double arrow

К У Р С Л Е К Ц И Й

1

Кафедра теории государства и права

Тема 26. Конституционная основа финансово-кредитной системы Республики Беларусь

Тема 25. Конституционные основы Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Лекция 25.33.Порядок образования и подчиненность Комитета государственного контроля. Состав и структура республиканского и областного аппарата Комитета государственного контроля.

Компетенция в области осуществления контроля, за использованием государственной собственности и бюджетных средств.

Административные функции контролеров Комитета государственного контроля, за исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Взаимодействие Комитета государственного контроля с органами прокуратуры, МВД, суда и другими государственными структурами. Формы воздействия Комитета государственного контроля на нарушителей законности

Порядок образования и подчиненность Комитета государственного контроля.

В соответствии со ст. 129. Конституции Республики Беларусь, государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.




Согласно ст. 130. Конституции, Комитет государственного контроля образуется Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается также Президентом.

В соответствии со ст. 2. Закона о Комитете государственного контроля, Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

1) исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

2) расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

3) исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

4) соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

5) законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;



6) соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

7) состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

8) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

9) соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также за сбором и сдачей их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

10) соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, соблюдением порядка сбора, учета, хранения, использования, реализации и переработки черных и цветных металлов, их лома и отходов;

11) исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;



12) соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг;

13) поставкой товаров для государственных нужд;

14) соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплины цен при реализации товаров (работ, услуг), качество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиты потребительского рынка и прав потребителей;

15) исполнением государственными органами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а также за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;

16) соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, заключать с ними соглашения.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом о Комитете государственного контроля, иными законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь (ст. 4 Закона).

Согласно ст. 4 Закона, Комитет государственного контроля и его территориальные органы:

1) составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящим;

2) работают на основе коллегиального обсуждения результатов проверок (ревизий), необходимых мер по предупреждению и устранению выявленных правонарушений, вопросов об ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Республики Беларусь;

3) реализуют свои полномочия в пределах своей компетенции в тесном взаимодействии с Советом Министров Республики Беларусь, исполнительными и распорядительными органами;

4) во взаимодействии с правоохранительными органами, Национальным банком Республики Беларусь и иными государственными органами Республики Беларусь осуществляют свои полномочия по вопросам восстановления нарушенных прав юридических и физических лиц и привлечения к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства;

5) осуществляют свою деятельность на основе строгого соблюдения законности, охраны интересов государства, прав и свобод граждан;

6) действуют открыто и гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод личности и о государственных секретах и иных охраняемых законодательством сведениях.

Комитет государственного контроля осуществляет свои полномочия на всей территории Республики Беларусь, а его территориальные органы - на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска.

По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

Структура и штатная численность Комитета государственного контроля утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Статья 8. Руководство Комитета государственного контроля

Комитет государственного контроля возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель Комитета государственного контроля несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет государственного контроля и его территориальные органы задач.

Первый заместитель и заместители Председателя Комитета государственного контроля назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля.

Председатели территориальных органов Комитета государственного контроля, за исключением районных, городских, назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности председателей районных, городских территориальных органов Комитета государственного контроля определяется Президентом Республики Беларусь.

В Комитете государственного контроля образуется коллегия в составе Председателя Комитета государственного контроля (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля.

В территориальных органах Комитета государственного контроля, за исключением районных, городских, образуются коллегии в составе председателя комитета (председатель), заместителей (по должности) и других сотрудников территориальных органов Комитета государственного контроля. Численность и персональные составы коллегий утверждаются Председателем Комитета государственного контроля по представлению руководителей соответствующих территориальных органов Комитета государственного контроля.

Административные функции контролеров Комитета государственного контроля

В соответствии со ст. 18 Закона, Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством.

Председатель Комитета государственного контроля и его заместители, начальники главных управлений и инспекций Комитета государственного контроля и их заместители, председатели комитетов государственного контроля областей и города Минска и их заместители вправе в пределах своей компетенции применять предусмотренные законодательством экономические санкции и меры административного воздействия от имени органов Комитета государственного контроля, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь.

С учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного ущерба и характера допущенных нарушений на основании постановлений коллегий Комитета государственного контроля или его территориальных органов юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть полностью или частично освобождены от уплаты экономических санкций либо по решению названных в части второй настоящей статьи должностных лиц им может быть предоставлена отсрочка по уплате сроком до шести месяцев.

Согласно ст. 20 Закона, исполнение решений Комитета государственного контроля и его территориальных органов об имущественных взысканиях осуществляется судебными исполнителями хозяйственных судов в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

Лекция 26.34.Бюджетная система. Банковская система. Финансовые средства внебюджетных фондов предприятий, учреждений, организаций и граждан. Проведение Республикой Беларусь единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики.

Роль и компетенция Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Взаимоотношения Национального банка Республики Беларусь с иными банками, действующими на территории государства.

Понятие Финансово-кредитной системы

Финансово-кредитная система Республики Беларусь в соответствии со ст. 132 Конституции включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Бюджетная система.

Согласно ст. 133 Конституции бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом (ст. 134 Конституции).

Статья 135. Конституции закрепляет положение, что Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок.

Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов подлежат опубликованию.

Бюджетная система Республики Беларусь регулируется Конституцией, актами Президента Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» и иными актами законодательства». Законами Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, решениями местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов и иными нормативными актами.

Согласно ст. 21. Закона «О Бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» и иными актами законодательства», составление проектов республиканского и местных бюджетов осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами (соответствующими исполнительными и распорядительными органами).

Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики.

Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством - на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляют Министерству финансов, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов.

Национальный банк Республики Беларусь представляет в Министерство финансов информацию, необходимую для подготовки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

Министерством финансов и местными финансовыми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь, а также местных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому (бюджетному) году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год со следующими приложениями:

  1. пояснительная записка к проекту бюджета;
  2. основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый (бюджетный) год;
  3. проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый (бюджетный) год;
  4. основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;
  5. оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за год, предшествующий планируемому финансовому (бюджетному) году;
  6. прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый (бюджетный) год.

При необходимости внесения изменений и дополнений в акты законодательства Республики Беларусь, регулирующие порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь вносит в Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов либо до внесения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, либо одновременно с этим проектом.

Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:

  1. превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
  2. распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска;
  3. доходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
  4. расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;
  5. перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом финансовом (бюджетном) году;
  6. объем ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом (бюджетном) году предусмотрено из средств республиканского бюджета;
  7. перечень защищенных статей;
  8. размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету. При этом максимальный размер оборотной кассовой наличности не может превышать объема расходов, равного двухнедельному фонду заработной платы, финансируемому из бюджета.

В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.

При утверждении ассигнований по разделам и подразделам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем - поправки, предусматривающие их увеличение.

Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового (бюджетного) года. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

В случае неутверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового (бюджетного) года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов в порядке, установленном настоящим Законом, расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих доходов.

Банковская система

Статья 136. Конституции определяет, что банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

К актам банковского законодательства относятся следующие нормативно-правовые акты: Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский Кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер, постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь, нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления на основании и во исполнение Банковского Кодекса Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 7 Банковского Кодекса Республики Беларусь, Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом.

Правовой статус Национального банка Республики Беларусь определяется ст. 24 Банковского Кодекса Республики Беларусь, Национальный банк - центральный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

  1. утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;
  2. назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  3. определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
  4. утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

  1. защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  2. развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Согласно ст. 26. Банковского Кодекса Республики Беларусь, Национальный банк выполняет следующие функции:

  1. разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
  2. осуществляет эмиссию денег;
  3. регулирует денежное обращение;
  4. регулирует кредитные отношения;
  5. является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
  6. осуществляет валютное регулирование;
  7. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  8. выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  9. осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
  10. организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
  11. консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

12. осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

  1. осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
  2. устанавливает порядок осуществления банковских операций;
  3. регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  4. разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  5. определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;
  6. осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
  7. организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
  8. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организует составление платежного баланса Республики Беларусь;
  9. создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;
  10. устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
  11. организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
  12. осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;
  13. заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
  14. дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами;
  15. выполняет другие функции в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

по «Конституционному праву Республики Беларусь»

для специальности «Государственное управление и право»

Составитель: Кивель В.Н.,

профессор




1




Сейчас читают про: