Формы правления государства

Форма правления государства ___ ------------- Демократическая республика _--------------------------------------------------- —-—----------------------------------------------------- ■-------------------------- Конституционная монархия Аристократическая республика Самодержавие («самовластие»)

Характеристика

территории и народа

_____ ------- —----------------

Малые и не подвергающиеся

нападению народы: Голландия, Швейцария Великие и не подвергающиеся нападению народы: Англия, Венеция Великие и подвергающиеся нападению народы: Россия, Франция, Дания, Испания


i11

V1

м


198 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.

Решение вопроса крепостного права. Как историк В.Н. Та­тищев считает крепостное право, с одной стороны, вполне закономерным, поскольку исторически сложилось разделе­ние труда (крестьянство зависит от дворян), а с другой сто­роны, ошибкой Бориса Годунова, который отменил Юрьев День, что привело к полному закрепощению крестьян.

Он анализирует также ситуацию на Западе: там нет кре­постного права, и это полезно государству.

Татищев приходит к парадоксальному выводу: отменить в России крепостное право будет еще большим злом, чем не отменить, потому что:

1) отмена крепостного права не согласуется с системой
самодержавия; укоренившийся обычай неволи отменять
небезопасно;

2) мужик ленив и, если дать ему волю, он погибнет.

В работе «Краткие экономические до деревни следующей записки» (1742) Татищев приводит перечень из 20 пунктов, в которых описывает признаки ленивого крестьянина: ранее всего приступает к еде, здоровый по миру ходит и милосты­ню просит, в доме квасу нет, сверчки и тараканы и т.п.

В этой же работе дает инструкцию дворянству, предла­гая ввести:

• тотальный надзор над крестьянами;

• строгие меры внеэкономического принуждения.

Татищев внес существенный вклад в отечественную те­орию форм правления государства. Это один из первых русских мыслителей, который стал использовать теории естественного права и договорного происхождения госу­дарства для объяснения проблем государства и права. Многие идеи Татищева опередили его время. В записке, направленной им в 1743 г. в Сенат, Татищев предложил ог­раничить монархию посредством создания выборного двухпалатного государственного органа.

12.3. Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков

Посошков Иван Тихонович (ок. 1652-1726) — русский мыслитель и публицист, один из первых идеологов купече­ства.


12.3. Политико-правовая идеология купечества.... 199 Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I. В это время создавались специальные комиссии, целью которых было провести систематизацию законодательства, значительно вы­росшего по объему, на базе Соборного уложения 1649 г.

Биография. Происходил из семьи непашенных крестьян, занимавшихся серебряным и иконным промыслами. Вы­учился грамоте и освоил монетное, пушкарское и строитель­ные ремесла. Скопив первоначальный капитал, занялся предпринимательской деятельностью в Петербурге и Нов­городе — был купцом, заводчиком. С 1696 по 1704 г. зани­мался финансовыми операциями на денежном дворе. По­сошков горячо поддерживал многие реформы Петра I, встречался с ним лично в 1697 г. Мыслитель-самоучка, По­сошков написал несколько писем Стефану Яворскому с предложениями о развитии просвещения, ряд проектов: «О денежном деле», «О ратном поведении», «О новоначинаю-щихся деньгах», книги «Зеркало очевидное», «Завещание отеческое» и главное свое произведение — «Книгу о скудос­ти и богатстве». Вероятно, именно «Книга» стала причиной его ареста в 1725 г. и смерти в Петропавловской крепости.

Логическое основание политико-правового учения. Религиозное мировоззрение. Рассмотрение политических и правовых проблем с точки зрения «блага государства».

Основная работа — «Книга о скудости и богатстве» (1724). Это сочинение, написанное в форме Соборного уло­жения и адресованное непосредственно Петру I, долгое время существовало только в виде рукописи. Первая пуб­ликация датируется 1842 г.

Содержание политико-правового учения. Идеальной формой государственного правления И.Т. Посошков счи­тает абсолютную монархию. Он уподобляет абсолютного монарха самому Богу: «Наш государь... подобен Богу». Полномочия абсолютного монарха Посошков выводит, ис­пользуя прием аналогии: «Яко Бог всем светом владеет, тако и царь в своем владении имеет власть».

Под общим благом российского государства Посошков понимал упорядоченность сословных обязанностей и прав. Он выделял четыре сословия: 1) купечество; 2) дворянство; 3) духовенство; 4) крестьянство. Необходимо, полагал По­сошков, изменить социальный и правовой статус всех этих

сословий.

Проблемы русского купечества были особенно близки Посошкову, так как он сам некоторое время был купцом. Он считал, что нужно по-новому оценить значение дея-



..шшшт..


200 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.

тельности купцов для процветания русского государства, которое проводит активную военную политику: «Без купе­чества... ни великое, ни малое царство стояти не могут... Купечество воинству товарищ, воинство воюет, а купече­ство помогает и всяки потребности им уготовляет».

И.Т. Посошков выступал за введение запрета на торгов­лю для всех сословий, кроме купечества. Необходимость проведения протекционистской политики государства в отношении купцов он обосновывал тем, что беспошлинная торговля представителей других сословий наносит ущерб государственной казне: «Ныне торгуют бояре, дворяне, офицеры, и солдаты, и крестьяне».

Для блага российского государства Посошков призывал Петра I существенно изменить правовой статус дворян­ства. Необходимо наложить на дворян новые обязанности, а не закреплять за ними очередные привилегии. Посошков полагал, что если дворянин «в доме своем живет и крестья­нами владеет, а великому государю никакой службы не по­казал, то у таких бы (помещиков) людей отнимать и отда­вать тем, которые его царскому величеству служат».

Духовенство, считал Посошков, мало способствовало процветанию российского государства. Он обличал недо­статки представителей этого сословия за необразованность («они наши пастыри, они и отцы, они и вожди, — а в книж­ном учении и разумении не весьма довольни») и неспособ­ность нести людям веру и проводить церковные службы.

Эти недостатки могли, по представлению Посошкова, привести к возникновению ересей в России. Он считал, что священники должны служить прежде всего государству, призывая паству, «чтобы отнюдь ничего не таили: и буде правдою будут яко Бету, тако и Царю отделать десятину, то бог их "благословит всяким изобилием"».

Крестьянство в России представлялось Посошкову ос­новным производительным классом: «Крестьянское богат­ство — богатство царственное, а нищета крестьянская — оскудение царственное». Однако в России, сообщал По­сошков, крестьянство бедное, и государство от этого не процветает. Он выделил три причины бедности крестьян:

S лень самих крестьян;

•S произвол помещиков;

S невнимание правительства.

«Крестьянское житие скудостно ни от чего инаго, токмо от своея их лености, а потом от неразсмотрения правите­лей, и от помещичьего насилия, и от небрежения их».


 

12.3. Политико-правовая идеология купечества...

И.Т. Посошков предлагал проблему ленивого крестья­нина решать самому помещику. Вслед за В.Н. Татищевым Посошков делал ставку на внеэкономический метод — при­нуждение. Помещики должны будут неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме празд­ничных — на себя ли, на помещика ли, — лишь бы не «ле-

жебочили».

Произвол помещиков по отношению к крестьянам и не­внимание правительства ко всему сословию крестьян По­сошков предлагал исключить следующим образом: принять царский указ об ограничении крестьянской повинности (об­рока и барщины) в пользу помещика и царской казны. По­сошков предполагал, что размер повинности должен быть определен съездом дворян и затем утвержден царем.

Посошков верил в то, что в России можно установить режим законности, не отменяя крепостного права. Но ре­жим законности может сложиться лишь в том случае, если вместо Соборного уложения 1649 г. будет введено в дей­ствие новое Соборное уложение, в разработке которого примут участие все слои российского общества. Посошков предлагал созвать всесословное Собрание, в которое будут делегированы по два-три человека от духовенства, дворян­ства, купечества, людей сыска и надзора, солдат, крестьян­ских старост, «детей боярских» — холопов.

На следующей стадии проект Соборного уложения по­ступает на обсуждение всех сословий: «Всем народом осви­детельствовать самым вольным голосом, а не под принуж­дением». Таким образом, считал Посошков, можно будет добиться признания всеми этого Уложения: «Дабы потом не жаловались на сочинителей той новосочиненной книги, для того и надлежит вольным голосом освидетельствовать».

Посошков возлагал большие надежды на судебную ре­форму, которая позволила бы обеспечить законность. Он выступил за создание в России внесословных судов: «Суд устроити един, каков земледельцу, таков и купецкому че­ловеку, убогому и богатому, солдату и офицеру».

И.Т. Посошков отводил судам главную роль в осуществ­лении указа об ограничении крестьянских повинностей. Так, например, если крестьянин донесет суду, что помещик берет сверх положенного царским указом, то получает волю и 50 рублей. Крестьянин, который не донес на поме­щика, нарушающего указ, наказывается кнутом. Помещик, уличенный в нарушении указа, лишается судом земли и крестьян.


202 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.

В «Книге о скудости и богатстве» Посошков рассматри­вает и проблему авторитета судебной власти. Он считал необходимым искоренить взяточничество судей, установив административную (штраф и «наказание на козле») и уго­ловную ответственность (смертная казнь, вечная работа на рудниках) судей в случае получения ими взяток.

Посошков выступал также за быстрое рассмотрение дел в судах. Он признавал необходимым осуществление судья­ми контроля за законностью содержания под стражей лиц, находящихся под следствием. Никто не должен находиться напрасно под арестом, полагал Посошков, нужно искоре­нить практику, когда «многие сидят безвинно и помирают безвременно». Посошков писал: «Я истинно удивляюсь, что у судей за нрав, если в тюрьму посадят, то держат лет по пяти-шести и больше без следствия».

Судебная пошлина («присуд»), которая взималась бы с истцов и ответчиков, должна была стать одной из суще­ственных статей дохода государственной казны. В отличие от Ивана Пересветова, считавшего, что судьи должны по­лучать жалованье из государственной казны, Посошков предлагал назначать им жалованье «с дел», чтобы государ­ственная казна зря не тратилась.

Политико-правовое наследие И.Т. Посошкова содержит как прогрессивные (всесословное Собрание для принятия нового Соборного уложения, всесословный суд, судебный контроль за лицами, находящимися под следствием), так и регрессивные (ответственность крестьян за недоноситель­ство на помещиков, получение жалованья судьями, в зави­симости от числа рассмотренных ими дел идеи).

12.4. Политико-правовое учение СЕ. Десницкого

Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740-1789) — первый русский профессор права Московского университета, сто­ронник теории разделения властей и законодательного регу­лирования крепостного права, сторонник суда присяжных.

Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» в России — пери­од правления Екатерины II. Екатерина II выступала за рас­пространение просвещения, считая, что пороки общества не связаны с крепостным правом, неограниченной царской властью и привилегиями дворян. В эпоху ее царствования


12.4. Политико-право вое учение СЕ. Д есни цкого 203

iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жа­лующиеся на помещика, рассматривались как «злодеи и возмутители общего покоя» и подлежали наказанию. В 1767 г. была созвана Комиссия для создания проекта ново­го Уложения (Уложенная комиссия).

Биография. Учеба в семинарии, затем — гимназия при Московском университете и учеба в университете при Ака­демии наук в Петербурге (с 1759 г.). В 1761-1767 гг. — за­нимался в университете г. Глазго (Англия), где слушал лекции Адама Смита. По возвращении из Англии назначен профессором права Московского университета. В 1768 г. отправил в Уложенную комиссию свой проект по рефор­мированию общественного и государственного строя Рос­сии. Однако этот проект, отличавшийся радикализмом, не был доведен до сведения членов Комиссии и увидел свет лишь после революции 1905 г. Десницкий преподавал в Московском университете до 1787 г., читал курс истории и теории русского законодательства и «законоискусства».

Логическое основание политико-правовых взглядов. На Десницкого оказали большое влияние идеи А. Смита, Ш.Л. Монтескье, английские политико-правовые инсти­туты.

Основная работа: «Представление об учреждении за­конодательной, судительной и наказателыюй власти в Рос­сийской империи» (1768).

Содержание политико-правового учения. Вслед за А. Смитом СЕ. Десницкий выделял четыре этапа разви­тия человечества в зависимости от источников существо­вания того или иного народа:

1) собирательство;

2) Пастушество;

3) хлебопашество;

4) коммерческий.

Более совершенному этапу развития человечества соот­ветствует более развитое законодательство. Наибольшее развитие законодательство получает на коммерческом эта­пе. Если у древних римлян все законы умещались на 12 таблицах, то в современной Десницкому Англии, «где ныне законы в великом совершенстве», только сокращенное из­ложение этих законов занимает 25 книг.

Десницкий разработал концепцию разделения властей применительно к Российской империи, которую он изло-



204 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.

жил в своем «Представлении об учреждении законодатель­ной, судителыюй и наказательной власти в Российской империи».

Десницкий предложил создать органы законодательной, «судительной» и «наказательной» власти.

Законодательную власть должен осуществлять Сенат — законосовещательный орган. В представлении Десницкого Сенат должен быть однопалатным (количество депутатов 600-800 человек); бессословным; выборным на пять лет на основе высокого имущественного ценза.

За монархом сохраняется право абсолютного вето на любой закон, выработанный Сенатом.

«Судителъная» власть. Судьи назначаются монархом. Судья должен отвечать следующим требованиям:

S предварительно сдать экзамен профессорам юриди­ческого факультета;

■S иметь несколько лет стажа адвокатской практики;

S пройти испытания на «факультете адвокатов»;

S должен знать латинский, французский, немецкий и английский языки.

Десницкий был сторонником суда присяжных и прин­ципа независимости и несменяемости судей.

«Наказателъная» власть, должна осуществляться воево­дами, назначаемыми монархом. Воеводы должны были вы­полнять полицейские и фискальные функции, подлежать судебному контролю. Виновность воевод определяет Сенат.

СЕ. Десницкий критиковал крепостное право с точки зрения экономической науки (тормоз развития промыш­ленности и земледелия) и нравственности (торговля людь­ми «противна человеколюбию»).

Предложения по законодательному урегулированию кре­постного права:

• урегулировать законом обязанности крестьян по отно­
шению к помещикам;

• закрепить за крепостными право собственности на
движимое имущество;

• запретить продажу крестьян без земли и без их согласия.

СЕ. Десницкий — яркий представитель русского Про­свещения. В своем творчестве он неоднократно указывал на значение общего и юридического образования не только для судей, но и для членов Уложенной комиссии для про­цветания России.


12.5. Учение А.Н. Радищева о пра ве и г осу дарст в е 205

('.Е. Десницкий — первый русский мыслитель, который предложил использовать концепцию разделения властей k.ik средство реформирования российского самодержавия.

СЕ. Десницкий — теоретик законности в условиях су­ществования крепостного права.

12.5. Учение АЛ. Радищева о праве и государстве

Радищев Александр Николаевич (1749-1802) — рус­ский политический и правовой мыслитель, теоретик рево­люционной демократии.

Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: «Наказ императрицы» (1766), работа Уложенной комиссии (1767-1768). Усиление крепостного гнета: указы Екатери­ны II (1765,1767), направленные на дальнейшее закрепоще­ние крестьян. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) способствовала осознанию русскими просветителями и гуманистами необходимости существенного изменения жизни русского народа.

Биография. А.Н. Радищев происходил из дворян. За­кончил Пажеский корпус, а затем — юридический факуль­тет Лейпцигского университета. Был управляющим Петер­бургской таможней. По указанию Екатерины II за оду «Вольность» и книгу «Путешествие из Петербурга в Моск­ву» Палатой уголовного суда был приговорен к смертной казни. Однако смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог сроком на десять лет. В 1801 г. Радищев получил разрешение возвратиться в Петербург. Был при­влечен к работе по составлению законов в комиссии, со­зданной Александром I. В комиссии выступал с радикаль­ными требованиями в защиту крестьян. Опасаясь новых преследований, покончил с собой.

Логическое основание политике-правового учения. Естественно-правовая теория, история России и осмысле­ние опыта английской, американской и французской рево­люций.

Основные работы: ода «Вольность» (1781-1783); «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» (1790).

Содержание политико-правового учения. Причиной перехода людей от естественного состояния к государ­ственному состоянию А.Н. Радищев считал появление част­ной собственности: «Как скоро сказал человек: сия пядень


206 Глава 12. Политико- п равовые учения в Росс ии XVIII в.

земли моя! Он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверо­образному самовластию, когда человек повелевает челове­ком». Радищев повторяет Руссо, заявляя, что естественное состояние — золотой век, когда нет частной собственности и царит гармония, связанная с действием золотого правила нравственности.

Государство, полагал Радищев, основано на молчаливом договоре между людьми, согласно которому они отказыва­ются от части своих прав и части природной власти, рас­считывая, что государственная власть будет служить обще­му благу: «Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан».

Радищев признавал право народа на сопротивление госу­дарственной власти. Если государь нарушает данный мол­чаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает наро­ду, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками».

В 1773 г. Радищев перевел на русский язык книгу фран­цузского историка Габриеля Мабли «Размышления о гре­ческой истории...». Французский термин «despotisme» он перевел русским словом «самодержавство», сделав приме­чание: «Самодержавство есть наипротивнейшее человече­скому естеству состояние».

Самодержавие Радищев рассматривал как произвол са­модержца, который ищет только своей пользы и руковод­ствуется только своими прихотями. Монарх, по мнению Радищева, «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник».

Радищев восклицал: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».

Екатерина II в замечаниях на «Путешествие из Петер­бурга в Москву» написала: «Сочинитель не любит царей...» и, по словам ее секретаря, назвала Радищева «бунтовщи­ком, хуже Пугачева».

Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения: юридической, экономичес­кой, нравственной.

С юридической точки зрения крепостное право противо­речит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного договора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свобо­де и после его заключения. Однако положение крепостного


12.5. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве 207 крестьянина противоречит этому общественному договору: ■ Порабощение есть преступление».

С экономической точки зрения труд крепостного кресть-янина имеет низкую производительность, поскольку крес­тьянин не заинтересован работать на ниве, которая ему не принадлежит: «Нива рабства, неполный давая плод, мерт-иит граждан».

Первым в России Радищев предложил решение про­блемы: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабаты­вает: «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не де­латель ее».

С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и о каменном сердце. Идеалы Радищева: политический и правовой. Политический идеал А.Н. Радищева. Идеальной формой правления государства для него была демократическая республика: «На вече весь течет народ».

В обоснование возможности республиканского строя для России Радищев приводит тот аргумент, что в ее исто­рии уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика: «Новгород имел народное прав­ление».

На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.

Средством перехода к республике Радищев считал на­родную революцию. Это представление сложилось у него в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлет­воряли его полностью (в частности, Радищев критиковал сохранение рабства в США).

Правовой идеал А.Н. Радищева. Закон — это «извет об­щей воли». Радищев повторяет Руссо, для которого закон должен быть выражением общей воли.

* * *

А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового кре­стьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее обраба­тывает). Он был также автором первой программы рево­люционной демократии, которая предполагает народную революцию и учреждение республики в России.

Политические и правовые идеалы Радищева в дальней­шем были востребованы декабристами, Герценом, Чернышев­ским и многими другими отечественными мыслителями.


208 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит новизна взгляда Прокоповича на происхож­
дение государства?

2. В чем суть реформы православной церкви, предложенной
Прокоповичем?

3. В чем суть концепции происхождения государства в изло­
жении Татищева?

4. Как Татищев относился к крепостному праву?

5. Каким должен быть, по представлению Посошкова, право­
вой статус сословий в российском государстве?

6. В чем смысл судебной реформы, необходимость проведе­
ния которой обосновывал Посошков?

7. Какой проект конституционной монархии предлагал Дес-
ницкий?

8. Каковы взгляды Радищева на абсолютизм и крепостничество?

9. Как Радищев понимает принцип суверенитета народа?

10. В чем Радищев видит политический идеал?

Литература

Грацианский П.С. Десницкий о происхождении государства, семьи и частной собственности // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. 17. М., 1963.

Грацианский П.С. Десницкий. М., 1978.

Грацианский П.С. конституционные воззрения А.Н. Радище­ва // Советское государство и право. 1981. № 4.

Грацианский П.С. Политическая идеология русского само­державия второй половины XVIII в. // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

Зайченко А.Б. Теория просвещенного абсолютизма в трудах Феофана Прокоповича // Из истории развития политико-пра­вовых идей. М., 1984.

Моряков В.И. Поиск пути: русская мысль второй половины XVIII в.: О государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

Омельченко О.А. Идеи конституционного закона и «всеобщей законности» в правовой политике просвещенного абсолютизма // Проблемы правовой и политической идеологии. М., 1989.

Петров П.А. Общественно-политические взгляды Прокопо­вича, Татищева, Кантемира. Иркутск, 1959.

Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Ради­щев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992 (или иное издание).

Сочинения Ивана Посошкова. М., 1842.

Татищев В.Н. Собр. соч.: В 8 т. М., 1994.

Юридические произведения русских прогрессивных мысли­телей второй половины XVIII в. М., 1959.


Глава 13

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ

В ГЕРМАНИИ КОНЦА XVIII -

НАЧАЛА XIX в.

В конце XVIII — начале XIX в. Германия была полити­чески раздробленной и экономически отсталой от Англии и Франции страной. Однако немецкое естествознание в XVIII в. достигло значительных успехов. Накопленные и классифицированные в предшествующую эпоху научные факты требовали истолкования. Это подготовило почву для расцвета философии, в том числе философии права.

Рационалистический подход к праву нашел свое наи­высшее развитие и завершение в трудах классиков немец­кой философии И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

13.1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве

Кант Иммануил (1724-1804) — основатель немецкой классической философии, политический и правовой мыс­литель.

Эпоха. В конце XVIII — начале XIX в. в Германии на­блюдался расцвет поэзии и философии. Кант — современ­ник таких важнейших политических событий, имевших ме­сто в Западной Европе в конце XVIII в., как Великая французская революция, Базельские мирные договоры 1795 г. и др. В год рождения Канта был основан Кенигсберг (Калининград). Город возник из слияния трех больших го­родов, расположенных вокруг реки Прегель. Второй по ве­личине город Пруссии, наиболее динамичный в экономи-



. =:.„; ■}..:^::,А;'*;£Шгк\ь&Ы&


шш


210 Глава 13. Политико-правовая мысль в Германии...

ческом и культурном отношении. В отличие от других не­мецких городов той эпохи, в Кенигсберге был достаточно высоко поднят престиж академической профессии.

Биография. Родился в Кенигсберге в семье ремесленни­ка в день святого Иммануила, в связи с чем и получил это имя. В возрасте восьми лет был отдан в государственную гимназию («коллегию Фридриха»). Закончил теологичес­кий факультет Кёнигсбергского университета. С 1755 г. — приват-доцент, с 1770 г. — ординарный профессор логики и метафизики Кёнигсбергского университета.

Чтобы получить кафедру философии, Канту необходи­мо было написать диссертацию. Как это предписывалось университетскими правилами, эта диссертация была напи­сана на латинском языке «De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis» («О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира»). Эта диссерта­ция подготовила почву для «Критики чистого разума» и «Критики практического разума».

Кант дважды избирался ректором Кёнигсбергского уни­верситета (1786 и 1788 гг.).

Философ не выезжал дальше Восточной Пруссии. Был равнодушен к богатству и славе — отказался от кафедры в Галле, где жалованье было в три раза больше, чем в Кениг­сберге. Был большим педантом. По Канту, который выхо­дил на прогулку в одно и то же время, горожане сверяли часы. Лишь один раз он задержался, когда читал работу Руссо «Об общественном договоре».

Генрих Гейне сказал о жизни философа так: «Изложить историю жизни Канта трудно. Ибо не было у него ни жиз­ни, ни истории».

Логическое основание политико-правового учения. На правовые и политические взгляды И. Канта большое влияние оказали идеи представителей французского Про­свещения (Руссо, Монтескье).

Основные работы: «Критика чистого разума» (1781); «Критика практического разума» (1788); «Критика способ­ности суждения» (1790); «К вечному миру» (1795); «Мета­физика нравов» (1797).

Содержание правового и политического учения. Пра­вовое учение. Кант, как представитель эпохи Просвещения, рассматривал человека как существо со свободной разумной волей. Из такого понимания следовало, что поведение чело­века зависит не только от общества, в котором человек жи-


Ю.А.. О ЧСППО ищи*-»,,____

вет, оно может определяться самим человеком, т.е. авто­номно.

Кант предложил различать императивы (правила) пове­дения, которые индивид создает для себя сам:

• гипотетические, т.е. условные;

• категорические, т.е. безусловные.

Если гипотетический императив — это правило, кото­рое человек устанавливает для того, чтобы достигнуть кон­кретной цели, то категорический императив — это правило должного поведения, которое никак не связано с достиже­нием конкретной цели. Смысл категорического императи­ва — «должен, потому что должен». Человек, который сле­дует категорическому императиву, — моральная личность.

Кант — философ морали. Он предложил несколько фор­мулировок категорического императива, т.е. морального

закона:

■/ «поступай только согласно такой максиме, руковод­ствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

S «поступай так, чтобы ты всегда относился к человече­ству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к сред­ству».

Способность человека быть моральной личностью вос­хищала Канта так же, как и звездное небо. Однако он пони­мал, что не каждый человек следует категорическому им­перативу в своей повседневной жизни. Например, такой категорический императив: «все люди как разумные суще­ства должны свидетельствовать правду», — не является

всеобщим правилом.

Признав недостаточность категорического императива как регулятора человеческого поведения, Кант обратился к

праву.

Кант отличал право от законодательства. Он поставил перед собой задачу постигнуть разумом именно право, что­бы «установить основу для возможного положительного

законодательства».

Кант выработал понятие права, которое имеет ценност­ное измерение (право определяется через свободу, понима­емую как ценность) и может быть использовано любым за­конодателем как руководство к действию: «Право есть ограничение свободы каждого условием ее согласия со сво­бодой каждого другого, насколько это возможно по всеоб­щему закону...».



212 Глава 13. Политико-правовая мысль в Герм ании...


13.1. Учение И ммануила Канта о праве и государстве 213




Понятие права непосредственно связано не только с понятием свободы, но и с понятием внешнего принужде­ния, которое ограничивает возможность нарушения сво­боды: «Право соединяется с возможностью принуждения в отношении того, кто препятствует его осуществле­нию».

Внешнее принуждение, по Канту, отличает право от нравственного закона, который опирается только на «само­принуждение».

Политическое учение. Кант — приверженец договорной теории происхождения государства. Как представитель ес­тественной школы права, он априорно допускал, что внача­ле люди жили в естественном состоянии, а затем заключи­ли общественный договор и стали жить в государстве: «Надо выйти из естественного состояния... и объединиться со всеми остальными... с тем, чтобы подчиниться внешне­му, опирающемуся на публичное право, принуждению, т.е. вступить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью... предоставлено то, что, должно быть признано своим».

Кант определил государство следующим образом: «Го­сударство — объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Именно правовые, а не моральные законы объединяют людей в том или ином государстве. Эта идея уже была сфор­мулирована Цицероном.

Согласно Канту целью государства является не благо и не счастье каждого подданного, а состояние наибольшего соответствия государственного устройства принципам пра­ва, «к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива». Следовательно, основная цель государства — обеспечение правопорядка.

Кант как представитель немецкого Просвещения разви­вал теорию раннего либерализма. Поэтому патерналистско­му государству (imperium paternale), которое было типич­ным для немецких княжеств XVIII в., он противопоставил идеал правового государства (термин «Rechtsstaat» — «пра­вовое государство» Кант еще не использовал). В патернали­стском государстве «суверен хочет по своим понятиям сде­лать народ счастливым и становится деспотом».

Напротив, целью правового государства должно стать не достижение всеобщего счастья, которое каждый гражда-


пин понимает по-своему, а создание и защита такого права, которое обеспечивает согласование внешней свободы ин­дивида со свободой всех остальных.

Кант использовал два критерия классификации форм правления государства: разделение властей и количество правящих (табл. 12).

Таблица 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: