Тема 3. Социологическая характеристика общества

На протяжении всей истории развития социологии одной из важнейших ее проблем был вопрос о том, что такое общество, как возможно его существование и развитие.

Признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи прошлого и настоящего расходятся в определении того, что является первоосновой этого объединения. Так, О. Конт рассматривал общество как органическое единство всего человечества, связанного общим согласием, характеризующееся согласованностью функций всех его структурных элементов. Э. Дюркгейм представлял общество как надиндивидуальную духовную реальность, первоосновой которой являются социальные факты как образцы поведения, объективно существующие и оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие. М. Вебер понимал общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. У К. Маркса общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. С точки зрения Т. Парсонса и Р. Мертона, первоосновой общества являются фундаментальные социальные нормы и ценности, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности.

В современной социологии можно выделить несколько основных подходов к определению общества, в том числе:

- атомистические теории, рассматривающие общество как совокупность личностей, взаимодействующих между собой;

- теории социальных групп, в которых общество рассматривается как совокупность различных групп людей, пересекающихся между собой в социальном взаимодействии;

- институциональные теории, представляющие общество как большую совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в рамках социальных институтов;

- функциональные теории, рассматривающие общество как группу людей, функционально взаимодействующих между собой.

При всем своем различии многочисленные социологические теории объединяет понимание общества как сложной, многогранной, неоднородной и, в то же время, целостной социальной системы, которая функционирует и развивается по своим собственным законам, имеет внутреннюю упорядоченность и устойчивость.

Как социальная система общество состоит из различных элементов, связанных между собой определенным образом. Каждый элемент общества находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими элементами, занимает специальное место и играет определенную роль. Таким образом, общество как система имеет упорядоченную внутреннюю структуру. Благодаря этому оно отличается от хаотичного, произвольного скопления людей устойчивостью и стабильностью.

Основным элементом общества являются люди, а также их социальные связи и действия, в результате которых отдельные разнородные индивиды, связанные общим социальным признаком, объединяются в социальные группы и общности. Т.е. общество – это не просто совокупность людей, но совокупность социальных общностей (социальных групп) этих людей, также выступающих в качестве субъектов социальной жизни. Социальная группа представляет собой своеобразного посредника между человеком и обществом в целом.

Социальные группы вступают между собой в социальные отношения и социальные взаимодействия. Социальное взаимодействие – это система взаимно обусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Одной из форм проявления социальных взаимодействий являются социальные отношения, представляющие собой совокупность многообразных взаимозависимостей и связей, возникающих между отдельными индивидами, индивидами и социальными группами, индивидами и социальными институтами, между социальными группами индивидов и внутри них, между социальными группами и социальными институтами, внутри и между социальными институтами. Они отличаются длительностью, устойчивостью, системностью и самовозобновляемостью социальных взаимодействий.

Результатом социального взаимодействия социальных групп и формирования устойчивых социальных отношений между ними является образование социальных институтов как важнейших элементов общества.

Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) являются исторически сложившимися, устойчивыми формами организации совместной деятельности людей. К ним относятся, например, институт семьи, институт образования, институт здравоохранения, институт государства и другие социальные организации и учреждения, образованные людьми в процессе их жизнедеятельности.

Социальные институты – важнейший компонент общества как системы, интегрирующий и координирующий социальные взаимодействия. Их основной целью является достижение стабильности в ходе развития общества. Для социальных институтов характерны устойчивые, регулярные, самообновляющиеся и упорядоченные социальные взаимодействия в противовес случайным, хаотичным, поверхностным и неорганизованным связям, возникающим между людьми и их группами.

Возникновение социальных институтов обусловлено необходимостью, с одной стороны, в удовлетворении разнообразных потребностей общества, а с другой стороны – в регулировании социальных отношений, возникающих между людьми, социальными группами и общностями в процессе удовлетворения этих потребностей. Так, потребность в воспроизводстве новых поколений удовлетворяет институт семьи и брака, потребность в безопасности и поддержании порядка в обществе – институт государства, потребность в организации и регулировании общественного производства – институт экономики, потребность в отправлении ритуалов – институт религии и т.д. При этом каждый социальный институт может удовлетворять несколько потребностей. Например, институт религии может удовлетворять как собственно религиозные, так и моральные, культурные потребности. В свою очередь, одна и та же потребность может удовлетворяться разными социальными институтами. Так, духовные потребности могут удовлетворяться и религией, и искусством, и наукой.

Процесс удовлетворения тех или иных потребностей предполагает их институциональное регулирование: например, процесс удовлетворения потребности в семье регулируется государством, определяющим брачный возраст, права и обязанности супругов, ответственность родителей перед детьми, а потребность в образовании регулируется как системой начального, среднего и высшего образования, так и законодательством в соответствующей сфере.

Следует заметить, что если в социальных группах и общностях предметом социального взаимодействия выступает само коллективное объединение людей для удовлетворения их самых разнообразных потребностей, то в социальных институтах – объединение людей для удовлетворения конкретной и особенно важной потребности (либо достижения определенной цели) как личностного, так и общественного характера. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение. Поскольку основой взаимодействия социального института с обществом как социальной системой служит реализация его главной функции, а именно – удовлетворение конкретных социальных потребностей, постольку вместе с изменением потребностей индивидов и их социальных групп меняется и характер взаимодействия социальных институтов с обществом.

Важным элементом общества выступают социальные нормы и ценности. Именно они связывают общество в целостную социальную систему. Социальные ценности представляют собой разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, стоящих перед обществом, а также по поводу средств и путей их достижения. Производными от социальных ценностей являются социальные нормы, понимаемые как образцы (стандарты) поведения людей, исходящие из принятой обществом системы ценностей. Изменение системы социальных ценностей общества неизбежно ведет и к изменению принятых в обществе социальных норм. Резкий отказ общества от прежней системы ценностей ведет к разрушению системы социальных норм и может стать причиной не только деформации общества, но и его разрушения.

Таким образом, под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Важнейшими характеристиками общества являются целостность и устойчивость, самовоспроизводство и самодостаточность, саморегулируемость и саморазвитие.

Многообразие существовавших и ныне существующих обществ не позволяет создать их единую классификацию. Все существовавшие и существующие сейчас общества социологи разделяют на определенные типы. При этом основой классификации является сходный признак или критерий, принимаемый за сравнение.

Достаточно распространенной в социологии является классификация обществ на простые и сложные. В ее основе лежит такой критерий, как степень социальной дифференциации и число уровней управления. Для простого общества характерно отсутствие богатых и бедных, руководителей и подчиненных. Оно возникло около 40 тыс. лет назад. Возраст сложного общества значительно меньше – 10-6 тыс. лет. Оно характеризуется наличием государства, социальной и экономической дифференциацией, сложной системой руководства и подчинения.

Американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски предложили классификацию по основному способу добывания средств к существованию, выделив следующие основные типы обществ:

а) общество охотников и собирателей – самый древний и самый продолжительный тип общества, характеризуемый присваивающим типом хозяйства;

б) общество скотоводов и огородников, характеризуемое переходом от присваивающего хозяйства к производящему аграрному производству;

в) промышленное общество, характеризуемое переходом от ручного труда к машинному (индустриальному) производству.

Марксистская социология в основу классификации обществ положила способ производства, характеризующийся особой формой собственности. Каждая стадия в развитии общества получила название «общественно-экономическая формация». Ее внутренняя структура представляет собой совокупность экономического базиса, создаваемого и определяемого господствующей формой собственности, и соответствующей базису социально-политической и духовной надстройки (государство, семья, быт и т.д.). При этом общества, различные по уровню и образу жизни, политическому строю и культуре объединялись в одну формацию только при условии общности способа производства. Такой подход к классификации общества позволил К. Марксу выделить в его развитии четыре основные общественно-экономические формации, последовательно сменявшие друг друга и различавшиеся доминирующей формой собственности: первобытно-общинную (коллективная собственность), рабовладельческую (собственность на людей, точнее рабов), феодальную (собственность на землю) и капиталистическую (собственность на средства производства). Пятой формацией, которая, по мнению К. Маркса и его последователей, должна прийти на смену капиталистической формации, будет коммунистическая формация, основанная на общественной форме собственности.

Во второй половине XIX - начале XX вв. в западной социологии (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм) сложилась типология общества, основой которой стала идея о двух основных типах общества – традицион­ном (военном) и индустриальном (промышленном). Согласно этой типологии, традиционное общество отличается аграрным укладом экономической жизни, низкими темпами развития произ­водства, малоподвижными закрытыми социальными структура­ми, основанными на традициях способами социально-политической и социокультурной регуляции общества. Промышленное общество, в отличие от традиционного, представляет такой тип организации общественной жизни, где основой экономической жизни становится индустриальное производство. Особенностью данного общества является то, что предпринима­тель одновременно и собственник, и главный субъект управления производством, а производственная деятельность базируется не на традиции, а на достижениях науки, машинном производстве, фаб­ричной организации и дисциплине труда, рациональной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком. Промышленное общество делает социальные структуры гибкими и открытыми. Меняется и положение индивида, который приобретает свободу и известную автономию от общества.

В современной социологии популярной является предложенная Д. Беллом в 60-70-х годах XX столетия классификация обществ по уровню и характеру технологий. Принимая во внимание указанный критерий, Д. Белл выделяет три типа обществ: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. При этом переход от одной стадии развития общества к другой в этой модели происходит именно вследствие изменения уровня технологии, ведущего, в свою очередь, к изменению способа производства, господствующей формы собственности, социальных институтов, культуры, образа жизни, социальной структуры, ценностей и целей общества.

Доиндустриальное (или традиционное) общество – это закрытое, несвободное общество, основанное на сословной организации, с сильной церковью и армией как главными социальными институтами, с жесткой регламентацией социальных норм, практически непроницаемой социальной структурой. Преобладающим является аграрное натуральное хозяйство. Всякое проявление свободы личности подавляется и властными структурами, и социальными институтами. Его основой является аграрное производство, а главной целью – власть.

Индустриальное общество начинает формироваться в середине ХVIII века вследствие промышленной революции. Его отличает гибкость социальной структуры, прозрачность границ социальных слоев, социальная мобильность, открытость к инновациям, сложная система разделения труда, усиление специализации, массовое производство товаров, ориентированных на рынок. Определяющим фактором развития общества выступает промышленность с корпорацией и фирмой как главными социальными институтами. Отличительной особенностью общества является ограничение функций государства, сочетание свободы личности и интересов общества. Целью этого общества становятся деньги, вследствие чего место человека в обществе определяется их количеством.

Следствием научно-технической революции, начавшейся в середине ХХ века, становится переход наиболее развитых стран на уровень постиндустриального общества, главным фактором развития которого являются наука, информатизация. Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровождается переходом от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей. В результате этого в обществе происходят существенные изменения в социальной структуре. Классовое деление уступает место профессиональному, собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования, повышается значение и роль университетов и научно-исследовательских центров. Целью и главной ценностью постиндустриального общества становятся знания.

Существующие классификации неравнозначны и не исчерпывают многообразия оснований для классификации общества. При этом нельзя ни одну из них ни отвергать, ни считать единственно правильной. В зависимости от того, какая сторона общества изучается, с такой целью и принимается необходимая классификация. Так, например, если изучается степень открытости общества, то за основу берутся различные политические критерии: форма правления, политический режим; если же исследуются этнические отношения, то общества классифицируются на мононациональные и полинациональные. По типу господствующей в обществе религии выделяется христианский и мусульманский мир. В свою очередь, внутри христианского мира можно выделить православный, католический и протестантский мир. Если за главный признак сравнения берется письменность как средство сохранения и передачи знания, то можно выделить дописьменные и письменные общества и т.д.

Общество не мертвый, застывший, а живой, подвижный социальный организм, неизменно подвергающийся более или менее существенным переменам. Поэтому одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизм и направленность.

Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Социальное изменение означает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах в их взаимоотношениях друг с другом.

Выделяют четыре уровня социальных изменений:

1. глобальный уровень – это изменения, затрагивающие все сферы общества (политические революции, экономическое и техническое развитие, урбанизация, глобальные миграции);

2. уровень больших социальных групп – это изменения в социальной структуре общества (социальная мобильность, социальное расслоение);

3. уровень институтов и организаций – это изменения, происходящие в рамках отдельных социальных институтов, связанные с их реформированием, реорганизацией;

4. уровень межличностных отношений – это изменения социальных связей между отдельными индивидами.

Все социальные изменения, происходящие в обществе, взаимосвязаны, взаимообусловлены и приводят к направленным сдвигам в состоянии общества, называемым социальными процессами. При этом социальные изменения более высокого уровня обычно приводят к изменениям нижестоящего уровня. Например, изменение политической системы общества, радикальные изменения в экономической системе неизбежно приводят к изменениям в социальной структуре общества, изменениям в системе ценностей общества и, как следствие, к изменениям социальных связей на уровне межличностных отношений. Возникающие же изменения на низшем уровне, как правило, носят локальный характер и не ведут к изменениям на более высоком уровне.

Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием «развитие».

Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.

Доминирующее положение в социологии занимает концепция социального эволюционизма, восходящая к трудам О. Конта и Г. Спенсера. Она рассматривает процесс развития общества как часть общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли. Сущность социальной эволюции – постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машиной технологией и т.д. Таким образом, с точки зрения концепции социальной эволюции, переход от одной стадии исторического развития человеческого общества на другую происходит в результате длительного процесса накопления количественных изменений.

Наряду с концепцией социального эволюционизма достаточно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. В соответствии с марксистской концепцией переход от одной общественно-экономической формации, понимаемой как ступень развития общества, к другой осуществляется в результате социальной резолюции. Социальная революция – это коренной переворот во всей системе общественной жизни, скачок, результатом которого является переход общества из одного качественного состояния в другое. Рассматривая развитие общества как естественноисторический закономерный процесс, К. Маркс большое значение придавал революциям, называя их «локомотивами истории». Именно социальные революции, по мнению К. Маркса, устраняют преграды с пути общественного развития, служат стимулом ускорения общественного прогресса.

Следует отметить, что и сторонники эволюционной теории развития общества, и сторонники революционной теории основываются на идее общественного прогресса, в соответствии с которой основной тенденцией развития общества является движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс же, который может иметь место в развитии отдельных стран и регионов, не носит, по их мнению, глобального характера.

Признавая сам факт общественного прогресса, исследователи общества расходятся в его критерии. Так, у О. Конта критерием общественного прогресса выступает развитие знания, у Г. Спенсера – усложнение социальной организации общества, переход от однородности к неоднородности, дифференциация и интеграция. В марксизме критерием развития общества выступает рост производительных сил, требующий изменений производственных отношений. В современной социологии (Д. Белл, Л. Арон, У. Ростоу) в качестве критерия прогресса общества принимается уровень и характер производства и потребления.

Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями развития общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из них является концепция культурно-исторических типов, сформировавшаяся в противовес линейной, европоцентристской модели развития общества, в соответствии с которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой цивилизации и представляет собой однонаправленный, однолинейный процесс перехода от низших ступеней к высшим. С точки зрения ее авторов (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин), нельзя говорить о цивилизации вообще, поскольку, например, невозможно объяснить развитие Востока, России и многих других регионов с точки зрения европоцентристской концепции развития общества. В теории культурно-исторических типов исторический процесс рассматривается как многолинейное развитие своеобразных социокультурных типов обществ. При этом акцент делается на их своеобразии, выдвигается идея замкнутости и локальности некоторых культур и цивилизаций.

В современной социологии достаточно большое распространение получили идеи глобализма. С позиций глобализма современное человечество рассматривается не как простая сумма более или менее обособленных стран и народов, а как единое целое, как принципиально новая социальная суперсистема, все структурные элементы которой находятся в тесной, неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация обусловлена возрастающей интеграцией экономических, политических, культурных отношений и процессов и имеет своим следствием не только появление так называемых глобальных проблем современности, но и то, что достигается такой уровень единства человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается в прямой зависимости от состояния и изменения мира в целом.

Ключевые понятия темы: общество, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные ценности, социальные нормы, социальные институты, простое общество, сложное общество, общественно-экономическая формация, доиндустриальное общество, индустриальное общество постиндустриальное общество, социальные изменения, социальное развитие, социальная эволюция, социальная революция, теория культурно-исторических типов, глобализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: