Управление финансами: сущность, объекты, субъекты, элементы, методы

Тема 3. Управление финансами. Финансовый контроль.

1. Управление финансами: сущность, объекты, субъекты, элементы, методы

2. Финансовое планирование, финансовое прогнозирование.

3. Принципы, методы и виды планирования.

4. Финансовый контроль: его сущность, формы, виды и методы.

5. Органы управления и финансового контроля.

Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Управление присуще всем сферам человеческой деятель­ности. Одной из важнейших областей управленческой деятель­ности является управление финансами. Под управлением фи­нансами понимается воздействие на финансовые отношения сцелью максимально эффективного распределения (перераспре­деления) финансовых ресурсов.

В любой управляемой системе выделяют объекты и субъек­ты управления. Применительно к финансам объектами управ­ления являются разнообразные виды финансовых отношений. Под субъектами понимаются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и при­нимаются в качестве объектов управления:

1) государственные финансы;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций;

3) страховые отношения.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1) финансовые органы и налоговые инспекции;

2) финансовые службы предприятий, учреждений и орга­низаций;

3) страховые органы;

Совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:

1) финансовое планирование;

2) стратегическое и оперативное управление;

3) финансовый контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в систе­ме управления финансами. В ходе финансового планирования хозяйствующий субъект оценивает состояние своих финансо­вых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое пла­нирование основывается на анализе финансовой информации, в первую очередь на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

К финансовой информации предъявляются определенные требования, основное из которых полезность, под которой по­нимаются ее уместность, достоверность, понятность и сопоста­вимость; наличие необходимых элементов, а также использо­вание определенных принципов (в том числе и ограничитель­ных) включения данных в отчетность.

Составными частями финансового планирования являют­ся бюджетное и итоговое планирование.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осу­ществляют Государственная Дума, аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Под оперативным управлением финансами понимается со­вокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного ана­лиза складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управ­ление финансами сводится к маневрированию финансовыми ре­сурсами в целях решения конкретных задач текущего периода. Оперативное управление финансами в нашей стране осу­ществляют Министерство финансов РФ, финансовые управле­ния органов местного самоуправления, дирекции внебюджет­ных фондов, страховых организаций, финансовые службы пред­приятий, учреждений и организаций.

На стадии оперативного управления финансами действует финансовый контроль, который помогает сопоставить факти­ческие результаты использования финансовых ресурсов с пла­новыми, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Финансовый контроль занимает особое место в управлении финансами и требует подробного рассмотрения.

Методы управления финансами:

Экономические:

фискальная политика. Это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры гос. расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста;

финансовое планирование;

координация финансовых ресурсов, на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: