Финансовое состояние предприятия и сущность финансового анализа

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра бухгалтерского учета,

анализа, финансов и налогообложения

Комплексный экономический анализ

Хозяйственной деятельности

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине

Для курсантов и слушателей 4,5,6 курса, обучающихся

по специальности

080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Рязань 2011


Сущность и методы анализа финансового состояния предприятия

Вопросы

1. Финансовое состояние предприятия и сущность финансового анализа

2. Понятие внешнего и внутреннего финансового анализа

3. Методы финансового анализа и система показателей

Финансовое состояние предприятия и сущность финансового анализа

Финансовый анализ – это комплексное и системное изучение финансового состояния предприятия (ФСП) и факторов его форми­рования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозиро­вания уровня доходности капитала.

ФСП характеризуется системой показателей, отражающих со­стояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

С помощью финансового анализа последовательно решаются следующие задачи:
1. Определение финансового состояния предприятия на текущий момент.
2. Выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период.
3. Определение факторов, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия.
4. Выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения своего финансового состояния.
5. Выработка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состояния предприятия и прогнозирование финансового состояния.

Источники информации для финансового анализа

данные бухгалтерского и управленческого учета – бухгалтерская отчетность.

Понятие внешнего и внутреннего финансового анализа
Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

· Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.

· Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Таблица 1

Сравнение внешнего и внутреннего финансового анализа

  Внешний анализ Внутренний анализ
Цель Оценка финансового состояния (проблема выбора) Улучшение финансового состояния
Исходные данные Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность Любая информация, необходимая для решения поставленной задачи
Методика Стандартная Любая, соответствующая решению поставленной задачи
Акцент Сравнение с другими предприятиями Выявление причинно-следственных связей
Объект исследования Предприятие в целом Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности, виды продукции


Методы финансового анализа и система показателей

Существуют следующие методы финансового анализа:

· Горизонтальный (ретроспективный, продольный, временной) анализ.
Предполагает сравнение финансовых показателей с предыдущими периодами времени с целью определения тенденций в развитии предприятия.

· Вертикальный (глубинный, структурный) анализ.
Предполагает определение структуры основных финансовых показателей с целью более подробного их изучения.

· Факторный анализ.
Предполагает оценку влияния отдельных факторов на итоговые финансовые показатели с целью определения причин, вызывающих изменения их значений. При этом может использоваться метод цепных подстановок (элиминирования).
Данный метод анализа используется, как правило, при проведении внутреннего финансового анализа.

· Сравнительный анализ.
Предполагает сопоставление финансовых показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми значениями или аналогичными показателями родственных предприятий и конкурентов. Например, бюллетени агентств Dun & Bradstreet и Robert Morris Associates.
Данный вид анализа используется, как правило, при проведении внешнего финансового анализа.

· Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года и определении тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя без учета случайных влияний.

Показатели финансового состояния предприятия разделяются на две категории: объемные (абсолютные) и относительные. Последние называются финансовыми коэффициентами или финансовыми отношениями (financial ratios).

Различные показатели находятся в связи друг с другом и отражают взгляд только с одной из нескольких возможных точек зрения на предприятие, поэтому рассматривают систему финансовых показателей.
Среди объемных показателей деятельности предприятия используются.

1. Валюта баланса.
2. Собственный капитал предприятия.
3. Чистые активы предприятия.
4. Объем продаж (выручка от реализации) за период.
5. Объем прибыли за период.
6. Денежный поток за период.
7. Структура денежного потока по видам деятельности.

Аналитические финансовые коэффициенты характеризуют со­отношения между различными статьями бухгалтерской (финансо­вой) отчетности. Например, коэффициент автономии определяет долю собственного капитала в совокупных активах.

Наиболее распространенными для анализа являются рассчиты­ваемые пять групп финансовых показателей.

В первую группувходят коэффициенты, характеризующие платежеспособность и ликвидность организации. Данные показатели отражают способность организации погасить свои краткосрочные обязательства легкореализуемыми активами.

Достаточно вы­сокий уровень платежеспособности организации является обяза­тельным условием возможности привлечения дополнительных заемных средств и получения кредитов. Кроме того, в эту группу входят показатели, позволяющие судить о возможности организа­ции функционировать в дальнейшем.

Во второй группе объединяют показатели финансовой устой­чивости (структуры капитала и долгосрочной платежеспособности либо коэффициенты управления источниками средств). В группе показателей финансовой устойчивости объединены такие показатели, которые помогают организации определять бу­дущую финансовую политику, а кредиторам - принимать решения о предоставлении дополнительных займов.

Третью группу показатели рентабельности. Они позволяют получить обобщенную оценку деятельности организации. С их помощью оценивают рентабельность собственного капитала органи­зации, рентабельность продукции, общую рентабельность организации (эффективность использова­ния активов организации в целом).

В четвертую группу входят показатели деловой активности. Их также называют коэффициентами управления активами. Они позволяют оценить оптимальный размер и структуру активов с позиции функционирования организации; характеризуют направления использования организа­цией своих активов для получения доходов и прибыли.

В пятую включают показатели рыночной активности и поло­жения на рынке ценных бумаг.

Это коэффициенты, характе­ризующие стоимость и доходность акций организации.

Коэффици­енты рыночной активности соотносят рыночную цену акции с ее балансовой стоимостью и доходом на акцию. Они позволяют администрации и владельцам организации оценить, как инвесторы относятся к его текущей и перспективной деятельности.

Показатели рыночной активности будут высокими, если пока­затели платежеспособности, финансовой устойчивости, рента­бельности и деловой активности свидетельствуют об устойчивом финансовом положении организации.

Тема 22 Анализ имущественного положения подразделений УИС

1. Анализ качественных и структурных изменений в активах предприятия

2. Качественная характеристика активов

3. Анализ динамики и структуры собственного и привлеченного капитала

-1-

Имущественное положение предприятия характеризуется составом, структурой и динамикой имущества предприятия и источников его формирования. Имущественное положение определяет:

- экономический потенциал предприятия;

- его финансовое состояние.

Обе эти стороны финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязаны.

Под экономическим потенциалом понимается способность предприятия достигать поставленные перед ним цели, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового состояния и наоборот. Поэтому анализ ФСП начинается с изучения его имущественного положения.

Активная и пассивная части баланса исследуются с использованием метода сравнения.

Вложения в наименее ликвидные активы и уменьшение скорости их оборота являются причиной привлечения дополнительных источников финансирования, выступающих в форме заемного капитала. Повышается зависимость организации от внешних кредитов, а рост доли менее ликвидных активов ухудшает ее текущую платежеспособность.

Анализ целесообразно начинать с изучения укрупненной структуры активов и пассивов и оценки эффективности размещения финансовых средств в имуществе организации.

Пример 1. На основании бухгалтерского баланса построим укрупненную структуру его активов и (табл. 22.1).

Таблица 22.1

Анализ структуры актива и пассива баланса и эффективности размещения собственного и привлеченного капитала (в %)

Наименование показателя Код строки На начало года На конец года
Актив      
I. Внеоборотные активы   12,1 13,3
II. Оборотные активы   87,9 86,7
Баланс      
Пассив      
I. Капитал и резервы   21,3 10,5
II. Долгосрочные обязательства   3,9 1,6
III. Краткосрочные обязательства   74,8 87,9
Баланс      

Общая оценка структуры источников формирования имущества свидетельствует о нестабильном финансовом положении организации: деятельность организации финансируется в большей части (89,5% = 87,9% + 1,6%) за счет заемного капитала и в меньшей - за счет собственного (10,5%). Однако структура имущества подтверждает рациональность вложения собственных и заемных средств в оборотные активы как наиболее ликвидную часть имущества организации (86,7%). Если в начале года на приобретение оборотных активов приходилось затрачивать часть собственного и долгосрочного заемного капитала, то к концу года ситуация изменилась. Краткосрочные текущие обязательства (87,9%) покрывают формирование не только оборотного (86,7%), но и внеоборотного капитала (13,3%), что свидетельствует о возможной окупаемости средств, вложенных в наиболее ликвидные активы, и погашении краткосрочных обязательств.

На следующих этапах анализа оцениваются качественные и структурные изменения в имущественном положении предприятия и степень их прогрессивности.

Таблица 22.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: