PR в условиях экономического кризиса

Введение

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к радикальным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы и, в частности, многих социальных связей. Как следствие этого, произошло разрушение традиций, которое повлекло за собой разрушение моральных норм, а также национальной культуры.

Таким образом, восстановление общественных связей в данный момент становится актуальной проблемой общества, а, значит, большое значение приобретают новые методы, помощью которых пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить как гомеостазис общества, так и личностное равновесие.

Ввиду сложностей в управлении различного рода процессами, происходящими в организациях, весьма актуальной является проблема управления кризисными ситуациями и роль PR в нем.

Целью данной контрольной работы является изучение проблемы PR в кризисных ситуациях.

Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:

- рассмотреть аспекты из истории становления PR;

- изучить прогнозы деятельности PR-организаций в будущем;

- выявить основные черты кризиса и кризисной ситуации;

- изучить методы прогнозирования и управления проблемными ситуациями.

Из истории PR

Public Relations можно перевести с английского как “связи с общественностью” или “общественные отношения”. Public Relations (далее PR) являются, по сути, видом управленческой деятельности и состоят из причудливого сплетения двух основных составляющих: искусства управления информационными потоками (внутренними и внешними) с наукой балансировки и оптимизации интересов структуры (или индивидуума) и целевых групп социальной среды.

Как известно, PR существуют столько, сколько существует общество, и берут свое начало в далеком прошлом, являясь составляющей частью жизни социума в целом и каждого индивидуума в частности. Причем задачи PR могли быть сформулированы примерно так: “обеспечение благоприятного для индивидуума отношения со стороны окружающих путем использования арсенала средств убеждения, основанного на знании особенностей человеческого восприятия”. Действительно, вряд ли найдется человек, который мог бы с уверенностью сказать, что его абсолютно не интересует отношение окружающих. В противном случае он будет, пожалуй, идентифицирован психологом как желающий создать о себе впечатление не заинтересованного во мнении окружающих индивидуума, что само по себе, безусловно, является определенным позиционированием и... элементом PR.

С развитием социума усиливалось влияние общественности на личность, даже если эта личность была феодалом или президентом, и с прохождением на новые этапы своего развития совершенствовался предтеча современных внутрикорпоративных PR -- институт советничества, нацеленный, в первую очередь, на удержание в покорности значительной части людей. И в те времена, если бы кто-нибудь решил сформулировать основной принцип PR, то он звучал бы примерно так: “обеспечение безусловной управляемости подданных”. Интересно, что в совершенно разных государствах и в разное время можно заметить общую закономерность: обнаружение признаков PR в государственной жизни происходило, когда власть становилась относительно слаба, либо существовала альтернатива реальной власти, либо требовалась мобилизация человеческих ресурсов, например, для ведения войны. Во всех случаях власти требовалась поддержка.

Но максимальное развитие политические и коммерческие направления PR получили, как вы, наверное, знаете, с введением института выборов, означавшим, что (где-то в большей, а где-то в меньшей степени) власть стала зависеть от предпочтений электората, и с насыщением товарных рынков продукцией, что и обусловило их дальнейшее вычленение в отдельный вид деятельности.

Первая книга на тему PR была написана в США в 1923 году Эдвардом Бернаузом, одним из родственников Зигмунда Фрейда, и носила название “Crystallizing Public Opinion”. И уже к началу 1930-х годов в США PR сложились как самостоятельная функция менеджмента. В крупных компаниях была введена должность вице-президента по коммуникациям или PR, а PR-консалтинг превратился в довольно успешный бизнес.

Сегодня же только в Америке PR-консалтингом занимаются более 5 000 компаний, и одним из наиболее значимых направлений в их деятельности является так называемый проблемный менеджмент, главной задачей которого является управление кризисами.

Множество практических примеров, теоретических исследований применения PR, высказываний ведущих специалистов в рассматриваемой области подтверждают, что связи с общественностью обладают огромным потенциалом в сфере маркетинга. Многие компании - лидеры мирового бизнеса уже взяли на вооружение инструмент PR, применение которого мы часто наблюдаем в нашей повседневной жизни, порой даже не догадываясь об этом. Вот и Россия не стала исключением. Хотя большая часть российских компаний еще не признала эффективность применения PR в своей маркетинговой политике и традиционно прибегает лишь к рекламе, есть и другая часть, которая, напротив, проявляет повышенное внимание к связям с общественностью, создает свои собственные подразделения PR или пользуется услугами профессиональных PR-агентств. В своей небольшой практике работы в бизнес-структурах я тоже замечал, что многие российские компании (включая ту, в которой приходилось работать мне) почему-то обходят вниманием PR. Может быть, это происходит потому, что часть руководителей просто боится ввести новые методы работы с потребителями, называемые "связи с общественностью"; не имеют достаточно информации о PR или по каким-то причинам не верят в его эффективность. Иногда это - нежелание тратить средства, которые не дадут немедленной отдачи, а окупятся лишь в перспективе.

Рост внимания деловых, политических, общественных кругов к PR в России будет только расти все больше, ведь с каждым годом расширяющийся и все более конкурентоспособный российский рынок требует от участников рыночного процесса новых, более разнообразных и эффективных инструментов.

2 Основные черты кризиса и кризисной ситуации

Кризис имеет две основные составляющие. С одной стороны, это удар. Удар по репутации, собственности, финансам. С другой - потенциальная возможность обновления, а при грамотном использовании открывшихся возможностей - прорыв на новый уровень развития команды и, в первую очередь, лидера.

Следует помнить, что кризис - это лишь предельное обострение деструктивных процессов в деятельности индивидуума или команды, вызванное скрытой или явной стагнацией (деградацией) или чрезмерным ростом (прогрессом), и он может затронуть практически любую составляющую жизнедеятельности структуры или персоны. [1, c. 122]

Кризис не возникает на пустом месте, ему предшествует предкризисный период, который почти всегда можно определить по наличию симптомов. Ему подвержен любой вид деятельности, тем более политика, тем более в России, тем более при наличии жесткой и порой жестокой конкуренции. Если прибавить к этому стоимость проведения выборных кампаний, составляющую десятки и сотни тысяч и даже миллионы долларов, то, несколько утрируя ситуацию, можно утверждать, что работа политика делится на три основных периода: предкризисный, кризисный и послекризисный. [1, c. 124] И даже если кризис вас не затронул, то, скорее всего, не следует обольщаться: в российских реалиях это означает, что у вас всё впереди. Об этом позаботятся "доброжелатели".

Однако подавляющее большинство известных политиков и организаций прибегает к услугам специалистов в области кризисных PR только тогда, когда "гром уже грянул". Что значительно увеличивает сложность (и стоимость) работы и предъявляет дополнительные требования к компетенции консультанта.

Определим, что мы называем кризисной ситуацией для индивидуума или его команды? На первый взгляд это:

· серьезный несчастный случай;

· угроза террористического акта в отношении кандидата, его родных и близких, помощников, сотрудников, инвесторов и так далее;

· угроза утечки значимой конфиденциальной информации;

· угроза забастовки, потеря эффективности действий или забастовка помощников и сочувствующих;

· проигрыш выборов;

· невозможность принять участие в значимых для политика выборах;

· угроза потери должности, а также потеря возможности занять должность;

· возникновение опасности потерять самостоятельность во время объединения с "дружественными" политическими деятелями и движениями;

· отсутствие "проходных идей" в экономической или политической программе;

· угроза остановки деятельности общественной организации индивидуума;

· возникновение болезни, похищения, смерти и другой причины, затрагивающей возможность функционирования ключевых сотрудников команды;

· фальсификация действий, высказываний и так далее, компрометирующая команду;

· обнаружение криминальной и иной деятельности, имеющей отношение к команде и грозящей целостности организации;

· возникновение серьезных трудностей с финансированием деятельности команды;

· потеря влияния на определенную целевую группу по социальному, возрастному, территориальному или иному признаку;

· возникновение раскола в команде единомышленников;

· возможность дискредитации со стороны оппонентов;

· возможность дискредитации со стороны соратников;

· назначение недружественного чиновника на значимый государственный пост;

· нежелательное изменение законодательной базы. [3, c. 202]

Перечисление можно продолжить, однако уже сейчас понятно, что недооценка важности прогнозирования кризисных ситуаций может повлечь чрезвычайно тяжелые последствия для политика и его команды.

Помимо прогноза, в задачи консультанта входит:

· предотвращение кризиса;

· если кризиса избежать не удалось, то управление кризисом;

· минимизация ущерба;

· послекризисные восстановительные PR. [3, c. 208]

Отдельно следует упомянуть о таком тонком и филигранном направлении деятельности консультанта, как инициализация кризиса и удержание его под контролем.

3 Прогнозирование и управление проблемными ситуациями

Работа в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным заказчиком имеет свои особенности, однако существует и общая канва, основные шаги в работе консультанта.

1. Сбор информации и анализ "кредитной истории", истории лидера и его команды.

Во-первых, сбор и анализ так называемой фактологической информации. В процессе работы следует обратить особое внимание на проблемы, уже имевшие место, предпосылки, особенности проистечения, способы их решения, последствия, а также выработать общие рекомендации на случай рецидива.

Во-вторых, выявление скрытых слабых мест. Здесь от консультанта требуется особая деликатность и понимание того, что, скорее всего, он не получит весь объём информации и большую часть болевых точек придется нащупывать чисто гипотетически.

2. Сбор информации и анализ текущего положения дел.

В процессе работы, помимо внутренних вопросов, особое внимание уделяется внешним социально-политико-экономическим данным, полученным в результате социологических исследований, проведения фокус-групп, мониторинга средств массовой информации и так далее.

3. Анализ динамики событий.

· определение текущей динамики событий;

· концентрирование внимания на процессах с переменной динамикой;

· выявление основных тенденций в политике, экономике, демографии, электоральной психологии, социологии и так далее в основных и второстепенных целевых сегментах по этническим, географическим и иным признакам;

· выделение ключевых моментов.

4. Рейтингование проблем по значимости и срочности.

После рейтингования проконсультируйтесь с ведущими членами команды или с самим лидером с целью уточнения приоритетов. Помните, что, вероятнее всего, вы получили не всю внутреннюю информацию и после такой корректировки сможете более профессионально приступить к следующему пункту.

5. Выработка различных вариантов стратегии для основных и второстепенных позиций (направлений).

Следует выделить наиболее вероятные и наиболее "болезненные" кризисные ситуации и расписать максимально подробный план действий вплоть до подготовки информационных релизов и списка номеров телефонов и факсов средств массовой информации.

6. Сбор и обработка уточняющей социологической, статистической и иной информации.

Работа по этому пункту носит постоянный характер, а деятельность ответственных за это направление не прекращается ни на день.

Пренебрежение, на первый взгляд, незначительной текущей информацией способно поставить под угрозу срыва самый подробный антикризисный план и привести к потере контроля над развивающимися событиями.

7. Корректировка плана действий и его реализация.

После утверждения программы действий, а это бывает зачастую совсем не просто, следует придерживаться определенной стратегии. Исключительно последовательное выполнение плана способно принести значимый результат.

В некоторых случаях в плане может быть отмечена необходимость инициализации кризиса с целью снятия напряжения на этом участке и профилактики более серьезных последствий. Технология "псевдокризисного поведения" - тема отдельного разговора, однако надо иметь в виду: перед запуском вы должны иметь отработанные сценарии на, казалось бы, невероятные последствия. Возможны \"неожиданности", описанные ниже. [5, c. 28]

ВОДОВОРОТ

После запуска псевдокризиса события начинают развиваться значительно быстрее запланированного. Непредвиденные шаги происходят единовременно.

ЛАВИНА

Вовлекаются все новые и новые участники. Средства массовой информации начинают проявлять чрезмерный интерес. Из-за отсутствия информации рождаются нежелательные слухи и предположения.

СУБКРИЗИС

Внезапно открывается новая проблема или рецидив уже, казалось бы, прошедшего давнего кризиса, что осложняет положение.

ВАКУУМ

Информация о происходящих внешних реакциях приходит с запозданием, не позволяющим вовремя на них реагировать.

БАНКРОТ

Неожиданная потеря источников финансирования.

ИСТЕРИКА

Неожиданное внутреннее нежелание лидера следовать плану и попытка прекратить всякие действия.

И это далеко не все варианты нежелательного развития событий. Неожиданность она и есть неожиданность. Никто от нее не застрахован, однако чем выше квалификация консультанта, тем менее она вероятна.

8. Организация, получение и обработка элементов обратной связи.

Чрезвычайно ответственное мероприятие.

Помните, что отсутствие своевременной и полной информации о происходящих вне и внутри команды событиях способно свести на нет любые самые талантливые планы. И вы можете уподобиться "человеку в футляре".

9. Оценка действенности проделанной работы. Комментарии излишни.

Что же делать, если кризис все-таки неизбежен, а у вас нет подготовленного сценария действий? Во-первых, не паниковать. Всем известно, что во время паники потери многократно возрастают. Вам понадобится все ваше хладнокровие и мобилизация всех ресурсов для успешного решения возникшей проблемы. Выработайте пошаговую стратегию и приступайте к её реализации:

· организуйте рабочую группу, включающую в себя, помимо PR-специалистов, ключевых членов команды. Возглавляться рабочая группа должна максимально приближенным к лидеру доверенным лицом.

· Следует обратить особое внимание на наличие дублеров на всех наиболее ответственных направлениях, а также определить круг лиц, непосредственно общающихся с прессой. Каждый член оперативного штаба должен иметь четкую инструкцию;

· определите месторасположение штаб-квартиры по управлению кризисом.

· Рекомендуется использовать месторасположение с оптимальной концентрацией всех антикризисных ресурсов. Организуйте оперативную связь, транспорт, питание и так далее;

· выявите источник кризиса, находящийся внутри или снаружи команды, определите причины и возможные последствия, заинтересованных лиц;

· определите необходимость воздействия на основные целевые аудитории и идентифицируйте каналы распространения информации. [5, c. 30]

На этом подготовительный этап можно считать завершенным, причем, в идеале он должен занять не более одного часа. К сожалению, без предварительной подготовки это почти нереально.

Далее следует в максимально короткие сроки ознакомить всех доступных для средств массовой информации членов команды с выработанной вами позицией. И одновременно обеспечить для прессы свободный доступ к получению информации из первых рук.

В некоторых случаях возникает непреодолимое желание отмолчаться, что неизбежно приводит к новому витку развития кризиса и созданию более тяжелой ситуации и, как следствие, большим моральным и материальным потерям.

Попытка пассивного ожидания не может привести к хорошему результату еще и потому, что общественная деятельность подразумевает наличие не только сторонников, но и противников, которые, имея определенный вес, не преминут максимально отыграть ситуацию с целью вашей дискредитации, даже если кризис носит внутренний и даже личный характер. При этом всем известны случаи, когда отсутствие превентивных мер позволяло оппонентам сделать "из мухи слона", а неправильная антикризисная стратегия приводила к потере моральных, материальных и иных ресурсов и даже к необратимым последствиям.

Обратите особенное внимание на оперативное взаимодействие с прессой. Предоставляйте информацию по мере развития событий, используя релизы, брифинги, информационные заявления.

Заручитесь поддержкой третьих лиц. Нередко привлечение авторитетных личностей в качестве незаинтересованной, но компетентной стороны способно переломить ситуацию.

Плохие новости не становятся со временем лучше, тем более если события подвержены опытной манипуляции со стороны PR-консультантов, работающих на конкурента. Однако, проведя подготовку и грамотно спланировав свои действия, не дожидаясь возникновения кризиса и заручившись поддержкой профессионалов, вы сможете значительно снизить риск неконтролируемых потерь.

13. Виды рынков. Специфика рынков B2С, B2B, B2G

B2B (англ. Business to Business) — термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов, в данном случае — это юридические лица.

В2В – сокращение от английских слов «business to business», в буквальном переводе – бизнес для бизнеса. Это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. Примером В2В- деятельности может послужить производство барных стоек или оказание рекламных услуг: физическим лицам реклама ни к чему, а вот другим организациям она необходима.

Под понятием B2B также подразумеваются системы электронной коммерции, или системы электронной торговли — программные-аппаратные комплексы, являющиеся инструментами для осуществления торгово-закупочной деятельности в сети интернет.

В западных странах, под термином В2В часто понимается обеспечение каких-нибудь производственных фирм сопроводительными услугами, дополнительным оборудованием и т. д. Однако в общем смысле определение B2B соответствует любая деятельность, направленная на клиентов, которые являются юридическими лицами.

B2C

Business-To-Consumer (B2C) (русск. Бизнес для Потребителя) — форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи для потребителя.

B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удалёнными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2C позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников даёт возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая вознаграждение посредников), что, естественно, приведёт к росту прибыли.

Система является одним из звеньев в цепочке современных бизнес-процессов, и это звено строит бизнес-отношения следующего плана взаимодействий: "Бизнес-клиент".

это тот вид деятельности, когда две компании проводят бизнес транзакции с помощью Интернет. Например, компания может разместить запрос на коммерческие предложения, получить текущие котировки от своих поставщиков, заключить контракт, получить или оплатить счета, опубликовать документы. Этот вид деятельности в Интернет является наиболее перспективным для российских компаний. Он позволяет построить на новом уровне коммерческие связи между производителями и создает благоприятную почву для партнерских отношений между ними. Рынок становится более открытым и появляется масса возможностей взаимодействия и приобретения необходимых услуг на локальном рынке, избавляя от необходимости импорта материалов и оборудования из-за рубежа или продолжительного поиска делового партнёра. В международном смысле, электронная коммерция дает компании больше шансов для высокой активности на глобальном рынке. Система B2B может быть как открытой, которую могут видеть и посещать обычные пользователи или другие возможные партнёры, так и закрытой - существующей только для определённых партнёров или рабочих групп и исполняющей только определённые технологические функции.

По функциональным возможностям среди сайтов B2B можно выделить следующие группы:

Каталоги. Являются наиболее тривиальным вариантом сайта типа B2B, где покупатели находят продавца товарных позиций с фиксированной ценой.

Электронные биржи. Отличаются большей сложностью по сравнению с каталогами и функционально подобны реальным биржам. Используются в основном для торговли товарами широкого потребления, такими как зерно, бумага, металл и т.д.

Аукционы. Такие сайты функционально подобны реальным аукционам и виртуальным аукционам B2C, но в силу специфики модели B2B часто используются для продажи излишков запасов.

Электронные сообщества. Ведение бизнеса не всегда сводится только к совершению привычных всем бизнес транзакций. Существует много других направлений, в которых бизнесу может потребоваться участие партнеров. Например, разного рода исследования, политическое лоббирование или обмен идеями. Интернет является идеальной средой для объединения усилий и интересов.


B2C - это концепция построения бизнес-процессов предприятия и комплекс Интернет-технологий и инструментов, обеспечивающих повышение прозрачности предприятия и облегчающих его взаимодействие с клиентами. Один из наиболее популярных инструментов B2C - Интернет-магазин.

B2C (Business-to-Consumer) - термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между организацией (Business) и частным, так называемым, "конечным" потребителем (Consumer) /D.Chaffey, "E-Business and E-Commerce Management", 2007/. Часто используется для описания деятельности, которую ведёт предприятие, т.е., в данном случае, - продажа товаров и услуг, непосредственно предназначенных для конечного использования.

Наряду с этим термином существуют и другие, также обозначающие различные виды отношений, как коммерческого, так и некоммерческого характера, например: B2B (Business-to-Business) - "взаимоотношения между коммерческими организациями", C2C (Customer-to-Customer) - "взаимоотношения между потребителями", B2G (Business-to-Government) - "взаимоотношения между организацией и правительством" и т.д. Эти термины широко применяются в англоязычной среде, как в теоретических трудах на тему делового администрирования, так и в повседневном деловом общении.

B2C - является наиболее популярной формой электронной коммерции на сегодняшний день. В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи для потребителя. Один из самых крупных примеров B2C - это www.amazon.com, американский книготорговый сайт, услугами которого пользуются более 50 миллионов клиентов по всему миру. Именно он сумел подорвать обычный букинистический рынок США в течение нескольких лет. При решенных проблемах с доступом в Интернет в регионах, надежной работой платежных систем и служб доставки, B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2B создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Еще один плюс B2C - прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведет к росту прибыли.

B2G

B2G (business-to-government) — отношения между бизнесом и государством. Обычно термин используется для классификации систем электронной коммерции. Примером B2G-систем могут служить системы электронных госзакупок.

G2B

G2B (англ. Government to Business, русск. Правительство бизнесу) — набор программных и аппаратных средств для осуществления он-лайн взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур с целью поддержки и развития бизнеса. К классу G2B можно отнести информационные веб-сайты органов власти, системы электронных закупок и пр.

13. Виды рынков. Специфика рынков B2S, B2B, B2G
Существует огромное количество видов рынков, но определённые признаки позволяют сгруппировать их в отдельные группы, по экономическому назначению и пространственному признаку.
Внешний рынок — это сфера такого товарного обмена, при котором производитель или покупатель находятся за пределами страны. Происхождение такого рынка вызывает необходимость осуществления внешнеторговых операций.
Внутренний рынок — обусловлен товарным обменом, который производится только внутри государства.
Местный рынок — это рынок, при котором отношения продавца и покупателя ограничиваются в пределах одной территории.
Оптовый рынок — на котором происходит продажа только крупными партиями товара, где основной особенностью являются снижение цены за счет увеличения товарооборота.
Рынок услуг — это специфический рынок продажи или покупки различных видов услуг, который служит удовлетворения потребностей людей.
Рекламный рынок — который представляет рекламно-информационные услуги.
Страховой рынок — занимается предоставлением услуг в сфере страхования.
Финансовый рынок — производит операции в сфере ценных бумаг, кредитования, вкладов и инвестиций.
Банковский рынок — здесь предоставляются услуги среди банковских организаций и кредитных обществ.
Рынок жилья — это та часть рынка где аккумулируются отношения между продавцами жилья и покупателями.
Рынок труда — главной ценностью на этом рынке является рабочая сила (продавец) с одной стороны и покупатель этого товара с другой стороны.

В2В – сокращение от английских слов «business to business», в буквальном переводе – бизнес для бизнеса. Это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. Примером В2В- деятельности может послужить производство барных стоек или оказание рекламных услуг: физическим лицам реклама ни к чему, а вот другим организациям она необходима. Под понятием B2B также подразумеваются системы электронной коммерции, или системы электронной торговли — программные-аппаратные комплексы, являющиеся инструментами для осуществления торгово-закупочной деятельности в сети интернет. В западных странах, под термином В2В часто понимается обеспечение каких-нибудь производственных фирм сопроводительными услугами, дополнительным оборудованием и т. д. Однако в общем смысле определение B2B соответствует любая деятельность, направленная на клиентов, которые являются юридическими лицами.

Business-To-Consumer (B2C) (русск. Бизнес для Потребителя) — форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи для потребителя. B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удалёнными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2C позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников.

B2C - это концепция построения бизнес-процессов предприятия и комплекс Интернет-технологий и инструментов, обеспечивающих повышение прозрачности предприятия и облегчающих его взаимодействие с клиентами. Один из наиболее популярных инструментов B2C - Интернет-магазин. B2C (Business-to-Consumer) - термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между организацией (Business) и частным, так называемым, "конечным" потребителем.

B2G (business-to-government) — отношения между бизнесом и государством. Обычно термин используется для классификации систем электронной коммерции. Примером B2G-систем могут служить системы электронных госзакупок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: