Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов.

Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.

Составлять его рекомендуется на период от трех до пяти лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.

Бизнес-план выполняет следующие функции:

1) может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

2) может выполнять функцию планирования;

3) помогает контролировать и оценивать процесс развития предприятия;

4) необходим для привлечения денежных средств;

5) нужен для привлечения инвесторов, эффективного использования инвестиций.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможный риск.

Жестко регламентированной структуры бизнес-плана не существует. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции, от опыта предпринимателя, срока работы предприятия. Бизнес-план может состоять из следующих разделов:

1) резюме (возможности предприятия);

2) виды товаров (работ, услуг);

3) рынки сбыта производимых товаров;

4) существующая конкуренция на рынках сбыта;

5) маркетинговый план;

6) производственный план;

7) организационный план;

8) правовое обеспечение деятельности фирмы;

9) оценка риска и страхование;

10) финансовый план;

11) стратегия финансирования.

В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план.

Бизнес-план в отличие от внутрипроизводственного планирования включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта.

Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы.

Вопросы по теме для самопроверки

1. В чем состоит значение планирования деятельности предприятия?

2. Назовите принципы планирования.

3. Что такое производственная программа предприятия?

4. Какие измерители используются при составлении плана производства?

5. Назовите методы планирования.

6. Охарактеризуйте систему планирования на предприятии и взаимосвязь различных видов планов?

7. Каковы цели составления и назначение бизнес-плана?

8. Назовите и охарактеризуйте основные разделы бизнес-плана.

Список использованной литературы

Основная литература

1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2003.- 280с.

2. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. Практикум. – М.: Финансы и статистика, 2003.- 336с.

3. Практикум по экономике организаций (предприятий): Учеб. Пособие / Под ред. Проф. П.В. Тальминой и проф. Е.В. Чернецовой. – М.: Финансы и статистика, 2003.- 464с.

4. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 560с.

5. Экономика предприятия. Учебник. / Под ред. А.Е. Карлика и М.Л. Шухгальтера. – М.: Инфра – М, 2004.- 432с.

6. Экономика предприятия. Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: Юнити – Дана, 2007.- 670с.

Дополнительная литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г. № 7 – ФКЗ)

2. Гражданский Кодекс РФ: Часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 18.07.2009 г. №181-ФЗ)

3. Гражданский Кодекс РФ: Часть вторая от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 г. №145-ФЗ)

4. Гражданский Кодекс РФ: Часть третья от 26.11.2001 г. №146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 г. №105-ФЗ)

5. Гражданский Кодекс РФ: Часть четвертая от 18.12.2006 г. №230-ФЗ (в ред. от 08.11.2008 г. №201-ФЗ)

6. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 г. № 195 – ФЗ)

7. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 14.03.2009 г. № 36 – ФЗ, от 25.11.2009 г. №281-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2010 г.)

8. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ (в ред. от 25.11.2009 г. №267-ФЗ)

9. Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 г. №106-ФЗ)

10. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.07 № 209-ФЗ (в ред. от 23.07.2008 г.)

11. Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" от 30.11.95 № 190-ФЗ.

12. Федеральный закон "О производственных кооперативах" от 8.05.96 № 41-ФЗ.

13. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. №14-ФЗ (в ред. от 02.08.2009 г. №217-ФЗ)

14. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. №161-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г. №318-ФЗ)

15. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 26.10.2002 г. №127-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г. №317-ФЗ до конца 2008 г., с 01.01.2009 г. в ред. от 03.12.2008 г. №250-ФЗ, от 30.12.2008 г. №306-ФЗ, вступающим в силу с 11.01.2009 г., от 19.07.2009 г. №195-ФЗ)

16. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ.

17. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (в ред. от 18.07.2009 г. №181-ФЗ)

18. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. №164-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г. №186-ФЗ)

19. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. №39-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 г. №205-ФЗ)

20. Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)» от 30.03.2001 г. № 26н (в ред. от 27.11.2006 г. № 156н)

21. Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)» от 06.05.1999 г. № 32н (в ред. от 27.11.2006 г. № 156н)

22. Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)» от 06.05.1999 г. № 33н (в ред. от 27.11.2006 г. № 156н)

23. Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» от 27.12.2007 г. № 153н, с бухгалтерской отчетности 2008 г.

24. Абрютина М.С. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Дело и Сервис, 2004. - 528с.

25. Волков О. И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2003. – 280с.

26. Грузинов В.П., Грибов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учебник для вузов. - 2-е изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 795с.

27. Практикум по экономике организации (предприятия): Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.В. Тальминой, Е.В. Чернецовой. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 464с.

28. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 560с.

29. Титов В.И. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2004. – 462с.

30. Экономика предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. Е.Л. Кантора. – СПб: Питер, 2003. - 352с.

31. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 254с.

32. Экономика организаций (фирм): Учеб. пособие / Под ред. И.В. Пичужкина. - М.: Юрайт - Издат, 2003.- 319с.

33. Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 461с.

34. Экономика предприятия. Учебник для вузов. Под ред. Беа Ф.К., Дихтла Э., Швайтцера М. – М.: ИНФРА – М, 2001.- 928с.

35. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.М.Семенова. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2005. – 384с.

36. Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А.Сафронова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. – 618с.

37. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие / Под ред. проф. В.К.Скляренко, В.М.Прудникова. - М.: ИНФРА-М, 2004.- 256с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: