Статистические методы можно разделить на классические и новые. Приводим характеристику этих методов в таблице 1.
Инструменты контроля качества представляют собой инструменты предоставления информации и ее анализа. Главное их назначение - контроль процесса и предоставление информации для его корректирования и улучшение.
Применение статистических методов позволяет уменьшить вариабельность процессов и, таким образом, уменьшить затраты, связанные с осуществлением процессов.
Проблемой в использовании статистических методов является то, что они основываются на знании методов и инструментов математической статистики. Именно это усложняет их использование персоналом любой организации. Для решения данной проблемы профессором К.Ісикавою были отобраны семь наиболее простых и доступных статистических методов, которые могли использоваться работниками на рабочих местах для анализа первичных данных. Как видно из рис.7 в состав семи инструментов контроля качества входят следующие статистические методы: контрольный листок; диаграмма Парето; причинно-следственная диаграмма; гистограма; диаграмма разброса; контрольные карты; стратификация. Все перечисленные инструменты возможно использовать как отдельно, определяя последовательность их применения в зависимости от поставленных перед системой целей, так и в совокупности как систему методов.
|
|
На рис. 8 показаны примеры диаграмм новых статистическим методов контроля качества.
Таблица 1 - Статистические методы контроля качества | |||
№ п/п | Название метода | Характеристика методов | Область применения |
Классические | |||
Диаграмма Паретто | Позволяет отобразить в порядке значимости вклад каждой причины в общий результат, сконцентрировать внимание на наиболее значительных факторах | Выявление и решение проблем в области качества, оценка возможностей улучшения качества | |
Причинно-следственная диаграмма | Позволяет выявить взаимосвязи между потенциальными причинами и проблемами (последствиями), которые возникают | Определение и систематизация всех факторов и условий, которые влияют на проблему | |
Графики | Позволяют визуально представить получение количественных данных, упрощают их анализ | Систематизация данных, оценка состояния процесса | |
Контрольные листы | Позволяют регистрировать данные и выявлять несоответствия | Выявление проблем качества | |
Гистограммы | Позволяют графично отобразить и распределить по категориям информации по качеству | Анализ проблем качества, принятие решений относительно концентрации усилий | |
Диаграмма рассеивания | Позволяет графически выявить взаимосвязь (корреляцию) двух смешанных величин (показателей качества) | Анализ проблем качества | |
Контрольные карты | Позволяют оценить вариации процесса и проверить, находится ли он под контролем или нет | Анализ проблем качества, оценка качества, стабильность | |
Схема процесса | Позволяет графически отобразить этапы процесса и выявить возможности его улучшения | Описание, проектирование процесса | |
Мозговая атака | Позволяет определить возможности решения проблем качества путем использования возможностей творческого мышления группы | Выявление и оптимальное решение проблем качества | |
Временной ряд | Линейный график, который позволяет показать ход изменения данных за определенное время | Наглядность данных, выявление проблемы | |
Новые | |||
Диаграмма связей | Позволяет установить логические связи между данными в комплексных проблемах | Глубокий анализ проблемы | |
Диаграмма родственности | Позволяет оценить сложные ситуации и идентифицировать проблемы | Глубокий анализ проблем | |
Диаграмма в виде дерева | Позволяет отобразить зависимость между обэктами и его составляющими для поиска эффективного рещения проблемы | Глубокий анализ проблем, планирование качества | |
Матричная диаграмма | Позволяет решать проблемы при наличии разных мнений (выбор альтернативы) | Глубокий анализ проблемы | |
Анализ матричных данных | Позволяет упростить использование матричной диаграммы путем графической подачи информации | Глубокий анализ проблемы | |
Диаграмма PDPC | Позволяет подобрать процесс для достижения желаемого результата | Планирование качества | |
Диаграмма направлений | Позволяет подать взаимосвязи основных процессов для контроля сроков выполнения всей плановой работы | Планирование качества |
|
|
4) Контрольний листок 1) Діаграма Парето 2) Причинно-наслідкова діаграма
5) Гістограма 6) Д іаграма розкиду
7) Контрольна карта 7) Стратифікація
Рис. 7. Інструменти контролю якості
Рис. 8. Примеры диаграмм новых статистическим методов контроля качества
4. Органы контроля за предпринимательской деятельностью, связанной с предоставлением отельных и ресторанных услуг
Государственный надзор за деятельностью гостиниц и ресторанов – деятельность специальных уполномоченных органов контроля за выполнением предприятиями, должностными лицами и отдельными гражданами требований законодательных актов и нормативных документов к качеству продукции, процессов и услуг.
К органам госнадзора относятся:
- Государственная служба туризму и курортов Украины,
- Главное управление гостиничного хозяйства, туризма и курортов,
- Держспоживстандарт Украины,
- Службы стандартизации в области туризма,
- Антимонопольные комитеты,
- Комитеты по защите прав потребителей,
- Местные органы исполнительной власти.
Цели гос.регулирования:
1. Создание современного высокоэффективного и конкурентноспособного гостиничного и ресторанного комплекса, который обеспечит, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей украинских и зарубежных граждан в услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны за счет увеличения количества рабочих мест, притока валюты, налоговых поступлений в бюджет.
2. Сохранение и рациональное использование культурного и природного потенциала.
Задачи гос.регулирования:
1. Создание современного гостиничного и ресторанного рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации государственного регулирования деятельности
2. Обеспечение развития социальных программ
3. Упорядочивание отношений собственности
|
|
4. Стимулирование развития малого бизнеса в ГРХ, поддержка малого бизнеса.
5. Создание условий для возрождения и развития традиций гостиничных центров, создания новых рекреационных районов.
6. Интеграция Украины в систему мирового рынка.
7. Реализация программы развития туризма.
8. Воздействие разработке и внедрению на гостинично-ресторанном рынке прогрессивных технологий обслуживания.
9. Стимулирование развития материально-технической базы путем привлечения внебюджетных средств, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства объектов.
10. Усовершенствование системы информационного обеспечения деятельности гостиничных и ресторанных предприятий, проведение рекламных акций.
11. Создание современной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
12. Развитие отраслевой науки.
Основные этапы контроля качества услуг:
1. Сбор данных по показателям выполнения услуг (полная информация):
- оценка с бока поставщика;
- оценка с бока потребителя;
- проверка качества.
2. Анализ данных с целью определения степени выполнения требований к услуге и выявление эффективности предоставления и резерв повышения данных (вторичная информация). Сопоставление первичной информации с запланированными критериями, требованиями и нормами.
3. Подготовка информации для производства соответствующего управленческого влияния на объект, подлежащий контролю.
4. Разработка программы постоянного повышения качества.