С.С. КОРНЕЕНКОВ
Психология
И педагогика
Учебное пособие
Владивосток
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Тихоокеанский государственный экономический университет
Психология и педагогика
Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения с применением дистанционных
образовательных технологий
Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим
центром ДВ РУМЦ в качестве учебного пособия для вузов региона
Владивосток
УДК [159.9 + 37.01] (075.8)
К 67
Корнеенков С.С. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. – 387 с.
Содержит компактный материал основных разделов курса «Психология и педагогика». Пособие построено таким образом, чтобы дать последовательную и краткую характеристику основных дидактических единиц данной дисциплины. Предназначено для преподавателей, а так же и для студентов, изучающих основы психологической и педагогической науки в рамках федерального образовательного стандарта.
Печатается по решению учебно-методического совета ТГЭУ.
Рецензенты: к. психол. н., доцент Аристова И.Л. (ДВГУ)
к. педагог. н., доцент Носко И.В. (ДВГУ)
© Изд-во ТГЭУ, 2010
© С.С. Корнеенков, 2010
ISBN 978-5-93363-623-7
Содержание
| Введение ………………………………………………………………………………... | |||||
| Часть 1. Психология …………………………………………………………………. | |||||
| Тема 1. Психология как наука …………………………………………………….... | |||||
| 1. | Объект, предмет и задачи психологии как науки ……………………………. | ||||
| 2. | Связь психологии с другими науками …………………………………………. | ||||
| 3. | Отличие психологии от других наук ………………………………………….... | ||||
| 4. | Содержание психики ……………………………………………………………. | ||||
| 5. | Житейская и научная психология …………………………………………….... | ||||
| 6. | Основные этапы развития психологии как науки …………………………….. | ||||
| 7. | Основные отрасли современной психологии ………………………………….. | ||||
| 8. | Основные направления зарубежной психологии ……………………………... | ||||
| 9. | Методологические принципы психологии …………………………………….. | ||||
| 10. | Основные функции психики ……………………………………………………. | ||||
| 11. | Психика и мозг …………………………………………………………………… | ||||
| 12. | Виды отражений и психическое отражение ………………………………….... | ||||
| 13. | Методы исследования в психологии ………………………………………….... | ||||
| Тема 2. Психические познавательные процессы ………………………………… | |||||
| 14. | Ощущение как психический процесс ………………………………………….. | ||||
| 15. | Свойства ощущений …………………………………………………………….. | ||||
| 16. | Виды ощущений …………………………………………………………………. | ||||
| 17. | Восприятие как психический процесс …………………………………………. | ||||
| 18. | Свойства восприятия, нарушение восприятия ……………………………..….. | ||||
| 19. | Представление как психический процесс …………………………………………… | ||||
| 20. | Виды представлений …………………………………………………………….. | ||||
| 21. | Память как психический процесс ……………………………………………..….. | ||||
| 22. | Основные характеристики памяти ……………………………………………… | ||||
| 23. | Расстройства памяти …………………………………………………………….. | ||||
| 24. | Воображение как психический процесс …………………………………………. | ||||
| 25. | Виды воображения ………………………………………………………………. | ||||
| 26. | Мышление как психический процесс …………………………………………………….. | ||||
| 27. | Содержания мышления ………………………………………………………….. | ||||
| 28. | Расстройства мышления ………………………………………………………… | ||||
| 29. | Психологическая характеристика речи ………………………………………….. | ||||
| Тема 3. Психические состояния и образования ………………………………….. | |||||
| 30. | Психические состояния …………………………………………………………….. | ||||
| 31. | Внимание как психическое состояние …………………………………………… | ||||
| 32. | Виды внимания …………………………………………………………………… | ||||
| 33. | Эмоции и чувства ………………………………………………………………… | ||||
| 34. | Классификация эмоций и чувств …………………………………………………... | ||||
| 35. | Воля, особенности и структура волевого акта ………………………….…….. | ||||
| 36. | Психические образования ………………………………………………………. | ||||
| Тема 4. Психические свойства личности ………………………………………….. | |||||
| 37. | Модусы человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность ……….... | ||||
| 38. | Движущие силы психического развития личности ……………………..…….. | ||||
| 39. | Психологическая структура личности …………………………………………….. | ||||
| 40. | Направленность личности …………………………………………………….……. | ||||
| 41. | Потребности личности ………………………………………………………….. | ||||
| 42. | Психология мотивов личности …………………………………………………. | ||||
| 43. | Темперамент личности и его психологические особенности ………………… | ||||
| 44. | Характер личности ………………………………………………………………….. | ||||
| 45. | Телосложение и характер личности ……………………………………………. | ||||
| 46. | Типы людей и особенности их поведения …………………………………………… | ||||
| 47. | Способности личности …………………………………………………………….... | ||||
| 48. | Основные социально-психологические характеристики личности ………….. | ||||
| 49. | Социализация личности …………………………………………………………. | ||||
| Тема 5. Психологические явления и процессы в обществе …………………….. | |||||
| 50. | Психологическая структура общества ………………………………………… | ||||
| 51. | Классификация социальных групп ………………………………………………. | ||||
| 52. | Психологические явления в группах ……………………………………………… | ||||
| 53. | Содержание и особенности национальной психики людей ……………………… | ||||
| 54. | Содержание и особенности политической психологии …………………………… | ||||
| 55. | Психология власти ………………………………………………………………….. | ||||
| 56. | Психологическая характеристика политического лидера ………………………… | ||||
| 57. | Психология религии …………………………………………………………….. | ||||
| 58. | Основные религии и их психологические особенности ………………………… | ||||
| Тема 6. Деятельность и общение людей …………………………………………… | |||||
| 59. | Психология деятельности ………………………………………………………. | ||||
| 60. | Структура деятельности и взаимодействие ………………………………………… | ||||
| 61. | Виды и типы взаимодействия людей …………………………………………… | ||||
| 62. | Психология общения ……………………………………………………………. | ||||
| 63. | Виды и средства общения ………………………………………………………. | ||||
| 64. | Функции и особенности социальной перцепции …………………………………… | ||||
| Часть 2. Педагогика ………………………………………………………………...... | |||||
| Тема 1. Общие основы педагогики ………………………………………………… | |||||
| 1. | Объект, предмет, задачи и функции педагогики ……………………………… | ||||
| 2. | Основные понятия педагогики …………………………………………………………. | ||||
| 3. | Отрасли педагогической науки ………………………………………………………… | ||||
| 4. | Взаимосвязь педагогики с другими науками ……………………………………… | ||||
| 5. | Основные исторические этапы развития педагогической науки ………………… | ||||
| 6. | Педагогическая деятельность. …………………………………………………………. | ||||
| 7. | Педагогический процесс и его сущность …………………………………………….. | ||||
| 8. | Основные принципы педагогического процесса …………………………….. | ||||
| 9. | Роль жизненной позиции в педагогическом процессе ………………………. | ||||
| 10. | Методология педагогической науки …………………………………………… | ||||
| 11. | Методы исследования в педагогике ……………………………………………….... | ||||
| Тема 2. Образование человека ……………………………………………………… | |||||
| 12. | Суть и значение образования ………………………………………………….... | ||||
| 13. | Образовательная система России ……………………………………………..... | ||||
| 14. | Принципы и критерии содержания образования ……………………………… | ||||
| 15. | Стандартизация содержания образования ……………………………………... | ||||
| 16. | Современные тенденции развития образования ………………………………. | ||||
| 17. | Сущность, задачи, цель и методы самообразования …………………………. | ||||
| 18. | Факторы развития личности ……………………………………………………. | ||||
| 19. | Виды и особенности развития ребенка ………………………………………… | ||||
| 20. | Периодизация и стадии развития детей ………………………………………. | ||||
| Тема 3. Обучение человека ………………………………………………………….. | |||||
| 21. | Сущность и содержание обучения ………………………………………………… | ||||
| 22. | Содержание процесса обучения …………………………………………………… | ||||
| 23. | Закономерности и принципы обучения ……………………………………………. | ||||
| 24. | Виды обучения …………………………………………………………………. | ||||
| 25. | Методы и формы обучения …………………………………………………….. | ||||
| 26. | Методическая система обучения ………………………………………………… | ||||
| 27. | Принципы организации учебного процесса …………………………………… | ||||
| 28. | Знания, навыки, умения и принципы обучения …………………………………….. | ||||
| 29. | Содержательные особенности оценки знаний, навыков и умений ………….. | ||||
| 30. | Проблемы соотношения обучения и развития детей ……………………………. | ||||
| 31. | Ассоциативно-рефлекторная теория обучения ……………………………….. | ||||
| 32. | Теория поэтапного формирования умственных действий ………………………… | ||||
| 33. | Основные направления передового педагогического опыта ……………………… | ||||
| 34. | Пути и формы внедрения передового опыта в практику …………………………. | ||||
| 35. | Пути совершенствования знаний по психологии и педагогике …………………. | ||||
| Тема 4. Воспитание человека ……………………………………………………….. | |||||
| 36. | Воспитание как общественное явление и процесс ………………………….. | ||||
| 37. | Сущность и цели воспитания ………………………………………………………. | ||||
| 38. | Специфические особенности и принципы воспитания ………………………… | ||||
| 39. | Виды воспитания ………………………………………………………………… | ||||
| 40. | Методы воспитания …………………………………………………………….. | ||||
| 41. | Этнопсихологические основы обучения и воспитания ……………………….. | ||||
| 42. | Особенности самовоспитания ………………………………………………….. | ||||
| 43. | Педагогическая культура педагога и воспитателя ………………………………... | ||||
| Часть 3. Методики психолого-педагогической диагностики …………………… | |||||
| 3.1. | Психодиагностические методы ……………………………………….……… | ||||
| 3.2. | Многообразие качеств личности (авторская методика) … ………………… | ||||
| 3.3. | Общепсихологическая типология личности (по Юнгу) ……………………. | ||||
| 3.4. | Исследование основных свойств личности (ОТКЛЭ) ……………………… | ||||
| 3.5. | Изучение самооценки личности (Будасси)…………………………………… | ||||
| 3.6. | Исследование уровня субъективного контроля (УСК) ……………………… | ||||
| 3.7. | Особенности характера (Тест Тимоти Лири) ……………………..………… | ||||
| 3.8. | Изучение личности (Тест Кеттелла, 16 PF) …………………………………. | ||||
| 3.9. | Тип темперамента ……………………………………………………………… | ||||
| 3.10. | Определение направленности личности …………………………..…………. | ||||
| 3.11. | Психолого-педагогическая характеристика личности по внешним проявлениям (авторская методика)…………………………… | ||||
| Часть 4. Контроль качества усвоения учебного материала …………………… | |||||
| 4.1. | Словарь основных понятий ………………………..……………………........... | ||||
| 4.2. | Дидактические тесты …….………..…………………………………………… | ||||
| 4.3. | Тренировочный дидактический тест (с ключом ответов, вариант 1)………. | ||||
| 4.4. | Экзаменационные дидактические тесты (без ключа ответов, варианты 2-10). | ||||
| 4.5. | Учебно-методические указания по работе с учебным пособием (для дистанционного обучения) ………………………………..…………… | ||||
| Литература …………………………………………………………………………… | |||||