double arrow

Система участия

Для выявления степени зависимости предприятий, образующих корпоративный капитал, от главной (материнской) компании используют критерий системы участия. По данной системе предприятия, входящие в состав корпорации (холдинга), могут иметь следующие формы:

- отделения (при условии, что 95 – 100 % акций принадлежат материнской компании);

- дочернего предприятия (доля участия материнской компании составляет 50 – 95 %);

- филиала (удельный вес материнской компании составляет 25 – 50%);

- ассоциации (участие материнской компании в капитале составляет 10 – 25 %).

Кроме рассмотренных организационно-правовых форм предприятий и их объединений, существуют и другие критерии классификации. В частности, в зависимости от формы собственности, предприятия делят на:

- частные (основаны на собственности отдельных граждан с правом использования наемного труда);

- коллективные (основаны на собственности трудового коллектива, кооператива, другого уставного общества, общественной или религиозной организации);

- государственные (основанные на общегосударственной или коммунальной собственности).

Среди коллективных форм предпринимательства наиболее распространенной является кооператив.

Кооператив – объединение граждан с целью общего производства и сбыта продукции, закупок и потребления экономических благ, строительства, использования жилья ит. п.

Черты кооператива:

- является юридическим лицом;

- объединяет усилия для решения общих задач;

- равноправность членов в решении хозяйственных проблем.

Недостаток кооперативной формы – ограниченность из-за необходимости согласования интересов членов кооператива.

Государственное предприятие – предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководство назначается государственными органами или работает по контракту. Государственные предприятия общегосударственной собственности наиболее распространены в отраслях:

- обеспечивающих национальную безопасность;

- непривлекательных для частного предпринимательства, но имеющих стратегически важное значение для страны;

- естественных монополиях (с целью упреждения возникновения частной монополии).

Коммунальные предприятия чаще всего являются собственностью власти административно-территориальных образований.

Формы государственных предприятий:

- с неделимым имуществом и полной принадлежностью его государственной собственности (унитарные предприятия);

- контролируемые государством посредством контрольного пакета акций (корпорации с правом принятия решения государством);

- с долей государственной собственности в уставном капитале меньшей нежели 50 %, где представители государственных органов осуществляют интересы государства.

По уровню концентрации и централизации производства и капитала предприятия делят на малые (мелкие), средние и большие (крупные).

Термин "концентрация" означает сосредоточение, накопление, насыщенность, объединение.

Концентрация производства – процесс все большего сосредоточения производства на крупных предприятиях.

Концентрация капитала – процесс возрастания объема капитала за счет превращения части чистого дохода в капитал (капитализации части чистого дохода).

Централизация капитала – процесс добровольного объединения капиталов (акционирования) или поглощения одними капиталами других, вследствие чего происходит укрупнение производства.

Показатели уровня концентрации производства:

- численность занятых;

- объемы производства;

- объем товарооборота;

- оборот капитала;

- удельный вес предприятия на товарном рынке;

- наличие или отсутствие конкуренции;

- наличие или отсутствие внешнего контроля.

Наиболее распространенными критериями определения масштабов предприятий (крупные, средние или мелкие) мировой практикой признаны:

- объем каптала;

- численность занятых;

- объем выпуска.

Законодательства разных стран устанавливают свою количественную и качественную оценку отнесения предприятий к тому или иному типу.

Вместе с тем не следует отождествлять крупное, среднее и мелкое производство с делением предприятий на аналогичные типы. В основе деления предприятий на отмеченные выше типы лежат количественные показатели, в основе деления предпринимательства — качественные характеристики.

Выбор типа предприятия в значительной мере зависит от отрасли, избранной для осуществления предпринимательской деятельности.

Масштабы предпринимательской деятельности определяются научно-технической и производственной специализацией, кооперацией, интенсивностью интеграционных процессов.

Классификация предприятий по указанным выше критериям имеет важное значение для выбора организационно-правовой формы.

Главной организационной формой для крупного предприятия является акционерное общество (АО).

Преимущества крупного производства в сравнении с мелкими:

- технические и технологические преимущества, обусловленные значительно лучшими условиями для использования достижений НТП;

- экономия от масштаба производства, комбинирования и занятости;

- сравнительно высокая устойчивость и стабильность (даже в условиях тяжелого финансового положения крупные предприятия, как правило, не ликвидируются, а только меняют собственника и структуру управления;

- большие возможности использования кредита;

- преимущества в сфере обращения (закупка ресурсов оптом стоит дешевле), издержки по транспортировке, хранению и реализации больших партий товаров ниже в расчете на единицу продукции.

Средние предприятия занимают промежуточное положение между малыми и крупными. Их значительно меньше, нежели мелких, но больше, чем крупных. Они Специализируются на обслуживании тех сегментов рынка, которые не выгодны или в силу определенных причин не заняты крупными или мелкими предприятиями. Их ассортимент не очень многообразен, но устойчив, в связи с тем, что специализированные рынки в меньшей степени зависят от конъюнктурных колебаний экономики.

Двойственная роль средних предприятий:

- создают конкурентную среду для крупных предприятий;

- являются промежуточной ступенькой к монополизации;

- наибольшее количество именно средних предприятий попадает под процесс поглощений;

- средние предприятия стремятся занять монопольное (олигополистическое) положение в определенных сегментах рынка.

Малые предприятия законодательно чаще всего определяются численностью занятых на них работников с учетом специфики сфер, отраслей и видов экономической деятельности.

В Украине действующее законодательство к малым относит предприятия, число занятых на которых не превышает:

- в промышленности и строительстве – 200 человек;

- в других отраслях производственной сферы – 50;

- в науке и научном обслуживании – 100;

- в отраслях непроизводственной сферы – 25;

- в розничной торговле – 15 человек.

В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес занятых в среднем и мелком предпринимательстве составляет 50 – 70 %, а их доля в ВВП 50 – 60 %. Малых предприятий там очень много. Именно на основе малых предприятий возникли средние и крупные.

В современной экономике Украины мелкое предпринимательство не приобрело значения, свойственного рыночным системам, формировавшимся эволюционно. Развитие его в Украине требует государственного содействия и поддержки.

Черты мелких предприятий:

- большое количество;

- гибкость (способность быстро реагировать на конъюнктурные изменения в экономике);

- неустойчивость (в США ежегодно становятся банкротами три из пяти вновь созданных фирм).

Функции малых предприятий:

- оперативно реагируют на изменение экономической конъюнктуры;

- корректируют состав экономики в соответствии с изменениями в структуре вкусов, потребностей, предпочтений ит. п.;

- расширяют рамки экономической свободы, руководствуясь в своей деятельности экономической целесообразностью, а не решениями управленческих органов (государственных или кооперативных);

- обеспечивают развитие конкуренции;

- способствуют ослаблению монополизма;

- создают дополнительные рабочие места;

- насыщают рынок экономическими благами при отсутствии значительного стартового капитала;

- быстро возмещают затраты и восстанавливают (воспроизводят) способность вновь инвестировать;

- являются основой для формирования среднего класса;

- активны в инновационной деятельности.

Смешанная экономика комбинирует различные типы предприятий и разные их организационно-правовые формы на основе принципа экономической целесообразности, содержание которой определяется минимизацией затрат и максимизацией прибыли.

Опытным путем установлено, что валовые затраты на единицу продукции минимизируются при достаточно высоких объемах производства в таких отраслях, как газоснабжение, электроэнергетика, водоснабжение (естественные монополии), а также металлургия, автомобильная промышленность и т. п.

Малое предпринимательство наиболее распространено в высокорисковых сферах деятельности, а также там, где массовое производство нецелесообразно.

Переход к инновационной модели предпринимательской деятельности рождает новые ее формы;

- венчурное предпринимательство (бизнес);

- инжиниринг;

- лизинг;

- технопарки;

- торговые сети;

- франчайзинг и др.

Венчурное предпринимательство осуществляется в сфере финансирования высокотехнологичных, как правило, с высокой степенью риска, проектов с целью получения максимальной прибыли.

По размеру венчурные компании небольшие и средние.

Организационно-правовая форма, свойственная им, – партнерства (общества).

Занимаются они целевыми инженерными разработками, производствам и внедрением инноваций. Венчурные компании выполняют роль инвесторов долгосрочных наукоемких проектов с привлечением рискового капитала.

Партнеры венчурной компании:

- профессионалы в сфере предпринимательской и управленческой деятельности;

- институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и т. п.);

- частные лица.

Управленцы вкладывают незначительную часть инвестиций (1%), но принимают на себя полный риск по управлению компанией. Институциональные и частные инвесторы обеспечивают финансирование и рискуют своими инвестициями. Таким образом, осуществляется принцип венчурного предпринимательства по распределению риска. Руководство получает около 20 % прибыли, а инвесторы – 80 %.

По оценкам американских экономистов, 15% венчурных компаний обречены на полную потерю рискового капитала; 30 % — обеспечивает очень скромную прибыль.

Зато 30 % венчурных фирм за несколько лет перекрывают прибылью инвестированный капитал в 30-кратном, а иногда и в 200-кратном размере.

Инжиниринг – система предоставления услуг фирмой-консультантом фирме-клиенту во время строительства промышленных и прочих объектов (рис. 6.12).

Рисунок 6.12 – Виды и функции инжиниринговых фирм

Лизинг – форма долгосрочной аренды, где арендодателем является лизинговая компания. Арендатор принимает на себя ответственность за сохранение арендованного имущества, уплату арендных платежей, налогов и страховых платежей. Срок аренды имущества определяется от 40 до 90 % продолжительности обычного периода эксплуатации объектов, сдаваемых в аренду.

Арендованные объекты, как правило, покупаются лизинговой компанией по просьбе арендатора. Лизинговые компании предъявляют к арендаторам те же требования, что и банки при предоставлении кредитов. Но ассортимент их услуг значительно шире: предоставление инженерно-консультационных услуг; послереализационное обслуживание; обучение персонала по обслуживанию оборудования и пр.

Эта форма предпринимательства очень удобна для мелких и средних предприятий, имеющих ограниченные финансовые возможности.

Технопарки – одна из наиболее распространенных в США и Западной Европе форм венчурного предпринимательства. За образец создания технопарка, как правило, принимают модель научно-производственного центра на базе Стенфордского университета в Калифорнии, в котором сосредоточены приблизительно 3 тыс. средних и малых электронных фирм, где работает 190 – 200 тыс. человек.

Пути возникновения технопарков:

- объединение сотрудников университетских и научно-исследовательских центров, стремящихся коммерциализировать результаты своих научно-исследовательских разработок;

- создание научно-техническим персоналом крупных компаний, оставивших корпорацию с целью иметь свое собственное дело. Как правило, корпорация не только не сопротивляется, но и содействует этому процессу, рассчитывая на сотрудничество в случае успеха;

- переход существующих фирм под эгиду технопарка с целью получения определенных льгот (условий кредитования, аренды помещений для научных исследований, конструкторских разработок и т. п.).

Торговая сеть – два или больше магазинов, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента" имеющих общую службу закупок и сбыта, и, возможно, аналогичное архитектурное оформление.

Франчайзинг – наиболее распространенная форма интеграции малого и крупного предпринимательства в области сбыта.

Сущность франчайзинга состоит в том, что главная крупная компания (франчайзер) подписывает соглашение с малыми и средними независимыми предприятиями (франчайзи) о предоставлении им исключительного права продаж ее вещественных товаров (или услуг) под торговой маркой компании-франчайзера.

Для получения прав фирма-оператор (франчайзи) осуществляет первоначальный взнос в пользу головной компании (франчайзера), а потом уплачивает ежемесячные взносы. В этом состоит сходство франчайзинга с арендой при условии, что во временное пользование продается право использования товарного знака.

Франчайзинговый пакет (франшиза) – полная система ведения бизнеса – позволяет франчайзи осуществлять эту деятельность успешно даже тогда, когда он начинает заниматься ею впервые.

Франчайзи осуществляет свою деятельность в соответствии с законами, нормами и правилами, установленными франчайзером. Компенсацией за утрату в этом аспекте экономической свободы франчайзи является предоставление ему разрешения использовать название компании, ее репутацию, маркетинговые технологии и прочее.

Источники финансирования системы франчайзинга:

- передача в аренду главной компанией-франчайзером соответствующего основного капитала;

- собственный капитал франчайзи (фирмы-оператора);

- заимствованный фирмой-оператором капитал.

Соглашение между франчайзером и франчайзи определяет:

- нормативы отчислений от прибыли главной компании;

- нормативы регулярных выплат за использование рекламы под торговой маркой франчайзера.

Франчайзинг как система организации предпринимательской деятельности имеет определенные преимущества и ограничения для обеих сторон (табл. 10.2).

Таблица 10.2 – Преимущества и недостатки системы франчайзинга для главной компании и компании-оператора

Преимущества и недостатки франчайзинга Для франчайзера Для франчайзи
Преимущества Обеспечивает дополнительные денежные средства для ведения бизнеса. Способствует укреплению репутации на существующем рынке. Способствует расширению рынка определенного вида экономических благ. Создает благоприятные условия для возникновения новых концепций предпринимательской деятельности Поддержка со стороны главной компании, имеющей прекрасную репутацию. Возможность быстро и эффективно начать свое дело. Установление четких территориальных границ ведения дела
Недостатки Ограниченное влияние главной компании на франчайзи. Недобросовестные фирмы-операторы могут компрометировать франчайзера и негативно влиять на его имидж. Опасность разглашения коммерческой тайны. Благополучные фирмы выходят из системы франчайзинга для самостоятельного ведения предпринимательства Ограничение инициативы и свободы со стороны франчайзера. Финансовая зависимость от франчайзера в трудных для франчайзи ситуациях может его уничтожить даже при успешной деятельности. Франчайзер может недобросовестно выполнять свои договорные обязательства

Эта форма организации предпринимательства наиболее распространена в ресторанном бизнесе, на станциях технического сервиса автомобилей, в бытовом обслуживании, сферах туризма, розничной торговле, при оказании ремонтно-строительных, дизайнерских и бизнес-услуг и т. п. Примером франчайзинга являются предприятия быстрого обслуживания "Макдональдс", станции технического обслуживания "Вольво", "Мерседес-Бенц" и т. д., магазины и автоматы по продаже прохладительных напитков "Кока-кола" и пр.

Система франчайзинга содействует насыщению рынков качественными и разнообразными экономическими благами и в этом ее привлекательность. Вместе с тем выполнение производственной функции не самой головной компанией, а фирмой-оператором не всегда гарантирует надлежащее качество, соответствующее стандартам товарного знака головной фирмы. Поэтому для системы франчайзинга характерен жесткий контроль со стороны франчайзера за работой фирмы-франчайзи.

Мерчандайзинг – система форм и методов активизации торговли:

- различные варианты размещения магазинов;

- реклама в местах продажи;

- освещение;

- интерьер;

- фирменный стиль;

- обучение продавцов умению консультировать покупателей по вопросам качества и использования товаров; пониманию психологии покупателя и активного влияния на его желание приобрести товар именно в этом торговом заведении и т. п.

Подводя итог, отметим, что предпринимательство – явление многоаспектное. Формы предпринимательской деятельности возникают из потребностей экономических субъектов и определяются уровнем развития экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: