Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Уровень Документы Органы, принимающие документы
I уровень – законодательный Федеральные законы, кодексы, указы, постановления, Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ
II уровень - нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
III уровень - методический Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы
IV уровень – учетная политика организации Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) Организации, предприятия

Документы первого уровня составляют Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации. Важными документами первого уровня являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об акционерных обществах».

Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете – обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Законодательство о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране и состоит из рассматриваемого Закона, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основным нормативным актом среди документов данного уровня является Закон «О бухгалтерском учете».

Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

Закон состоит из трех разделов и 19 статей.

В первом разделе«Общие положения» – дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету,

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

Во втором разделе – «Основные правила ведения бухгалтерского учета» – изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе – «Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности» – изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

В четвертом разделе – «Заключительные положения» - раскрыты вопросы ответственности за нарушения законодательства о бухгалтерском учете.

Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он: повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; закрепляет обязательность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах; повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

С момента принятия Закона прошло 12 лет, в связи с чем многие его положения устарели и требуют значительной переработки. В настоящее время Минфином России подготовлен новый законопроект, проходящий стадии согласования и утверждения.

Второй уровень - составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации. В этих документах излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень системы занимают рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и т.п.).

1.9. Положения по бухгалтерскому учету

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным Законом «О бухгалтерском учете».

Разработка положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами.

Структура каждого стандарта включает:

– введение (общие положения);

– определение;

– содержание;

– необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта);

– дату вступления в действие.

Во введении указывается, что данное Положение (стандарт) устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о конкретном объекте учета, явившемся основой этого Положения. Само Положение представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим Законодательством. Указываются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и пр.). Приводится организация учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным Положением в связи с тем, что их деятельность определена другими нормативными документами. Такое ограничение предусматривается и в отношении отдельных объектов применительно к тому месту, которое они занимают в процессе расширения производства совокупного общественного продукта. Таким образом, во введении наряду с раскрытием общего содержания Положения, указываются также его цели и задачи.

Во второй части Положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать термины и содержание соответствующих объектов учета и их показателей.

Основное содержание данного объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях Положения (стандарта). Положения по бухгалтерскому учету обязательны к применению.

Каждое Положение посвящено одной теме бухгалтерского учета и в значительной степени соответствуют аналогичным международным стандартам финансовой отчетности (табл. 1.3.).

Таблица 1.3

Положения по бухгалтерскому учету

Наименование ПБУ Дата утверждения № приказа МФ РФ
ПБУ 1/08 Учетная политика организации 06.10.2008 106н
ПБУ 2/08 Учет договоров строительного подряда 24.10.2008 116н
ПБУ 3/06 Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте 27.11.2006 154н
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации 06.07.1999 43н
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов 09.07.2001 44н
ПБУ 6/01 Учет основных средств 30.08.2001 26н
ПБУ 7/98 События после отчетной даты 25.11.1998 56н
ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности 28.11.2001 96н
ПБУ 9/99 Доходы организации 06.05.1999 32н
ПБУ 10/99 Расходы организации 06.05.1999 33н
ПБУ 11/08 Информация о связанных сторонах 29.04.2008 48н
ПБУ 12/2000 Информация по сегментам 27.01.2000 11н
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи 16.10.2000 92н
ПБУ 14/07 Учет нематериальных активов 27.12.2007 153н
ПБУ 15/08 Учет расходов по займам и кредитам 06.10.2008 107н
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности 02.07.2002 66н
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 19.11.2002 115н
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль 19.11.2002 114н
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений 10.11.2002 126н
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности 24.11.2003 105н
ПБУ 21/08 Изменения оценочных значений 06.10.2008 106н

В настоящее время Минфином России разработано новое ПБУ 22/2009 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», проект которого размещен на официальном сайте Минфина РФ.

План счетов бухгалтерского учета

Для надлежащей организации бухгалтерского учета большое значение имеет правильное использование Плана счетов и Инструкции по его применению.

План счетов это систематизированный перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по экономическому содержанию.

Действующий План счетов был утвержден Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н и вступил в силу с 1 января 2001 года

План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.

В Плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов (счетов I порядка) и субсчетов (счетов II порядка).

Счета бухгалтерского учета объединены в следующие разделы.

I. Внеоборотные активы.

II. Производственные запасы.

III. Затраты на производство.

IV. Готовая продукция и товары.

V. Денежные средства.

VI. Расчеты.

VII. Капитал.

VIII. Финансовые результаты.

Забалансовые счета.

В рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также в связи с принятием новых нормативных актов по бухгалтерскому учету, в мае 2003 года Приказом Минфина РФ № 38 в План счетов и инструкцию по его применению были внесены изменения: введены счета 09 «Отложенные налоговые активы» и 77»Отложенные налоговые обязательства»; введены новые субсчета к счетам 04 «Нематериальные активы», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы»; изменена характеристика отдельных счетов (04, 08, 14, 58, 59, 94 и др.).

Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином России вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации в рыночной экономике. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.

Аналитические счета (счета III порядка) открываются в зависимости от поставленных целей и специфики деятельности данной организации в рыночной экономике.

В Инструкции по применению Плана счетов приводится краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: