента­ми норм валютного законодательства Российской Федерации;

• проводить проверки полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

• запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и веде­нием счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:

• выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;

• применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение норм валютного законодательства Российской Федерации.

Для осуществления валютного контроля агенты валютного кон­троля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нере­зидентов необходимые документы, связанные с проведением в Установленном порядке валютных операций, открытия и ведения счетов.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

• осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нере­зидентами норм валютного законодательства;

• представлять органам валютного контроля информацию о ва­лютных операциях, проводимых с их участием.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тай­ну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

При обнаружении нарушений при проведении валютных опе­раций уполномоченные банки передают информацию в Банк Рос­сии.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность за неисполнение возложенных на них функ­ций, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

• знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

• обжаловать решения и действия (бездействие) органов и аген­тов валютного контроля и их должностных лиц;

• на возмещение реального ущерба, причиненного неправо­мерными действиями (бездействием) органов и агентов валютно­го контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

• представлять органам и агентам валютного контроля необхо­димые документы и информацию;

• вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохран­ность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной опера­ции, но не ранее срока исполнения договора;

• выполнять предписания органов валютного контроля об устра­нении нарушений норм валютного законодательства Российской
Федерации.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов ва­лютного законодательства Российской Федерации и нормативных актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В условиях глобализации параллельно с положительными про­цессами развиваются также и процессы, негативно влияющие на рост национальных экономик. Это характерно в настоящее время для большинства государств, в том числе и для Российской Феде­рации. К ним относится легализация (отмывание) доходов, полу­ченных преступным путем, т.е. придание правомерного вида вла­дению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

В декабре 1988г. Базельский комитет принял Декларацию о предотвращении использования банковской системы в целях от­мывания денег, полученных преступным путем. Основные прин­ципы сводились к следующему:

• финансовые учреждения обязаны устанавливать личность своих клиентов при осуществлении банковских операций;

• финансовые учреждения обязаны сотрудничать с нацио­нальными властями на основе соответствующего законодатель­ства, т.е. банки должны предоставлять властям известные им све­дения о незаконном происхождении вкладов.

Решение о создании специальной организации по борьбе с отмыванием денег — ФАТФ (FATF — Financial Action Task Force on Money Laundering) было принято в Париже в 1989 г. на самми­те стран «Большой семерки». Она была создана в рамках Органи­зации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с це­лью противодействовать процессу интернационализации преступ­ной деятельности. Основной задачей новой организации стало от­слеживание технологий и тенденций в теневом бизнесе.

В июне 2003 г. Российская Федерация стала полноправным чле­ном Международной группы по борьбе с финансовыми злоупо­треблениями (ФАТФ) и в настоящее время вместе с ведущими странами мира участвует в разработке мировых стандартов борь­бы с отмыванием денег во всем мире.

Соответствующий закон Российской Федерации направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государ­ства путем создания правового механизма противодействия лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласно международным дого­ворам Российской Федерации действие закона распространяется на физические и юридические лица, которые осуществляют опе­рации с денежными средствами или иным имуществом за преде­лами Российской Федерации.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, не менее 600 тыс. р. либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте, и относится она к одному из следующих видов:

операции с денежными средствами в наличной форме:

- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятель­ности;

- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим лицом ценных бумаг за на­личный расчет;

- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

- обмен банкнот одного достоинства на банкноты друго­го достоинства;

- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

 
 


зачисление или перевод на счет денежных средств, предостав­ление или получение кредита (займа), операции с ценными бу­магами в случае, если хотя бы одна из сторон (физическое или юридическое лицо) является нерезидентом из государства, не состоящего в ФАТФ, либо одна из сторон владеет счетом в бан­ке, зарегистрированном в указанном государстве;

операции по банковским счетам (вкладам):

- размещение денежных средств во вклад (на депозит) на предъявителя;

- открытие вклада (депозита) наличными денежными средствами в пользу третьих лиц;

- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денеж­ных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

- зачисление денежных средств на счет (вклад) или спи­сание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех ме­сяцев со дня его регистрации, либо, если операции по ука­занному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

иные сделки с движимым имуществом:

- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, дра­гоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионно­го обеспечения;

- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

- переводы денежных средств, осуществляемые некре­дитными организациями по поручению клиента;

- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драго­ценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных, основанных на риске, играх в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

- предоставление юридическими лицами, не являющи­мися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю со стороны кредитных организаций, если сумма, на которую она совершается, не менее 3 млн руб. либо ее эквивален­та в иностранной валюте.

Кредитным организациям запрещается:

• открывать счета (вклады) на анонимных владельцев;

• открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его пред­ставителя;

• устанавливать и поддерживать отношения с банками-нере­зидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управ­ления.

Кредитные организации обязаны предпринимать меры, направ­ленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действу­ющих органов управления.

Органы государственной власти Российской Федерации, осу­ществляющие деятельность, связанную с противодействием лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с международны­ми договорами Российской Федерации сотрудничают с компе­тентными органами иностранных государств на стадиях сбора ин­формации, предварительного расследования, судебного разбира­тельства и исполнения судебных решений.


Сейчас читают про: