Для выявления степени зависимости предприятий, образующих корпоративный капитал, от главной (материнской) компании используют критерий системы участия. По данной системе предприятия, входящие в состав корпорации (холдинга), могут иметь следующие формы:
- отделения (при условии, что 95 – 100 % акций принадлежат материнской компании);
- дочернего предприятия (доля участия материнской компании составляет 50 – 95 %);
- филиала (удельный вес материнской компании составляет 25 – 50%);
- ассоциации (участие материнской компании в капитале составляет 10 – 25 %).
Кроме рассмотренных организационно-правовых форм предприятий и их объединений, существуют и другие критерии классификации. В частности, в зависимости от формы собственности, предприятия делят на:
- частные (основаны на собственности отдельных граждан с правом использования наемного труда);
- коллективные (основаны на собственности трудового коллектива, кооператива, другого уставного общества, общественной или религиозной организации);
|
|
- государственные (основанные на общегосударственной или коммунальной собственности).
Среди коллективных форм предпринимательства наиболее распространенной является кооператив.
Кооператив – объединение граждан с целью общего производства и сбыта продукции, закупок и потребления экономических благ, строительства, использования жилья ит. п.
Черты кооператива:
- является юридическим лицом;
- объединяет усилия для решения общих задач;
- равноправность членов в решении хозяйственных проблем.
Недостаток кооперативной формы – ограниченность из-за необходимости согласования интересов членов кооператива.
Государственное предприятие – предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководство назначается государственными органами или работает по контракту. Государственные предприятия общегосударственной собственности наиболее распространены в отраслях:
- обеспечивающих национальную безопасность;
- непривлекательных для частного предпринимательства, но имеющих стратегически важное значение для страны;
- естественных монополиях (с целью упреждения возникновения частной монополии).
Коммунальные предприятия чаще всего являются собственностью власти административно-территориальных образований.
Формы государственных предприятий:
- с неделимым имуществом и полной принадлежностью его государственной собственности (унитарные предприятия);
- контролируемые государством посредством контрольного пакета акций (корпорации с правом принятия решения государством);
- с долей государственной собственности в уставном капитале меньшей нежели 50 %, где представители государственных органов осуществляют интересы государства.
|
|
По уровню концентрации и централизации производства и капитала предприятия делят на малые (мелкие), средние и большие (крупные).
Термин "концентрация" означает сосредоточение, накопление, насыщенность, объединение.
Концентрация производства – процесс все большего сосредоточения производства на крупных предприятиях.
Концентрация капитала – процесс возрастания объема капитала за счет превращения части чистого дохода в капитал (капитализации части чистого дохода).
Централизация капитала – процесс добровольного объединения капиталов (акционирования) или поглощения одними капиталами других, вследствие чего происходит укрупнение производства.
Показатели уровня концентрации производства:
- численность занятых;
- объемы производства;
- объем товарооборота;
- оборот капитала;
- удельный вес предприятия на товарном рынке;
- наличие или отсутствие конкуренции;
- наличие или отсутствие внешнего контроля.
Наиболее распространенными критериями определения масштабов предприятий (крупные, средние или мелкие) мировой практикой признаны:
- объем каптала;
- численность занятых;
- объем выпуска.
Законодательства разных стран устанавливают свою количественную и качественную оценку отнесения предприятий к тому или иному типу.
Вместе с тем не следует отождествлять крупное, среднее и мелкое производство с делением предприятий на аналогичные типы. В основе деления предприятий на отмеченные выше типы лежат количественные показатели, в основе деления предпринимательства — качественные характеристики.
Выбор типа предприятия в значительной мере зависит от отрасли, избранной для осуществления предпринимательской деятельности.
Масштабы предпринимательской деятельности определяются научно-технической и производственной специализацией, кооперацией, интенсивностью интеграционных процессов.
Классификация предприятий по указанным выше критериям имеет важное значение для выбора организационно-правовой формы.
Главной организационной формой для крупного предприятия является акционерное общество (АО).
Преимущества крупного производства в сравнении с мелкими:
- технические и технологические преимущества, обусловленные значительно лучшими условиями для использования достижений НТП;
- экономия от масштаба производства, комбинирования и занятости;
- сравнительно высокая устойчивость и стабильность (даже в условиях тяжелого финансового положения крупные предприятия, как правило, не ликвидируются, а только меняют собственника и структуру управления;
- большие возможности использования кредита;
- преимущества в сфере обращения (закупка ресурсов оптом стоит дешевле), издержки по транспортировке, хранению и реализации больших партий товаров ниже в расчете на единицу продукции.
Средние предприятия занимают промежуточное положение между малыми и крупными. Их значительно меньше, нежели мелких, но больше, чем крупных. Они Специализируются на обслуживании тех сегментов рынка, которые не выгодны или в силу определенных причин не заняты крупными или мелкими предприятиями. Их ассортимент не очень многообразен, но устойчив, в связи с тем, что специализированные рынки в меньшей степени зависят от конъюнктурных колебаний экономики.
Двойственная роль средних предприятий:
- создают конкурентную среду для крупных предприятий;
- являются промежуточной ступенькой к монополизации;
- наибольшее количество именно средних предприятий попадает под процесс поглощений;
- средние предприятия стремятся занять монопольное (олигополистическое) положение в определенных сегментах рынка.
|
|
Малые предприятия законодательно чаще всего определяются численностью занятых на них работников с учетом специфики сфер, отраслей и видов экономической деятельности.
В Украине действующее законодательство к малым относит предприятия, число занятых на которых не превышает:
- в промышленности и строительстве – 200 человек;
- в других отраслях производственной сферы – 50;
- в науке и научном обслуживании – 100;
- в отраслях непроизводственной сферы – 25;
- в розничной торговле – 15 человек.
В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес занятых в среднем и мелком предпринимательстве составляет 50 – 70 %, а их доля в ВВП 50 – 60 %. Малых предприятий там очень много. Именно на основе малых предприятий возникли средние и крупные.
В современной экономике Украины мелкое предпринимательство не приобрело значения, свойственного рыночным системам, формировавшимся эволюционно. Развитие его в Украине требует государственного содействия и поддержки.
Черты мелких предприятий:
- большое количество;
- гибкость (способность быстро реагировать на конъюнктурные изменения в экономике);
- неустойчивость (в США ежегодно становятся банкротами три из пяти вновь созданных фирм).
Функции малых предприятий:
- оперативно реагируют на изменение экономической конъюнктуры;
- корректируют состав экономики в соответствии с изменениями в структуре вкусов, потребностей, предпочтений ит. п.;
- расширяют рамки экономической свободы, руководствуясь в своей деятельности экономической целесообразностью, а не решениями управленческих органов (государственных или кооперативных);
- обеспечивают развитие конкуренции;
- способствуют ослаблению монополизма;
- создают дополнительные рабочие места;
- насыщают рынок экономическими благами при отсутствии значительного стартового капитала;
- быстро возмещают затраты и восстанавливают (воспроизводят) способность вновь инвестировать;
- являются основой для формирования среднего класса;
|
|
- активны в инновационной деятельности.
Смешанная экономика комбинирует различные типы предприятий и разные их организационно-правовые формы на основе принципа экономической целесообразности, содержание которой определяется минимизацией затрат и максимизацией прибыли.
Опытным путем установлено, что валовые затраты на единицу продукции минимизируются при достаточно высоких объемах производства в таких отраслях, как газоснабжение, электроэнергетика, водоснабжение (естественные монополии), а также металлургия, автомобильная промышленность и т. п.
Малое предпринимательство наиболее распространено в высокорисковых сферах деятельности, а также там, где массовое производство нецелесообразно.
Переход к инновационной модели предпринимательской деятельности рождает новые ее формы;
- венчурное предпринимательство (бизнес);
- инжиниринг;
- лизинг;
- технопарки;
- торговые сети;
- франчайзинг и др.
Венчурное предпринимательство осуществляется в сфере финансирования высокотехнологичных, как правило, с высокой степенью риска, проектов с целью получения максимальной прибыли.
По размеру венчурные компании небольшие и средние.
Организационно-правовая форма, свойственная им, – партнерства (общества).
Занимаются они целевыми инженерными разработками, производствам и внедрением инноваций. Венчурные компании выполняют роль инвесторов долгосрочных наукоемких проектов с привлечением рискового капитала.
Партнеры венчурной компании:
- профессионалы в сфере предпринимательской и управленческой деятельности;
- институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и т. п.);
- частные лица.
Управленцы вкладывают незначительную часть инвестиций (1%), но принимают на себя полный риск по управлению компанией. Институциональные и частные инвесторы обеспечивают финансирование и рискуют своими инвестициями. Таким образом, осуществляется принцип венчурного предпринимательства по распределению риска. Руководство получает около 20 % прибыли, а инвесторы – 80 %.
По оценкам американских экономистов, 15% венчурных компаний обречены на полную потерю рискового капитала; 30 % — обеспечивает очень скромную прибыль.
Зато 30 % венчурных фирм за несколько лет перекрывают прибылью инвестированный капитал в 30-кратном, а иногда и в 200-кратном размере.
Инжиниринг – система предоставления услуг фирмой-консультантом фирме-клиенту во время строительства промышленных и прочих объектов (рис. 6.12).
Рисунок 6.12 – Виды и функции инжиниринговых фирм
Лизинг – форма долгосрочной аренды, где арендодателем является лизинговая компания. Арендатор принимает на себя ответственность за сохранение арендованного имущества, уплату арендных платежей, налогов и страховых платежей. Срок аренды имущества определяется от 40 до 90 % продолжительности обычного периода эксплуатации объектов, сдаваемых в аренду.
Арендованные объекты, как правило, покупаются лизинговой компанией по просьбе арендатора. Лизинговые компании предъявляют к арендаторам те же требования, что и банки при предоставлении кредитов. Но ассортимент их услуг значительно шире: предоставление инженерно-консультационных услуг; послереализационное обслуживание; обучение персонала по обслуживанию оборудования и пр.
Эта форма предпринимательства очень удобна для мелких и средних предприятий, имеющих ограниченные финансовые возможности.
Технопарки – одна из наиболее распространенных в США и Западной Европе форм венчурного предпринимательства. За образец создания технопарка, как правило, принимают модель научно-производственного центра на базе Стенфордского университета в Калифорнии, в котором сосредоточены приблизительно 3 тыс. средних и малых электронных фирм, где работает 190 – 200 тыс. человек.
Пути возникновения технопарков:
- объединение сотрудников университетских и научно-исследовательских центров, стремящихся коммерциализировать результаты своих научно-исследовательских разработок;
- создание научно-техническим персоналом крупных компаний, оставивших корпорацию с целью иметь свое собственное дело. Как правило, корпорация не только не сопротивляется, но и содействует этому процессу, рассчитывая на сотрудничество в случае успеха;
- переход существующих фирм под эгиду технопарка с целью получения определенных льгот (условий кредитования, аренды помещений для научных исследований, конструкторских разработок и т. п.).
Торговая сеть – два или больше магазинов, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента" имеющих общую службу закупок и сбыта, и, возможно, аналогичное архитектурное оформление.
Франчайзинг – наиболее распространенная форма интеграции малого и крупного предпринимательства в области сбыта.
Сущность франчайзинга состоит в том, что главная крупная компания (франчайзер) подписывает соглашение с малыми и средними независимыми предприятиями (франчайзи) о предоставлении им исключительного права продаж ее вещественных товаров (или услуг) под торговой маркой компании-франчайзера.
Для получения прав фирма-оператор (франчайзи) осуществляет первоначальный взнос в пользу головной компании (франчайзера), а потом уплачивает ежемесячные взносы. В этом состоит сходство франчайзинга с арендой при условии, что во временное пользование продается право использования товарного знака.
Франчайзинговый пакет (франшиза) – полная система ведения бизнеса – позволяет франчайзи осуществлять эту деятельность успешно даже тогда, когда он начинает заниматься ею впервые.
Франчайзи осуществляет свою деятельность в соответствии с законами, нормами и правилами, установленными франчайзером. Компенсацией за утрату в этом аспекте экономической свободы франчайзи является предоставление ему разрешения использовать название компании, ее репутацию, маркетинговые технологии и прочее.
Источники финансирования системы франчайзинга:
- передача в аренду главной компанией-франчайзером соответствующего основного капитала;
- собственный капитал франчайзи (фирмы-оператора);
- заимствованный фирмой-оператором капитал.
Соглашение между франчайзером и франчайзи определяет:
- нормативы отчислений от прибыли главной компании;
- нормативы регулярных выплат за использование рекламы под торговой маркой франчайзера.
Франчайзинг как система организации предпринимательской деятельности имеет определенные преимущества и ограничения для обеих сторон (табл. 10.2).
Таблица 10.2 – Преимущества и недостатки системы франчайзинга для главной компании и компании-оператора
Преимущества и недостатки франчайзинга | Для франчайзера | Для франчайзи |
Преимущества | Обеспечивает дополнительные денежные средства для ведения бизнеса. Способствует укреплению репутации на существующем рынке. Способствует расширению рынка определенного вида экономических благ. Создает благоприятные условия для возникновения новых концепций предпринимательской деятельности | Поддержка со стороны главной компании, имеющей прекрасную репутацию. Возможность быстро и эффективно начать свое дело. Установление четких территориальных границ ведения дела |
Недостатки | Ограниченное влияние главной компании на франчайзи. Недобросовестные фирмы-операторы могут компрометировать франчайзера и негативно влиять на его имидж. Опасность разглашения коммерческой тайны. Благополучные фирмы выходят из системы франчайзинга для самостоятельного ведения предпринимательства | Ограничение инициативы и свободы со стороны франчайзера. Финансовая зависимость от франчайзера в трудных для франчайзи ситуациях может его уничтожить даже при успешной деятельности. Франчайзер может недобросовестно выполнять свои договорные обязательства |
Эта форма организации предпринимательства наиболее распространена в ресторанном бизнесе, на станциях технического сервиса автомобилей, в бытовом обслуживании, сферах туризма, розничной торговле, при оказании ремонтно-строительных, дизайнерских и бизнес-услуг и т. п. Примером франчайзинга являются предприятия быстрого обслуживания "Макдональдс", станции технического обслуживания "Вольво", "Мерседес-Бенц" и т. д., магазины и автоматы по продаже прохладительных напитков "Кока-кола" и пр.
Система франчайзинга содействует насыщению рынков качественными и разнообразными экономическими благами и в этом ее привлекательность. Вместе с тем выполнение производственной функции не самой головной компанией, а фирмой-оператором не всегда гарантирует надлежащее качество, соответствующее стандартам товарного знака головной фирмы. Поэтому для системы франчайзинга характерен жесткий контроль со стороны франчайзера за работой фирмы-франчайзи.
Мерчандайзинг – система форм и методов активизации торговли:
- различные варианты размещения магазинов;
- реклама в местах продажи;
- освещение;
- интерьер;
- фирменный стиль;
- обучение продавцов умению консультировать покупателей по вопросам качества и использования товаров; пониманию психологии покупателя и активного влияния на его желание приобрести товар именно в этом торговом заведении и т. п.
Подводя итог, отметим, что предпринимательство – явление многоаспектное. Формы предпринимательской деятельности возникают из потребностей экономических субъектов и определяются уровнем развития экономики.