Экономическое сознание, экономическое поведение, экономическая культура, экономические интересы людей как социальные и цивилизационные факторы социально-экономических процессов

Специфика аналитических методов в моделировании, прогнозировании и проектировании социально-экономических процессов: занятости населения, рынка труда, проблем безработицы, формирования человеческого капитала

Аналитический метод исследования экономических систем нередко осуществляется путем моделирования, одно из условий которого состоит в том, что функциональное соотношение основных параметров экономической системы не должно меняться в течение рассматриваемого периода. Однако это условие зачастую трудно выполнимо, особенно при наличии переходной экономики.

Особой осторожности требует интерпретация причин выявленных закономерностей. Нередко исследователь объясняет полученные результаты воздействием одной переменной на другую, однако его оппоненты указывают, что те же результаты можно получить вследствие обратного воздействия либо воздействия на обе переменные третьего фактора.

Моделирование рынка труда предполагает учитывать, что в этой модели действуют, с одной стороны, предприниматели в качестве продавцов товара и «покупателей» рабочей силы, а с другой стороны — домашние хозяйства в качестве покупателей товаров и «продавцов» своей рабочей силы. Моделирующий эту ситуацию экономист должен объективно учесть двусторонние экономические интересы, которые могут проявляться в четких статистических критериях, а иногда в косвенных, но не менее существенных факторах.

Моделирование социально-экономических процессов с предварительной диагностикой — важнейшая предпосылка государственного регулирования экономики и разработки прогнозов.

Государственное прогнозирование — это система научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны.

В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование становится начальной стадией, основой всей системы управления: изменение в условиях рынка траекторий развития, увеличение выбора его вариантов, усиление интенсивности поиска выходов из негативных ситуаций достигается с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации.

Например, прогнозы занятости населения строятся на основе демографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных сфер деятельности. Результатом государственного прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и разработки концепции развития страны.

Основу научного прогноза составляют знания:

а) о существе процессов в прогнозируемой системе в течение характерного времени ее развития (т.е. в течение полного цикла развития системы или ее части);

б) об изменении за это же время внешних условий, в которых данная система развивается;

в) о состоянии и тенденциях развития на момент составления прогноза и о степени совпадения прогнозируемой направленности развития с направленностью событий, предопределяемых конкретными управляющими действиями.

Комплексные прогнозные исследования предполагают использование нескольких методов, каждый из которых предназначен для решения специального класса задач, возникающих на различных этапах разработки прогноза.

Исходным моментом в разработках нормативных прогнозов является задание конечной цели развития процесса. Главная проблема исследования — согласование этой отдаленной цели с действиями в настоящем и будущем времени, которые необходимо предпринять для ее достижения. Одна из задач экспертов — построение так называемого графа событий сверху вниз: от исходной цели (вершины графа) до его основания. Каждое событие — это условие для достижения события верхнего уровня.

Прогнозирование таких социально-экономических процессов, как занятость населения и рынок труда, учитывает систему трудовых балансов, которая включает в себя совокупность балансов, характеризующих различные стороны воспроизводства трудовых ресурсов. С помощью этих балансов выявляются важнейшие закономерности использования трудовых ресурсов как по стране в Целом, так и по ее отдельным (как правило, наиболее крупным) регионам. Поэтому наряду со сводным балансом трудовых ресурсов составляются частные трудовые балансы или выполняются расчеты по отдельным элементам баланса рабочей силы. Данные трудовых балансов используются для определения общей численности трудовых ресурсов, уровня занятости населения, структуры работающих по профессиям и т.д.

Условные допущения относительно функционирования рынка товаров определяют ситуацию и на рынке труда. Эти допущения подразумевают во всех случаях полную приспособляемость предложения к спросу при заданных ценах, т.е. неизменной процентной ставке, цене на товары и ставке заработной платы, а также при неизменной величине основного капитала и имущественного капитала. Данное обстоятельство означает наличие возможности использования дополнительной рабочей силы для увеличения дополнительного производства.

Такого рода ситуация характеризует краткосрочное равновесие при наличии конъюнктурной и вынужденной безработицы. В условиях данного равновесия производители готовы предложить любое запрашиваемое потребителями количество товаров по господствующей на рынке цене на товары, а наемные работники — предложить любое запрашиваемое работодателями количество работы по заданной ставке заработной платы.

Безработица — постоянный спутник рыночной экономики, результат взаимодействия между спросом на рынке на рабочую силу и ее предложением. Прогнозирование уровня безработицы чаще всего строится на устойчивой зависимости: в период спада экономики безработица увеличивается, а в периоды подъема снижается, но всегда есть люди, ищущие работу.

Безработица измеряется двумя основными показателями: ее уровнем и ее продолжительностью. Уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в общей численности экономически активного населения, а продолжительность безработицы определяет, сколько времени люди не имели работы. Сопоставив уровень безработицы с ее продолжительностью, можно оценить ее значимость. При более высоком уровне безработицы, но незначительной ее продолжительности ситуация может быть более благоприятной, чем при обратных величинах.

Чрезмерная безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Основная экономическая цена безработицы — несозданный продукт.

Американский экономист А. Оукен, социально проектируя последствия безработицы, вывел математическую закономерность, согласно которой 1% превышения фактического уровня безработицы над естественным вызывает отставание роста объема ВНП на 2,5%.

Другие издержки — необходимость содержания безработных, а также возможность массовых волнений, которые могут привести к социальным и политическим переменам. Поэтому государство регулирует занятость (и, следовательно, безработицу) на рынке труда. Главное в этом процессе — проведение активной политики занятости, что не исключает социальной защиты от вынужденной безработицы.

Социальное проектирование, ориентированное в том числе на предотвращение безработицы для наиболее экономически активной части населения, связано с понятием «человеческий капитал», под которым подразумевается имеющийся запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в человеческий капитал могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. При вкладывании своих средств в образование человек ведет себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки.

В зарубежной экономической практике понятие «человеческий капитал» используется уже на уровне теоретического обоснования. В частности, Г. Беккер первым осуществил практический, статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто ограничился окончанием средней школы. В составе издержек обучения в качестве главного элемента выделялись «потерянные заработки», т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. (По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование их человеческого капитала.) Сопоставление выгод и издержек образования дает возможность подсчитать рентабельность вложений в человека. По выкладкам Беккера, в США отдача высшего образования находится на уровне 10—15%, что превышает показатели прибыльности для большинства фирм. Это подтверждало его предположение о рациональности поведения студентов и их родителей.

Большое теоретическое значение имело введенное Беккером различие между специальными и общими инвестициями в человека (и шире — между общими и специфическими ресурсами вообще)1.

Реализация знания обусловливается управленческой технологией, т.е. превращением знания в организационный проект, схему, план, способ сборки, правильную расстановку ресурсов.

Как только мы это признаем, индустриальная цивилизация завершается, массовое производство перестает быть источником богатства, особенно на фоне возрастающей конкуренции развивающихся стран, которые выбрасывают на рынок все больше дешевых и качественных товаров.

Источником богатства в человеческом капитале становится то, что производит новые знания: культура, образование, умение мыслить, способы мышления, технология инженерных решений, научные исследования, проектные разработки. Теория интеллектуального капитала продуцирует понятие «интеллектуалоемкого производства». Основным элементом создания стоимости оказывается уже не само знание, а способы его использования. Факторами экономического роста традиционно считаются технология, человеческий капитал (образованность и навыки людей) и экономия от масштаба (уменьшение издержек с ростом масштабов рынка).

Согласно теории человеческого капитала качество рабочей силы — один из основных факторов экономического роста. В свою очередь, качество рабочей силы определяется уровнем человеческого капитала, который включает в себя способности, знания, умения, компетенцию, присущие индивидам. Важнейшими формами его являются образование, повышение квалификации и трудовая миграция.

Экономическое сознание — это система понятий, посредством которых субъект осмысливает свое положение в системе существующих экономических отношений и содержание своей экономической деятельности.

Экономическое сознание определяется тем, что перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях.

Экономическое поведение направлено на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях, т.е. индивиды максимизируют удовлетворение своих потребностей или прибыль предприятия, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние.

В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, обусловленных самим процессом естественной саморегуляции жизни. Человек живет в мире ограниченных возможностей: ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность ресурсов делает принципиально невозможным одновременное и полное удовлетворение всех потребностей всех людей.

Экономическая культура, т.е. знания, навыки, опыт экономической деятельности людей, определяет ценности, нормы, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое влияние. Те социальные нормы, которые, возникая за пределами экономики, приобретают внутри нее специфическое значение (так, общая норма социальной справедливости в сфере экономики воплотилась в принцип оплаты по труду), и те, которые зарождаются внутри экономики, возникают из ее внутренних потребностей. Культурные особенности экономических институтов формируют культурные черты населения, которые влияют на породившую их институциональную культуру. Характер влияния может быть как конструктивным, так и деструктивным. Разнообразие экономической культуры — одно из условий развития экономики.

Действительно, противоречия, возникающие в точках «пересечения» интересов групп, представляющих разные культурные типы, требуют разрешения. Противоречия, постоянно разрешающиеся на новом уровне, рождают новые стимулы хозяйствования. Однообразие же культурных типов |и соответствующих форм экономических отношений, напротив, ослабляет стимулы (вплоть до их полного исчезновения), поскольку не рождает принципиально разных интересов взаимодействующих экономических субъектов, не создает новых типов хозяйственных связей.

Экономическая культура транслирует ценности и нормы, сформировавшиеся на предшествующих этапах истории, выполняет функцию обновления ценностей, а также селекционную функцию, выбраковывая устаревшие ценности и нормы. На экономическую культуру влияют: идеологическая, научная, нравственная, художественная культура.

Многообразие хозяйственной деятельности порождает многообразие экономических интересов, которые классифицируются с помощью различных критериев. На основе выявления носителя интересов различают интересы общественные, коллективные и личные, национальные и интернациональные, региональные и ведомственные, групповые и семейные, классовые, различных социальных групп (работающих, неработающих, молодежи, пенсионеров и т.д.). Особые группы составляют интересы текущие и перспективные, рациональные и нерациональные, подлинные и ложно понятые, финансовые, трудовые, морально-нравственные и т.д.

Все эти интересы существуют в единстве, но между ними есть и противоречия (так, личный интерес в получении наибольших благ может противоречить коллективным интересам).

Проблема согласования разнородных интересов является одной из важнейших в экономической теории, а также в гуманитарных и общественных науках.

Экономические интересы определяют объем, структуру и качество общественного производства.

С утверждением рыночных отношений происходит резкая смена ценностей и норм, связанных с экономикой. Были нарушены принятые в обществе и у его отдельных групп устойчивые представления о том, какие блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т.п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления людей о том, какое экономическое поведение для них предпочтительно. Эти ценности во многом противоречат особенностям исторически сложившегося российского менталитета и типа экономического мышления, что вызывает деформации, деструктивное экономическое поведение людей, делает часто непредсказуемым процесс выбора; психологические установки и ожидания, препятствует экономической стабилизации. Поэтому эффективность экономической трансформации в России во многом зависит от того, насколько полно и правильно оценивается и учитывается специфика нашей страны, ее национального хозяйства, особенности психологического склада ее жителей.

Для экономической теории как обобщенного отражения многообразных явлений хозяйственной жизни необходима упрощенная, схематичная модель человека.

Модель человека в любой теоретической системе тесно связана с общими представлениями ее автора о законах функционирования экономики и об оптимальной государственной политике. Необходимо выделить два основных типа экономического мировоззрения:

а) мировоззрение, ориентированное на тип модели человека, в котором его главным мотивом является собственный интерес, как правило, денежный, или сводимый к деньгам. Его интеллект и информированность оцениваются высоко и считаются достаточными для достижения поставленной «эгоистической» цели. В таких теориях общество рассматривается как равновесная, гармоничная система, в которой «компетентный эгоизм» всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества;

б) мировоззрение, в котором помимо дохода и богатства предполагаются свободное время для саморазвития, соблюдение традиций, учитывающих не только личный, но и общественный интерес. На интересы и возможности его реализации налагаются существенные ограничения.

Различие между двумя типами экономического сознания и стимулируемого им поведения проявляется не только в общем подходе к философии экономической жизни, но и в конкретных рецептах экономической политики. Целью экономического поведения человека можно считать и деньги, и стоящие за ними товары, и полезность, т.е. удовлетворение потребностей с помощью этих товаров и услуг. Можно учитывать или игнорировать воздействие на индивидуальное поведение тех или иных общественных институтов (морали, религии и т.д.), но оправданным с научной точки зрения будет выбор такого уровня абстракции, на котором выявляются специфичные, существенные именно для данной проблемы черты объекта исследования.

Любое экономическое действие связано с ожиданиями, и свои решения субъекты рынка принимают исходя из своих же ожиданий (например, будет ли инфляция, удастся ли сохранить за собой рабочее место, обанкротится ли предприятие, в акции которого вложены деньги, и т.д.). В условиях переходной экономики России у большого числа населения сложились устойчивые «пессимистические ожидания» — отсюда и «утечка мозгов», и «бегство капиталов» и многие другие негативные явления.

Экономическое поведение человека в России отличается от экономического поведения западного человека тем, что рационализм последнего направлен на получение выгоды как результата не случайного акта, а постоянного сопоставления дохода и издержек. В России в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер, и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу.

Это отличительная особенность российского человека вносит неопределенность в ситуации, сопряженные с экономическим выбором.

Иными словами, при анализе экономического поведения человека в России необходимо учитывать, может быть, в несколько большей степени присущую ему субъективную рациональность, основанную на особенностях российского менталитета и экономического мышления.

Поведенческая матрица обладает определенной устойчивостью и регулярностью. Выявление механизмов, структур и элементов этого порядка — актуальная задача теоретических исследований. Самое существенное при этом — изучение реального социального «каркаса» экономических действий, который обеспечивает их рационализацию в плане как оптимальной реализации интересов отдельных субъектов, так и согласования их намерений.

Экономическое поведение определяется уровнем рационального выбора и предпочтений. Однако выбор является самой неуловимой и трудно измеряемой единицей поведения. Экономический интерес, система ценностей и экономическая культура являются конкретными ориентирами экономического выбора и тех рациональных процедур, которые используются в достижении экономических целей.


Лекция 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: