V Учебно-методическое обеспечение курса

1 Рекомендуемая литература (основная):

1.1 Гетманова, А.Д. Логика: учеб. /А.Д. Гетманова. – 9-е изд., М.: Омега-Л, 2006.

1.2 Грядовой, Д.И. Логика: структурир.учеб. /Д.И. Грядовой. – 4-е изд., перераб.и доп.- М.: Юнити, 2007.

1.3 Демидов, И.В. Логика: учеб. /И.В. Демидов. - 2-е изд., перер. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2005.

1.4 Ивин, А.А. Логика: учеб. для вузов /А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 2008.

1.5 Ивлев, Ю.В. Логика: учеб.для вузов /Ю.В. Ивлев, МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд., перер. и доп. – М.: Проспект, 2008.

1.6 Кириллов, В.И. Логика: учеб. /В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – 7-е изд., перер. и доп. – М.: Юристь, 2008.

2 Рекомендуемая литература (дополнительная):

2.1 Бочаров, В. А.Основы логики: учеб. / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. – М.: Проект, 2007.

2.2 Ивлев, Ю. В. Логика: учеб./ Ю. В. Ивлев. – М.: Логос, 2006.

2.3 Логика и клиническая диагностика: теоретические основы: учеб.псобие. – М., 2007.

2.4 Логика: логические основы общения: учеб.пособие для вузов. - М., 2007.

2.5 Логический словарь ДЕФОРТ (ДЕдуктивная ФОРмализация Теорий): словарь логических терминов: учеб.пособие/ Под.ред А.А. Ивина. – М.: Мысль, 2006.

2.6 Бойко, А.П. Практикум по логике: учеб./ А.П. Бойко. - М.: Центр «Аз», 2007

2.7 Огородников, В.П. Логика. Краткий курс: учеб./ В.П. Огородников. - СПб.: Питер, 2007.

3 Перечень обучающих и контролирующих компьютерных программ, учебных фильмов, мультимедиа и т.п.

3.1. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике // ftp: // files.zipsites.ru/books/yanko/slovar-po-logike.rar

3.2. Кириллов В.И., Стараченко А.А. Логика // htpp: // www.i. – u.ru/biblio/archive/kirillov_logika/

3.3. Тоноян Л.Г. Сборник задач и упражнений по логике // https://logic.philosophy.pu.ru/edu/docs/tonoyan.rar

4 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ.

Для качественной подготовки к семинарским занятиям студент должен изучить основную и дополнительную рекомендованную литературу, доработать конспект лекций и подготовить тезисы ответов для выступления по проблемам выносимых на семинарское занятие. Рекомендуется подготовка доклада и содоклада по основным проблемам изучаемой темы, время доклада до 15 минут, время содоклада до 10 минут. Доклад целесообразно оформлять в виде реферата. Оформление реферата оценивает преподавателем и учитывается при подведении итогов в рамках бально-рейтинговой системы.

Семинарское занятие 1. Понятие (4 часа)

План

1. Понятие как форма мышления. Признак понятия. Существенный признак понятия.

2. Объем и содержание понятия.

3. Логическая характеристика понятия.

Литература:

- Гетманова А.Д. Логика: Учеб./А.Д. Гетманова. – 9-е изд., М.: Омега-Л, 2006.С.28-31.

- Демидов И.В. Логика [Текст]: учебник/И.В. Демидов; под ред. Б.И. Каверина.- 2-е изд.-М.: Дашков и Ко, 2005.С.53-66.

Семинарское занятие 2. Отношение между понятиями (4 часа)

План

1. Сравнимые понятия. Отношения между сравнимыми понятиями.

2. Обобщение и ограничение понятий.

3. Деление понятий. Определение понятий.

Литература:

- Гетманова А.Д. Логика: Учеб./А.Д. Гетманова. – 9-е изд., М.: Омега-Л, 2006.С.31-54.

- Демидов И.В. Логика [Текст]: учебник/И.В. Демидов; под ред. Б.И. Каверина.- 2-е изд.-М.: Дашков и Ко, 2005.С.66-85

Семинарское занятие 3. Суждение (4 часа)

План

1. Определение суждения. Общая характеристика суждения. Структура суждения.

2. Простое суждение. Способ образования. Виды простых суждений.

3. Логические операции с простыми суждениями.

4. Сложное суждение. Структура сложного суждения. Виды сложных суждений.

5. Логические операции со сложными суждениями.

Литература:

- Гетманова А.Д. Логика: Учеб./А.Д. Гетманова. – 9-е изд., М.: Омега-Л, 2006.С.60-83.

- Демидов И.В. Логика [Текст]: учебник/И.В. Демидов; под ред. Б.И. Каверина.- 2-е изд.-М.: Дашков и Ко, 2005.С.104-122.

Семинарское занятие 4. Умозаключение (4 часа)

План

1. Определение умозаключения. Общая характеристика умозаключения. Структура умозаключения.

2. Дедуктивное умозаключение. Логические операции с дедуктивным умозаключением.

3. Индуктивное умозаключение. Логические операции с индуктивным умозаключением.

4. Аналогия. Общая характеристика. Логические приемы, используемые в работе с умозаключением по аналогии.

Литература:

- Гетманова А.Д. Логика: Учеб./А.Д. Гетманова. – 9-е изд., М.: Омега-Л, 2006.С.120-174, 217-223.

- Демидов И.В. Логика [Текст]: учебник/И.В. Демидов; под ред. Б.И. Каверина.- 2-е изд.-М.: Дашков и Ко, 2005.С.165-234.

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ВЕДУЩИХ СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

1 Для закрепления учебных тем курса большое значение имеют семинарские (практические) занятия, подготовку к которым студенты осуществляют самостоятельно под руководством преподавателя.

На семинарских занятиях повторяются основные вопросы темы, а также анализируются задания и обсуждаются (упражнения, задачи), что способствует выработке у студентов навыков доказательного и аргументированного выражения своей точки зрения.

Готовясь к семинару, студент должен:

- проработать соответствующие разделы (главы) рекомендованных учебников;

- продумать ответы на вопросы семинарского занятия, быть готовым к выступлению, что подразумевает готовность привести необходимую доказательную аргументацию той точки зрения, которая, по мнению студента, является наибольше обоснованной.

В процессе занятий предполагается проведение внутрисеместровых промежуточных аттестаций, а также опросов в устной и письменной формах по пройденному учебному материалу.

2 Также широко применяются такие формы проверки знаний как самостоятельное выполнение студентами аудиторных тестовых заданий, проверочных работ, подготовка теоретических докладов (рефератов) по заданной теме.

Основу самостоятельного изучения литературы составляют специальные записи, которые лучше всего делать в тетради для семинарских занятий. Это могут быть записи разного рода:

- составление простого или сложного плана ответа по каждому вопросу семинарского занятия;

- самостоятельное выполнение практического задания (упражнения, задачи);

- вопросы или задания, которые требуют объяснения преподавателя.

Формы контроля

1 Для дисциплины «Логика» текущим контролем является выполнение следующих контрольных работ:

1) «Логический анализ языка»

2) «Понятие»

3) «Суждение»

4) «Умозаключение»

Выполнение всех видов текущего контроля является основанием для допуска к зачету.

2 По дисциплине «Логика» проводится итоговый контроль в виде зачета.

6 ПАКЕТ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТЕСТАЦИИ.

Для самостоятельной проверки знаний в период текущей и промежуточной аттестации студенты решают тестовые задания:

по теме Понятие:

1) Определить вид понятий:

a) человек;

b) серебро;

c) число;

d) материя.

2) Обобщить и ограничить следующие понятия:

a) столица России;

b) сознание;

c) транспорт;

d) Бог;

e) березовая роща.

3) Определить отношения между следующими понятиями:

a) магазин – универсам;

b) мать – дочь – бабушка – сестра - женщина;

c) студент – отличник – двоечник – учащийся – хулиган – студент УралГАФК;

d) люди – львы – орлы – куропатки – птицы – животные – твари.

e) советский писатель – русский писатель – Горький – Бунин.

4) Обобщить, а затем ограничить следующие понятия:

a) Библиотека;

b) Столица России;

c) Город;

d) Явление;

e) Хищение;

5) В каком отношении находятся понятия «воля – безволие»:

a) Контрарности;

b) Координации;

c) Контрадикторности;

d) Субординации.

6) Каким является понятие «неподъемная тяжесть»:

a) Все остальные ответы не правильные;

b) Положительным;

c) Конкретным;

d) Абстрактным.

7) Какие отношения между понятиями «инженер – мужчина – турист»?

a) Соподчинения;

b) Подчинения;

c) Перекрещивания;

d) Несравнимости.

8) В каком отношении находятся понятия «глава государства – Президент, избранный на второй срок»:

a) Тождества;

b) Субординации;

c) Частичного совмещения;

d) Координации.

9) Каким является определение: «Проспект – это прямая длинная и широкая улица в городе»:

a) Реальное, формально – логическое;

b) Номинальное, этимологическое;

c) Реальное, генетическое;

d) Номинальное, формально – логическое.

10) Какая ошибка содержится в определении: «Логика – наука о правильном мышлении. Правильное мышление – это мышление, осуществляемое по правилам логики»:

a) «тавтология»;

b) «слишком узкое определение»;

c) «слишком широкое определение»

d) «круг в определении»

11) Какая ошибка допущена в делении: «Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы»:

a) «скачек в делении»;

b) «неполное деление»;

c) «деление с лишними членами»;

d) «сбивчивое деление».

12) Какая ошибка допущена в делении «речь бывает устной, письменной и заумной»:

a) «сбивчивое деление»;

b) «скачек в делении»;

c) «деление с лишним членом»;

d) «неполное деление».

13)Определить, какие из следующих понятий выражают отношение рода и вида, а какие целого и частичного:

a) Дорога- шоссе;

b) Полк – батальон;

c) Студент Челябинского института коммерции – студент;

d) Автомобиль – автомобиль «Москвич»;

e) Автомобиль – автомобильный мотор.

14)Раскройте содержание и объем понятий:

a) Планета Солнечной системы;

b) Океан;

c) Учебник.

15)Укажите сначала существенные, а затем несущественные признаки следующих предметов:

a) Формальная логика;

b) Стол;

c) Человек.

по теме Суждение:

1) Определить вид суждения, его термины и их распределенность в следующих суждениях:

a) иногда люди опаздывают на работу;

b) некоторые спортсмены не являются мастерами спорта;

c) цыплят по осени считают.

2) Определить при помощи логического квадрата, в каком отношении находятся суждения:

a) ни один студент нашей группы не является отличником – все студенты нашей группы являются отличниками.

b) все происходящее определяется причинной необходимостью – все происходящие процессы случайны;

c) в темноте все кошки серые – эта кошка рыжая;

d) некоторые люди носят пальто – некоторые люди не носят пальто;

e) все квадраты есть ромбы – некоторые ромбы не являются квадратами.

3) Какое суждение выражает предложение: «И очевидец иной раз наврет, как сивый мерин»?

a) Не выражает суждения;

b) Релятивное суждение;

c) Суждение существования;

d) Атрибутивное суждение.

4) Какое суждение выражает предложение: «Большинство движений не являются равномерными»:

a) Релятивное;

b) Экзистенциальное;

c) Атрибутивное;

d) Не выражает суждения.

5)Каким является суждение: «Большая часть наших парламентариев не страдает излишней скромностью»:

a) Общеутвердительным;

b) Общеотрицательным;

c) Частноутвердительным;

d) Частноотрицательным.

6)Каким является суждение: «Президент страны может принять или отклонить отставку правительства»:

a) Условным;

b) Разделительным;

c) Суждением эквивалентности;

d) Соединительным.

7)Каким будет суждение: «Был я молодым, горячим, искренним, неглупым» (А.П.Чехов)

a) Конъюнктивным;

b) Условным;

c) Дизъюнктивным;

d) Эквивалентным.

8) Какое из следующих суждений является правильным отрицанием суждения: «Все преподаватели имеют университетское образование»:

a) Все преподаватели имеют неуниверситетское образование;

b) Ни один преподаватель не имеет университетского образования;

c) Некоторые преподаватели не имеют университетского образования;

d) Некоторые преподаватели имеют университетское образование.

9)Какое из следующих суждений является правильным отрицанием суждения «Парусная регата не состоится даже тогда, когда утихает штормовой ветер»:

a) Штормовой ветер не утих, а парусная регата состоялась;

b) Штормовой ветер утих, и парусная регата состоялась;

c) Штормовой ветер не утих, и парусная регата не состоялась;

d) Штормовой ветер утих, однако парусная регата не состоялась.

10) Какие из приведенных ниже предложений выражают суждения:

a) Великое сражение на Куликовском поле.

b) Вечереет.

c) Пусть всегда будет солнце!

d) Чему равно расстояние от Земли до Луны?

по теме Умозаключение:

1) Определить вид умозаключений и установить являются ли они правильными.

a) Если верно, что некоторые идеалисты являются атеистами, то верно, что некоторые атеисты не принадлежат к лицам, не разделяющим идеалистические мировоззрения.

b) Всякий монах дает обет безбрачия, следовательно, всякий дающий обет безбрачия, является монахом.

c) Некоторые космонавты не являются мужчинами, т.к. некоторые мужчины не космонавты.

2) Определить состав, фигуру, модус, проверить правильность силлогизма:

a) все металлы – кристаллические вещества, поскольку ни одно кристаллическое вещество не является пластичным и ни один металл не пластичен;

b) некоторые млекопитающие обитают в воде, некоторые млекопитающие обитают на суше, следовательно, некоторые существа могут обитать и в воде, и на суше;

c) все люди смертны, Сократ – человек, следовательно, Сократ смертен.

3) Осуществить (если это возможно) правильный вывод по одной из фигур силлогизмов из следующих посылок:

a) все ученые занимаются умственным трудом. Некоторые ученые не являются городскими жителями;

b) ни в одном правильном силлогизме нет двух отрицательных посылок. В каждом правильном силлогизме имеется одна общая посылка.

4)Посредством какого вида непосредственно дедуктивного умозаключения получен следующий вывод: «Ни одно ремесло не является бесполезным. Следовательно, ни одно бесполезное дело не является ремеслом»:

a) Противопоставление предикату;

b) Умозаключение по логическому квадрату;

c) Превращение;

d) Обращение.

5)Посредством какого непосредственного дедуктивного умозаключения получен следующий вывод: «Все рейсы на Москву сегодня отменены, значит, ни один не отмененный сегодня рейс не является рейсом на Москву»:

a) Противопоставление предикату;

b) Обращения;

c) Превращения;

d) Умозаключения по логическому квадрату.

по теме Логика как наука:

1) В каком веке сформировалась Логика, как самостоятельная наука:

a) В 4 в. до н.э.;

b) В 2 в. до н.э.;

c) В 3 в. до н.э.;

d) В 5 в. до н.э..

2) Логическая форма или форма мышления это:

a) Определенная связь понятий, выражающая какое – либо утверждение или отрицание;

b) Способ внутренней связи элементов мысли, ее строение;

c) Правильно выраженная мысль, соответствующая действительности;

d) Упорядоченное сочетание слов в предложении, формулирующее точную информацию о мире

по теме Логический анализ языка:

1) Указать смысл (собственный или приданный) и значение следующих языковых выражений:

a) государство;

b) физический труд;

c) категория;

d) Луна – естественный спутник Земли;

e) наибольшее натуральное число.

2) Выразить в символической форме следующие сложные суждения:

a) Если встать рано на рассвете и пойти в сад или парк, то можно услышать чудесные песни птиц;

b) если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач;

c) если Вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя;

d) если Петр проходил мимо работающих, он тотчас же брался помогать: или пройдет два ряда с косой, или навьет воз, или срубит дерево, или порубит дров;

e) добро не умрет, а зло пропадет.

Примерный перечень вопросов на зачет по «Логике»:

6.1 Мышление как объект логики. Специфика и формы чувственного и абстрактного познания.

6.2 Понятия «логическая форма» и «логический закон».

6.3 Логика и язык.

6.4 Формальная и диалектическая логика. Значение логики. Маркетинг и логика.

6.5 Категория «понятие».

6.6 Категория «суждение».

6.7 Основные формально-логические законы: их формулировка и роль в мышлении.

6.8 «Умозаключение» и его виды.

6.9 Основные принципы и требования диалектической логики.

6.10 Научная теория.

6.11 Логические основы аргументации, доказательства и опровержения.

6.12 Проблема истины в логике. Виды истины.

6.13 Убедительные основания (рациональные и демонстративные).

6.14 Понятия «интуиция».

6.15 Живое созерцание и абстрактное мышление.

6.16 Определение и его глубина.

6.17 Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

6.18 Классификация, деление, расчленение в логике.

6.19 Понятие «аналогия», его практическое применение.

6.20 Понятие «проблема». Многообразие форм постановки проблем.

6.21 Парадоксальность как характерная черта современного научного познания.

6.22 Полемика и дискуссия.

7 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ (КОНТРОЛЬНЫХ, РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ) РАБОТ

Программой дисциплины «Логика» предусмотрено самостоятельное изучение содержания всех тем каждым студентом. Для этого студент должен в соответствии с тематическим планом дисциплины, содержанием тем и тезисами лекций подготовиться к каждому семинарскому занятию, используя для этого книги из основного списка литературы и статьи из дополнительного списка, рекомендованного к семинарским занятиям.

Студенты заочной формы обучения после самостоятельного изучения всех тем курса в обязательном порядке выполняют контрольную работу, составной частью которой является выполнение творческих заданий и ответы на вопросы семинарского занятия соответствующего теме контрольной работы. Темы контрольных работ следует выбирать в соответствии с таблицей 4, приведенной ниже.

Таблица 4 – Порядок выбора темы контрольной работы

А-1 З-8 П-15 Ц-22
Б-2 И-9 Р-16 Ч-23
В-3 К-10 С-17 Ш-24
Г-4 Л-11 Т-18 Щ-25
Д-5 М-12 У-19 Э-26
Е-6 Н-13 Ф-20 Ю-27
Ж-7 О-14 Х-21 Я-28

Текст контрольной работы, который пишет студент, включает:

• титульный лист;

• содержание (план) контрольной работы;

• список использованной литературы.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленными в университете общими требованиями.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с установленными правилами. Студент для выполнения контрольной работы должен использовать, как правило, соответствующие главы (разделы, параграфы) двух-трех научных монографий, учебников, учебных или учебно-методических пособий, а также в обязательном порядке пять-семь статей, опубликованных в научных или общественно-политических журналах, научных сборниках (рекомендуемый список приведен в планах семинарских занятий). В качестве дополнительных источников могут быть использованы материалы газет или Интернета.

Для самопроверки своих знаний по учебной дисциплине студенты всех форм обучения должны ответить на контрольные вопросы, помещённые в разделе вопросов к зачету», а также подготовиться к итоговому тестированию, ответив на вопросы контрольных тестов по всему курсу «Логика».

Контрольная работа оформляется в напечатанной форме, на бумаге формата А 4 через 1,5 интервал с соблюдением параметров страницы: поля верхнее и нижнее – 2 см; левое – 2,5 см, правое – 2 см. Шрифт: Times New Roman Cyr, стиль Normal, размер шрифта – 14.

Методические указания по написанию рефератов

Согласно учебному плану студенты очного отделения, находящиеся на индивидуальном графике, должны в течение семестра написать и представить на проверку реферат по одной из изучаемых в рамках курса «Логика» теоретических проблем, прежде всего, по знанию предмета логики.

Основными требованиями к содержанию и оформлению реферата являются:

- работа должна носить в достаточной степени самостоятельный характер. Для глубокого изучения проблемы необходимо использовать литературу (статьи и монографии), посвященную теоретическим и практическим вопросам по выбранной теме из рекомендованного списка.

- реферативная работа должна включать следующие разделы:

а) титульный лист, на котором необходимо указать полное название учебного заведения и подразделения курс и номер группы, в которой учится автор;

б) название кафедры социально-гуманитарных наук, куда представляется реферат;

в) тема реферата;

г) фамилия, имя, отчество автора;

д) название населенного пункта, в котором расположено учебное заведение;

е) год написания работы.

Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему.

Во введении автор должен:

- обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью;

- раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться;

- объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме;

- определить цели и задачи исследования, изложить порядок расположения материала в представляемой работе.

В основной части автор:

- непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических сведений по теме реферата, демонстрируя знание проблемы, способность анализировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы;

- дает критический обзор источников;

- сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме.

Возможно деление материала на главы и параграфы. В заключении автор:

- подводит итоги исследования;

- высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы;

В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография (т.е. список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги (учебника), место и год издания. Реферативная работа предполагает использование не менее 5-6 источников.

На каждый использованный источник в тексте обязательно даются ссылки внизу каждой страницы или в конце работы с указанием названия источника и страницы, откуда взят соответствующий материал. Цитаты следует заключать в «кавычки». Сноски и список используемой литературы составляют научно-справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы.

Общий объем реферата не должен превышать 10-12 страниц машинописного текста через два интервала или 20 страниц ученической тетради, если речь идет о рукописи.

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ №1

Упражнение №1. Проведите последовательное ограничение и обобщение следующих понятий:

Роман

Упражнение №2. Определите вид суждения:

Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются.

Упражнение №3. Сделайте непосредственное умозаключение путем обращения, если это возможно:

Работники милиции принимают присягу.

Упражнение №4. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:

Все студенты 12-й группы подготовились к экзамену. Ни один студент 12-й группы к экзамену не подготовился.

Упражнение №5. Укажите, какие из приведенных понятий являются противоречащими, а какие противоположными:

Высокий – низкий

Упражнение №6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно

Упражнение №7. В чем двусмысленность диалога?

Перед началом операции хирург намеревается продезинфицировать руки.

Спирту! – приказывает он ассистентке. Больной испугано: - Умоляю вас, доктор, только не перед операцией!

Упражнение №8. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите отношение между терминами в круговых схемах:

Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности. Обвиняемый совершил кражу, поэтому он должен быть привлечен к уголовной ответственности.

Упражнение №9. Укажите, что выражают данные понятия отношение рода и вида, и какие – целого и части:

Образное выражение – поговорка

Упражнение №10. Определите, какие выводы не противоречат законам логики:

Если он в Западной Европе, он видел Лондон или Париж; он не видел ни Лондона, ни Парижа; значит, он был в Западной Европе.

Упражнение №11. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

Научные знания делятся на естественнонаучные, технические и гуманитарные.

ВАРИАНТ №2

Упражнение №1. Выражает ли данное предложение суждение:

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Упражнение №2. Определите, является данное понятие единичным, общим или пустым:

Самая высокая вершина Кавказа

Упражнение №3. Сделайте непосредственное умозаключение путем противопоставления предикату, если это возможно:

Все преступления – общественно опасные деяния.

Упражнение №4. В чем заключается неопределенность следующих суждений?

Вечером все получили наряды.

Упражнение №5. Объясните, в каком смысле могут быть применены следующие понятия:

Защитник.

Упражнение №6. Укажите, в каком отношении находятся объемы следующих понятий:

Суффикс - приставка

Упражнение №7. Укажите, какие из приведенных понятий являются противоречащими, а какие противоположными:

Молодой - старый

Упражнение №8. Представьте с помощью кругов Эйлера отношения между объемами понятий:

Плоская замкнутая геометрическая фигура – треугольник – прямоугольник – квадрат – прямоугольный треугольник.

Упражнение №9. Используя логический квадрат, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность:

Несовершеннолетние не имеют права голоса.

Упражнение №10. Определите вид модальностей следующего суждения:

Помните: бензин огнеопасен, работу с ним лучше проводить на открытом воздухе.

ВАРИАНТ №3

Упражнение №1. Проведите последовательное ограничение и обобщение следующих понятий:

Планета

Упражнение №2. Определите, какие выводы не противоречат законам логики:

Ни одно простое число не является четным. Ни одно простое число не является последним в ряду простых чисел. Значит, последнее число в ряду простых чисел – четное.

Упражнение №3. Укажите, в каком отношении находятся объемы следующих понятий:

Дедушка - отец

Упражнение №4. Укажите, какие из приведенных понятий являются противоречащими, а какие противоположными:

Совершеннолетний - несовершеннолетний

Упражнение №5. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая ил нестрогая), приведите символическую запись суждения:

Заболевший может обратиться к врачу по месту работы, или по месту жительства.

Упражнение №6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите отношение между терминами в круговых схемах:

Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. П. привлекается к уголовной ответственности, так как он совершил хулиганский поступок.

Упражнение №7. Можно ли отнести следующее понятие к неясным:

Предположение

Упражнение №8. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли заключение с необходимостью:

Лицо, совершившее кражу личного имущества, привлекается к уголовной ответственности. Н. кражу личного имущества не совершал.

Упражнение №9. Установите правильность определения (в неправильности определения укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение):

Кассационная жалоба – это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу.

Упражнение №10. Укажите, требования, каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках:

Заключением комиссии института судебной психиатрии Г. был признан глубоко психопатической личностью. Обоснованность этого заключения вызвала серьезные сомнения, тем более что некоторые обстоятельства, изложенные в заключении, противоречили материалам дела.

ВАРИАНТ №4

Упражнение №1. Проведите последовательное ограничение и обобщение следующих понятий:

Юрист

Упражнение №2. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Тот, кто изучал геометрию, знает теорему Пифагора или, во всяком случае, слышал о ней, а если эта теорема ему неизвестна, ему нетрудно будет понять ее.

Упражнение №3. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите отношение между терминами в круговых схемах:

Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен.

Упражнение №4. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:

Все студенты 11-й группы подготовились к зачету. Ни один студент 11-й группы не подготовился к экзамену.

Упражнение №5. Укажите, каким является данное суждение, общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным, частноотрицательным:

Многие люди все еще верят в злых духов.

Упражнение №6. Укажите, в каком отношении находятся объемы следующих понятий:

Лыжник - спортсмен

Упражнение №7. Опираясь на закон исключительного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

Все науки имеют свой предмет. Философия не имеет своего предмета.

Упражнение №8. Используя логический квадрат, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность:

Всякое правонарушение есть противоправное деяние.

Упражнение №9. Укажите, какие из приведенных понятий являются противоречащими, а какие противоположными:

Абстрактный - конкретный

Упражнение №10. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:

Автомобиль подлежит конфискации, если он служит орудием совершения преступления или был добыт преступным путем.

ВАРИАНТ №5

Упражнение №1. Проведите последовательное ограничение и обобщение следующих понятий:

Плоская замкнутая геометрическая фигура

Упражнение №2. В чем заключается неопределенность следующих суждений?

Посетитель: «Скажите, как много народа у вас работает?» Служащий: «Примерно каждый десятый».

Упражнение №3. Объясните, в каком смысле могут быть применены следующие понятия:

Следствие.

Упражнение №4. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите отношение между терминами в круговых схемах:

Любой материальный объект может существовать благодаря взаимодействию его элементов. Атом – материальный объект, значит, он может существовать только благодаря этому взаимодействию.

Упражнение №5. Определите вид суждения:

Обычай – это правила, сложившиеся в результате многократного повторения определенных поведенческих ситуаций.

Упражнение №6. В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово:

Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля.

Упражнение №7. Опираясь на закон исключительного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

Этот день неясный. Этот день пасмурный.

Упражнение №8. Опираясь на закон достаточного основания, укажите, в каких рассуждениях этот закон нарушен:

Для того чтобы сдать экзамен, надо иметь учебник или конспект. Но ни учебника, ни конспекта нет. Значит, экзамен не будет сдан.

Упражнение №9. Укажите, что выражают данные понятия отношение рода и вида, и какие – целого и части:

Дерево - крона

Упражнение №10. Установите правильность определения (в неправильности определения укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение):

Нация – устойчивая историческая общность людей.

ВАРИАНТ №6

Упражнение №1. Проведите последовательное ограничение и обобщение следующих понятий:

Учащийся

Упражнение №2. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо проведенным в состоянии аффекта.

Упражнение №3. Определите, является данное понятие единичным, общим или пустым:

Время года

Упражнение №4. В условной посылке найдите основание и следствие, сделайте вывод:

Если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание. Экономические отношения изменились

Упражнение №5. Каким является данное понятие, конкретным или абстрактным:

Химический элемент

Упражнение №6. Укажите, какие из приведенных понятий являются противоречащими, а какие противоположными:

Равнодушный – неравнодушный

Упражнение №7. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая ил нестрогая), приведите символическую запись суждения:

У человека рождается либо мальчик, либо девочка

Упражнение №8. Представьте с помощью кругов Эйлера отношения между объемами понятий:

Картина – реалистическая картина – сюрреалистическая картина – картина Репина – картина Дали

Упражнение №9. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

Примите меня, пожалуйста, в ваше профтехучилище, потому что я не хочу учиться (из заявления девятиклассника).

Упражнение №10. Можно ли отнести следующее понятие к неясным:

Логика

ВАРИАНТ №7

Упражнение №1. Определите, является данное понятие единичным, общим или пустым:

Вампир

Упражнение №2. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая ил нестрогая), приведите символическую запись суждения:

Ночи бывают лунные, или безлунные.

Упражнение №3. Каким является данное понятие, конкретным или абстрактным:

Гигантский летающий ящер мелового периода

Упражнение №4. В условной посылке найдите основание и следствие, сделайте вывод:

Суд оставляет иск без рассмотрения, если иск предъявлен недееспособным лицом. Суд не оставил иск без рассмотрения.

Упражнение №5. Укажите, в каком отношении находятся объемы следующих понятий:

Логика – традиционная логика

Упражнение №6. Можно ли отнести следующее понятие к неясным:

Наука о мышлении

Упражнение №7. Можно ли получить обобщения с помощью индукции?

В контрольной работе нет ни одной ошибки.

Упражнение №8. В чем двусмысленность диалога?

Перед началом операции хирург намеревается продезинфицировать руки.

Спирту! – приказывает он ассистентке. Больной испугано: - Умоляю вас, доктор, только не перед операцией!

Упражнение №9. Выражает ли данное предложение суждение:

Европейское бюро Секретариата Интерпола создано для разрешения региональных проблем сотрудничества полиции европейских стран в борьбе с преступностью.

Упражнение №10. Установите правильность определения (в неправильности определения укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение):

Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса

ВАРИАНТ №8

Упражнение №1. Выражает ли данное предложение суждение:

Всякое преступление – противоправное деяние.

Упражнение №2. Определите, является данное понятие единичным, общим или пустым:

Книга

Упражнение №3. Сделайте непосредственное умозаключение путем противопоставления предикату, если это возможно:

Все следователи – юристы.

Упражнение №4. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Здесь холодно, и было бы хорошо, если бы ты закрыл окно.

Упражнение №5. Опираясь на закон исключительного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

Некоторые студенты 12-й группы сдали экзамен по логике. Ни один студент 12-й группы не сдал экзамен по логике.

Упражнение №6. Представьте с помощью кругов Эйлера отношения между объемами понятий:

Адмирал – английский адмирал – адмирал Нельсон – русский адмирал – адмирал Ушаков

Упражнение №7. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая ил нестрогая), приведите символическую запись суждения:

Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей.

Упражнение №8. Можно ли получить обобщения с помощью индукции?

Всю неделю стояла жаркая погода.

Упражнение №9. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенном суждении:

Доказано, что сила равна массе, умноженной на ускорение.

Упражнение №10. Определите вид модальностей следующего суждения:

Материя неразрывно связана с движением.

Упражнение №11. Укажите, требования, каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках:

Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже надеюсь». (Марк Твен).

ВАРИАНТ №9

Упражнение №1. Определите вид суждения:

Февраль этого года по статистике холоднее предыдущих пяти лет.

Упражнение №2. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Тот, кто ясно мыслит, ясно говорит.

Упражнение №3. Укажите, каким является данное суждение, общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным, частноотрицательным:

У каждой лошади есть хвост.

Упражнение №4. Сделайте непосредственное умозаключение путем противопоставления предикату, если это возможно:

Некоторые юристы не являются следователями.

Упражнение №5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Упражнение №6. Укажите, в каком отношении находятся объемы следующих понятий:

Рациональное число – иррациональное число

Упражнение №7. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:

Если вода, которую мы берем из естественных, либо из искусственных водоемов, по показаниям анализов стала малопригодной для питья и приносит некоторый вред, самэпидемстанция обязана принять меры по оздоровлению источников.

Упражнение №8. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенном суждении:

Запрещено распространять о другом человеке ложные, порочащие его сведения. Упражнение №9. Проведите последовательное ограничение и обобщение следующих понятий:

Учащийся

Упражнение №10. Определите вид модальностей следующего суждения:

Неверно, что для привлечения к ответственности достаточно только признания обвиняемого.

ВАРИАНТ №10

Упражнение №1. В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово:

Некоторые страны не имеют однопартийной системы.

Упражнение №2. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Он образованный человек и неправда, что у него неважная память.

Упражнение №3. Сделайте непосредственное умозаключение путем обращения, если это возможно:

Некоторые юристы – адвокаты.

Упражнение №4. Укажите, каким является данное суждение, общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным, частноотрицательным:

Ни одна кошка не дружит с мышами.

Упражнение №5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам.

Упражнение №6. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

К ценным бумагам относятся акции и чеки.

Упражнение №7. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая ил нестрогая), приведите символическую запись суждения:

Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов. Упражнение №8. Сделайте непосредственное умозаключение путем противопоставления предикату, если это возможно:

Некоторые сделки являются односторонними.

Упражнение №9. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:

Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо и то и другое.

Упражнение №10. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенном суждении:

Если жидкость нагревается, она с необходимостью закипает.

ВАРИАНТ №11

Упражнение №1. Определите вид суждения:

Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер. Упражнение №2. Опираясь на закон исключительного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

Этот костюм черный. Этот костюм белый.

Упражнение №3. Укажите, каким является данное суждение, общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным, частноотрицательным:

Есть кошки, которые дружат с собаками.

Упражнение №4. Можно ли отнести следующее понятие к неясным:

Наука о мышлении

Упражнение №5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление, жалобу) полностью, или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения.

Упражнение №6. Опираясь на закон достаточного основания, укажите, в каких рассуждениях этот закон нарушен:

Все растения дышат. Микробы не дышат. Значит, микробы не растения.

Упражнение №7. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:

Порядок рассмотрения споров между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по поводу установления изменения условий труда определен трудовым законодательством.

Упражнение №8. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенном суждении:

Доказано, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов.

Упражнение №9. Проведите последовательное ограничение и обобщение следующих понятий:

Роман

Упражнение №10. Определите вид модальностей следующего суждения:

Обвиняемый может быть оправдан.

ВАРИАНТ №12

Упражнение №1. Выражает ли данное предложение суждение:

Кооператив вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству.

Упражнение №2. Укажите, в каком отношении находятся объемы следующих понятий:

Пингвин – нелетающая птица

Упражнение №3. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Геометрия Евклида непротиворечива, но геометрия Лобачевского также непротиворечива. Упражнение №4. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите отношение между терминами в круговых схемах:

Ни один виновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен.

Упражнение №5. Укажите, каким является данное суждение, общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным, частноотрицательным:

Не все книги содержат полезную информацию.

Упражнение №6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

«Когда б на то не Божья воля – не отдали б Москвы» (Лермонтов).

Упражнение №7. Представьте с помощью кругов Эйлера отношения между объемами понятий:

Адмирал – английский адмирал – адмирал Нельсон – русский адмирал

Упражнение №8. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:

Гражданину Российской Федерации начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы.

Упражнение №9. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенном суждении:

Отпуск на морском побережье лучше, чем отпуск в горах.

Упражнение №10. Определите вид модальностей следующего суждения:

Любой объективный процесс есть разрешение назревшего противоречия.

ВАРИАНТ №13

Упражнение №1. В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово:

Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы.

Упражнение №2. В чем заключается неопределенность следующих суждений?

Магазин оказался пуст.

Упражнение №3. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Если свет имеет волновую природу, то, когда он представляется в виде потока частиц (корпускул), допускается ошибка.

Упражнение №4. Объясните, в каком смысле могут быть применены следующие понятия:

Роман.

Упражнение №5. Укажите, каким является данное суждение, общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным, частноотрицательным:

Приведения не существует.

Упражнение №6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

Несовместимые понятия находятся в отношении контрастности, контрадикторности и координации.

Упражнение №7. Восстановите пропущенную часть силлогизма, проверьте правильность вывода:

Данный договор не реальный и не формальный, значит он консенсуальный.

Упражнение №8. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая ил нестрогая), приведите символическую запись суждения:

Основаниями! для прекращения землеиспользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от правопользования, или истечение срока, на который он был представлен.

Упражнение №9. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его или на его честь и репутацию.

Упражнение №10. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенном суждении:

Возможно, что вечный двигатель будет все-таки создан.

ВАРИАНТ №14

Упражнение №1. Выражает ли данное предложение суждение:

Следственный эксперимент имеет одной из своих задач уточнение обстоятельств и причин расследуемого преступления.

Упражнение №2. Представьте с помощью кругов Эйлера отношения между объемами понятий:

Поэт – русский поэт – русский поэт XIX в. – русский поэт XIX в., родившийся в Москве - Лермонтов

Упражнение №3. Определите вид суждения:

Раньше Тверь называлась Калининым.

Упражнение №4. В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово:

Сокровища Оружейной палаты являются народным достоянием.

Упражнение №5. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Если данное число делится на 6, то оно делится на 2 и на 3.

Упражнение №6. Восстановите пропущенную часть силлогизма, проверьте правильность вывода:

Н. не может быть представителем на суде, так как он не достиг совершеннолетия.

Упражнение №7. Укажите, каким является данное суждение, общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным, частноотрицательным:

Некоторые люди не умеют писать.

Упражнение №8. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры.

Упражнение №9. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:

Некоторые люди являются художниками. Некоторые люди не относятся к художникам.

Упражнение №10. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:

Санкции в международном праве применяются к государству, когда, зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права.

ВАРИАНТ №15

Упражнение №1. Определите вид суждения:

Со временем все тайное становится

Упражнение №2. В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово:

Некоторые свободомыслящие люди начала XX века не являлись революционерами. Упражнение №3. Сохранят ли данные суждения тождество, если выделенные понятия заменить понятиями в скобках?

Виновность К. установлена фактами (уликами, вещественными доказательствами, показаниями свидетелей, признанием К.).

Упражнение №4. Укажите, каким является данное суждение, общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным, частноотрицательным:

На всякого мудреца довольно простоты.

Упражнение №5. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая ил нестрогая), приведите символическую запись суждения:

Дело каждого гражданина – оберегать природу, охранять ее богатства.

Упражнение №6. Сделайте непосредственное умозаключение путем противопоставления предикату, если это возможно:

Некоторые птицы – перелетные.

Упражнение №7. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:

Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

Упражнение №8. Определите вид модальностей следующего суждения:

Приговоры районного суда могут быть обжалованы в суде второй инстанции.

Упражнение №9. Сохранят ли данные суждения тождество, если выделенные понятия заменить понятиями в скобках?

При обсуждении вопроса выявились различные точки зрения (мнения, позиции, взгляды).

Упражнение №10. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенном суждении:

Невозможно создать вечный двигатель

ВАРИАНТ №16

Упражнение №1. Выражает ли данное предложение суждение:

«Вперед! Без страха и сомненья на подвиг доблестный друзья!» (Плещеев).

Упражнение №2. Укажите, что выражают данные понятия отношение рода и вида, и какие – целого и части:

Батальон - рота

Упражнение №3. Определите вид суждения:

«Поэт в России больше, чем поэт» (Евтушенко)

Упражнение №4. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Если вы были в Париже, то вы видели Лувр или видели Эйфелеву башню.

Упражнение №5. Используя логический квадрат, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность:

Все свидетельские показания подтвердились.

Упражнение №6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

В судебном заседании прокурор должен либо поддержать обвинение, либо отказаться от него.

Упражнение №7. Сделайте непосредственное умозаключение путем обращения, если это возможно:

Все преступления – общественно опасные деяния.

Упражнение №8. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая ил нестрогая), приведите символическую запись суждения:

Грибы бывают либо ядовитые, либо неядовитые.

Упражнение №9. Установите правильность определения (в неправильности определения укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение):

Инкриминирование – предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления

Упражнение №10. Определите вид модальностей следующего суждения:

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

ВАРИАНТ №17

Упражнение №1. Опираясь на закон достаточного основания, укажите, в каких рассуждениях этот закон нарушен:

Оттого телега запела, что дёгтю не ела.

Упражнение №2. В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово:

Часть осужденных к лишению свободы не содержится в исправительно-трудовой колонии.

Упражнение №3. Можно ли отнести следующее понятие к неясным:

Бессмысленное утверждение

Упражнение №4. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Если говоришь неправду, то либо ошибаешься, либо обманываешь.

Упражнение №5. Сделайте непосредственное умозаключение путем превращения:

Каждая культурная ценность неповторима.

Упражнение №6. Укажите, каким является данное суждение, общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным, частноотрицательным:

Ряд водоплавающих не дышит жабрами.

Упражнение №7. Определите, какие выводы не противоречат законам логики:

Некоторые птицы не летают. Некоторые птицы – вороны. Значит, некоторые вороны не летают.

Упражнение №8. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

Дитя не плачет – мать не разумеет.

Упражнение №9. В чем двусмысленность диалога?

Перед началом операции хирург намеревается продезинфицировать руки.

Спирту! – приказывает он ассистентке. Больной испугано: - Умоляю вас, доктор, только не перед операцией!

Упражнение №10. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенном суждении:

Сомнительно, что жизнь есть и на других, кроме Земли, планетах.

ВАРИАНТ №18

Упражнение №1. Сохранят ли данные суждения тождество, если выделенные понятия заменить понятиями в скобках?

Французские материалисты XVIII в. выступили с открытой пропагандой атеизма, основанного на выводах из науки о природе и человеке (безбожия, неверия, безверия).

Упражнение №2. В чем заключается неопределенность следующих суждений?

Чтобы петь дифирамбы, не надо кончать консерваторию.

Упражнение №3. В чем двусмысленность диалога?

Перед началом операции хирург намеревается продезинфицировать руки.

Спирту! – приказывает он ассистентке. Больной испугано: - Умоляю вас, доктор, только не перед операцией!

Упражнение №4. В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово:

«Нет адъютанта без аксельбанта» (Прутков).

Упражнение №5. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Если какое-то вещество нагревать, оно расплавиться или испарится, но оно может также взорваться

Упражнение №6. В чем заключается неопределенность следующих суждений?

Планировать приходилось в трудных условиях.

Упражнение №7. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли заключение с необходимостью:

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Н. не освобождается от уголовной ответственности.

Упражнение №8. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенном суждении:

То, что сегодня пошел дождь – чистая случайность.

Упражнение №9. Определите состоятельность обобщений в русских пословицах:

Легко воровать, да тяжело отвечать.

Упражнение №10. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим.

ВАРИАНТ №19

Упражнение №1. Сделайте непосредственное умозаключение путем превращения:

Некоторые приговоры суда не являются обвинительными.

Упражнение №2. Определите вид суждения:

В музее находится одна из последних работ известного художника.

Упражнение №3. В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово:

Подрядчик несет ответственность за недостатки построенного объекта.

Упражнение №4. Определите, является данное понятие единичным, общим или пустым:

Ромб с пятью углами

Упражнение №5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части, (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славою. (Карамзин).

Упражнение №6. Каким является данное понятие, конкретным или абстрактным:

Привлекательность

Упражнение №7. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая ил нестрогая), приведите символическую запись суждения:

Республика может быть парламентской или президентской.

Упражнение №8. Укажите, требования, каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках:

«…Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плаваем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит. Никому до нас нет дела» (Ильф И., Петров Е.).

Упражнение №9. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:

«Кабы молодость да знала, кабы старость да могла, жизнь так часто не хромала, жизнь иначе бы пошла». (Вяземский)

Упражнение №10. Укажите, какие модальные понятия используются в приведенном суждении:

Невозможно и утверждать и отрицать одно и то же.

ВАРИАНТ №20

Упражнение №1. Выражает ли данное предложение суждение:

«Одни поддельные цветы дождя боятся» (Крылов).

Упражнение №2. Сделайте непосредственное умозаключение путем обращения, если это возможно:

Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.

Упражнение №3. Сделайте непосредственное умозаключение путем противопоставления предикату, если это возможно:

Некоторые врачи – невропатологи.

Упражнение №4. Выявите структуру приведенного сложного суждения, укажите, из каких простых суждений они образованы и с помощью каких логических связок:

Тот, кто ясно мыслит, ясно говорит.

Упражнение №5. Укажите, каким является данное суждение, общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным, частноотрицательным:

Люди в подавляющем большинстве хотят добра другим людям.

Упражнение №6. Сохранят ли данные суждения тождество, если выделенные понятия заменить понятиями в скобках?

В случае недостижении соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника).

Упражнение №7. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая ил нестрогая), приведите символическую запись суждения:

Призвание человека состоит не только в том, чтобы понять и сохранить этот мир, но и в том, чтобы сделать его лучше.

Упражнение №8. Выразите в символической записи комбинированное сложное суждение:

Если самолет терпит аварию, то летчик должен либо катапультироваться, либо попытаться посадить машину.

Упражнение №9. Можно ли получить обобщения с помощью индукции?

Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.

Упражнение №10. Определите состоятельность обобщений в русских пословицах:

Что ворам с рук сходит, за то воришек бьют.

ВАРИАНТ №21

Упражнение №1. Сделайте непосредственное у


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: