Форма правления государства ___ ------------- Демократическая республика _--------------------------------------------------- —-—----------------------------------------------------- ■-------------------------- Конституционная монархия Аристократическая республика Самодержавие («самовластие») |
Характеристика
территории и народа
_____ ------- —----------------
Малые и не подвергающиеся
нападению народы: Голландия, Швейцария Великие и не подвергающиеся нападению народы: Англия, Венеция Великие и подвергающиеся нападению народы: Россия, Франция, Дания, Испания
i11
V1
м
198 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.
Решение вопроса крепостного права. Как историк В.Н. Татищев считает крепостное право, с одной стороны, вполне закономерным, поскольку исторически сложилось разделение труда (крестьянство зависит от дворян), а с другой стороны, ошибкой Бориса Годунова, который отменил Юрьев День, что привело к полному закрепощению крестьян.
Он анализирует также ситуацию на Западе: там нет крепостного права, и это полезно государству.
Татищев приходит к парадоксальному выводу: отменить в России крепостное право будет еще большим злом, чем не отменить, потому что:
1) отмена крепостного права не согласуется с системой
самодержавия; укоренившийся обычай неволи отменять
небезопасно;
2) мужик ленив и, если дать ему волю, он погибнет.
В работе «Краткие экономические до деревни следующей записки» (1742) Татищев приводит перечень из 20 пунктов, в которых описывает признаки ленивого крестьянина: ранее всего приступает к еде, здоровый по миру ходит и милостыню просит, в доме квасу нет, сверчки и тараканы и т.п.
В этой же работе дает инструкцию дворянству, предлагая ввести:
• тотальный надзор над крестьянами;
• строгие меры внеэкономического принуждения.
Татищев внес существенный вклад в отечественную теорию форм правления государства. Это один из первых русских мыслителей, который стал использовать теории естественного права и договорного происхождения государства для объяснения проблем государства и права. Многие идеи Татищева опередили его время. В записке, направленной им в 1743 г. в Сенат, Татищев предложил ограничить монархию посредством создания выборного двухпалатного государственного органа.
12.3. Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков
Посошков Иван Тихонович (ок. 1652-1726) — русский мыслитель и публицист, один из первых идеологов купечества.
12.3. Политико-правовая идеология купечества.... 199 Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I. В это время создавались специальные комиссии, целью которых было провести систематизацию законодательства, значительно выросшего по объему, на базе Соборного уложения 1649 г.
Биография. Происходил из семьи непашенных крестьян, занимавшихся серебряным и иконным промыслами. Выучился грамоте и освоил монетное, пушкарское и строительные ремесла. Скопив первоначальный капитал, занялся предпринимательской деятельностью в Петербурге и Новгороде — был купцом, заводчиком. С 1696 по 1704 г. занимался финансовыми операциями на денежном дворе. Посошков горячо поддерживал многие реформы Петра I, встречался с ним лично в 1697 г. Мыслитель-самоучка, Посошков написал несколько писем Стефану Яворскому с предложениями о развитии просвещения, ряд проектов: «О денежном деле», «О ратном поведении», «О новоначинаю-щихся деньгах», книги «Зеркало очевидное», «Завещание отеческое» и главное свое произведение — «Книгу о скудости и богатстве». Вероятно, именно «Книга» стала причиной его ареста в 1725 г. и смерти в Петропавловской крепости.
Логическое основание политико-правового учения. Религиозное мировоззрение. Рассмотрение политических и правовых проблем с точки зрения «блага государства».
Основная работа — «Книга о скудости и богатстве» (1724). Это сочинение, написанное в форме Соборного уложения и адресованное непосредственно Петру I, долгое время существовало только в виде рукописи. Первая публикация датируется 1842 г.
Содержание политико-правового учения. Идеальной формой государственного правления И.Т. Посошков считает абсолютную монархию. Он уподобляет абсолютного монарха самому Богу: «Наш государь... подобен Богу». Полномочия абсолютного монарха Посошков выводит, используя прием аналогии: «Яко Бог всем светом владеет, тако и царь в своем владении имеет власть».
Под общим благом российского государства Посошков понимал упорядоченность сословных обязанностей и прав. Он выделял четыре сословия: 1) купечество; 2) дворянство; 3) духовенство; 4) крестьянство. Необходимо, полагал Посошков, изменить социальный и правовой статус всех этих
сословий.
Проблемы русского купечества были особенно близки Посошкову, так как он сам некоторое время был купцом. Он считал, что нужно по-новому оценить значение дея-
..шшшт..
200 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.
тельности купцов для процветания русского государства, которое проводит активную военную политику: «Без купечества... ни великое, ни малое царство стояти не могут... Купечество воинству товарищ, воинство воюет, а купечество помогает и всяки потребности им уготовляет».
И.Т. Посошков выступал за введение запрета на торговлю для всех сословий, кроме купечества. Необходимость проведения протекционистской политики государства в отношении купцов он обосновывал тем, что беспошлинная торговля представителей других сословий наносит ущерб государственной казне: «Ныне торгуют бояре, дворяне, офицеры, и солдаты, и крестьяне».
Для блага российского государства Посошков призывал Петра I существенно изменить правовой статус дворянства. Необходимо наложить на дворян новые обязанности, а не закреплять за ними очередные привилегии. Посошков полагал, что если дворянин «в доме своем живет и крестьянами владеет, а великому государю никакой службы не показал, то у таких бы (помещиков) людей отнимать и отдавать тем, которые его царскому величеству служат».
Духовенство, считал Посошков, мало способствовало процветанию российского государства. Он обличал недостатки представителей этого сословия за необразованность («они наши пастыри, они и отцы, они и вожди, — а в книжном учении и разумении не весьма довольни») и неспособность нести людям веру и проводить церковные службы.
Эти недостатки могли, по представлению Посошкова, привести к возникновению ересей в России. Он считал, что священники должны служить прежде всего государству, призывая паству, «чтобы отнюдь ничего не таили: и буде правдою будут яко Бету, тако и Царю отделать десятину, то бог их "благословит всяким изобилием"».
Крестьянство в России представлялось Посошкову основным производительным классом: «Крестьянское богатство — богатство царственное, а нищета крестьянская — оскудение царственное». Однако в России, сообщал Посошков, крестьянство бедное, и государство от этого не процветает. Он выделил три причины бедности крестьян:
S лень самих крестьян;
•S произвол помещиков;
S невнимание правительства.
«Крестьянское житие скудостно ни от чего инаго, токмо от своея их лености, а потом от неразсмотрения правителей, и от помещичьего насилия, и от небрежения их».
12.3. Политико-правовая идеология купечества...
И.Т. Посошков предлагал проблему ленивого крестьянина решать самому помещику. Вслед за В.Н. Татищевым Посошков делал ставку на внеэкономический метод — принуждение. Помещики должны будут неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме праздничных — на себя ли, на помещика ли, — лишь бы не «ле-
жебочили».
Произвол помещиков по отношению к крестьянам и невнимание правительства ко всему сословию крестьян Посошков предлагал исключить следующим образом: принять царский указ об ограничении крестьянской повинности (оброка и барщины) в пользу помещика и царской казны. Посошков предполагал, что размер повинности должен быть определен съездом дворян и затем утвержден царем.
Посошков верил в то, что в России можно установить режим законности, не отменяя крепостного права. Но режим законности может сложиться лишь в том случае, если вместо Соборного уложения 1649 г. будет введено в действие новое Соборное уложение, в разработке которого примут участие все слои российского общества. Посошков предлагал созвать всесословное Собрание, в которое будут делегированы по два-три человека от духовенства, дворянства, купечества, людей сыска и надзора, солдат, крестьянских старост, «детей боярских» — холопов.
На следующей стадии проект Соборного уложения поступает на обсуждение всех сословий: «Всем народом освидетельствовать самым вольным голосом, а не под принуждением». Таким образом, считал Посошков, можно будет добиться признания всеми этого Уложения: «Дабы потом не жаловались на сочинителей той новосочиненной книги, для того и надлежит вольным голосом освидетельствовать».
Посошков возлагал большие надежды на судебную реформу, которая позволила бы обеспечить законность. Он выступил за создание в России внесословных судов: «Суд устроити един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому, солдату и офицеру».
И.Т. Посошков отводил судам главную роль в осуществлении указа об ограничении крестьянских повинностей. Так, например, если крестьянин донесет суду, что помещик берет сверх положенного царским указом, то получает волю и 50 рублей. Крестьянин, который не донес на помещика, нарушающего указ, наказывается кнутом. Помещик, уличенный в нарушении указа, лишается судом земли и крестьян.
202 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.
В «Книге о скудости и богатстве» Посошков рассматривает и проблему авторитета судебной власти. Он считал необходимым искоренить взяточничество судей, установив административную (штраф и «наказание на козле») и уголовную ответственность (смертная казнь, вечная работа на рудниках) судей в случае получения ими взяток.
Посошков выступал также за быстрое рассмотрение дел в судах. Он признавал необходимым осуществление судьями контроля за законностью содержания под стражей лиц, находящихся под следствием. Никто не должен находиться напрасно под арестом, полагал Посошков, нужно искоренить практику, когда «многие сидят безвинно и помирают безвременно». Посошков писал: «Я истинно удивляюсь, что у судей за нрав, если в тюрьму посадят, то держат лет по пяти-шести и больше без следствия».
Судебная пошлина («присуд»), которая взималась бы с истцов и ответчиков, должна была стать одной из существенных статей дохода государственной казны. В отличие от Ивана Пересветова, считавшего, что судьи должны получать жалованье из государственной казны, Посошков предлагал назначать им жалованье «с дел», чтобы государственная казна зря не тратилась.
Политико-правовое наследие И.Т. Посошкова содержит как прогрессивные (всесословное Собрание для принятия нового Соборного уложения, всесословный суд, судебный контроль за лицами, находящимися под следствием), так и регрессивные (ответственность крестьян за недоносительство на помещиков, получение жалованья судьями, в зависимости от числа рассмотренных ими дел идеи).
12.4. Политико-правовое учение СЕ. Десницкого
Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740-1789) — первый русский профессор права Московского университета, сторонник теории разделения властей и законодательного регулирования крепостного права, сторонник суда присяжных.
Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» в России — период правления Екатерины II. Екатерина II выступала за распространение просвещения, считая, что пороки общества не связаны с крепостным правом, неограниченной царской властью и привилегиями дворян. В эпоху ее царствования
12.4. Политико-право вое учение СЕ. Д есни цкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жалующиеся на помещика, рассматривались как «злодеи и возмутители общего покоя» и подлежали наказанию. В 1767 г. была созвана Комиссия для создания проекта нового Уложения (Уложенная комиссия).
Биография. Учеба в семинарии, затем — гимназия при Московском университете и учеба в университете при Академии наук в Петербурге (с 1759 г.). В 1761-1767 гг. — занимался в университете г. Глазго (Англия), где слушал лекции Адама Смита. По возвращении из Англии назначен профессором права Московского университета. В 1768 г. отправил в Уложенную комиссию свой проект по реформированию общественного и государственного строя России. Однако этот проект, отличавшийся радикализмом, не был доведен до сведения членов Комиссии и увидел свет лишь после революции 1905 г. Десницкий преподавал в Московском университете до 1787 г., читал курс истории и теории русского законодательства и «законоискусства».
Логическое основание политико-правовых взглядов. На Десницкого оказали большое влияние идеи А. Смита, Ш.Л. Монтескье, английские политико-правовые институты.
Основная работа: «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказателыюй власти в Российской империи» (1768).
Содержание политико-правового учения. Вслед за А. Смитом СЕ. Десницкий выделял четыре этапа развития человечества в зависимости от источников существования того или иного народа:
1) собирательство;
2) Пастушество;
3) хлебопашество;
4) коммерческий.
Более совершенному этапу развития человечества соответствует более развитое законодательство. Наибольшее развитие законодательство получает на коммерческом этапе. Если у древних римлян все законы умещались на 12 таблицах, то в современной Десницкому Англии, «где ныне законы в великом совершенстве», только сокращенное изложение этих законов занимает 25 книг.
Десницкий разработал концепцию разделения властей применительно к Российской империи, которую он изло-
204 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.
жил в своем «Представлении об учреждении законодательной, судителыюй и наказательной власти в Российской империи».
Десницкий предложил создать органы законодательной, «судительной» и «наказательной» власти.
Законодательную власть должен осуществлять Сенат — законосовещательный орган. В представлении Десницкого Сенат должен быть однопалатным (количество депутатов 600-800 человек); бессословным; выборным на пять лет на основе высокого имущественного ценза.
За монархом сохраняется право абсолютного вето на любой закон, выработанный Сенатом.
«Судителъная» власть. Судьи назначаются монархом. Судья должен отвечать следующим требованиям:
S предварительно сдать экзамен профессорам юридического факультета;
■S иметь несколько лет стажа адвокатской практики;
S пройти испытания на «факультете адвокатов»;
S должен знать латинский, французский, немецкий и английский языки.
Десницкий был сторонником суда присяжных и принципа независимости и несменяемости судей.
«Наказателъная» власть, должна осуществляться воеводами, назначаемыми монархом. Воеводы должны были выполнять полицейские и фискальные функции, подлежать судебному контролю. Виновность воевод определяет Сенат.
СЕ. Десницкий критиковал крепостное право с точки зрения экономической науки (тормоз развития промышленности и земледелия) и нравственности (торговля людьми «противна человеколюбию»).
Предложения по законодательному урегулированию крепостного права:
• урегулировать законом обязанности крестьян по отно
шению к помещикам;
• закрепить за крепостными право собственности на
движимое имущество;
• запретить продажу крестьян без земли и без их согласия.
СЕ. Десницкий — яркий представитель русского Просвещения. В своем творчестве он неоднократно указывал на значение общего и юридического образования не только для судей, но и для членов Уложенной комиссии для процветания России.
12.5. Учение А.Н. Радищева о пра ве и г осу дарст в е 205
('.Е. Десницкий — первый русский мыслитель, который предложил использовать концепцию разделения властей k.ik средство реформирования российского самодержавия.
СЕ. Десницкий — теоретик законности в условиях существования крепостного права.
12.5. Учение АЛ. Радищева о праве и государстве
Радищев Александр Николаевич (1749-1802) — русский политический и правовой мыслитель, теоретик революционной демократии.
Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: «Наказ императрицы» (1766), работа Уложенной комиссии (1767-1768). Усиление крепостного гнета: указы Екатерины II (1765,1767), направленные на дальнейшее закрепощение крестьян. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) способствовала осознанию русскими просветителями и гуманистами необходимости существенного изменения жизни русского народа.
Биография. А.Н. Радищев происходил из дворян. Закончил Пажеский корпус, а затем — юридический факультет Лейпцигского университета. Был управляющим Петербургской таможней. По указанию Екатерины II за оду «Вольность» и книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Палатой уголовного суда был приговорен к смертной казни. Однако смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог сроком на десять лет. В 1801 г. Радищев получил разрешение возвратиться в Петербург. Был привлечен к работе по составлению законов в комиссии, созданной Александром I. В комиссии выступал с радикальными требованиями в защиту крестьян. Опасаясь новых преследований, покончил с собой.
Логическое основание политике-правового учения. Естественно-правовая теория, история России и осмысление опыта английской, американской и французской революций.
Основные работы: ода «Вольность» (1781-1783); «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).
Содержание политико-правового учения. Причиной перехода людей от естественного состояния к государственному состоянию А.Н. Радищев считал появление частной собственности: «Как скоро сказал человек: сия пядень
206 Глава 12. Политико- п равовые учения в Росс ии XVIII в.
земли моя! Он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверообразному самовластию, когда человек повелевает человеком». Радищев повторяет Руссо, заявляя, что естественное состояние — золотой век, когда нет частной собственности и царит гармония, связанная с действием золотого правила нравственности.
Государство, полагал Радищев, основано на молчаливом договоре между людьми, согласно которому они отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что государственная власть будет служить общему благу: «Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан».
Радищев признавал право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает народу, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками».
В 1773 г. Радищев перевел на русский язык книгу французского историка Габриеля Мабли «Размышления о греческой истории...». Французский термин «despotisme» он перевел русским словом «самодержавство», сделав примечание: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
Самодержавие Радищев рассматривал как произвол самодержца, который ищет только своей пользы и руководствуется только своими прихотями. Монарх, по мнению Радищева, «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник».
Радищев восклицал: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».
Екатерина II в замечаниях на «Путешествие из Петербурга в Москву» написала: «Сочинитель не любит царей...» и, по словам ее секретаря, назвала Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачева».
Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения: юридической, экономической, нравственной.
С юридической точки зрения крепостное право противоречит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного договора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свободе и после его заключения. Однако положение крепостного
12.5. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве 207 крестьянина противоречит этому общественному договору: ■ Порабощение есть преступление».
С экономической точки зрения труд крепостного кресть-янина имеет низкую производительность, поскольку крестьянин не заинтересован работать на ниве, которая ему не принадлежит: «Нива рабства, неполный давая плод, мерт-иит граждан».
Первым в России Радищев предложил решение проблемы: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает: «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее».
С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и о каменном сердце. Идеалы Радищева: политический и правовой. Политический идеал А.Н. Радищева. Идеальной формой правления государства для него была демократическая республика: «На вече весь течет народ».
В обоснование возможности республиканского строя для России Радищев приводит тот аргумент, что в ее истории уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика: «Новгород имел народное правление».
На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.
Средством перехода к республике Радищев считал народную революцию. Это представление сложилось у него в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлетворяли его полностью (в частности, Радищев критиковал сохранение рабства в США).
Правовой идеал А.Н. Радищева. Закон — это «извет общей воли». Радищев повторяет Руссо, для которого закон должен быть выражением общей воли.
* * *
А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает). Он был также автором первой программы революционной демократии, которая предполагает народную революцию и учреждение республики в России.
Политические и правовые идеалы Радищева в дальнейшем были востребованы декабристами, Герценом, Чернышевским и многими другими отечественными мыслителями.
208 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит новизна взгляда Прокоповича на происхож
дение государства?
2. В чем суть реформы православной церкви, предложенной
Прокоповичем?
3. В чем суть концепции происхождения государства в изло
жении Татищева?
4. Как Татищев относился к крепостному праву?
5. Каким должен быть, по представлению Посошкова, право
вой статус сословий в российском государстве?
6. В чем смысл судебной реформы, необходимость проведе
ния которой обосновывал Посошков?
7. Какой проект конституционной монархии предлагал Дес-
ницкий?
8. Каковы взгляды Радищева на абсолютизм и крепостничество?
9. Как Радищев понимает принцип суверенитета народа?
10. В чем Радищев видит политический идеал?
Литература
Грацианский П.С. Десницкий о происхождении государства, семьи и частной собственности // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. 17. М., 1963.
Грацианский П.С. Десницкий. М., 1978.
Грацианский П.С. конституционные воззрения А.Н. Радищева // Советское государство и право. 1981. № 4.
Грацианский П.С. Политическая идеология русского самодержавия второй половины XVIII в. // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.
Зайченко А.Б. Теория просвещенного абсолютизма в трудах Феофана Прокоповича // Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984.
Моряков В.И. Поиск пути: русская мысль второй половины XVIII в.: О государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.
Омельченко О.А. Идеи конституционного закона и «всеобщей законности» в правовой политике просвещенного абсолютизма // Проблемы правовой и политической идеологии. М., 1989.
Петров П.А. Общественно-политические взгляды Прокоповича, Татищева, Кантемира. Иркутск, 1959.
Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992 (или иное издание).
Сочинения Ивана Посошкова. М., 1842.
Татищев В.Н. Собр. соч.: В 8 т. М., 1994.
Юридические произведения русских прогрессивных мыслителей второй половины XVIII в. М., 1959.
Глава 13
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ
В ГЕРМАНИИ КОНЦА XVIII -
НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. Германия была политически раздробленной и экономически отсталой от Англии и Франции страной. Однако немецкое естествознание в XVIII в. достигло значительных успехов. Накопленные и классифицированные в предшествующую эпоху научные факты требовали истолкования. Это подготовило почву для расцвета философии, в том числе философии права.
Рационалистический подход к праву нашел свое наивысшее развитие и завершение в трудах классиков немецкой философии И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.
13.1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве
Кант Иммануил (1724-1804) — основатель немецкой классической философии, политический и правовой мыслитель.
Эпоха. В конце XVIII — начале XIX в. в Германии наблюдался расцвет поэзии и философии. Кант — современник таких важнейших политических событий, имевших место в Западной Европе в конце XVIII в., как Великая французская революция, Базельские мирные договоры 1795 г. и др. В год рождения Канта был основан Кенигсберг (Калининград). Город возник из слияния трех больших городов, расположенных вокруг реки Прегель. Второй по величине город Пруссии, наиболее динамичный в экономи-
. =:.„; ■}..:^::,А;'*;£Шгк\ь&Ы&
шш
210 Глава 13. Политико-правовая мысль в Германии...
ческом и культурном отношении. В отличие от других немецких городов той эпохи, в Кенигсберге был достаточно высоко поднят престиж академической профессии.
Биография. Родился в Кенигсберге в семье ремесленника в день святого Иммануила, в связи с чем и получил это имя. В возрасте восьми лет был отдан в государственную гимназию («коллегию Фридриха»). Закончил теологический факультет Кёнигсбергского университета. С 1755 г. — приват-доцент, с 1770 г. — ординарный профессор логики и метафизики Кёнигсбергского университета.
Чтобы получить кафедру философии, Канту необходимо было написать диссертацию. Как это предписывалось университетскими правилами, эта диссертация была написана на латинском языке «De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis» («О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира»). Эта диссертация подготовила почву для «Критики чистого разума» и «Критики практического разума».
Кант дважды избирался ректором Кёнигсбергского университета (1786 и 1788 гг.).
Философ не выезжал дальше Восточной Пруссии. Был равнодушен к богатству и славе — отказался от кафедры в Галле, где жалованье было в три раза больше, чем в Кенигсберге. Был большим педантом. По Канту, который выходил на прогулку в одно и то же время, горожане сверяли часы. Лишь один раз он задержался, когда читал работу Руссо «Об общественном договоре».
Генрих Гейне сказал о жизни философа так: «Изложить историю жизни Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории».
Логическое основание политико-правового учения. На правовые и политические взгляды И. Канта большое влияние оказали идеи представителей французского Просвещения (Руссо, Монтескье).
Основные работы: «Критика чистого разума» (1781); «Критика практического разума» (1788); «Критика способности суждения» (1790); «К вечному миру» (1795); «Метафизика нравов» (1797).
Содержание правового и политического учения. Правовое учение. Кант, как представитель эпохи Просвещения, рассматривал человека как существо со свободной разумной волей. Из такого понимания следовало, что поведение человека зависит не только от общества, в котором человек жи-
Ю.А.. О ЧСППО ищи*-»,,____
вет, оно может определяться самим человеком, т.е. автономно.
Кант предложил различать императивы (правила) поведения, которые индивид создает для себя сам:
• гипотетические, т.е. условные;
• категорические, т.е. безусловные.
Если гипотетический императив — это правило, которое человек устанавливает для того, чтобы достигнуть конкретной цели, то категорический императив — это правило должного поведения, которое никак не связано с достижением конкретной цели. Смысл категорического императива — «должен, потому что должен». Человек, который следует категорическому императиву, — моральная личность.
Кант — философ морали. Он предложил несколько формулировок категорического императива, т.е. морального
закона:
■/ «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;
S «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Способность человека быть моральной личностью восхищала Канта так же, как и звездное небо. Однако он понимал, что не каждый человек следует категорическому императиву в своей повседневной жизни. Например, такой категорический императив: «все люди как разумные существа должны свидетельствовать правду», — не является
всеобщим правилом.
Признав недостаточность категорического императива как регулятора человеческого поведения, Кант обратился к
праву.
Кант отличал право от законодательства. Он поставил перед собой задачу постигнуть разумом именно право, чтобы «установить основу для возможного положительного
законодательства».
Кант выработал понятие права, которое имеет ценностное измерение (право определяется через свободу, понимаемую как ценность) и может быть использовано любым законодателем как руководство к действию: «Право есть ограничение свободы каждого условием ее согласия со свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону...».
212 Глава 13. Политико-правовая мысль в Герм ании...
13.1. Учение И ммануила Канта о праве и государстве 213
Понятие права непосредственно связано не только с понятием свободы, но и с понятием внешнего принуждения, которое ограничивает возможность нарушения свободы: «Право соединяется с возможностью принуждения в отношении того, кто препятствует его осуществлению».
Внешнее принуждение, по Канту, отличает право от нравственного закона, который опирается только на «самопринуждение».
Политическое учение. Кант — приверженец договорной теории происхождения государства. Как представитель естественной школы права, он априорно допускал, что вначале люди жили в естественном состоянии, а затем заключили общественный договор и стали жить в государстве: «Надо выйти из естественного состояния... и объединиться со всеми остальными... с тем, чтобы подчиниться внешнему, опирающемуся на публичное право, принуждению, т.е. вступить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью... предоставлено то, что, должно быть признано своим».
Кант определил государство следующим образом: «Государство — объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Именно правовые, а не моральные законы объединяют людей в том или ином государстве. Эта идея уже была сформулирована Цицероном.
Согласно Канту целью государства является не благо и не счастье каждого подданного, а состояние наибольшего соответствия государственного устройства принципам права, «к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива». Следовательно, основная цель государства — обеспечение правопорядка.
Кант как представитель немецкого Просвещения развивал теорию раннего либерализма. Поэтому патерналистскому государству (imperium paternale), которое было типичным для немецких княжеств XVIII в., он противопоставил идеал правового государства (термин «Rechtsstaat» — «правовое государство» Кант еще не использовал). В патерналистском государстве «суверен хочет по своим понятиям сделать народ счастливым и становится деспотом».
Напротив, целью правового государства должно стать не достижение всеобщего счастья, которое каждый гражда-
пин понимает по-своему, а создание и защита такого права, которое обеспечивает согласование внешней свободы индивида со свободой всех остальных.
Кант использовал два критерия классификации форм правления государства: разделение властей и количество правящих (табл. 12).
Таблица 12