Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
I уровень – законодательный | Федеральные законы, кодексы, указы, постановления, | Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ |
II уровень - нормативный | Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету | Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ |
III уровень - методический | Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания | Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы |
IV уровень – учетная политика организации | Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) | Организации, предприятия |
Документы первого уровня составляют Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации. Важными документами первого уровня являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об акционерных обществах».
|
|
Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете – обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Законодательство о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране и состоит из рассматриваемого Закона, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Основным нормативным актом среди документов данного уровня является Закон «О бухгалтерском учете».
Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.
Закон состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе – «Общие положения» – дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
|
|
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету,
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе – «Основные правила ведения бухгалтерского учета» – изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем разделе – «Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности» – изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
В четвертом разделе – «Заключительные положения» - раскрыты вопросы ответственности за нарушения законодательства о бухгалтерском учете.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он: повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; закрепляет обязательность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах; повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
С момента принятия Закона прошло 12 лет, в связи с чем многие его положения устарели и требуют значительной переработки. В настоящее время Минфином России подготовлен новый законопроект, проходящий стадии согласования и утверждения.
Второй уровень - составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации. В этих документах излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.
К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.
|
|
Четвертый уровень системы занимают рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и т.п.).
1.9. Положения по бухгалтерскому учету
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным Законом «О бухгалтерском учете».
Разработка положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами.
Структура каждого стандарта включает:
– введение (общие положения);
– определение;
– содержание;
– необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта);
– дату вступления в действие.
Во введении указывается, что данное Положение (стандарт) устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о конкретном объекте учета, явившемся основой этого Положения. Само Положение представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим Законодательством. Указываются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и пр.). Приводится организация учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным Положением в связи с тем, что их деятельность определена другими нормативными документами. Такое ограничение предусматривается и в отношении отдельных объектов применительно к тому месту, которое они занимают в процессе расширения производства совокупного общественного продукта. Таким образом, во введении наряду с раскрытием общего содержания Положения, указываются также его цели и задачи.
|
|
Во второй части Положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать термины и содержание соответствующих объектов учета и их показателей.
Основное содержание данного объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях Положения (стандарта). Положения по бухгалтерскому учету обязательны к применению.
Каждое Положение посвящено одной теме бухгалтерского учета и в значительной степени соответствуют аналогичным международным стандартам финансовой отчетности (табл. 1.3.).
Таблица 1.3
Положения по бухгалтерскому учету
№ | Наименование ПБУ | Дата утверждения | № приказа МФ РФ |
ПБУ 1/08 | Учетная политика организации | 06.10.2008 | 106н |
ПБУ 2/08 | Учет договоров строительного подряда | 24.10.2008 | 116н |
ПБУ 3/06 | Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте | 27.11.2006 | 154н |
ПБУ 4/99 | Бухгалтерская отчетность организации | 06.07.1999 | 43н |
ПБУ 5/01 | Учет материально-производственных запасов | 09.07.2001 | 44н |
ПБУ 6/01 | Учет основных средств | 30.08.2001 | 26н |
ПБУ 7/98 | События после отчетной даты | 25.11.1998 | 56н |
ПБУ 8/01 | Условные факты хозяйственной деятельности | 28.11.2001 | 96н |
ПБУ 9/99 | Доходы организации | 06.05.1999 | 32н |
ПБУ 10/99 | Расходы организации | 06.05.1999 | 33н |
ПБУ 11/08 | Информация о связанных сторонах | 29.04.2008 | 48н |
ПБУ 12/2000 | Информация по сегментам | 27.01.2000 | 11н |
ПБУ 13/2000 | Учет государственной помощи | 16.10.2000 | 92н |
ПБУ 14/07 | Учет нематериальных активов | 27.12.2007 | 153н |
ПБУ 15/08 | Учет расходов по займам и кредитам | 06.10.2008 | 107н |
ПБУ 16/02 | Информация по прекращаемой деятельности | 02.07.2002 | 66н |
ПБУ 17/02 | Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы | 19.11.2002 | 115н |
ПБУ 18/02 | Учет расчетов по налогу на прибыль | 19.11.2002 | 114н |
ПБУ 19/02 | Учет финансовых вложений | 10.11.2002 | 126н |
ПБУ 20/03 | Информация об участии в совместной деятельности | 24.11.2003 | 105н |
ПБУ 21/08 | Изменения оценочных значений | 06.10.2008 | 106н |
В настоящее время Минфином России разработано новое ПБУ 22/2009 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», проект которого размещен на официальном сайте Минфина РФ.
План счетов бухгалтерского учета
Для надлежащей организации бухгалтерского учета большое значение имеет правильное использование Плана счетов и Инструкции по его применению.
План счетов – это систематизированный перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по экономическому содержанию.
Действующий План счетов был утвержден Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н и вступил в силу с 1 января 2001 года
План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.
В Плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов (счетов I порядка) и субсчетов (счетов II порядка).
Счета бухгалтерского учета объединены в следующие разделы.
I. Внеоборотные активы.
II. Производственные запасы.
III. Затраты на производство.
IV. Готовая продукция и товары.
V. Денежные средства.
VI. Расчеты.
VII. Капитал.
VIII. Финансовые результаты.
Забалансовые счета.
В рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также в связи с принятием новых нормативных актов по бухгалтерскому учету, в мае 2003 года Приказом Минфина РФ № 38 в План счетов и инструкцию по его применению были внесены изменения: введены счета 09 «Отложенные налоговые активы» и 77»Отложенные налоговые обязательства»; введены новые субсчета к счетам 04 «Нематериальные активы», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы»; изменена характеристика отдельных счетов (04, 08, 14, 58, 59, 94 и др.).
Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином России вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации в рыночной экономике. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.
Аналитические счета (счета III порядка) открываются в зависимости от поставленных целей и специфики деятельности данной организации в рыночной экономике.
В Инструкции по применению Плана счетов приводится краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.