Аудит продукта

· Затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту;

· Затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях;

· Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.

3 Внутренние затраты на дефект

3.1 Отходы:

· Стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз;

· Ликвидационная стоимость отходов производства не включается

· Не учитывается стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика

Переделки и ремонт

· Затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству по средствам либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим;

· Затраты ан повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта

Анализ потерь

· Затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству

Взаимные уступки

· Затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям

Снижение сорта

· Затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям

Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков

· Затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались негодными

4 Внешние затраты на дефект

4.1 Продукция, не принятая потребителем:

· Затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию;

· Затраты на переделки. Ремонт или замену непринятой продукции

Гарантийные обязательства

· Затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода;

· Затраты на вовлечение в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворенности потребителя

Отзыв и модернизация продукции

· Затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления

Жалобы

· Затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции;

· Затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя;

· Затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.

2. В международном стандарте ИСО 9004-2001 зафиксировано, что повышение результативности и эффективности СМК положительно сказывается на финансовых результатах организации:

- внутренне, посредством сокращения отказов процессов и продукции или расточительного расходования материалов и времени;

- внешне, посредством сокращения отказов продукции, снижения затрат на компенсацию по поручениям и гарантиям, а также снижение цены – потери потребителей и рынков.

Руководству предприятия необходимо рассматривать преобразование данных для обеспечения сравниваемых мер применительно ко всем процессам и содействия повышения результативности и эффективности деятельности организации.

В число таких мер, в частности, входят:

- анализ стоимости предупреждающих и оценивающих мер;

- анализ стоимости несоответствия;

- анализ стоимости внутренних и внешних отказов;

- анализ стоимости жизненного цикла.

В принятой в международных стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 г. под менеджментом качества понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству, в которой как составные части входят:

- управление качеством;

- обеспечение качества;

- улучшение качества.

Управление качеством – это часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены.

Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнения требования к качеству.

Вышеуказанные виды деятельности могут влиять на увеличение объема прибыли через снижение себестоимости продукции, полученной за счет уменьшения затрат, связанных с качеством продукции. Затраты на обеспечение качества представляют собой суммарные затраты по всем мероприятиям, осуществляемым на предприятии и направленным на обеспечение качества выпускаемой продукции. Целью анализа затрат на обеспечение качества продукции является экономическое обоснование принимаемых решений. Особое внимание следует уделять направлению, связанному с обеспечением качества, которое является интенсивным путем повышения эффективности.

Анализ затрат на обеспечение качества проводится в следующих направлениях:

- анализ эффективности мероприятий, направленных на обеспечение качества продукции, в т.ч. создание и функционирование СМК;

- оценка влияния изменения качества продукции на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- усиление контроля за рациональным использованием ресурсов, расходуемых на осуществление мероприятий по обеспечению качества.

Определение затрат на обеспечение качества в рассматриваемом методе базируются на действующей бухгалтерской отчетности предприятия и строится на принципах, позволяющих выделить затраты на обеспечение качества из общих затрат предприятия, группируемых на его балансовых счетах.

Для определения величины затрат на обеспечение качества необходимо решить следующие экономические и информационные задачи:

- выделить виды работ, направленных на обеспечение качества продукции и структурные подразделения предприятия, осуществляющие эти работы;

- определить составляющие затрат на обеспечение качества и методы из расчета;

- разработать формы первичной учетной документации по информации, необходимой для определения затрат на обеспечение качества.

В целях систематизации затраты на обеспечение качества продукции подразделяются на три группы:

- предупредительные затраты;

- оценочные затраты;

- затраты на брак.

Предупредительные затраты – затраты на мероприятия по предупреждению появления дефектов. Сюда входят затраты на планово-предупредительный ремонт оборудования, вероятные издержки по недоиспользованию ресурса технологической оснастки и инструмента при принудительной их замене (если такой метод применяется), расходы на повышение квалификации кадров и их обучение при изменении условий производства, расходы на поддержание параметров производственной среды, своевременное внесение изменений в техническую документацию и др.

Оценочные затраты – затраты, связанные с выявлением дефектов и их причин, направленные на оценку качества выпускаемой продукции и выявление ее соответствия предъявляемым требованиям. Сюда входят затраты, связанные с организацией технического контроля, испытаний продукции, учетом и накоплением информации о качестве. Анализом дефектов и их причин, технического обслуживания контрольно-измерительного оборудования, обработки данных контроля и результатов испытаний. В эту же группу входят также затраты, связанные с оценкой качества продукции (затраты на оценку прототипов, новых материалов, методов, процессов, оценку аналогичной продукции, выпускаемой другими предприятиями и пр.).

Затраты на брак – потери, связанные с появлением дефектов продукции. Направлены на исправление дефектов в процессе производства (внутренний брак) и потребителей (внешний брак). В затраты на брак входят затраты на внутренний брак, выявленные на предприятии до отправки продукции заказчикам, в т.ч. затраты на исправление брака, внесение изменений в конструкцию или технологический процесс вследствие ошибок в проекте, проведение повторных испытаний и др.

В эту же группу включаются затраты на внешний брак, выявленный у потребителя, в т.ч. затраты на гарантийный ремонт, на запасные части, затраты, связанные с возвратом продукции, компенсации по искам, связанные с юридической ответственностью за ущерб, причиненный потребителям вследствие использования дефектного изделия, затраты, вызванные по претензиям и рекламациям и др.

В состав затрат на внутренний брак входят:

1) материалы и комплектующие изделия, израсходованные на исправление дефектов продукции;

2) заработная плата, исчисленная за операции по исправлению брака;

3) доля расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

4) доля общепроизводственных расходов.

Стоимость внешнего брака складывается из производственной себестоимости продукции, забракованной потребителем, суммы возмещения затрат, понесенных покупателем этой продукции, а также расходов по исправлению, замене и транспортированию этой продукции.

Перечисленные три группы затрат на качество взаимосвязаны между собой таким образом, что, увеличивая (уменьшая) одни затраты. Можно соответственно уменьшать (увеличивать) другие группы затрат.

Например, увеличивая объем затрат на профилактические мероприятия, можно добиваться снижения потерь от дефектов и снижения расходов на контроль и испытания. Снижение затрат на профилактические мероприятия и контроль может повлечь увеличение потерь, связанных с дефектами продукции и т.д.

Интенсивная эффективность системы качества может проявляться в снижении себестоимости продукции за счет минимизации суммарных затрат по всем трем группам затрат.

Для практического решения этой задачи целесообразно первоначально определять все потери, связанные с дефектами продукции, затем определять мероприятия по предотвращению дефектов и усилению или ослаблению контроля. Сопоставляя изменения затрат по трем направлениям, можно выбрать вариант, дающий наибольшую экономию.

Затраты на обеспечение качества представляют собой сумму затрат по всем мероприятиям на обеспечение качества выпускаемой продукции и затратам на брак.

В состав затрат на выполнение мероприятий по обеспечению качества входит:

1) заработная плата;

2) сырье, материалы, полуфабрикаты основного производства;

3) вспомогательные материалы;

4) возмещение износа инструментов и приспособлений;

5) амортизационные отчисления;

6) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

7) прочие затраты.

Базовым элементом для определения затрат на выполнение мероприятий по обеспечению качества является основная заработная плата исполнителей. Выделяются четыре категории исполнителей работ по обеспечению качества продукции:

1) основные производственные рабочие.

2) работники вспомогательного производства.

3) Вспомогательные рабочие и специалисты основных цехов по производству продукции;

4) Специалисты заводоуправления.

Основой для определения заработной платы исполнителей конкретных мероприятий по обеспечению качества является трудоемкость этих мероприятий. Трудоемкость мероприятия по обеспечению качества оценивается по каждой категории исполнителей, выполняющих данное мероприятие.

Затраты на обеспечение качества, связанные с браком, уменьшаются на:

- величину стоимости забракованной продукции по цене возможного ее использования; суммы, фактически удержанной с виновника брака;

- суммы, фактически взысканной или присужденной судом с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов и полуфабрикатов, в результате которых был допущен брак.

Определение суммарных затрат на конкретное мероприятие по обеспечению качества базируется на расчете заработной платы каждой категории исполнителей, участвующих в выполнении данного мероприятия.

4. Сбор и обработка информации по затратам на обеспечение качества осуществляется в следующем порядке.

1.Отдел управления качеством или служба предприятия. Выполняющая эти функции, определяет вид (модель) продукции, по которой производится расчет затрат на обеспечение качества и основные цехи, производящие эту продукцию.

2.Используя указанный подход, рассчитываются расходы на содержание машин и оборудования. Затраты на возмещение износа инструментов и приспособлений, расходы на прочие затраты.

3.Сбор информации, необходимой для расчета затрат на обеспечение качества по данному виду продукции осуществляется ежеквартально следующими подразделениями предприятия:

  • бухгалтерия;
  • отдел труда и заработной платы;
  • отделы заводоуправления, основные и вспомогательные цехи.

Бухгалтерия:

- исходные данные, содержащиеся на балансовых счетах по основным цехам;

- исходные данные по браку, содержащиеся на балансовых счетах;

- калькуляция себестоимости данного вида продукции.

Отдел труда и заработной платы:

- процент дополнительной заработной платы;

- процент начислений на заработную плату;

- численность работников предприятия по выделенным категориям работников;

- среднесписочная численность промышленно-производственного персонала;

- среднемесячная заработная плата работников предприятия;

- фонд рабочего времени.

Отделы заводоуправления, основные и вспомогательные цехи:

- перечень выполненных мероприятий по обеспечению качества и трудоемкость их выполнения по выделенным категориям работников.

Подразделения предприятия передают информацию по установленной форме в отдел управления качеством для последующей обработки и анализа, и отдел управления качеством осуществляет расчет затрат на обеспечение качества.

Анализ затрат на обеспечение качества проводится отделом управления качеством в целях разработки механизма снижения затрат на обеспечение качества.

Механизм снижения затрат включает в себя:

- организацию учета и оценки суммарных затрат на обеспечение качества;

- выявление возможностей для их постепенного снижения;

- создание системы стимулирования и ответственности за проведение мероприятий по обеспечению качества.

5. Анализ затрат на обеспечение качества проводится по следующим направлениям:

- анализ структуры затрат на обеспечение качества по выделенным квалификационным группам;

- анализ распределения затрат на обеспечение качества по статьям калькуляции себестоимости продукции.

Анализ структуры затрат на обеспечение качества проводится по трем классификационным группам:

- предупредительные затраты;

- оценочные затраты;

- затраты на брак.

Оценка соотношения групп затрат между собой и их доли в общих затратах на обеспечение качества осуществляется на основе данных, полученных в результате расчета стоимости мероприятий на обеспечение качества.

Данные о величине затрат на обеспечение качества для предупредительных и оценочных затрат берутся на основании информации о распределении затрат на мероприятия по обеспечению качества конкретной продукции по статьям калькуляции. Данные о затратах на брак представляют собой сумму затрат на внутренний и внешний брак и затрат на мероприятия по исправлению конструктивных и технологических ошибок.

Для анализа структуры затрат на обеспечение качества на основе расчетных данных, накопленных за год, строятся кривые предотвращения дефектов (сумма предупредительных и оценочных затрат) -1 и затрат на брак – 2 (рис. 9.).

Пересечение этих кривых – точка безубыточности (А) показывает, что в этой точке затраты на предотвращение дефектов равны затратам на брак.

Положение точки безубыточности на графике зависит от распределения затрат на обеспечение качества по выделенным группам. При увеличении размера затрат на предотвращение дефектов точка безубыточности перемещается влево, что означает, что быстрее достигается равновесие. Если предприятие находится в положении правее точки А на графике, это означает, что среди мероприятий по обеспечению качества есть излишние.

Анализ графика на рисунке 9 позволяет целенаправленно формировать план мероприятий по обеспечению качества и концентрировать внимание на нерешенных задачах по предупреждению и оценке дефектов продукции, а также контроля брака.

В соответствии с общепринятой тенденцией следует стремиться к соблюдению соотношения между предупредительными и оценочными затратами, как 3: 1.

На основании проведенного анализа можно оценить как долю затрат на обеспечение качества продукции в общих затратах предприятия, так и долю каждой статьи затрат на обеспечение качества в соответствующих статьях предприятия. Необходимо проанализировать весомость каждой статьи затрат и выявить причины их изменения по годам.

В целях обеспечения стабильности качества выпускаемой продукции доля затрат на обеспечение качества в себестоимости должна быть не менее 15 %.

Расчет затрат на обеспечение качества в себестоимости продукции следует проводить за вычетом покупных материалов и комплектующих изделий. В случае, если эта доля менее 15 %, следует предусмотреть дополнительные мероприятия, направленные на предотвращение дефектов.

Отдел управления качеством ежеквартально передает руководству предприятия результаты анализа затрат на качество для принятия решений по повышению эффективности функционирования СМК на основе МС ИСО серии 9000 и улучшения показателей деятельности предприятия с точки зрения снижения издержек и увеличения прибыли на основе экономически обоснованного выбора стратегии по структуре затрат на обеспечение качества продукции.


Перечень вопросов на экзамен по Управлению качеством продукции и услуг в отельно-ресторанном хозяйстве:

1. Цель и задачи курса управления качеством продукции и услуг.

2. Понятие качества.

3. Стандарты ДСТУ ISO серии 900.

4. Системы показателей качества

5. Основные показатели качества продукции и их системы.

6. Характеристика показателей качества

7. Функции и субъекты управления качеством

8. Методы управления качеством

9. Петля качества продукции

10. История развития систем управления качеством.

11. Отечественный опыт развития управления качества.

12. Концепция TQM.

13. Система управления качеством продукции и услуг в Японии.

14. Опыт в управлении качеством продукции и услуг в Европейских странах и США.

15. Характеристика основных составляющих компонентов качества отельных и ресторанных услуг.

16. Сущность процессного подхода к управлению качеством

17. Механизм управления качеством услуг

18. Процессы управления качеством.

19. Планирование и управление качеством продукции общественного питания и услуг.

20. Использование системы безопасности пищевых продуктов НАССР.

21. Использование газомодифицированных сред на предприятиях питания.

22. Технология Cook&Chill.

23. Виды и формы контроля.

24. Методы контроля, используемые для управления качеством продукции.

25. Статистические методы и инструменты контроля качества.

26. Органы контроля за предпринимательской деятельностью, связанной с предоставлением отельных и ресторанных услуг.

27. Классификация затрат на качество.

28. Анализ затрат на качество.

29. Методика определения затрат на мероприятия по обеспечению качества.

30. Порядок сбора и обработки информации по затратам на обеспечение качества продукции

31. Проведение анализа затрат на обеспечение качества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: