Сущность инвестиционной политики предприятия

В современных условиях, когда основными ограничениями реализации инвестиционной деятельности является дефицит инвестиционных ресурсов, управление инвестиционной деятельностью, в первую очередь, направлено на решение таких задач, как изыскание инвестиционных ресурсов для решения вопроса обеспечения конкурентоспособности предприятия, оптимизация соотношения дохода и риска, концентрация ресурсов на решение задач, обеспечивающих долговременный экономический эффект или решение неотложных проблем.

Эффективность инвестиционной деятельности предприятия во многом зависит от ее организации. Одним из наиболее рациональных путей организации инвестиционной деятельности является разработка и реализация инвестиционной политики.

Таким образом, инвестиционная политика – единая высокоинтегрированная система, состоящая из различных аспектов, неразрывно связанных между собой для достижения главной цели предприятия.

Описание «инвестиционной политики» как и любого многогранного понятия не исчерпывается лишь простым определением. Инвестиционная политика является структурированной совокупностью нескольких взаимосвязанных аспектов, таких как институциональный, экономический, нормативно-правовой, информационно-аналитический и другие.

Институциональный аспект инвестиционной политики представляет собой совокупность таких основных составных частей как виды инвестиций, инвестиционный портфель, риски. В рамках институционального аспекта выделяются основные управляемые подсистемы, существующие в корпоративных инвестициях.

Нормативно-правовой аспект инвестиционной политики состоит, во-первых, из законодательных и иных нормативно-правовых актов государства, образующих юридическую основу и формирующих фискальную среду, в рамках которых корпорация формирует инвестиционную политику и осуществляет инвестиционный процесс; во-вторых, учетной политики корпорации, внутренних регулирующих документов, которые позволяют обеспечивать единый инвестиционный процесс в рамках подразделений корпорации.

Экономический аспект – совокупность экономических частей инвестиционной политики, к которым относится система экономических показателей для оценки инвестиционной политики, управление и финансирование инвестиционного процесса. В рамках экономического аспекта выделяются основные методы, критерии и цели инвестиционной политики.

Информационно-аналитический аспект инвестиционной политики представляет собой систему обработки информации, состоящую из подсистемы сбора и сортировки информации, подсистемы хранения информации, поиска и анализа информации. Система обработки информации является базисом оперативного информационного обмена в рамках корпоративной инвестиционной политики, позволяет оперативно реагировать на изменения в юридических основах и фискальной среде, прогнозировать экономические перспективы рынков и планировать изменения в пределах институционального аспекта и корректировать основные части экономического аспекта инвестиционной политики.

Российские предприятия всех отраслей промышленности сталкиваются с возрастающей конкуренцией. Поэтому огромное значение для каждого из них приобретает проблема формирования долгосрочных конкурентных преимуществ на целевых сегментах рынка. Основы этого закладываются путем разработки и реализации инвестиционной политики – комплекса мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости и направленных на завоевание и укрепление рыночных позиций в долгосрочной перспективе.

Содержание инвестиционной политики предприятия состоит в определении объема, структуры и направлений использования инвестиций для достижения полезного эффекта. Особенности инвестиционной политики зависят от комплекса факторов, среди которых главенствуют технические, экономические, а также социальные и экологические. Таким образом, для разработки и осуществления инвестиционной политики предприятием необходимы постоянный анализ внутренней и внешней его среды для формирования потребности в инвестициях; поиск их источников; разработка и реализация инвестиционных предложений.

С точки зрения управления инвестициями (в рамках инвестиционной политики) можно выделить следующие этапы инвестиционного процесса на предприятии:

- мотивация инвестиционной деятельности;

- разработка программы развития предприятия;

- обоснование целесообразности реализации выбранной инвести­ционной программы (оценка эффективности, рисков, ресурсного обеспечения и др.);

- страхование реальных инвестиций;

- регулирование инвестиционного процесса;

- планирование инвестиций (составление ТЭО, бизнес-планов проектов и т.д.);

- финансовое обеспечение инвестиционной деятельности (разработка капитального бюджета);

- проектирование (разработка проектно-сметной документации по отдельным объектам);

- обеспечение реальных инвестиций (капиталовложений) материально-техническими ресурсами;

- освоение реальных инвестиций (процесс производства строительно-монтажных работ);

- мониторинг процесса освоения инвестиций (оперативное управление);

- сдача готовых объектов в эксплуатацию;

- освоение проектных мощностей;

- оценка результатов инвестирования (эффективности реализованных инвестиционных проектов).

Данные этапы могут быть изменены исходя из масштабов инвестици­онной деятельности предприятия и характера реализуемых проектов.

Основные моменты, которые следует учитывать при разработке инвестиционной политики, изложены в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция, от 21.06.1999).

В частности, к ним относятся:

- соответствие инвестиционных предложений законодательству Российской Федерации;

- эффективность инвестиционных предложений, включая не только экономический, но и другие виды эффектов (социальный, экологический, информационный и т.д.);

- возможность использования государственной поддержки;

- вероятность привлечения иностранных инвестиций;

- особенности, текущее и перспективное состояние рынка продукции и услуг, производимых предприятием;

- текущее финансово-экономическое состояние предприятия;

- технико-технологический и организационный уровень предприятия;

- условия инвестирования на рынке капиталов;

- возможность и условия лизинга имущества;

- условия страхования инвестиционных рисков.

Разработка инвестиционной политики индивидуальна для каждого предприятия и определяется рядом факторов. К основополагающим относятся:

- динамика спроса и предложения на рынке продукции, производимой предприятием, качество и цена данной продукции и продуктов-заменителей (при наличии);

- особенности общей стратегии предприятия;

- финансово-экономическое положение предприятия, в частности соотношение собственных и заемных средств;

- технический уровень производства на предприятии, наличие незавершенного строительства и не установленного оборудования;

- финансовые условия инвестирования на рынке капиталов;

- возможность получения имущества по лизингу;

- возможность получения государственной поддержки;

- норма прибыли от реализации инвестиционных проектов с участием предприятия;

- условия страхования и получение гарантий от некоммерческих рисков;

- состояние фондового рынка.

В зависимости от технического состояния основных фондов предприятия и его финансово-экономического положения приоритет отдается либо капиталообразующим, либо портфельным инвестициям. В условиях слабо развитого рынка предпочтение отдается капиталообразующим инвестициям. Тем не менее, это не означает отказа от портфельных инвестиций. Поэтому процесс разработки инвестиционной политики предприятия сводится к формированию совокупного инвестиционного портфеля, включающего как капиталообразующие инвестиции, так и портфельные.

Соответственно, главная цель инвестиционной политики предприятия заключается в формировании инвестиционного портфеля, который представляет собой диверсифицированную совокупность вложений в различные виды активов. Портфель – собранные воедино различные инвестиционные ценности, служащие инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели инвестора.

Основными принципами формирования инвестиционного портфеля являются безопасность и доходность вложений, их стабильный рост, высокая ликвидность. Под безопасностью понимаются неуязвимость инвестиций от потрясений на рынке инвестиционного капитала и стабильность получения дохода.

Методом снижения риска серьезных потерь служит диверсификация портфеля, т. е. вложение средств в проекты и ценные бумаги с различными уровнями надежности и доходности. Риск снижается, когда вкладываемые средства распределяются между множеством разных видов вложений. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одному элементу портфеля будут компенсироваться высокими доходами по другому. Минимизация риска достигается за счет включения в портфель множества различных элементов, не связанных тесно между собой, чтобы избежать синхронности циклических колебаний их деловой активности.

Ключевую роль в реализации инвестиционной политики предприятия занимает вопрос достаточности оборотных активов, механизм их пополнения и анализ эффективности использования. Оборотные средства предприятия с одной стороны представляют собой часть имущества, воплощенного в материально-производственных запасах, незаконченных расчетах, остатках денежных средств и финансовых вложениях. С другой стороны – это часть капитала (пассивов), авансированные в оборотные активы и обеспечивающего непрерывность процесса производства и реализации продукции (услуг, товаров).

Абсолютная потребность в оборотных средствах зависит от объема хозяйственной деятельности, условий снабжения и сбыта, и поэтому должны регулироваться. При их недостатке или неэффективном использовании финансовое состояние предприятия ухудшается, что непосредственно сказывается на его платежеспособности и в конечном итоге приводит к банкротству. Управление оборотными активами включает в себя учет всех составляющих оборотных активов, анализ состояния и причин снижения оборачиваемости оборотных активов.

Анализ состояния оборотных активов, отдельных элементов (запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции на складе, дебиторской задолженности и т.д.), а также показателей их оборачиваемости позволяет: повысить эффективность использования денежных ресурсов в текущей деятельности предприятия, определить ликвидность предприятия, и выявить структуру оборотного капитала.

Оборотные средства рекомендуется поддерживать на минимальном, но в то же время достаточном уровне. Это важное условие для снижения доли наименее ликвидных элементов оборотных активов (запасов сырья и материалов, незавершенного производства). Наличие чистого оборотного капитала, выраженного разницей между оборотными активами и краткосрочными обязательствами, является необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Чем выше данный показатель, тем больше у предприятий возможностей для проведения независимой финансовой политики.

В случаях, когда наблюдается уменьшение чистого оборотного капитала, изменяется соотношение между дебиторской кредиторской задолженностью по товарным операциям, можно предположить, что предприятие в значительной степени финансирует свои оборотные активы за счет краткосрочных банковских кредитов или средств кредиторов. Если при этом показатели оборачиваемости оборотных средств не улучшаются, то снижение величины собственных оборотных средств свидетельствует о неэффективном управлении оборотными активами и об увеличении риска в деятельности предприятия. Напротив, если предприятия поддерживает высокий уровень оборачиваемости оборотных активов, то это свидетельствует об их рациональном использовании.

Снижение полного цикла оборота оборотных активов может произойти по ряду причин: за счет сокращения времени производственного процесса (периода хранения материальных запасов и готовой продукции, непосредственного снижения длительности изготовления продукта), путем ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности и за счет замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.

Структура оборотных активов складывается под влиянием отраслевых и иных факторов:

­ производственные факторы – состав и структура затрат на производство, его тип, характер выпускаемой продукции, длительность технологического процесса и др.;

­ особенность закупок материальных ресурсов – периодичность, регулярность, комплектность;

­ формы расчета с поставщиками;

­ спроса на продукцию предприятия

­ учетной политики предприятия и т.д.

Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из его стратегических целей, т. е. из перспективного плана экономического и социального развития, а в конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение его финансовой устойчивости. Для того чтобы инвестиционная политика, проводимая предприятием, осуществлялась эффективно, соответствовала его стратегическим и тактическим целям, необходимо иметь четкое представление о ее содержании и порядке разработки.

Исходной базой в процессе выработки общей производственной стратегии предприятия, а также направлений инвестирования является анализ рынка. Проведение анализа рынка осуществляется по следующим позициям:

- выявляются предприятия-конкуренты;

- определяются географические границы рынка реализации продукции предприятия;

- проводятся исследования относительно продуктов-аналогов и заменителей;

- анализируется динамика потребительского спроса, прогнозируемого на период реализации инвестиционной политики предприятия;

- определяются перспективы роста предприятия;

- оценивается конкурентоспособность продукции предприятия на различных рынках;

- выявляются возможности повышения конкурентоспособности продукции предприятия и расширение ее рынка сбыта в процессе реализации инвестиционной политики.

Результаты анализа рынка позволяют выбрать направление как капиталообразующих, так и портфельных инвестиций. Как отмечалось ранее, капиталообразующие направления инвестирования прямо определяются производственной стратегией предприятия, процесс выработки которой складывается из следующих этапов.

1. Определение вида деятельности и концепции долгосрочного развития предприятия (в зависимости от размера и вида деятельности предприятия на 3-10 лет вперед). Этот этап связан с исследованием рынка и выбором места на нем, определением круга потребителей, нужды и потребности которых предприятие решило удовлетворять. Одновременно выявляется и способ удовлетворения этих потребностей.

2. Определение конкретных целей и задач для их достижения. Это этап конкретизации деятельности предприятия в планируемые промежутки времени. Они могут быть как долгосрочными (три года и более), так и краткосрочными (один-два года). Именно только тот этап, при осуществлении которого задействуются не только центральное руководство, но и подразделения предприятия для получения общей картины перспективного его развития, обосновывает необходимость инвестиций и определяет их виды и направления. Таким образом, разработка инвестиционной политики является фактором, определяющим эффективность достижения поставленных стратегических целей перед предприятием.

3. Непосредственная разработка стратегии. Данный этап включает как аналитическую часть, так и проектную. Анализ внешней и внутренней среды, оценка рынка и конкурентных преимуществ предприятия позволяют сформи­ровать так называемый «портфель стратегий», включающий стратегии: маркетинга; инноваций; инвестирования; ассортиментную и внешнеэкономическую и т.д. Данный перечень может изменяться в зависимости от вида деятельности. Неизменной составляющей является инвестиционная стратегия и формирование портфеля инвестиций, от эффективности которого зависит доходность предприятия. Таким образом, третий этап разработки стратегии является центральным в определении инвестиционной политики предприятия.

4. Реализация выработанной стратегии представляет собой как разработку, так и задействование механизмов, обеспечивающих достижение поставленных целей. К ними относятся организационные и экономические механизмы, формирующие внутреннюю политику предприятия. Она охватывает все подразделения предприятия и направлена на выполнение разработанных мероприятий.

5. Контроль, анализ хода реализации стратегии и корректировка мероприятий в случае отклонения от текущих критериев достижения конечной цели.

Как видно из содержания этапов выработки стратегии предприятия, инвестиционная стратегия является одной из функциональных его стратегий и вырабатывается на третьем этапе. Вместе с тем потребность в инвестициях выявляется уже на втором этапе определения конкретных целей и задач для их достижения. Установление конкретных целей и задач, на основе которых выявляется инвестиционная проблема, базируется на произ­водственных возможностях предприятия. При этом следует различать производственные возможности (потенциал) предприятия и возможные факторы достижения стратегического успеха.

Производственные возможности (потенциал) предприятия определяются наличием, состоянием и использованием его внутренних ресурсов. К ним относятся:

- наличие и состояние производственных основных фондов, в том числе законсервированных и резервных;

- текущая и прогнозная величина производственной мощности по производимым и перспективным видам продукции;

- используемые технологии на всех стадиях производственного процесса;

- состав, структура, квалификация персонала по отдельным группам;

- научно-технический потенциал предприятия:

- операционные затраты;

- соотношение постоянных и переменных затрат;

- платежеспособность;

- финансовая устойчивость;

- деловая активность;

- прибыльность (рентабельность).

К факторам достижения стратегического успеха относятся: широта ассортимента продукции, ее новизна и качество, обеспечивающее конкурентоспособность; разветвленность товаропроводящей сети; уровень издержек, цен, обеспечивающих рентабельность инноваций выше, чем у конкурентов; имидж предприятия среди поставщиков и потребителей, и наличие сервисного обслуживания.

Определение направлений капиталообразующего инвестирования зависит от выбора предприятием конкретной стратегии на основе анализа его потенциала и факторов достижения успеха. Для большинства стратегий приоритет инвестирования принадлежит техническим и экономическим факторам. Более детально инвестиционные приоритеты для выбранной стратегии определяются в результате анализа особенностей предприятия, его положения на рынке, уровня специализации, структуры производственного портфеля. С последней позиции все предприятия и их объединения можно разделить на занимающиеся одним видом деятельности (специализированные) и несколькими видами деятельности (диверсифицированные).

Для специализированных предприятий одной из основных целей является укрепление конкурентных позиций на длительную перспективу, что предполагает приоритет инвестиций в новые технологии, оборудование, материалы и в повышение качества продукции путем придания ей новых свойств.

Для крупных предприятий, имеющих слабую позицию на быстрорастущем либо медленнорастущем рынке, рекомендуется вертикальная интеграция, либо диверсификация в другие отрасли. Количественное определение привлекательности отрасли для соответствующего хозяйственного подразделения и позиции его в конкурентных условиях осуществляются путем взвешенной оценки.

Необходимость выработки стратегии увеличивается при усложнении воздействия внешней среды на предприятие в современных условиях, определяемых нестабильностью экономической обстановки, темпами научно-технического прогресса. Вместе с тем отечественная практика не имеет достаточно опыта выработки стратегии деятельности пред­приятия в условиях риска и неопределенности.

Отсутствие практического опыта стратегического управления усложняет и повышает неопределенность в процессе принятия решений по отдельным инвестиционным проектам, разрабатываемым в ходе инвестиционной политики предприятия.

Основные блоки инвестиционной политики на уровне предприятия представлены на рис. 4.1.

    Инвестиционная политика на уровне предприятия    
                       
                       
Выбор и обоснование приоритетных направлений вложения инвестиций   Изыскание источников финансирования     Рациональное использование амортизацион. отчислений и прибыли предприятия   Совершенствов. технолог. и воспроизводств. структуры капитальных вложений
                       
                       
Недопущение чрезмерного физического износа ОПФ   Увеличение и улучшение использования производственных мощностей     Формирование оптимального инвестиционного портфеля предприятия   Совершенствование видовой, технологической и возрастной структуры ОПФ
                       
                       
      Экономическое обоснование и выпуск ценных бумаг     Оценка влияния инвестиционной политики на финансовые результаты      

Рис. 4.1 Основные блоки инвестиционной политики на уровне предприятия

На основе экономического обоснования и стратегических целей развития предприятия на будущее выбираются приоритетные направления вложения инвестиций. Эти направления ранжируются по важности, последовательности и срокам вложения инвестиций. Потребность в ресурсах для реализации инвестиционной политики определяют с учетом производственного и научно-технического потенциала, необходимого предприятию для выпуска продукции с учетом потребности рынка. При оценке рынка продукции принимают во внимание динамику потребительского спроса, прогнозируемого на период реализации инвестиционной политики, а также уровень конкуренции на рынке. На основе анализа денежных потоков выявляются возможности финансирования капитальных вложений за счет собственных средств. Если их недостаточно для реализации инвестиционной политики, то изыскиваются и обосновываются другие возможные источники финансирования (лизинг, кредит, иностранные инвестиции и др.). Затем формируется оптимальный инвестиционный портфель предприятия. В нем приводятся наиболее эффективные инвестиционные проекты, принятые к реализации, ценные бумаги с указанием источника финансирования, а также предусматривается продуманная и эффективная политика использования амортизационных отчислений. Они должны служить основным источником финансирования капитальных вложений и иметь строго целевой характер.

Для обеспечения ликвидности инвестиций следует взвесить вероятность изменения внешней инвестиционной среды, конъюнктуры рынка и стратегии развития предприятия. Подобные изменения способны снизить доходность отдельных объектов инвестирования, повысить уровень рисков, что может сказаться отрицательно на инвестиционную привлекательность предприятия. В силу воздействия этих факторов временами приходиться принимать решение о своевременном выходе из неэффективных проектов и реинвестировании высвобождаемого капитала. Поэтому целесообразно провести оценку уровня ликвидности инвестиций в каждый объект.

При разработке инвестиционной политики учитывается технический уровень производства и предусматриваются конкретные мероприятия по своевременному вводу новой техники и технологий и снятию с производства морально и физически изношенного имущества. Реализация этих мероприятий возможна только на основе систематического анализа состояния основных производственных фондов, особенно активной части. Предусматриваются конкретные меры по совершенствованию структуры основных производственных фондов. Целесообразность таких мероприятий связана с необходимостью повышения эффективности капитальных вложений, так как она в значительной мере зависит от совершенства структур основных производственных фондов. На каждом предприятии ввод дополнительных производственных мощностей должен осуществляться только с учетом полного использования уже имеющихся производственных мощностей. Нарушение этого принципа возможно только в исключительных случаях, например, выпуск принципиально новой продукции не может быть осуществлен на имеющихся производственных мощностях.

Замыкающей стадией формирования инвестиционной политики является анализ влияния реализации инвестиционной политики на финансовые результаты работы предприятия на перспективу

При разработке инвестиционной политики на предприятии необходимо придерживаться следующих принципов:

- инвестиционная политика должна быть нацелена на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;

- должны быть учтены инфляция и факторы риска;

- должны быть экономически обоснованы инвестиции;

- сформирована оптимальная структура портфельных и реальных инвестиций;

- проекты должны быть ранжированы по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;

- должны быть выбраны надежные и более дешевые источники и методы финансирования инвестиций.

Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Реализация стратегического управления осуществляется путем выработки механизма деятельности, ведущего к достижению поставленной цели наиболее эффективным способом в условиях неопределенности внешней среды. Это означает, что основой стратегического управления является правильный выбор цели развития предприятия на перспективу. Кроме того, стратегическое управление предполагает тщательную разработку инструментария дос­тижения поставленной цели. А это требует комплексного охвата всех сторон деятельности предприятия, начиная от маркетинговых исследований и снабжения, заканчивая доставкой продукции потребителям и сервисным обслуживанием. Одно из центральных мест в данном механизме занимает инвестиционная деятельность, поскольку в постиндустриальную эпоху одной из важнейших групп факторов внешнего воздействия на предприятие является ин­новационная. При этом вне зависимости от вида инноваций они, как правило, требуют значительных финансовых вложений. В этих условиях необходима комплексная разработка инвестиционной политики, обеспечивающей решение инновационных и других стратегических задач.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: