Теория стоимости денег во времени

Подобно риска, в портфельном инвестировании очень важным является фактор времени. Расходы и доходы, связанные с любой инвестицией, всегда осуществляются во времени. Поскольку в экономике одновременно существует множество возможностей инвестирования, стоимость затрат и выгод зависит от промежутка времени, на который они приходятся. Поэтому оценка эффективности инвестиций невозможна без сравнения стоимости этих расходов и доходов в часы.

С течением времени стоимость денег меняется. Согласно теории временной стоимости денег, несмотря на то, что деньги, удачно вложенные сегодня, в будущем обеспечат доход, эти самые деньги за определенный временной отрезок могут потерять первоначальную стоимость из-за инфляции, риск и склонность к ликвидности. Инфляция связана с общим повышением цен в стране. Когда растут цены, уменьшается стоимость денежной единицы. Учитывая, что в будущем цены будут расти, стоимость денежной единицы следующими периодами уменьшаться. Таким образом, нынешняя покупательная способность денежной единицы выше той, что будет через определенный час.

Риск или неуверенность в будущем также уменьшают стоимость денег. Из-за неуверенности в будущем риск со временем растет. Большинство инвесторов стремится избежать риска, поэтому выше ценит деньги, имеющиеся сегодня, чем те, которые должны быть в будущем. Те субъекты инвестирования, которые соглашаются отдать свои имеющиеся сегодня деньги в обмен на большее количество их в далеком будущем, требуют высшего компенсации в виде определенного вознаграждения за это риск.

Все компании предпочитают имеющимся деньгам, а не ожидаемым в будущем, то есть «симпатизируют» высокой ликвидности. Наивысшую ликвидность имеют наличные деньги. Если инвестор вкладывает эти деньги, надеясь на доходы в будущем, т.е. меняет гарантированные наличные деньги на рискованные доходы в будущем, этот «обмен» возможен при условии, что будущие доходы обещают быть довольно высокими. Это может оправдать риск, на который соглашается инвестор, надеясь на высокую награду как компенсацию за риск потери ликвидности. Поэтому базовым в теории временной стоимости денег является утверждение, что деньги сегодня имеют более высокую стоимость, чем за определенный период.
Осознание того, что финансовые инвестиции со временем могут терять стоимость, побуждает портфельных инвесторов сопоставлять расходы и доходы во времени, определять уровень будущих доходов, приведенная стоимость их и определяться относительно целесообразности инвестирования возлагали.

Широкий круг задач по определению изменения стоимости денег во времени можно сгруппировать так:

1. Компаундирування - определение будущей стоимости денег (FV, от англ. Future value - будущая стоимость):

1.1) вложенных время на определенный срок под определенный процент (простое компаундирування)

1.2) вложенных равными долями через равные промежутки времени под определенный процент - определение FV аннуитетов или ренты

1.2.1) компаундирование обычной (отсрочке) ренты - определение FV ренты, вклады по которой осуществляют конце каждого периода;

1.2.2) компаундирование вексельной ренты - определение FV ренты, вклады по которой осуществляют в начале каждого периоду.

2. Дисконтирования - определение текущей (нынешней) стоимости денег (PV, от англ. Present value - настоящая стоимость):

2.1) получаемых в будущем время (простое дисконтирования)
2.2) получаемых в будущем через равные промежутки времени:

2.2.1) в конце каждого периода - определение текущей стоимости обычных аннуитетов, или PV обычной (отсроченной) ренты;

2.2.2) в начале каждого периода - определение PV вексельной ренты.
Будущая стоимость инвестиций (FV) исчисляется на основании сложных процентов (методом капитализации процентов или компаундированием). Процесс перехода от будущей стоимости (FV) к настоящей называют дисконтированием. Именно показатель приведенной стоимости является важным критерием оценки для сравнения доходности различных инвестиций за определенный период.

Нынешняя стоимость - это стоимость будущих поступлений (доходов) с поправкой на ставку дисконта (капитализации). Дисконтная ставка - это процентная ставка, корректирует будущие доходы с целью учета риска и неуверенности из-за фактор времени. В условиях высокого риска инвестирования на длительный отрезок времени (длинный временной горизонт) применяют высокую ставку дисконта, из-за малого риска (на малом временном горизонте) - ниже учетную ставку.

В общем виде будущей (FV) и нынешнюю стоимость (РV) финансовой инвестиции оценивают по формулам:

При дисконтировании базовыми являются следующие принципиальные определения: если возможны различные будущие поступления, среди которых выше ставка капитализации в отдаленного; если определенный уровень риска меньше, то и ставка капитализации, ниже; если на рынке наблюдается рост процентных ставок, растут и ставки капитализации.

Если по определенным финансовым инструментом уплачивается на единицу вложений r процентов дохода в год, но не единовременно, а через определенные отрезки времени (ежемесячно, ежеквартально), фактическая доходность такого инструмента будет больше r, поскольку предполагается реинвестирование полученных доходов (промежуточных начислений.

Теорию временной стоимости денег применяют также для исчисления настоящей и будущей стоимости аннуитета, т.е. последовательных платежей за определенные регулярные временные отрезки.


7. Инвестиционная стратегия. Инвестиционное планирование.

Прединвестиционные исследования начинаются с разработки - инвестиционной стратегии предприятия. Инвестиционная стратегия предшествует предварительной разработке инвестиционного проекта. Инвестор в своей работе руководствуется этой стратегией и применяет ее на всех этапах прохождения жизненного цикла инвестиционного проекта,который состоит из прединвестиционной фазы, а так же фазы инвестирования и фазы используемой при эксплуатации производства.

Понятие «инвестиционная стратегия» в современной экономической литературе толкуется как формирование некой системы долгосрочных целей при помощи инвестиционной деятельности и выбор наиболее рациональных, и эффективных путей их достижения. Инвестиционная стратегия позволяет определить возможности улучшения результатов хозяйствования субъекта за счет инвестиций, т.е. определяет направления возможного инвестирования с целью получения необходимой прибыли и соответственно увеличения собственных активов.

Согласно заранее выбранной стратегии инвестор оценивает альтернативные инвестиционные проекты, производит их технико-экономическое обоснование, селекции, отбирая самые перспективные, и формирует из последних соответствующие инвестиционные портфели. Такая стратегия обычно называется активной или агрессивной, максимально направленной на прибыль. Противовесом для применения активной стратегии является пассивная, при этой стратегии инвестор стремится обеспечить путем использования инвестиций, в лучшем случае, не ухудшение имеющихся показателей своей хозяйственной деятельности.

Инвестиционная стратегия предприятия обычно формируется на бумаге, в специальном письменном документе, который содержит указания инвестиционным менеджерам по приобретению и продаже тех или иных имеющихся активов в зависимости от конъюнктуры инвестиционного рынка, структуры и содержания портфеля, последовательности инвестиционных решений.

Инвестиционная стратегия определяет: основные цели инвестиционной политики по доходности, ликвидности, риска и рост капитала; ответственных за проведение политики и их обязанности; рекомендации по составу активов инвестиционного портфеля, видов ценных бумаг, их инвестиционных качеств, условия приобретения и продажи активов, сроков их хранения и перемещения из одного портфеля в другой, правила учета, соблюдение нормативов, отчетности, компьютерного обеспечения, способы управления инвестиционным портфелем и поддержки соответствующих пропорций между первичным и вторичным резервами ценных бумаг (активов), их использование строго по назначению. Она так же находиться в зависимости от типа инвестора, которыми являются: финансово-кредитное учреждение (институциональный инвестор) или предприятие (компания) - определяются основные формы инвестирования и соответственно приоритетность выбранных целей инвестиционной стратегии. Так, инвестиционная стратегия компании предусматривает в первую очередь введения реальных инвестиционных проектов для дальнейшего формирования портфелей такого типа. В дальнейшем, эта форма инвестирования необходимым образом обеспечит предприятию стремительное развитие и освоение новых конкурентных видов продукции и соответственно расширения рынков сбыта.

Реализация финансовых инвестиции осуществляется предприятием на одной из самой высокой стадии развития. Для достижения высоких результатов компания формирует портфель ценных бумаг с долговых инструментов и инструментов собственности с целью распространения необходимого; влияния на рынок, по повышению конкурентоспособности. Финансово-кредитные учреждения разрабатывают, как правило, стратегии управления портфелем ценных бумаг, но могут обрабатывать и общую стратегию реальных инвестиционных про-проектов, если входят в состав промышленно-финансовых групп или консорциумов. Инвестиционная стратегия институционального инвестора должна быть направлена на создание баланса и поддержку соответствующих пропорций между первичным и вторичным резервами имеющихся активов находящихся в составе портфеля. Таким образом, инвестиционная стратегия должна предусматривать минимальное использования активов вторичного, а тем более первичного резервов для улучшения финансового состояния, ведь продажа этих бумаг обычно осуществляется по номинальной стоимости или ниже номинала. Согласно разработанной стратегией инвестор стремится оптимизировать свой инвестиционный; портфель таким образом, чтобы обеспечить достижение всех стратегических целей путем наиболее выгодных сочетаний всех факторов.

Инвестиционное планирование заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов в земельные участки, производственное оборудование, здания, природные ресурсы, развитие продукта, ценные бумаги и другие активы.

Планирование инвестиций является стратегической и одной из наиболее сложных задач управления предприятием. При этом процессе важно учитывать все аспекты экономической деятельности компании, начиная от окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития рынка, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта.

Основные задачи инвестиционного планирования:

ü Определение потребности в инвестиционных ресурсах.

ü Определение возможных источников финансирования и рассмотрение связанных с этим вопросов взаимодействия с инвесторами.

ü Оценка платы за этот источник.

ü Подготовка финансового расчета эффективности инвестиций с учетом возврата заемных средств.

ü Разработка подробного бизнес-плана проекта для представления потенциальному инвестору.

Стандартной формой представления инвестиционного проекта является бизнес-план. Представление бизнес-плана может несколько различаться по форме, однако основное его содержание одинаково для всех. Принимая во внимание, что в странах с развитыми рыночными экономическими системами накоплен достаточный опыт в области планирования и анализа инвестиций, - пренебрегать этим опытом было бы бессмысленно. Используемые сегодня общепринятые для всех развитых стран методы планирования и критерии оценки эффективности инвестиционных проектов являются тем самым языком, обеспечивающим диалог и взаимопонимание инвесторов и предпринимателей разных стран. Общим является то, что они базируются на классических принципах инвестиционного анализа, построенных на основе метода анализа денежных потоков. Денежный поток - поступления (положительный денежный поток) и расходование (отрицательный денежный поток) денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана инвестиционного проекта, руководитель предприятия должен решить следующие задачи, каждая из которых является неотъемлемой частью процесса планирования и привлечения инвестиций.

ü Маркетинговые исследования с целью выбора для последующего производства продукта или услуги из уже представленных на рынке, но обладающих высоким потенциалом спроса, а также с целью исследования возможностей и путей сбыта на рынке нового продукта или услуги.

ü Оценка соответствия организационных, профессиональных и технологических возможностей предприятия требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг. Выявление узких мест и пути их преодоления.

ü Определение потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, энергоносителей, а также заключение с ними предварительных соглашений об условиях поставки.

ü Определение поставщиков технологического оборудования и соглашения с ними условий его поставки.

ü Предварительный расчет объема инвестирования и оценка предполагаемого залога.

ü Определение типа или имен конкретных потенциальных инвесторов проекта.

8. Бизнес-план инвестиционного проекта. Типовая структура.

Реализация общей, конкурентной стратегии компании и комплекса функциональных стратегий требует их детализации и технико-экономического обоснования. Основным инструментом детализации стратегий компании в этом случае рассматривается бизнес-план, позволяющий решить следующие задачи в рамках реализации корпоративной стратегии:

ü выявить логические связи и очередность проведения мероприятий по реализации комплекса стратегий компании;

ü оценить экономическую эффективность и капиталоемкость конкретных тактических мероприятий и стратегических целей и задач;

ü организовать эффективный контроль за реализацией намеченной стратегии;

ü оценить ресурсные возможности компании и потребность в привлечении внешних ресурсов;

ü организовать управление процессом реализации намеченной стратегии с использованием механизма делегирования полномочий;

ü совершенствовать организационную структуру компании в соответствии с прогнозом увеличения производственной, маркетинговой, инвестиционной и финансовой деятельности компании;

ü сконцентрировать внимание на наращивании конкурентных преимуществ и на расширении целевого рынка.

Бизнес-план является важным инструментом управления компанией и рассматривается как детализированный плановый документ, отражающий оценку позиции компании на рынке, оценку конкурентной среды, производственные, финансовые и организационные возможности компании, уровень их использования. Таким образом, бизнес-план следует рассматривать как руководство к действию.

Бизнес-план может охватывать и планировать как производственно-сбытовую, инвестиционную и финансовую деятельность компании в целом, так и последовательность реализации конкретного инвестиционного проекта. Значение бизнес-плана сложно переоценить. Он является своеобразной визитной карточкой компании, документом, доказывающим выгодность бизнеса (капиталовложений). Бизнес-план используется в следующих целях, в соответствии с которыми выделяются и конкретные виды бизнес-планов:

ü поиска потенциального инвестора и привлечения внешних источников финансирования для реализации конкретного проекта;

ü получения кредитных ресурсов;

ü поиска партнера и совместного ведения бизнеса;

ü проверки реализуемости и экономической эффективности предпринимательских проектов;

ü кратко- и среднесрочного планирования деятельности предприятия.

С учетом конкретной цели разработки бизнес-плана определяется его содержание, структура, объем и уровень детализации экономических и финансовых расчетов. При реализации масштабных и комплексных проектов (например, проектов, связанных со строительством нового предприятия и запуском производства) расчеты, произведенные в бизнес-плане, часто дополняются технико-экономическим обоснованием и проектно-сметной документацией. Однако большинство бизнес-планов имеет схожую (типовую) структуру, позволяющую наиболее полно описать состояние компании, перспективы ее развития, ее положение на рынке, производственную, инвестиционную и финансовую деятельность.

Такая типовая структура бизнес-плана должна включать следующие разделы:

1. Титульный лист. Содержит название проекта, наименование компании-заявителя, сроки реализации и период расчета показателей проекта, контактную информацию.

2. Резюме. В концентрированном виде представляет сущность, цели и задачи инвестиционного проекта, объем инвестиций, интегральные показатели коммерческой эффективности проекта.

3. Описание отрасли (целевого рынка). В разделе дается общая характеристика ситуации, складывающейся в отрасли (на целевом рынке), где будет реализовываться проект.

4. Описание продукции. Дается общая технико-экономическая и потребительская характеристика выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции (товаров и услуг).

5. План маркетинга. В развернутом виде представляется маркетинговая стратегия компании при реализации проекта, дается описание ценовой, сбытовой, продуктовой политики и политики продвижения продукции на рынок.

6. План производства. Дается подробная характеристика и требования к организации процесса производства, план производства, постоянные и переменные затраты, план по персоналу.

7. Организационный план. Включает характеристику организационной структуры компанией, ее преобразования и возможностей, описание нормативно-правовой базы, организации управления реализацией проекта.

8. Финансовый план. Содержит финансовые и экономические расчеты и обоснования по проекту, включая стратегию финансирования, налоговые и иные выплаты, отчет о прибыли, план денежных поступлений и выплат, бухгалтерский баланс компании.

9. Анализ рисков, чувствительности и устойчивости проекта. В данном разделе дается анализ возможных рисков при реализации проекта, представляются результаты анализа чувствительности и устойчивости проекта, анализ финансовых коэффициентов.

10. Приложения. В приложение включаются необходимые сопроводительные документы – описание и фото продукции, необходимая документация (копии лицензий, сертификатов, разрешений, актов), проектно-сметная документация и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: