Автоматизированные информационные технологии

Классификация информационных технологий

На основе интеграции ИС с помощью компьютерных систем создаются корпоративные ИС. Подобные системы предоставляют пользователю возможность работать со всеми локальными базами данных и с интегрированной базой данных.

Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы (формализованы). Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.

Типы информационных систем

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ
Стратегический ПРОИЗВОДСТВО ФИНАНСЫ МАРКЕТИНГ КАДРЫ Менеджеры высшего звена
Функциональный (тактический) Менеджеры среднего уровня и специалисты
Оперативный (операционный) Исполнители

Информационные системы оперативного (операционного) уровня поддерживают специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение ИС на этом уровне – отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделать в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы справиться с этими задачами, информационная система должна быть легкодоступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию.

Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Система является основным поставщиком информации для остальных типов информационных систем в организации. Примеры систем оперативного уровня: бухгалтерская, банковских депозитов, обработки заказов, регистрации авиабилетов, выплаты зарплаты и т.д.

Информационные системы специалистов повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача этих информационных систем – интеграция новых сведений и помощь в обработке документов. В этом классе информационных систем можно выделить две группы.

Информационные системы офисной автоматизации в основном охватывают управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д.

Информационные системы обработки знаний, в том числе экспертные системы, наполняются знаниями, необходимыми инженерам, юристам, ученым при разработке и создании нового продукта. Например, специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию предназначены для обеспечения высокого уровня технических разработок.

Информационные системы для менеджеров среднего звена используются для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих систем: сравнение текущих показателей с прошлыми показателями, составление периодических агрегированных отчетов, обеспечение доступа к архивной информации. На этом уровне можно выделить два типа информационных систем.

Управленческие ИС обслуживают менеджеров, нуждающихся в периодической информации о состоянии дел. Эти ИС имеют небольшие аналитические возможности. Они используются для поддержки принятия решений структурированных и частично структурированных задач на уровне контроля за операциями и опираются на потоки данных внутри организации.

Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют достаточно мощный аналитический аппарат, построенный на ряде моделей. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы менеджеры, специалисты, аналитики.

Стратегические информационные системы. Развитие и успешную деятельность любой организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией развития и поведения. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач. Стратегические ИС влияют на изменение целей фирмы, задач, методов, услуг, позволяя опередить конкурентов и наладить выгодное взаимодействие с потребителями и поставщиками.

ИС стратегического уровня помогают высшему звену управления решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная их задача – сравнение происходящих во внешней среде изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать также общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя достаточно совершенные программы, эти системы способны в любой момент представить информацию из многих источников.

Корпоративные информационные системы. Обычно в фирме имеются несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях. Между локальными ИС организуются связи различного характера и назначения. Современный подход к организации связи основан на применении локальных компьютерных сетей с выходом на ИС другой фирмы или подразделения корпорации. При этом используются ресурсы региональных и глобальных сетей.

Информационные технологии можно классифицировать по ряду признаков, в частности по способу реализации, степени охвата задач управления, классам реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, вариантам исполнения сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области.

Традиционные информационные технологии существовали в условиях централизованной обработки данных до массового использования персональных компьютеров и были ориентированы главным образом на формирование регулярной отчетности. Новая информационная технология обеспечивает процесс управления в режиме реального времени, основывается на активном участии пользователей в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям.

Электронная обработка информации применяется без пересмотра методологии и организации процессов управления с решением отдельных экономических задач.

Автоматизация управленческой деятельности предусматривает комплексное решение функциональных задач, автоматическое формирование регулярной отчетности и работу в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений.

К этой группе относятся технологии поддержки принятия решений, широко использующие экономико-математические методы и модели и пакеты прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым вопросам.

Информационные технологии, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки решений, ориентированы на использование новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей за счет полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИИ ТИП ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ Традиционные
Новые информационные технологии
СТЕПЕНЬ ОХВАТА ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ Электронная обработка данных
Автоматизация функций управления
Поддержка принятия решений
Электронный офис
Экспертная поддержка
КЛАСС РЕАЛИЗУЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ Работа с текстовым редактором
Работа с табличным процессором
Работа с СУБД
Работа с графическими объектами
Мультимедийные системы
Гипертекстовые системы
ТИП ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА Пакетные
Диалоговые
Сетевые
  СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ СЕТИ Локальные
Многоуровневые
Распределенные
ОБСЛУЖИВАЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ Бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Налоговая деятельность
Страховая деятельность
Другие

Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. Как правило, электронный офис основывается на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: