Кейс 2. Долгосрочная финансовая политика компании

Открытое акционерное общество «Текстиль» - признанный лидер в производстве нетканых материалов в России.

ОАО «Текстиль» находится в одном из городов на северо-востоке европейской части Российской Федерации. Компания была создана в конце 80-х годов и в настоящее время в ней работаю около 1000 человек.

ОАО «Текстиль» является членом Европейской ассоциации производителей предметов гигиены и нетканых материалов (EDANA), Ассоциации изготовителей нетканых текстильных материалов ООО «Асинтем», Ассоциации изготовителей нетканых материалов (АСИНЕМ).

Анализ отраслевой и рыночной ситуации показывает, что объёмы производства нетканых материалов во всём мире растут гораздо более высокими темпами, чем объёмы производства в других секторах текстильной промышленности, и, при этом, сохраняют устойчивую тенденцию к дальнейшему росту. К 2010 г. в общем потреблении тканей в мире удельный вес нетканых материалов возрастет до 39% с 31% в 2000 г.; при этом сократится использование тканых тканей и их доля понизится до 53% с 60% соответственно.

Промышленность нетканых материалов получила наибольшее развитие в странах Западной Европы, Северной Америки и Японии. В последние два года, однако, темпы роста производства в этих странах замедлились, а в Японии наметилось даже сокращение. В то же время бурными темпами эта текстильная подотрасль расширяется в Китае, Индии, Турции и других развивающихся странах.

В России за последнее время нетканые материалы становятся всё более востребованными во многих отраслях промышленности: строительство, сельское хозяйство, мебельная, полиграфическая, кабельная, медицинская, автомобильная и др. Потенциал роста составляет 100% за 5 лет.

Это обусловлено тем фактом, что цикл производства нетканых материалов (от получения сырья до выпуска широчайшего ассортимента продукции) занимает кратчайшие временные сроки и не требует масштабных денежных средств.

В настоящее время ОАО «Текстиль» обладает большинством известных в настоящее время в мире технологий производства нетканых материалов. Уникальный набор оборудования, сложившийся более чем за 25 лет, коллективный опыт профессионалов, накопленный за годы становления рыночных отношений, позволяют производить широкий спектр высококачественной продукции. На предприятии сертифицирована система качества на соответствие требованиям международной системы ISO 9001:2000.

Технологии, используемые на предприятии, позволяют выпускать полотна с широким спектром свойств, применяющиеся в самых разных областях. Это достигается посредством: использования различных типов волокон; высококачественного процесса формирования холста; использования различных технологий скрепления холста (химический способ, термический способ, иглопробивание, холстопрошивание, комбинирование различных способов); разнообразной отделки полученного полотна.

Товарный выпуск с волокном в 2007 г. составил 1778,5 млн. руб., что составляет 125,7 % к уровню 2006 г.

Компания реализует новые инвестиционные проекты и осуществляет постоянную модернизацию имеющегося оборудования, что позволяет постоянно улучшать качество и расширять ассортимент выпускаемой продукции. В 2006 г. осуществлен запуск высокопроизводительной линии по производству иглопробивного полотна.

В настоящее время ассортимент предприятия состоит более чем из 50 видов продукции:

­ геотекстиль для дорожного строительства и обустройства месторождений нефти и газа;

­ материалы для отделки салонов автомобилей;

­ основу для производства линолеума и тафтингового покрытия;

­ основу под столовую клеенку и искож;

­ фильтровальные материалы для жидкостей и газов;

­ прокладки и утеплители для швейной и обувной промышленности;

­ нетканые материалы для кабельной, мебельной, строительной, абразивной, полиграфической промышленности, сельского хозяйства, медицины, производства одноразовых гигиенических изделий и т. д.

ОАО «Текстиль» поставляет свою продукцию 600 потребителям в России и за ее пределами. Гибкий производственный процесс и наличие высококвалифицированных специалистов позволяют дорабатывать продукт в соответствии с требованиями отдельных потребителей. Крупнейшими потребителями являются РАО «Газпром», МПС РФ, ОАО «АвтоВАЗ», ЗАО «Таркетт», «Камкабель» и другие.

Компьютерная корпоративная система планирования, учета и контроля работы предприятия обеспечивает эффективное использование времени и материальных ресурсов, ускоряет процесс обслуживания клиентов.

На протяжении всего периода развития компания руководствуется принципом долговременного взаимовыгодного сотрудничества со своими партнерами.

Сегодня акционерное общество «Текстиль» является лидером в производстве нетканых материалов Российской Федерации и стран СНГ и успешно конкурирует с зарубежными производителями аналогичной продукции. В настоящее время производство оснащено высокопроизводительным оборудованием ведущих фирм Западной Европы, Таких как «Tibeau», «Asselin» «Kuesters», «Befama», «Malimo», «Brucner», «Herget», «Textima».

В таблице 8 приводятся финансовые показатели деятельности ОАО «Текстиль» за 2006-2007 гг.

Таблица 8 - Финансовые результаты деятельностиОАО «Текстиль»за 2006-2007 г.г. (тыс. руб.)

Показатели 2006 г. 2007 г. Изм. в 2007 г. по ср. с 2006 г.
% тыс.руб.
Выручка от продаж 1 119 743 1 256 206 112,2 136 463
Себестоимость продаж 978 555 1 053 209 107,6 74 654
Прибыль от продаж 61 581 109 194 177,3 47 613
Рентабельность продаж основной деятельности 5,5 8,7 158,1 3,2
Затраты на 1 руб. реализованной продукции 94,5 91,3 96,6 -3,2
Проценты к получению 2 963 3 671 1,2  
Проценты к уплате 41 489 36 373 0,9 -5 116
Прочие доходы всего в т.ч. выручка от реализации прочих товаров на экспорт реализация прочего имущества положительные курсовые разницы 117 347 72 866 39 701 77 104 22 127 50 587 1 021 65,7 30,4 127,4 123,7 -40 243 -50 709
Прочие расходы всего в т.ч. расходы по реализации прочих товаров на экспорт расходы по реализация прочего имущества налог на имущество отрицательные курсовые разницы 125 561 72 862 35 099 8 395 1 564 88 676 22 137 44 026 8 006 70,6 30,4 125,4 95,4 51,7 -36 885 -50 725 8 927 -389 -756
Балансовая прибыль 14 841 64 920 437,4 50 079
Чистая прибыль 10 578 47 688 450,8 37 110
Рентабельность продаж (балансовая прибыль / реализованную продукцию) 1,3 5,2 389,9 3,8
Чистая рентабельность продаж 0,9 3,8 401,8 2,9
Оборачиваемость активов 1,305 1,467 112,4 0,2
Экономическая рентабельность предприятия 1,2 5,6 451,7 4,3

Структура себестоимости по элементам затрат в 2006-2007 г.г. выглядит следующим образом (таблица 9).

Таблица 9 - Структура себестоимости по элементам затрат ОАО «Текстиль» в 2006-2007 гг.

Показатели 2006 г. 2007 г. Изм. в 2007г. по ср. с 2006 г.
тыс.руб. уд., вес, % тыс.руб. уд. вес, % темп роста, % уд.вес, %
Материальные затраты 788 720 74,5 794 131 69,2 100,7 -5,3
Затраты на оплату труда 114 983 10,9 147 897 12,9 128,6 2,0
Отчисления на социальные нужды 28 745 2,7 33 928 3,0 118,0 0,2
Амортизация 51 577 4,9 54 533 4,8 105,7 -0,1
Прочие затраты 74 138 7,0 116 523 10,2 157,2 3,2
ИТОГО 1 058 163   1 147 012   108,4  

Снижение удельного веса материальных затрат произошло это за счет уменьшения расходов на сырье и материалы, за счет уменьшения доли переработки покупного волокна и использования в производстве нетканых материалов собственного волокна, произведенного из более дешевого сырья. Увеличение затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды связано с увеличением среднесписочной численности работающих. Увеличение прочих затрат связано с увеличением арендной платы по производственному оборудованию.

Оборачиваемость активов за 2007 г. увеличилась по сравнению с 2006 г. с 1,305 до1,467, т.е. каждый рубль активов предприятия принес 1,5 руб. реализованной продукции. Объясняется это тем, что среднегодовое значение валюты баланса за 2006 г. снизилось на 1,6% по сравнению с 2006 г., а реализация за этот же период увеличилась на 12,2 % по сравнению с прошлым годом.

Показатель экономической рентабельности предприятия, сопоставляющий оборачиваемость активов и чистую рентабельность продаж, увеличился с 1,2% в 2006 г. до 5,6% в 2007 г. за счет роста рентабельности продаж и ускорения оборачиваемости.

Таблица 10 - Структура актива баланса ОАО «Текстиль » в 2006-2007 гг.

Актив баланса на 01.01.06 на 01.01.07 Изм.
Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу уд.вес, % тыс.руб темп роста, %
Имущество всего 865 985   852 274     -13 711 98,4
Долгосрочные активы 394 482 45,6 365 386 42,9 -2,7 -29 096 92,6
Краткосрочные активы 471 503 54,4 486 888 57,1 2,7 15 385 103,3
- запасы 318 857 36,8 347 843 40,8 4,0 28 986 109,1
- дебиторская 124 786 14,4 136 282 16,0 1,6 11 496 109,2
-денежные средства 1 112 0,1 2 737 0,3 0,2 1 625 246,1
-краткосрочные финансовые вложения 2 295 0,3 0,0 0,0 -0,3 -2 295 0,0
- прочие активы   2,8   0,0 -2,8 -24 427 0,1

Таблица 11 - Структура пассива баланса ОАО «Текстиль» в 2006-2007 гг.

Пассив баланса на 01.01.07 на 01.01.08 Изм.
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. тыс. руб. % к итогу тыс. руб. тыс. руб.
Источники имущества всего 865 985   852 274     -13 711 98,4
Собственный капитал 382 024 44,1 415 728 48,8 4,7 33 704 108,8
Заемный капитал 483 961 55,9 436 546 51,2 -4,7 -47 415 90,2
-долгосрочные обязательства 221 612 25,6 91 829 10,8 -14,8 -129 783 41,4
- краткосрочные кредиты 151 811 17,5 198 171 23,3 5,7 46 360 130,5
-кредиторская задолженность 96 225 11,1 131 998 15,5 4,4 35 773 137,2
-задолженность бюджету 12 076 1,4 10 553 1,2 -0,2 -1 523 87,3
-прочие пассивы 2 237 0,3 3 995 0,5 0,2 1 758 178,6

В отчетном периоде произошло снижение массы долгосрочных кредитов, т.к. наступили сроки погашения инвестиционных кредитов и долгосрочных кредитов, а пополнение оборотных средств было произведено за счет получения краткосрочных кредитов. Увеличение кредитной массы по краткосрочным кредитам объясняется тем, что ОАО «Текстиль» осуществило запуск новой высокопроизводительной линии по производству иглопробивного полотна. Для этого предприятию в отчетном году было необходимо создать запасы сырья как для нового производства, для бесперебойного запуска и работы оборудования, так и поддерживать неснижаемые остатки сырья для производства нетканых материалов. Необходимые оборотные средства для реализации этих задач были получены в банках в виде краткосрочных кредитов.

Таблица 12 - Анализ ликвидности баланса предприятия ОАО «Текстиль» в 2006-2007 гг.

Показатели на 01.01.07 г. на 01.01.08 г. Изм.
Коэффициент покрытая 1,797 1,412 -0.385
Коэффициент срочной ликвидности 0,582 0,403 -0,179
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,013 0,008 -0,005

Таблица 6

Таблица 13 - Показатели рентабельности пассивов баланса ОАО «Текстиль» в 2006-2007 гг.

Показатель 2006 г. 2007 г. Изм.
Рентабельность собственного капитала 16,13 27,38 11,25
Рентабельность заемного капитала 13,87 23,72 9,85
Рентабельность инвестиций 9,86 24,65 7,64

К разработке инвестиционных проектов в компании очень тщательный подход. Примерно 70 % инвестиционных проектов на ОАО «Текстиль» - с положительным дисконтированным доходом и сроками окупаемости от пяти до семи лет (см. таблицу 14).

Таблица 14 - Инвестиционные проекты предприятия ОАО «Текстиль»

Наименование проекта Описание проекта, цель, финансирование проекта, технико-экономические показатели Информация о ходе реализации проекта
Проект «Производство иглопробивных полотен» Суть данного проекта - запуск оборудования производства немецких фирм «Dilo» и «Fleissner». Примерно 70% финансировалось за счет кредитов банков (в качестве залога выступает оборудование), 30% - собственные средства. Проект заключается в увеличении производства иглопробивных нетканых материалов. Цель проекта - расширение действующего производства. Срок - 5 лет В результате осуществления проекта в марте 2003 года запустилась новая линия по производству иглопробивных материалов. В течение 2003-2005 гг. на оборудовании производился серийный выпуск следующей продукции: - геотекстильных полотен для строительства автомобильных и железных дорог, обустройства газовых и нефтяных месторождений; - основы для производства кровельных материалов; - основы для линолеума. Производственные мощности предприятия увеличились на 30%, дополнительный прирост составил 20,5 млн. кв. метров в год. Для обеспечения работы на линии в непрерывном режиме организованы дополнительные рабочие места для 100 человек.
Проект «Производство полиэфирного полотна» Суть данного проекта - организация выпуска полиэфирного волокна из гранул полиэтилентерефталата, пластмассовых бутылок и флейков (собранные, измельченные, промытые и очищенные пластмассовые бутылки). 70% финансировалось за счет кредитов банков (в качестве залога выступает оборудование), 30% - собственные средства. Цель проекта - снижение зависимости от поставщиков, переработка отходов. Срок - 5 лет В 2004-2005 гг. происходит серийный выпуск волокна и расширение области его вложения в производство нетканых материалов различного назначения. В 2006 году будет производится дальнейшее расширение мощностей по выпуску волокна путем установки прядильного блока №4
Проект «Производство иглопробивных полотен» Суть данного проекта - запуск оборудования производства фирмы «Asselin Thibeau». В результате, ОАО «Текстиль» планирует перевести имеющиеся производственные мощности на режим с уменьшением продолжительности работы посредством переноса на новое оборудование части заказов и увеличить выпуск иглопробивных нетканых материалов. 70% финансировалось за счет кредитов банков (в качестве залога выступает оборудование), 30% - за счет собственных средств. Срок - 5 лет В IV квартале 2005 года производился серийный выпуск нетканых материалов

Одной из важнейших составляющей финансовой стратегии компании должно быть рост доли проектов, направленных на повышение эффективности и надежности производства, доли быстроокупаемых проектов в инвестиционной программе, формирование в процессе капитальных вложений высокорентабельных активов.

В целом, проведенный анализ показывает, что в процессе осуществления финансовой деятельности на предприятии ОАО «Текстиль» учитываются все направления: инвестиционная деятельность, управление издержками, грамотная ценовая политика. В частности, увеличение реализации продукции достигается за счет гибкости в определении цены для разных групп потребителей. Вся финансовая деятельность проходит с учетом инвестиционной привлекательности предприятия и общей тенденции развития отрасли.

Задания и вопросы по кейсу:

1. На основе представленной информации составьте матрицу SWOT анализа финансового положения ОАО «Текстиль».

2. Как вы думаете, в сфере финансов, кокой должна быть стратегическая цель ОАО «Текстиль» и каковы ключевые факторы успеха компании? Какие ключевые показатели эффективности вы бы выбрали для ОАО «Текстиль»?

3. Разработайте проект общей финансовой политики компании, включающей правила принятия финансовых решений при управлении основным и оборотным капиталом, формировании и использовании финансового результата, в том числе при реализации инвестиционных проектов, управлении дебиторской задолженностью и формировании дивидендной политики компании.

4. В ходе решения кейса подготовить и провести презентацию.

Кейс 3. «Энрон»: процветание и банкротство [1]

История "Энрона" – это история о том, как группа людей вела себя как шкодливые подростки. И все было бы ничего, если бы в водоворот их деятельности не были вовлечены крупнейшая в мире компания, ее работники, ее инвесторы и, что хуже всего, ее кредиторы.

"Энрон" начал свое существование в 1985 году в Хьюстоне. Это была небольшая энергетическая компания. Занималась она торговлей, и этот вид бизнеса процветал. Руководители компании размышляли о развитии и как дети играли в дорогие игрушки.

Руководители "Энрона" играли как дети, но вели себя как взрослые. Они бы ли знакомы со всем политическим истэблишментом США. Председатель совета директоров “Энорна” Кеннет Лей дружил с Джорджем Бушем, экс_президентом Америки.

Как вы убедитесь поздней, целая цепочка действий, случайных и преднамеренных, привела "Энрон" к коллапсу. К сожалению, все начинания "Энрона" поддерживали его аудиторы из Arthur Anderson. И детские игры постепенно становились совсем взрослыми и жестокими.

Очень много людей, работавших на "Энрон", потеряли не только свою работу, но и личные сбережения (инвестиции в акции "Энрона").

Более того. Высокая зарплата работников "Энрона" помогла процветанию Хьюстона. Помимо ресторанов и магазинов в этом городе появилось много государственных и частных пенсионных фондов, вложивших огромные средства в "Энрон". После его банкротства их существование превратилось в кошмар.

Инвесторы потеряли веру в корпоративный бизнес. "Если нельзя доверять "Энрону", нельзя доверять никому", продолжают до сих пор твердить они.

Было время, когда большая часть корпоративной Америки восхищалась доходностью компании "Энрон". Существовал даже стиль a la Enron. Компания за непродолжительное время смогла вырасти из простого предприятия, занятого транспортировкой газа, в диверсифицированного гиганта. Уолл стрит любила компанию, которая сообщала о солидных доходах. Ее акции в 2000 году достигли пика в 90,75 долл. за штуку. Однако пройдет всего лишь год, и компания окажется крупнейшим в истории корпораций банкротом. Проблемы с менеджментом, отсутствие четкой стратегии и многое другое сделали корпоративного гиганта уязвимым прежде всего с финансовой точки зрения. Слияние (поглощение) показалось единственным выходом из сложившейся ситуации для некогда гордой организации "Энрон". Но попытка склонить Dynegy к приобретению "Энрона" оказалась несостоятельной. В итоге компания вынуждена была обратиться за защитой в комитет по банкротству в соответствии с главой 11 Закона о банкротстве. И об этом узнал весь мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: