Калькуляция. Калькуляция представляет собой метод учета, применяемый с целью расчета себестоимости произведенной продукции (выполненных работ или оказанных услуг)

Калькуляция представляет собой метод учета, применяемый с целью расчета себестоимости произведенной продукции (выполненных работ или оказанных услуг). Необходимость калькулирования обусловлена потребностями оценки запасов, определения цен на продаваемую продукцию, расчета финансового результата хозяйственной деятельности организации и другими задачами. В процессе калькулирования происходит отнесение суммы издержек на себестоимость единицы конкретного вида продукции (работ, услуг). Калькуляции применяются для различных целей, например при планировании производственных затрат на основе действующих норм расхода сырья, материалов, затрат труда и других ресурсов составляется плановая калькуляция или по окончании отчетного периода с целью определения суммы фактически произведенных затрат при оценке запасов готовой продукции, формировании финансового результата рассчитывают фактическую калькуляцию.

Для исчисления значения показателя себестоимости затраты группируются по калькуляционным статьям, например:

- сырье и материалы;

- возвратные отходы производства (вычитаются);

- топливо, энергия на технологические цели;

- покупные изделия и полуфабрикаты;

- заработная плата производственных рабочих;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация производственного оборудования;

- потери от брака;

- общепроизводственные расходы и другие.

Обязательной для всех организаций является группировка затрат по элементам (по видам)[17]:

1 - материальные затраты, характеризующие стоимость потребляемых в процессе производства ресурсов: сырья, материалов, полуфабрикатов, запасных частей и комплектующих, топлива, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и др.;

2 – затраты на оплату труда, состоящие из сумм начисленной заработной платы основного производственного персонала, включая надбавки стимулирующего и компенсационного характера, доплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду, единовременные вознаграждения за выслугу лет и прочие;

3 – отчисления на социальные нужды по установленным законодательством Российской Федерации нормам на социальное и медицинское страхование и пенсионное обеспечение;

4 – амортизация, состоящая из сумм амортизационных отчислений на возмещение стоимости основных средств и нематериальных активов;

5 – прочие затраты.

Классификация затрат в управленческом учете зависит от задач, решаемых менеджерами.

Задачи управления Признак классификации Виды затрат
1 2 3
1. Расчет себестоимости произведенной продукции, оценка запасов, определение размера финансового результата 1.1. По составу - фактические; - плановые (прогнозные).
1.2. По способу отнесения на себестоимость продукта - прямые; - косвенные.
1.3. По отношению к производственному процессу - основные; - накладные.
1.4. По отношению к периоду генерирования прибыли - затраты на продукт; - затраты на период.
1.5. По однородности содержания элементов - одноэлементные; - комплексные.
2. Принятие управленческих решений и планирование 2.1. По отношению к уровню деловой активности организации - постоянные; - переменные.
2.2. По отношению к объекту учета - удельные; - совокупные.
2.3. По функциям управления - производственные; - административные; - коммерческие.
2.4. В зависимости от оказания влияния на управленческое решение - принимаемые (релевантные) и - не принимаемые в расчет при оценках (нерелевантные)
2.5. По возможности планирования размера затрат - планируемые; - не планируемые.
3. Реализация функций контроля и регулирования 3.1. В зависимости от влияния субъекта управления - регулируемые; - нерегулируемые.

Учет затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг).

Затраты живого и овеществленного труда на производство и продажу продукции (работ, услуг) называют издержками производства.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее создания природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Поскольку себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию, правильное исчисление этого показателя приобретает важнейшее значение для руководства организации, поскольку эта информация используется при анализе рентабельности выпускаемой продукции, выявлении резервов снижения ее себестоимости, является исходным пунктом в процессе ценообразования.

Для калькуляции себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) используют различные методы. Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции – это совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции. Использование организацией конкретного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) определяется особенностями производственного процесса, характером производимой продукции (работ, услуг), ее составом, способом обработки.

Затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, условно делят на два вида – прямые и косвенные.

К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Называются они прямыми потому, что могут быть прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приемы.

Результатом документального оформления расхода движения основных материалов и выполненных расчетов становится проводка:

Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы»

Или

Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы»

Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 16 «Отклонения в

стоимости материалов»

Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее. Рассчитанная сумма заработной платы позволяет сделать в бухгалтерском учете следующую проводку:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 69/1 «Расчеты по социальному страхованию»

Кредит счета 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»

Кредит счета 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому обеспечению»

Расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации называются общепроизводственными расходами. Их учет ведется на одноименном собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы».

Состав затрат, приведенных выше, в течение отчетного периода собирается по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов:

- 02 «Амортизация основных средств»;

- 04 «Нематериальные активы»;

- 05 «Амортизация нематериальных активов»;

- 10 «Материалы»;

- 16 «отклонение в стоимости материальных ценностей»;

- 23 «Вспомогательные производства»;

- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

В конце отчетного периода учтенная сумма общепроизводственных расходов относится по дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и др. в соответствии с принятой на предприятии методикой их распределения.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и управлением организацией. Они учитываются на одноименном счете 26 «Общехозяйственные расходы». Аналитический учет общехозяйственных расходов ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.

В состав общехозяйственных расходов включаются:

- административно-управленческие расходы;

- содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

- амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

- расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных услуг;

- расходы на командировки и перемещения;

- представительские расходы и др.

В течение отчетного периода в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» списываются фактические расходы с кредита счетов:

- 02 «Амортизация основных средств»;

- 04 «Нематериальные активы»;

- 05 «Амортизация нематериальных активов»;

- 10 «Материалы»;

- 16 «отклонение в стоимости материальных ценностей»;

- 23 «Вспомогательные производства»;

- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками;

- 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

- 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

В конце отчетного периода расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» списываются:

- в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и др. либо

- в дебет счета 90 «Продажи» в качестве условно-постоянных.

В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции, в учетной практике выделяются следующие ее виды:

1) производственная (включает прямые затраты и общепроизводственные расходы);

2) полная себестоимость (производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и управленческих расходов; характеризует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции).

В управленческих целях формируют себестоимость по переменным затратам (метод Direct Costing).

Готовая продукция является частью материально - производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством)[18].

Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях. Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых в данной организации, исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы или поштучно). Для организации учета количественных показателей однородной продукции могут применяться условно - натуральные измерители (например, консервы в условных банках, чугун в пересчете на передельный, отдельные виды продукции, исходя из их веса или объема полезного вещества, и т.д.).

Синтетический учет готовой продукции осуществляется на активном счете 43 «Готовая продукция». Готовые изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость производимой продукции, учитываются на счете 41 «Товары». Себестоимость выполненных работ или оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счетов 20 «Основное производство» или 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». При отгрузке готовой продукции покупателям ее себестоимость списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Учет доходов и расходов организации, порядок формирования финансового результата хозяйственной деятельности.

Цель деятельности коммерческой организации заключается в увеличении капитала собственника, исчисляемого как разница между активами и обязательствами. Сопоставление капитала собственника на начало и конец отчетного периода характеризует показатель финансового результата деятельности организации за отчетный период. В бухгалтерском учете показатель финансового результата определяется сопоставлением доходов, полученных организацией в отчетном периоде, с расходами, обеспечившими получение этих доходов:

Финансовый результат (прибыль / убыток) = Доходы – Расходы

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах организаций (кроме кредитных и страховых организаций), установлены Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). [19]

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на следующие виды:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: