Железный век

В то время как в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли еще в период бронзового века получили развитие рабовладельческие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Индии, Китая, к северу и югу от них жили народы, находившиеся еще на стадии первобытно-общинного

строя. Переходу этих народов к классовому обществу способствовало начало изготовления орудий труда из железа (рубеж 1-го тысячелетия н. э.). Широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, его дешевизна по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Применение железа дало огромный

толчок развитию производительных сил. Стала возможной более интенсивная расчистка лесных массивов для земледелия, улучшилась обработка земли. Использование более совершенных железных орудий ремесленниками повлекло отделение ремесла от земледелия. Ремесленники стали изготовлять изделия не только на заказ, но и для

обмена, что означало появление простого товарного производства. Использование железа вызвало преобразование общественных отношений как у народов, живших в условиях рабовладения, так и у тех племен, которые находились на стадии первобытно-общинного

строя. Развитие производительных сил у первобытных племен способствовало росту производства и появлению определенных излишков, что приводило к появлению частной собственности и разложению первобытно-общинных отношений. Как и в бронзовый век, войны и грабежи значительно ускорили процесс имущественной дифференциации. Широкое распространение железа на территории нашей страны относится к 1-му тысячелетию до н. э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки — славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности; зарождалось классовое общество, требовавшее организации социальных отношений, и, как естественный результат, складывалось государство.

2.Государство Русь в 9 – начале 12в.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.
В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.
Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор "Слова о полку Игореве" упомянул "время Бусово".
Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.
В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. "Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно. "Погибоша аки обре" - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.
Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая - Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.
Восточные славяне в VI-IX вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге "Война с готами" писал: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же".
Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э. Летопись рассказывает, что один из Полянских князей Кий вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевом в честь старшего брата. Затем Кий "ходил к Царю-городу", тге. в Константинополь, был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно, осел со своей дружиной на Дунае, основал там "градок", но впоследствии вступил в борьбу с местными жителями и вновь вернулся на днепровские берега, где и скончался. Эта легенда находит известное подтверждение в данных археологии, которые говорят о том, что в конце V - VI в. на Киевских горах уже существовало укрепленное поселение городского типа, бывшее центром Полянского союза племен.
Территория восточных славян (VI-IX вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян.
В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).
Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.
Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягва" - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования - земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название "русь". Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина "русь". Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.
Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур - "жито", сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы - квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924г.
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель. Именно здесь на привольных черноземных землях, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой "днепровской" дороге, прежде всего, сосредоточивалось наибольшее количество населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством, совершенствовались железоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремесленные специальности.
В землях новгородских словен, где было обилие рек, озер, хорошо разветвленная водная транспортная система, ориентированная, с одной стороны, на Балтику, а с другой - на днепровскую и волжскую "дороги", бурно развивались мореходство, торговля, различные ремесла, производящие продукцию для обмена. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоевывая у нее каждую пядь земли для пашни, лугов.
Земли восточных славян были весьма различны по своему уровню развития, хотя люди медленно, но верно осваивали весь комплекс основных хозяйственных занятий и производственных навыков. Но вот быстрота их внедрения зависела от природных условий, от количества населения, наличия ресурсов, скажем, железной руды.
Поэтому когда мы говорим об основных чертах хозяйства восточнославянских племенных союзов, то имеем в виду прежде всего уровень развития Среднего Поднепровья, которое становилось в те дни хозяйственным лидером среди восточнославянских земель. Именно здесь в силу природных условий, выгодных путей сообщения, относительной близости к мировым культурным центрам быстрее, чем в иных местах, развивались все основные виды хозяйства, характерные для восточнославянских земель в целом.
Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие - этот основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда. Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стало "рало с полозом", с железным лемехом или плуг. Жернова заменили древние зернотерки, при уборке урожая использовались железные серпы. Каменные и бронзовые орудия труда отошли в прошлое. Высокого уровня достигли агрономические наблюдения. Восточные славяне этого времени прекрасно знали наиболее удобное время тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних земледельцев.
А главное, в землях восточных славян в эти сравнительно "спокойные века", когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожили жителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Широко осваивались удобные для земледелия лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли. Железными топорами рубили славяне вековые деревья, выжигали мелкую поросль, выкорчевывали пни в тех местах, где господствовал лес.
Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространенным явлением в славянских землях VII - VIII вв., заменяя собой подсечное земледелие, которое характеризовалось очищением земли из-под леса, использованием ее до истощения, а потом забрасыванием. Широко стало практиковаться унавоживание почвы. А это делало урожаи более высокими, обеспечение жизни людей более прочным. Поднепровские славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали прекрасные заливные луга, на которых пасся крупный рогатый скот, овцы. Здешние жители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. А рядом находились река, озера, богатые рыбой. Рыболовство являлось для славян важным подсобным промыслом. Особенно они ценили богатые рыбные ловли в днепровских лиманах, где благодаря мягкому причерноморскому климату почти полгода можно было вести ловлю рыбы.
Пахотные участки перемежались лесами, которые становились все гуще и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью. Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озерную птицу - лебедей, гусей, уток. Уже в это время сложился и такой вид охоты, как добыча пушного зверя. Леса, особенно северные, изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценные меха (скора) шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию; они являлись мерой обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен, поначалу, до введения металлических денег, являлись их эквивалентом. Не случайно и позднее один из видов металлической монеты на Руси называли кунами, т. е. куницами.
Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их соседи балты и угро-финны, занимались бортничеством (от слова "борть" - лесной улей). Оно давало предприимчивым промысловикам много меда, воска, который также высоко ценился при обмене. А из меда делали хмельные напитки, использовали при изготовлении пищи в качестве сладкой приправы.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах.
Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
Путь "из варяг в греки". Великий водный путь "из варяг в греки" был своеобразной "столбовой дорогой", связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь "из варяг в греки" был "главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства".

Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).
Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян в конце концов привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Единое родовое хозяйство начало постепенно распадаться, огромные дома, вмещающие до ста человек, все чаще стали уступать свое место небольшим семейным жилищам. Общая родовая собственность, общая пахотная земля, угодья стали распадаться на отдельные участки, принадлежащие семьям. Родовая община спаяна и родством, и общим трудом, охотой. Совместная работа по расчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях труда и оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, дротики с железными наконечниками, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили и усилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой и способствовали отмиранию родовой общины. Теперь она стала соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Так зарождалось право частного владения, частной собственности, появлялась возможность для отдельных сильных семей освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные их излишки, накопления.
В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах Среднего Поднепровья, имущественное неравенство.
В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод - наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.
Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.
Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.
Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, - слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.
Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали задолго до первого упоминания в летописи. Например, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.
Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.
Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
Славянское язычество. Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была и религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека осверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством.
Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.
Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Его сыновья - Сварожичи - солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Недаром автор "Слова о полку Игореве" называл славян "даждьбожьи внуки". Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.
По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевывали и в славянский пантеон. Так, в VIII - IX вв. у славян почитался бог солнца Хоре, который явно пришел из мира иранских племен. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.
Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.
Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами". В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой.
Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.
Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"
Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.
Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.
Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.
1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.
Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.
Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.
В купальские ночи совершались так называемые "умыкания девиц", когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.
Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.
Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.
Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение "Русь", включавшее в себя и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности.

Первое государство в землях восточных славян получило название "Русь". По имени его столицы - города Киева, ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто "Русь" или "Русская земля". Откуда же возникло это имя?
Первые упоминания имени "русь" относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т. е. к V - VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их актами, скифами, сарматами, готские историки - росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы - русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.
Проходят годы, имя "русь" все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. В IX в. имя "русь" упоминается в трудах польским пограничьем. В IX в. имя "русь" упоминается в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз.
860 г. датировано сообщение византийских источников о нападении Руси на Константинополь. Все данные говорят за то, что эта Русь была расположена в среднем Поднепровье.
От этого же времени доходят сведения об имени "русь" и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в "Повести временных лет" и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.
Летопись под 862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси". Далее автор пишет, что "те варяги назывались русью", точно так же, как свои этнические названия имели шведы, норманны, англы, готландцы и др. Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет "русью". "Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".
Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги - это пришельцы, "находники", а коренное население - словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, "сидят" на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.
Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. "А словеньский язык и русский одно есть",- пишет древний автор. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.
Таким образом, имя "русь" появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесенное сюда варягами.
Надо вспомнить, что славянские племена овладели в I тысячелетии н. э. огромными пространствами Восточной Европы между Карпатами и Южным побережьем Балтийского моря. Среди них названия русы, русины были весьма распространены. До настоящего времени на Балканах, в Германии живут их потомки под своим собственным названием "русины", т. е. русые люди, в отличие от блондинов - германцев и скандинавов и темноволосых обитателей юга Европы. Часть этих "русинов" передвинулась из Прикарпатья и с берегов Дуная в Поднепровье, о чем сообщает и летопись. Здесь они сошлись с обитателями этих краев, также славянского происхождения. Другие русы, русины осуществляли контакты с восточными славянами в северо-восточном районе Европы. Летопись точно указывает "адрес" этих русов-варягов - южные берега Балтики.
Варяги воевали с восточными славянами в районе озера Ильмень, брали с них дань, затем заключили с ними какой-то "ряд" или договор и в пору их межплеменных усобиц пришли сюда в качестве миротворцев со стороны, в качестве нейтральных правителей Такая практика приглашения князя или короля на правление из близких, зачастую родственных земель была весьма распространена в Европе. Эта традиция сохранилась в Новгороде и позднее. Туда приглашали на княжение владетельных особ из других русских княжеств.
Конечно, в рассказе летописи много легендарного, мифического, как, например, весьма распространенная притча о трех братьях, но немало в нем и реального, исторического, говорящего о старинных и весьма противоречивых отношениях славян со своими соседями.
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т.п.
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.
Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.
Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до "призвания варягов". Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Норманнисты продолжают настаивать на том, что варяги были скандинавами, основываясь на свидетельствах разветвленных связей Руси со Скандинавией, на упоминании имен, трактуемых ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки.
Однако подобная версия полностью противоречит данным летописи, помещающей варягов на южных берегах Балтийского моря и четко отделяющих их в IX в. от скандинавов. Против этого говорит и возникновение контактов восточных славян с варягами как с государственным объединением в то время, когда Скандинавия, отстававшая от Руси в своем социально-экономическом и политическом развитии, не знала в IX в. ни княжеской или королевской власти, ни государственных образований. Славяне же южной Прибалтики знали и то, и другое. Конечно, споры о том, кем были варяги, будут продолжаться.

3.Русские земли и княжества в 12 – первой половине 13 в.

Между Киевской Русью и Московским царством лежит временной отрезок в четыре столетия. Этот период древнерусской истории в научной литературе получил несколько наименований, таких как "феодальная раздробленность", "политическая раздробленность", "удельный период".Большинство исследователей считает, что феодальная раздробленность является результатом дальнейшего развития феодального способа производства, становления крупного княжеского и боярского землевладения, роста городов и региональной торговли. Если во времена Киевской Руси основным сельскохозяйственным населением были свободные земледельцы-общинники, платившие киевскому князю с семьей и его дружинникам ренту-налог в форме дани, а также судебные и торговые пошлины; то в 11 - начале 12вв. начинает активно складываться княжеская и боярская вотчина, населенная феодально-зависимыми людьми. Княжеские дружинники, которые находились когда-то на содержании князя, стали оседать на местах и переходить к получению дохода непосредственно от владения землей. Они сливались с местной знатью, что способствовало консолидации господствующего класса. Власть Киева ослабевала, появилась настоятельная необходимость в оформлении государственного аппарата на местах, что привело к распаду Киевской Руси на ряд княжеств и земель. Другие историки в определении причин раздробленности выводят на первое место не социально-экономические факторы, а политические, такие, как: развитие политических институтов, характер междукняжеских и общественных отношений. Речь идет, прежде всего, об институте княжеской власти, о порядке наследования киевского и других столов. Известный русский историк прошлого века С.М.Соловьев, создатель родовой теории, во взаимоотношениях князей большое значение отводил кровнородственным связям. Действительно, огромное и разветвленное княжеское древо произрастало из одного корня. Все русские князья были потомками Рюрика и Владимира Святого. После смерти своего брата Мстислава Владимировича, Ярослав Мудрый стал "единовластно" управлять Киевской Русью. В 1054г. этот правитель скончался, оставив после себя устное завещание, так называемый "Ярославов ряд". Вся территория Киевской Руси была поделена им между пятью сыновьями. Старший сын Ярослава Мудрого Изяслав получил киевский стол; он становился старшим в своем роде, т.е. "отцом" для своих младших братьев. Святослав отправлялся в Чернигов, Всеволод занимал стол в Переславле Южном, два младших брата Вячеслав и Игорь соответственно получили Смоленск и Владимир на Волыни. Когда умер Вячеслав, то Игорь был перемещен братьями в Смоленск, а племянник Ярославичей Ростислав Владимирович, был отправлен на освободившийся стол во Владимире на Волыни. Такой порядок замещения княжеских столов назывался "очередным" или "лествичным", т.к. князья продвигались по лестнице от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Русская земля считалась единым владением всего княжеского дома Рюриковичей. Главный киевский стол переходил к старшему в роде: от отца, если у него не было живых братьев - к старшему сыну; от старшего брата - к младшему; а от него к племянникам - детям старшего брата. Со смертью одного из князей происходило передвижение ниже стоящих на ступеньку вверх. Современники говорили: "Как прадеды наши лествицею восходили на великое княжение киевское, так и нам должно достигать его лествичным восхождением". Но если один из сыновей умирал раньше своего родителя или его отец не побывал на киевском столе, то это потомство лишалось права на лествичное восхождение к великому киевскому столу. Они становились изгоями, которым уже не было "части" в Русской земле. Эта ветвь могла получить от родичей определенную волость и должна была ограничиваться ею навсегда. Так, старший сын Владимира Святого Изяслав, который родился от брака с Рогнедой, скончался гораздо раньше своего родителя; его потомство получило стол в Полоцке и княжило в этой земля до включения ее в состав Литовского государства. Изгоями были: сын новгородского князя Владимира Ярославича Ростислав, Игоря Ярославича Давыд и многие другие. "Очередной" или "лествичный" порядок уходил своими корнями в глубокую древность, когда кровнородственные отношения были ведущими. С разрастанием семейства Ярослава Мудрого (дети, внуки, правнуки), следовать этому порядку становилось все труднее. Многие из его потомков не хотели долго ждать своей очереди, старались обойти ближайших родичей. Так началась полоса бесконечных княжеских междоусобиц. Еще при жизни Изяслава Ярославича киевским столом попытался овладеть его младший брат Святослав, родоначальник черниговских князей. И хотя после смерти Изяслава киевский стол согласно "очередному" порядку все же перешел к Святославу, потом к Всеволоду, а от него к их старшему племяннику Святополку Изяславичу, отчетливо проступают новые тенденции, ведущие к смене существующего порядка. В 1097г. по инициативе Владимира Всеволодича Мономаха состоялся съезд князей в Любече, на котором было принято решение о прекращении усобиц и провозглашен совершенно новый принцип: "каждый да держит отчину свою". Таким образом, этот княжеский съезд родовому порядку преемственности власти противопоставил наследственное право владения княжеских ветвей теми столами, которые они к этому моменту занимали. Такой порядок стал именоваться "отчинным". Решения Любечского съезда заложили ту основу, на которой впоследствии произошло разъединение страны. Эти решения стали нарушаться сразу же после завершения съезда. Княжеские междоусобицы разгорелись с новой силой. Началась борьба между этими двумя порядками наследования киевского стола. Однако "отчинный" принцип способствовал оформлению в течение 12 века ряда местных княжеских столов, закрепленных за той или иной ветвью разветвленного генеалогического древа потомков Ярослава Мудрого. Не только отпрыски княжеского дома Рюриковичей стремились к тому, чтобы пустить корни и осесть на определенной территории, но и местная аристократия была заинтересована в таком "окняжении" своей земли, что способствовало развитию новых и более сложных форм поземельных и политических отношений между феодалами. Внуки и правнуки Изяслава Ярославича после потери киевского стола и позднее владимиро-волынского, осели в Турово-Пинском княжестве, а потом и совсем сошли с политической арены. Потомство Святослава Ярославича пустило корни в Черниговской, Рязанской и Муромской землях. За отпрысками княжеского дома Всеволода Ярославича закрепились столы в Переславле Южном, в Ростовской и Смоленской землях. Их владельческие права на эти земли уже ни кем не оспаривались. Поэтому в 12в. развернулась острая борьба за три общерусских стола, в которых не обосновалась ни одна княжеская ветвь: в Киеве, Новгороде и Галиче. Главный стол в Киеве по традиции занимал старший в роде Рюриковичей, он именовался "великим князем". Но понятие "старшинства" или "старейшинства" претерпело со временем значительные изменения в содержании: если раньше великим князем киевским становился действительно старший из потомков Ярослава Мудрого, то в 12в. великими князьями киевскими нередко были младшие отпрыски разветвленного княжеского дома. Так, в 1113г. после смерти Святополка Изяславича вспыхнуло восстание в Киеве против княжеской администрации, крупных бояр и ростовщиков. Киевляне вопреки "очередному" порядку пригласили на великокняжеский престол не Олега Святославича, а его двоюродного брата ВЛАДИМИРА ВСЕВОЛОДИЧА МОНОМАХА (1113-1125). Авторитет этого князя был настолько велик, что в его правление никто не пытался оспорить законность его киевского княжения. После Владимира Мономаха киевский стол перешел к его старшему сыну МСТИСЛАВУ ВЕЛИКОМУ (1125-1132), который после смерти Олега Святославича, в действительности, был старшим в потомстве Ярослава Мудрого. Отцу и сыну еще удавалось некоторое время удерживать единство русских земель. Но после смерти Мстислава Владимировича относительно единое государство распалось на множество частей. Именно с этого времени (1132) в научной литературе принято начинать период политической раздробленности на Руси.Мстислав Великий передал отцовский стол своему брату ЯРОПОЛКУ (1132-1139). В соответствии с "очередным" порядком киевский стол должен был после смерти Ярополка попеременно переходить к его младшим братьям Вячеславу, Андрею, Юрию (известному в более позднее время как Долгорукий). Однако ситуация вокруг великого княжения киевского в середине - второй половине 12в. сильно осложнилась, т.к. на него стали претендовать несколько сторон. Во-первых, Ольговичи, дети Олега Святославича, старшего двоюродного брата Владимира Мономаха, которого он обошел в 1113г. Во-вторых, дети Владимира Мономаха, родные братья Мстислава Великого. В-третьих, дети самого Мстислава Великого, которые стремились превратить киевский стол в отчинное владение. Борьба шла с переменным успехом, стороны враждовали друг с другом, заключали между собой временные союзы. ВСЕВОЛОДУ ОЛЬГОВИЧУ (1139-1146) удалось на некоторое время вернуть великое княжение в Киеве. Но попытка восстановить позиции своего дома в Киеве и передать стол своему младшему брату Игорю Ольговичу потерпела крах. Игорь был убит восставшими киевлянами. Позже, время от времени, опираясь на союзные силы, чаще всего представленные половецкими отрядами, Ольговичам удавалось достигать киевского стола, но их позиции постепенно ослабевали. Из Мономаховичей лишь ЮРИЮ ДОЛГОРУКОМУ (1155-1157) довелось сидеть в Киеве в качестве великого князя. Его родной брат Вячеслав занял сторону Мстиславичей и правил в качестве соправителя вместе со своим племянником ИЗЯСЛАВОМ МСТИСЛАВИЧЕМ (1146-1154). Мстиславичам не удалось превратить старший стол в отчинное владение, т.к. в их стане также не было единства. За старший стол боролись дети и внуки Изяслава Мстиславича и его младшего брата Ростислава Мстиславича. При этом первые на правах "отчины" владели Владимиро-Волынским княжеством, а вторые - Смоленским. Те же основные княжеские силы участвовали в эстафетной гонке за два других общерусских стола - Новгород и Галич.Основания для претензий у них тоже были различными. Так, Юрий Долгорукий, оспаривая стол в Киеве у своего племянника Изяслава Мстиславича в 1154г., говорил: " Мне отчина Киев, а не тебе". На что Изяслав ему отвечал: " Ты сам сел в Киеве, а меня посадили киевляне". "Отчинному" порядку замещения киевского стола сын Мстислава Великого противопоставил решение киевского веча. Всеволод Ольгович, в свою очередь, провозгласил в 1146г.: "Владимир посадил Мстислава, сына своего после себя в Киеве, а Мстислав Ярополка, брата своего, а сейчас я говорю: если меня бог возьмет, то я после себя даю брату своему Игорю Киев". Всеволод открыто апеллировал к "очередному" порядку замещения киевского княжеского стола. В ходе этой ожесточенной борьбы за старший стол между различными ветвями княжеского дома Ярослава Мудрого в течение 12в. на нем побывало немало князей. Киев неоднократно брался с помощью вооруженной силы. Стольный город горел в огне пожаров, отдавался на разграбление войскам. Все это вело к упадку древней столицы Киевской Руси. В конце 12в. наследники Владимира Мономаха в третьем и четвертом поколении провозгласили сообща старшим в своем роде Всеволода Большое Гнездо, который вслед за этим официально принял титул великого князя: "положили...на нем старейшинство вся братья во Владимировом племени". С этого времени великое княжение все чаще стало соотноситься с Владимиром на Клязьме. Иногда в литературе для обозначения этого периода используется определение "удельный ". Известный русский историк прошлого века С.Ф.Платонов "уделами" считал наследственную земельную собственность князей, как политических правителей. Эта собственность по типу управления тесно смыкалась с вотчиной, а иногда и совсем в нее превращалась. Таким образом, княжество, как удел того или иного князя, становилось его вотчиной, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению. В наше время превращение княжеских уделов в вотчины связывается с повсеместным распространением княжеского и боярского землевладения. Феодальная раздробленность не была исключительно русским явлением; ее пережили все раннефеодальные государства Западной Европы в 11-12вв.: империя Карла Великого, Франция, Англия, Германия, Византия. Развитие экономических и общественных отношений везде происходило по общему сценарию. Раннефеодальное государство, каким являлась Киевская Русь, в начале 12в. распалось на целый ряд обособленных государственных образований - княжеств и земель. В научной литературе нет единого мнения по поводу формы политического устройства русской земли в этот период. Л.Н.Гумилев, с позиций своей теории этногенеза, говорит о полном распаде древнерусского этноса и государства в 12-13вв. Начиная с работ русских историков Н.И.Костомарова, В.О.Ключевского и до сегодняшнего дня по отношению к политическому устройству русских земель в период феодальной раздробленности применяется такие понятия, как "политическая федерация" или "феодальная федерация". Действительно, при отсутствии единой политической власти оставались русская православная церковь, управляемая киевским митрополитом и епископами на местах; единый древнерусский язык и культура; общее законодательство, основанное на положениях "Русской правды". Правители всех этих территорий находились в тесных родственных отношениях. Тысячами нитей все эти разрозненные земли и княжества были связаны между собой. Даже борьба за три общерусских стола играла объединяющую роль.Полоцкая земля первой выделилась в отдельное княжение еще во времена Владимира Святого. В 1154г. было пять княжеских столов по числу сыновей Ярослава Мудрого: Киев, Переславль Южный, Чернигов, Смоленск, Владимир Волынский. Новгород, после смерти тамошнего князя Владимира Ярославича, управлялся наместниками великого князя киевского; Тмутаракань зависела от Чернигова, Ростов и Суздаль от Переславля Южного. В начале 12в. Русская земля распалась на 15 земель и княжеств: Киевское, Переславльское, Турово-Пинское, Смоленское, Черниговское, Рязанское, Муромское, Владимиро-Суздальское, Галицкое, Владимиро-Волынское. К этому списку следует прибавить упомянутые выше Новгородскую землю и Полоцкое княжество, а также шедшее к своему закату далекое Тмутараканское княжество. В начале 13в. число отдельных княжеств и земель выросло до 50-ти, в 14в. их было уже около 250. Изредка княжества объединялись под властью одного князя или одной княжеской ветви, например: Галицко-Волынское, Муромо-Рязанское. Но в большинстве случаев дробление происходило в рамках уже оформившихся государственных образований. Ряд новых столов возник во Владимиро-Волынском, Владимиро-Суздальском, Черниговском княжествах, что было следствием необходимости наделения многочисленных княжеских отпрысков отцовским наследством. Так появились Новгород-Северское Путивльское, Луцкое, позднее Нижегородское, Тверское, Московское, Угличское княжества и многие другие. В начале 14в. из состава Новгородской территории выделилась Псковская земля. По мере углубления процесса феодальной раздробленности число новых государственных образований заметно росло. Некоторые из них были особенно крупными и сильными. Таким образом, на смену старому Киеву пришли новые центры государственной жизни: на юго-западе Руси ими стали Галич и Владимир Волынский, на северо-востоке - Владимир на Клязьме, в северо-западных русских землях - Новгород. Юго-западная Русь Это понятие применяется, обычно, по отношению к территории Галицкого и Волынского княжеств в период феодальной раздробленности. Юго-западная Русь охватывала обширную территорию, включавшую Прикарпатье, верхнее течение рек Днестра, Прута и Южного Буга. Эта земля находилась в непосредственном соседстве с Венгрией и Польшей. С юга простирались Подунавье и окраина причерноморской степи, местопребывание сменяющихся кочевнических орд. На северо-западе эта часть русских земель граничила с Полоцким, Турово-Пинским и Киевским княжествами. Именно это географическое положение в значительной мере определяло характер ее экономического развития. Мягкий климат, плодородные черноземные почвы, обширные речные долины и крупные лесные массивы способствовали раннему освоению этой территории, успешному развитию пашенного земледелия и промыслового хозяйства. Значительные залежи каменной соли в районе Перемышля и Коломыи, красного шифера возле Овруча не только обеспечивали внутренние потребности, но и разрабатывались на вывоз. Овруческие шиферные пряслица поступали в ближайшие русские земли, в Польшу и Болгарию.Пограничное положение, развитая система речных и сухопутных путей благоприятно сказывались на развитии внешней торговли. Через эту землю проходил западный "собрат" великого пути "из варяг в греки", путь, соединявший Балтийское и Черное моря через систему рек: Висла, Западный Буг, Днестр. Один сухопутный путь через Луцк, Владимир Волынский, Завихост, Краков вел из Киева в Польшу, другой - южнее, через Карпаты, связывал русские земли с Венгрией, откуда легко можно было попасть в другие западноевропейские страны. В 12-13вв. в этих землях наблюдается значительный экономический подъем, который сопровождался развитием ремесла, ростом городов и городского населения. Наиболее крупными городами в это время были: Галич, Владимир, Львов, Холм, Дрогичин, Берестье, Перемышль, Луцк, Пересопница и др. Здесь довольно рано получила распространение вотчина - крупное частное землевладение. Экономическое развитие территории способствовало укреплению позиций местной боярской аристократии, которая пыталась оказывать существенное влияние на ход политической жизни своей земли.Политическое развитие Юго-западной Руси в 12-13вв. шло по пути складывания двух княжеств: Галицкого и Волынского, история которых во многом определила последующую судьбу не только юго-западных, но и южных русских земель, в частности, Киева. Первым их них оформилось Владимиро-Волынское княжество. Сам город был основан в конце 10в. крестителем Руси Владимиром Святым как пограничная крепость на западе русских земель. К концу 11в. он превратился в крупный город, центр определенной округи - Волынской земли. По Ярославову ряду (1054г.) Владимир достался одному из младших сыновей Ярослава Мудрого - Игорю, после смерти которого разгорелась ожесточенная борьба за обладание этим княжеским столом между его сыном Давыдом Игоревичем и его дядей киевским князем Изяславом Ярославичем, которая закончилась победой последнего. Внук Изяслава - Ярослав Святополчич был, впоследствии, женат на внучке Владимира Мономаха, дочери Мстислава Великого. В 1118г. между Ярославом Святополчичем и Владимиром Мономахом вспыхнул конфликт, приведший к потере потомками Изяслава Ярославича Волынской земли.В.Н.Татищев по этому поводу пишет: "Ярославец, князь владимирский, забыв данное свое Владимиру клятвенное обесчание, жену свою отослав. Чем Владимир вельми оскорбеся, собрав войско, пошел ко Владимирю. Но Ярославец, уведав, не дожидая его, ушел в Польшу, к сестре своей и зятю. Владимир же оставя во Владимире сына своего Андрея". Так, с 1118г. княжеский стол во Владимире на Волыни окончательно перешел к потомкам третьего сына Ярослава Мудрого - Всеволода, здесь сидели дети и внуки Мстислава Великого и его сына Изяслава. В 12в. князья из этого княжеского дома нередко занимали киевский великокняжеский стол и связь Владимира со столицей русских земель была довольно сильной: киевские князья распоряжались владимирским столом по своему усмотрению. Окончательно территория Владимиро-Волынского княжества оформилась во второй половине 12 - начале 13вв. Началась борьба за расширение влияния на соседнее Галицкое княжество и за овладение великокняжеским столом. Наиболее известным из волынских князей того времени был РОМАН МСТИСЛАВИЧ (1170-1205), правнук Мстислава Великого, который в 1199г. сел на галицкий стол. Объединив свои земли с Галицким княжеством, он создал крупное государственное образование, не уступавшее по своим размерам многим западноевропейским государствам. Галицкая земля оформилась позднее на территории бывших волостей Киевской земли: Перемышльской и Теребовльской, которые со времен Ярослава Мудрого находились во владении Ростиславичей, потомков его старшего сына новгородского князя Владимира, умершего за два года до кончины своего родителя в 1052г. Эта ветвь Рюриковичей, ставших после смерти отца изгоями, потеряла преимущественные права на престижный новгородский и старший киевский столы и осела на юго-западной окраине Киевской Руси. Галич, как новый центр формирующейся государственной территории, выделился среди других городских центров в 40-е гг. 12в., когда в руках первого галицкого князя ВЛАДИМИРА ВОЛОДАРЕВИЧА (1141-1153гг.), внука Ростислава Владимировича, сосредоточилась вся власть над соседними с Галичем Звенигородом, Перемышлем и Теребовлем. Основным его противником стал племянник, звенигородский князь Иван Ростиславич Берладник. В 1144г. галицкие бояре, недовольные своим князем Владимиром Володаревичем, использовали его отъезд на охоту и пригласили на галицкий стол звенигородского князя. Владимир Володаревич по возвращении осадил свой стольный город, принудив его сдаться. Иван Ростиславич, потеряв Звенигород, вынужден был спасаться бегством на Дунае в местечке Берладь, по названию которого он получил свое прозвище. В дальнейшем Иван Берладник, став изгоем, еще не раз пытался вернуться в Галицкую землю, но Владимир Володаревич успешно выдержал противодействие галицкой боярской аристократии, давление великого князя киевского и удержал объединенную территорию Галицкого княжества в своих руках, которую он передал, умирая, своему сыну Ярославу. С именем ЯРОСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА ОСМОМЫСЛА (1153-1187) связан расцвет Галицкого княжества. Свое прозвище - "восьмемысленный" он получи за обширные познания, ум и начитанность. Кроме того, этот галицкий князь показал себя искусным политиком, который смог не только удержать в своих руках отцовский стол, но и успешно противостоять враждебным силам в лице двоюродного брата все того же Ивана Берладника, великого князя киевского и местного боярства. В 1158г. Иван Ростиславич, опираясь на военную помощь киевского князя Давыда Игоревича и союзных с ним половцев, предпринял крупный поход на Галич. Но Ярослав Владимирович внезапно овладел Киевом, заставив тем самым великого князя киевского отказаться от поддержки бывшего звенигородского князя. О том, что у Ярослава Владимировича были достаточно сложные отношения с местным боярством, свидетельствует конфликт 1173-1174гг. По политическим соображениям, еще при жизни отца, он был женат на дочери могущественного правителя Северо-восточной Руси Юрия Долгорукого. Но его семейная жизнь с Ольгой Юрьевной не сложилась. Летописи донесли до нас сведения о том, что у него была продолжительная любовная связь с некоей Анастасией, от которой он имел сына Олега. Именно этому, прижитому на стороне сыну, галицкий князь отдавал явное предпочтение перед своим законным наследником Владимиром. Этот семейный конфликт был облачен в политическую форму. Галицкие бояре заняли сторону Ольги Юрьевны и ее сына Владимира. Князь был задержан вместе со своими сторонниками, а княжеская любовница была публично сожжена. Вот как летописец описывает это трагическое событие: " Галичане же наклали огонь, сожгли ее, а сына ее в заточение послали, а князя приводили к кресту, чтобы ему иметь княгиню вправду. И так уладили. " Но данная князем принародно клятва не восстановила мир и лад в княжеском доме. Владимир Ярославич скрывался от отцовской нелюбви сначала в соседней Волынской земле, потом у родственников в Суздале и, наконец, на черниговской земле в Путивле. В последнем из них на княжеском столе сидел знаменитый герой "Слова о полку Игореве" Игорь Святославич (внук Олега Святославича), женатый на родной сестре опального княжича Евфросиньи Ярославне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: