Капитальных вложений

Сравнительная экономическая эффективность

Любое из направлений авансируемых капитальных вложений может быть представлено различными вариантами решения. Наиболее экономичный вариант выбирается на основе сравнительной эффективности.

Если при одном из вариантов обеспечивается снижение текущих издержек производства (себестоимости), то при равенстве капитальных вложений он будет наиболее выгодным. При равной себестоимости эффективным признается вариант, при котором осуществляются меньшие капитальные вложения.

Если варианты отличаются не только капитальными вложениями, но и себестоимостью продукции, то их эффективность определяется с помощью срока окупаемости или коэффициента эффективности.

Срок окупаемости - это период, в течение которого дополнительные капитальные вложения более капиталоемкого варианта окупаются в результате экономии от снижения себестоимости:

Т = (К2 –К1) / [(C1 – C2)´Q] = (DК /DС)´Q,

где К1, К2 - капитальные вложения соответственно по 1-му и 2-му варианту (2-й вариант более капиталоемкий, т. е. К2 > К1)

С 1, С2 - себестоимость продукции соответственно по 1-му и 2-му варианту;

Q - годовой объем выпускаемой продукции;

- дополнительные капитальные вложения для капиталоемкого варианта, т. е. К2 –К1;

- экономия в результате снижения себестоимости единицы продукции, т. е. C1 – C2.

Коэффициент эффективности - показатель, характеризующий экономию, приходящуюся на 1 руб. дополнительных капитальных вложений:

Е = (C1 – C2))´Q /(К2 –К1) = DС´Q/DК.

Капиталоемкий вариант 2) считается более выгодным при условии, если Е > Ен или Т < Тн. Если это условие не соблюдается, наиболее экономичным вариантом является 1-й вариант.

Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений должна рассчитываться с учетом сопоставимости объемов производства. В противном случае в расчете будет допущена ошибка. При несопоставимости объемов производства приведение расчета в сопоставимый вид может быть осуществлено путем приведения капитальных вложений и текущих издержек производства на единицу производства продукции:

Т = (К2 / Q2 –К1 / Q1) / (C1 / Q1 – C2 / Q2)

При большом количестве вариантов наиболее целесообразно выбирать по приведенным затратам:

Зпр = Сi + Ен Ki ® min; Зпр = Ki + Сi Тн ®min

или Зпр* = сi + ЕнКудi ®min

Наиболее экономичным считается тот вариант, при котором обеспечивается минимальная величина приведенных затрат.

С учетом неоднородности задействованных в создании услуг связи ресурсов и затрат, а также возможности выражения получаемого эффекта различными стоимостными и натуральными показателями для комплексной оценки экономической эффективности работы операторов должна использоваться система показателей, позволяющая получить количественные харак­теристики процессов интенсификации различных сторон производственной и коммерческой деятельности организаций связи. В таблице 11.1 представлены наиболее общие показатели оценки экономической эффективности деятель­ности организаций связи, большинство из которых могут быть рассчитаны как в целом по организации связи, так и по отдельным филиалам в соответст­вии с производственной спецификой их деятельности.

Таблица 11.1 - Система показателей оценки экономической эффективности

деятельности организаций связи

Группы показателей Наименование показателей эффективности
1. Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов и затрат 1.1.Производительность труда (Доходы (выручка) на 1 работника), тыс. руб. на 1 работника 1.2.Фондоотдача, руб. на 100 руб. ОПФ 1.3.Себестоимость 100 руб. выручки, руб.
2. Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов и производственных мощностей 2.1.Количество линий на 1 работника, штук 2.2.Выручка на 1 линию, руб. 2.3. Расходы по обычным видам деятельности на 1 ли­нию, руб. 2.4.Отдача на персонал, руб. 2.5.Средние расходы на персонал на 1 работника, руб.
3. Показатели эффективности перспективных сегментов рынка 3.1.Доля доходов от инновационных услуг в общей выручке от продаж, % 3.1. Темпы роста доходов от инновационных услуг, % 3.3.ARPU (средний доход от одного абонента за отчетный период), руб.
4. Обобщающие показатели эффективности деятельности 4.1.Операционная маржа, % 4.2.EBITDA, тыс. руб. 4.3.Рентабельность производственных затрат, % 4.4.Рентабельность собственного капитала, %

В первую группу вошли показатели экономической эффективности использования отдельных видов производственных ресурсов и затрат.

Во вторую следующие показатели:

Показатель «Количество линий на 1 работника» (Клин) характеризует производительность труда персонала организаций электросвязи в натуральном выражении и рассчитывается по формуле:

Клин = Nлин /Ч,

где Nлин - среднее за период оценки (год) количество линий;

Ч - среднегодовая численность работников основной

деятельности.

Выручка на линию дает представление о финансовой отдаче единицы производственной мощности и рассчитывается по формуле:

Влин = Впрод/ Nлин

Расходы по обычным видам деятельности на 1 линию характеризуют общие затраты операторов на обслуживание единицы производственной мощности, то есть

Зоб.лин = Зоб/Nлин

Отдача на персонал показывает, какую выручку приносит каждый рубль расходов на содержание работников основной деятельности, то есть эффективность использования потребленных в производственном процессе трудовых ресурсов.

Расходы на персонал включают в себя:

затраты на оплату труда (3пл);

• Страховы взносы (Ст В);

• прочие затраты по персоналу, связанные с негосударственным пенсионным страхованием, добровольным медицинским страхованием, а также выплаты в соответствии с коллективными договорами, не учтенные в затратах на оплату труда (Зпер).

Формула расчета рассматриваемого показателя имеет вид:

ОП = Впрод/(Зпл + СтВ +3пер).

Показатель «Средние расходы на персонал на 1 работника» оценивает эффективность управления соответствующими видами затрат и дает количественную оценку затрат организации на содержание одного работника. Данный показатель рассчитывается по формуле:

Зсрпер = (Зпл + СтВ + 3пер)/Чосн.

Третья группа показателей характеризует интенсивность инновационных процессов в организациях связи как важнейшего фактора роста их доходов, улучшения финансового состояния и укрепления конкурентных позиций на соответствующих рыночных сегментах.

Доля доходов от инновационных услуг в общей выручке от продаж (dинн) определяется в процентном отношении величины этих доходов за соответствующий период (Динн) к общей сумме выручки от продажи товаров, работ и услуг за соответствующий период:

dинн = Динн/Впрод

Темп роста доходов от инновационных услуг должен рассматриваться в качестве показателя эффективности инновационной деятельности операторов связи. Он определяется как соотношение доходов от инновационных услуг текущего и предыдущего года, выраженное в процентах.

Показатель ARPU (от англ. «average revenue per user) характеризует средний доход от одного абонента за отчетный период, определяется по формуле:

ARPU = Даб/Чаб

где Даб - доходы, полученные от абонентов;

Чаб -средняя за рассматриваемый период численность абонентов.

В четвертую группу включены наиболее часто применяемые при экономической оценке показатели эффективности деятельности организаций в целом.

Операционная маржа определяется процентным отношением прибыли от продаж к общей выручке и характеризует эффективность деятельности компании по оказанию услуг и выполнению других видов работ, обеспечивающих доходы, то есть

ОМ = (Ппрод /Впрод)100%.

Показатель EBITDA (от английского «earnings before interest, tax, depreciation and amortization») включает в себя прибыль от продаж за вычетом доходов по процентам и дивидендам, а также амортизацию. Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он отражает те получаемые оператором эффекты, которые находятся в непосредственной зависимости от результатов его деятельности.

ТЕМА 12 ИНВЕСТИЦИИ и оценка их эффективности

12.1 Сущность, виды и источники инвестиций. Инвестиционный проект

Инвестиции (от англ. investments) означают «капитальные вло­жения», однако в настоящее время этот термин трактуют более широко.

Инвестиции — это вложения финансовых средств в различные виды экономической деятельности с целью сохранения и увеличе­ния капитала. Различают реальные (или капитальные) и финансо­вые (портфельные) инвестиции. Реальные инвестиции — это вложе­ния средств в физический капитал предприятий, например созда­ние новых основных фондов, реконструкцию старых фондов или их техническое перевооружение. Финансовые инвестиции это вложе­ния в покупку акций, ценных бумаг и использование иных финан­совых инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора.

Другой разновидностью финансовых инвестиций является по­купка недвижимости (земельных участков), имущественных прав, лицензий, патентов, товарных знаков, других форм нематериаль­ных активов с целью их перепродажи, сдачи в аренду и иного ис­пользования, приводящего к увеличению (сохранению) в течение определенного промежутка времени первоначально вложенного (ин­вестированного) капитала.

Источниками финансовых средств для инвестиций могут быть собственные (внутренние) и привлекаемые извне (от внешних ин­весторов). Собственные источники инвестиций формируются за счет амортизационных начислений по действующему основному капита­лу, отчислений от прибыли на инвестиционные потребности и дру­гих источников.

Внешние источники инвестирования формируются в основном за счет заемных средств (кредитов) банков, внебюджетных фондов инвестиционной поддержки, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ и пенсионных фондов.

Особым видом внешних инвестиций являются средства, привле­каемые предприятием для инвестиций за счет эмиссии собственных акций, бондов и иных ценных бумаг и их размещения на соответ­ствующих рынках, а также приращение акционерного капитала, образующиеся за счет роста котировочной стоимости акций пред­приятия.

С точки зрения экономической конъюнктуры возможны два типа инвестиционной стратегии предприятия:

пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают но край­ней мере сохранение величины показателей экономической рента­бельности данного предприятия;

активные инвестиции, которые обеспечивают повышение кон­курентоспособности предприятия и прибыльность ее операций по сравнению с уже достигнутыми уровнями. Как правило, это проис­ходит за счет внедрения новых технологий, организации выпуска конкурентоспособной продукции, завоевания новых рынков сбыта и поглощения конкурирующих фирм.

Инвестиционный проект - планируемая и осуществляемая сис­тема мероприятий по вложению капитала в создаваемые или модер­низируемые материальные объекты, технологические процессы, а также в иные виды предпринимательской деятельности с целью ее сохранения и расширения.

С позиций администрации (управленческого персонала) пред­приятия или фирмы инвестиционные проекты могут классифици­роваться по типу факторов, определяющих их характерные особен­ности (признаки), и по ряду относительных признаков:

1.По величине привлекаемых инвестиционных средств (крупные, средние или типичные, мелкие).

2.По длительности исполнения (краткосрочные, среднесрочные, длительные).

3. По интенсивности вложений средств (например, крупные ин­вестиции на короткий период окупаемости, этапно-прерывистый и т.п.).

4. По типу комплементарности при наличии групповых отноше­ний между проектами (независимые инвестиционные проекты, вза­имозависимые и взаимообусловленные, дополнительные, альтер­нативные).

5. По типу эффекта (сокращенные затраты, наличие социального эффекта, повышение конкурентоспособности и т.п.).

6. По способам финансово-денежных расчетов с инвесторами.

Различают малые инвестиционные проекты, краткосрочные, мо­нопроекты, мультипроекты, мегапроекты и международные проекты.

Малые инвестиционные проекты не велики по масштабам, огра­ничены по объемам инвестиций и допускают ряд упрощений в про­цедурах проектирования и реализации.

Монопроекты имеют четко очерченные ресурсные, временные и другие рамки.

Мультипроекты как самостоятельная разновидность инвестици­онных проектов выделяются в тех случаях, когда несколько взаимо­связанных проектов выполняются по единому замыслу.

Международные проекты, как правило, отличаются значитель­ной сложностью и стоимостью, основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров, например совместные пред­приятия, объединяющие двух или более участников для достиже­ния коммерческих целей при совместном контроле.

Мегапроекты — это целевые программы, содержащие большое количество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и сроками исполнения.




double arrow
Сейчас читают про: