Прибыль предприятия и рентабельность. Показатели рентабельности

Валовая продукция сельского хозяйства представляет собой суммарное количество произведенной продукции в отрасли за определенный период времени; она состоит из валовой продукции растениеводства и продукции животноводства. Стоимость валовой продукции рассчитывается в сопоставимых ценах и текущих ценах (реализованная часть – по ценам реализации, нетоварная – по себестоимости).

Валовой доход (ВД) равен разнице между стоимостью валовой продукции (ВП) и материальными затратами (МЗ):

ВД = ВП - МЗ.

Чистый доход (ЧП) — это разница между стоимостью валовой продукции и всеми затратами на ее производство (ПЗ):

ЧД = ВП - ПЗ, или ЧД = ВД - ОТ,

где ОТ — затраты на оплату труда.

Прибыль как экономическая категория характеризует финан­совый результат предпринимательской деятельности предприя­тия. Различают валовую прибыль, прибыль от реализации продук­ции и услуг, чистую прибыль.

Валовая прибыль представляет собой общий объем прибыли пред­приятия. В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности: от реализации продукции и услуг; от реализации основных фондов и другого имущества; внереализационные доходы и расходы (доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды; проценты по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; штрафы, пени, неустойки).

Прибыль от реализации продукции (П) рассчитывается путем вычитания из денежной выручки (В) полной (коммерческой) себе­стоимости (ПС):

П = В-ПС.

Чистая прибыль предприятия — это валовая прибыль за вычетом налогов, не включаемых в себестоимость продукции.

Однако абсолютная масса прибыли еще не свидетельствует об эффективности производства. Последнюю характеризует уровень рентабельности продукции — один из основных показателей данной группы, представляющий собой процентное отношение полученной прибыли (П) к полной себестоимости реализованной продукции (ПС):

Данный показатель характеризует величину прибыли, приходящейся на каждую единицу потребленных ресурсов. Например, при уровне рентабельности 30 % на каждые 100 руб. затрат предприятие получает 30 руб. прибыли.

В том случае, когда производство убыточно (нерентабельно), вместо показателя уровень рентабельности с отрицательным знаком (уровень убыточности) может быть использован другой — уровень окупаемости затрат (О3), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой (полной) себестоимости (ПС), выраженное в процентах:

Этот показатель характеризует размер денежной выручки в рас­чете на единицу затрат. Производство рентабельно лишь в том случае, если его величина превышает 100 %.

Показателем рентабельности производства является также норма прибыли (Н), под которой понимается процентное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных (Ф0) и оборотных (Фоб) фондов:

Он характеризует размер прибыли, получаемой на единицу производственных (основных и оборотных) фондов.

Рассчитывают также рентабельность продаж и рентабельность инвестиций:

Рентабельность продаж это отношение прибыли к выручке от реализации продукции выраженное в процентах.

Рентабельность инвестиций - отношение прибыли к сумме инвестированного капитала умноженное на 100.

10. Производительность труда: показатели, измерители, факторы роста

Производительность труда — это результативность полез­ного конкретного труда, которая характеризует эффектив­ность целесообразной производственной деятельности работ­ников предприятия за определённый промежуток времени (час, день, месяц, год).

Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются: выработка продукции за еди­ницу времени; трудоемкость единицы продукции.

Выработка продукции на одного среднесписочного работ­ника за единицу времени определяется по формуле:

где ПТ — производительность труда (выработка) на пред­приятии, руб./чел., шт./чел., норма-час./чел.; Q — объем произведенной продукции в расчётном периоде, руб., шт., нормо-часы; Чср — среднесписочная численность промыш­ленно-производственного персонала, чел.

Для оценки производительности труда в производствен­ных подразделениях применяются следующие методы её из­мерения: натуральный (штуки, тонны, литры и т.д.), трудовой (в нормо-часах) и стоимостной (в рублях).

Производительность труда имеет важное значение в эко­номике предприятия. Рост производительности состоит в со­кращении затрат живого труда на производство единицы про­дукции. Повышение производительности труда является од­ним из важнейших показателей развития предприятия, будучи основным источником расширения производства. Оно ока­зывает значительное влияние на конечные результаты дея­тельности предприятия, такие, как рост объёма выпуска про­дукции (работ, услуг), снижение её себестоимости, увеличе­ние прибыли, повышение эффективности использования основного и оборотного капитала и ряд других экономиче­ских показателей.

Под факторами роста производительности труда понимаются количественные и качественные изменения в технике, техноло­гии, в организации производства, которые, преобразуя процесс труда, способствуют повышению его производительности.

Можно выделить следующие группы факторов:

1. Внедрение инноваций, направленных на повышение технического уровня производства. Это механизация, авто­матизация, компьютеризация производства, внедрение про­грессивных технологических процессов, применение новых видов материалов, совершенствование конструкций изделий.

2. Внедрение инноваций в сфере управления, организации производства и труда. К этой группе факторов можно отнести создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) руково­дителей и специалистов, создание в системе управления пред­приятием рыночных структур, повышение квалификации и мотивации персонала, внедрение автоматизированных сис­тем управления, многостаночного обслуживания и т.д.

3. Изменение структуры и объёма производства. Позволяет добиться роста производительности труда за счёт выпуска менее трудоёмкой продукции, увеличения доли покупных изделий, полуфабрикатов и кооперированных поставок, ди­версификации производства и т.д.

Резервы роста производительности труда - это внутрен­ние потенциальные возможности повышения производитель­ности труда, которые могут быть использованы в планируе­мом периоде без значительных капитальных вложений. Их можно классифицировать:

• в зависимости от места возникновения на: резервы ос­новного производства, резервы вспомогательного и обслу­живающего производства и резервы управления;

• по оценочным показателям на: резервы снижения тру­доёмкости и резервы рабочего времени.

11. Принципы оплаты труда на предприятии. Тарифная система и ее элементы

Понятие заработной платы дано в статье 57 Трудового кодекса Республики Беларусь. В соответствии с данной стать­ёй «заработная плата — это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной фор­ме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фак­тически выполненную работу, а также за периоды, включае­мые в рабочее время».

Различают номинальную и реальную заработные платы. Но­минальная (или денежная) заработная плата — это количество денег, полученных работником за выполненную работу. Ре­альная заработная плата определяется тем количеством това­ров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

В условиях рыночной экономики заработная плата выпол­няет стимулирующую, воспроизводственную и регулирующую функции.

Стимулирующее назначение заработной платы состоит в том, чтобы создать материальную заинтересованность в ин­дивидуальных и коллективных результатах труда, повыше­нии эффективности производства товаров и услуг, улучше­нии качественных показателей работы.

Воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жиз­ненных потребностей работника и его семьи.

Регулирующее назначение заработной платы заключается в ее воздействии на соотношение между спросом и предло­жением рабочей силы, на формирование персонала, числен­ности работников и уровень их занятости.

К числу наиболее характерных принципов организации заработной платы относятся:

• дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работников и условий труда;

• самостоятельность предприятий в вопросах организации и оплаты труда;

• соответствие уровня заработной платы реальным резуль­татам труда;

• постоянный рост номинальной заработной платы;

• материальная заинтересованность работников в дости­жении высоких конечных результатов труда;

• минимальные гарантии размеров оплаты труда;

• обеспечение опережающих темпов роста производитель­ности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы;

• материальная ответственность за выполнение трудовых обязанностей.

Тарифная система — это совокупность нормативных актов, при помощи которых осуществляется дифференциация и ре­гулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации, а также осо­бенностей видов работ, производств, в которых заняты ра­ботники.

Основными элементами, составляющими тарифную систе­му, являются: тарифные сетки, тарифные ставки и тарифно-квалификационные справочники.

Тарифная сетка представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тариф­ных коэффициентов, с помощью которых определяются раз­меры тарифных ставок и окладов, то есть устанавливается зависимость оплаты труда от квалификации работников, слож­ности выполняемых работ и уровня управления.

Тарифные коэффициенты характеризуют соотношения квалификационного уровня работников по разрядам и пока­зывают, во сколько раз тарифные ставки последующих раз­рядов выше ставки первого.

Тарифные ставки определяют величину оплаты труда ра­ботника соответствующего квалификационного разряда за единицу времени — час, день, месяц. На основе тарифных коэффициентов и тарифной ставки первого разряда осуще­ствляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и ква­лификации работников.

Республиканские тарифы оплаты труда определяются в соответствии с Единой тарифной сеткой работников Респуб­лики Беларусь, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификацион­ным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденными в установленном порядке, и та­рифной ставкой первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь.

Тарифно-квалификационные справочники предназначены для тарификации работ и присвоения разрядив рабочим. При помощи тарифно-квалификационных справочников произво­дится тарификация рабочих с 1-го по 8-й разряд, что позво­ляет оценивать сложность той или иной профессии одним и тем же измерителем — номинальной величиной разряда.

Тарифно-квалификационные требования к служащим оп­ределяются исходя из Квалификационного справочника дол­жностей служащих (КДС).

12. Формы и системы оплаты труда

Формы оплаты труда представляют собой способы уста­новления зависимости размера заработной платы работни­ков от затраченного ими труда. В практике организации опла­ты труда используются две формы — сдельная и повременная. При сдельной оплате труда заработная плата работнику (или их группе) начисляется за каждую единицу изготовленной продукции (изделий) или выполненной работы (выраженной в производственных операциях, штуках, килограммах, кубиче­ских метрах и т.д.). При повременной — по установленной та­рифной ставке или окладу за фактически отработанное время.

Выбор той или иной формы оплаты труда обычно обу­словливается особенностями технологии и организации про­изводства, обеспечения качества продукции, форм органи­зации труда и обеспечения рабочей силы. Но все эти факторы характеризуют формы оплаты труда в основном лишь с точ­ки зрения технических условий и возможностей разграниче­ния сферы их применения. Повременная оплата труда вво­дится там, где невозможно использовать сдельную. Действи­тельно, главным признаком размежевания двух форм оплаты груда является возможность количественного измерения про­изводительности труда как отношения объема продукции в натуральном выражении к затратам рабочего времени. Имен­но такая возможность лежит в основе сдельной оплаты. При повременной оплате речь может идти в лучшем случае лишь от оценки эффективности труда как соотношения стоимост­ных измерителей результатов и затрат.

Повременная форма заработной платы предусматривает оплату труда в зависимости от затраченного времени и та­рифной ставки. Она применяется там, где экономически не­целесообразно детально нормировать и учитывать труд, где выработка определяется принятым технологическим режимом и главным является высокое качество продукции.

Оплата труда специалистов и служащих имеет свои осо­бенности. Их труд, как правило, не может нормироваться и поэтому оплачивается повременно за выполнение опреде­ленного круга обязанностей на основе штатно-окладной или контрактной оплаты труда.

Для усиления личной заинтересованности в достижении высоких показателей в работе предприятия применяются раз­личные виды премирования. Предприятия сами разрабаты­вают и утверждают положение о премировании рабочих всех категорий, специалистов и служащих, руководящих работ­ников. Для всех категорий работников премирование осуще­ствляется в зависимости от роста прибыли, снижения себе­стоимости, экономии материальных и топливно-энергети­ческих ресурсов, повышения технического уровня и качества выпускаемой продукции.

Основные виды доплат и надбавок перечислены в Трудо­вом кодексе, нормативных документах Правительства Рес­публики Беларусь. К ним относятся надбавки за высокое профессиональное мастерство, доплаты за: ненормированный рабочий день, руководство бригадой, совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выход­ные дни. Государство устанавливает их минимальный размер.

Каждая форма заработной платы в соответствии с прин­ципами построения подразделяется на системы.

Под системой оплаты труда понимается способ исчисле­ния размера заработной платы, которая подлежит выплате работнику за результаты затраченного им. Применяются сле­дующие системы сдельной формы заработной платы: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная и аккордная.

Основой сдельной оплаты труда является прямая сдельная система, при которой заработок рабочего при индивидуаль­ной оплате прямо пропорционален количеству изготовлен­ной продукции и определяется как произведение количества продукции на сдельную расценку. Разновидностью сдельной оплаты труда является сдельно-премиальная система, при ко­торой заработок складывается из оплаты по прямым сдель­ным расценкам, и премии за выполнение качественных и количественных показателей. Размер премии устанавливает­ся в процентах от основного заработка.

Сдельно-прогрессивная система предусматривает оплату изготовленной продукции в пределах норм по прямым сдель­ным расценкам, а оплату продукции сверх норм - по повы­шенным расценкам.

Косвенно-сдельная система оплаты труда применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих. Заработная плата этой категории работников устанавливается в зависимости от ре­зультатов труда обслуживаемых ими основных рабочих, бри­гад, участков.

Аккордная оплата труда, при которой время выполнения и оплата устанавливаются не по отдельным операциям, а по всей работе в целом и распределяется по исполнителям в со­ответствии с вкладом каждого.

Повременная форма заработной платы предусматривает оплату труда в зависимости от затраченного времени и та­рифной ставки, качества продукции.

Повременная плата подразделяется на два вида - простую повременную и повременно-премиальную. При простой повре­менной заработок определяется произведением тарифной ставки работника и отработанного времени. При повремен­но-премиальной системе работник к окладу и тарифной за­работной плате может получить премию за достижение опре­деленных количественных и качественных показателей.

13 Система технико-экономических показателей для планирования и анализа использования машинно-тракторного парка и их расчет

Эффективность использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется рядом показателей, натураль­ных и стоимостных.

1. Сменная и дневная выработка в условных эталонных гектарах представляет собой отношение объема выполненных механизированных работ к количеству отработанных тракторо-смен или тракторо-дней.

2. Годовая выработка в эталонных гектарах на физический и условный эталонный трактор определяется как отношение объема механизированных работ к количеству физических или условных тракторов.

3. Коэффициент сменности работы тракторов характеризуется отношением количества машино-смен к количеству машино-дней или отношением дневной выработки (Вд) к сменной выработке (Вс):

4.

4. Количество отработанных машино-дней и машино-смен физическим или эталонным трактором определяется как отношение общего количества отработанных машино-дней и машино-смен к числу тракторов.

5. Коэффициент использования тракторного парка (Кит) рассчитывается как отношение количества отработанных машино-дней одним трактором (МД) к годовому фонду рабочего времени (ФРВ):

6. Величина эксплуатационных затрат в расчете на условный эталонный гектар определяется путем деления эксплуатационных затрат на объем механизированных работ. Эксплуатационные затраты включают оплату труда механизаторов и вспомогательных рабочих, стоимость топлива и смазочных материалов, амортизационные отчисления по тракторам и сельскохозяйственным машинам, затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты тракторов и машин, затраты на хранение машин.

7. Себестоимость условного эталонного гектара механизированных работ определяется отношением производственных затрат по эксплуатации техники к объему механизированных работ.

За единицу учета суммарных объемов тракторных работ прини­мается «условный эталонный гектар» (условно-натуральная единица), то есть объем работ, соответствующий вспашке 1 га в следующих (принимаемых за эталонные) условиях:

удельное сопротивление 0,5 кг/см2 при скорости движения агрегата 5 км/ч;

агрофон — стерня зерновых колосовых на почвах средней плот­ности по несущей поверхности (средние суглинки) с влажностью почвы до 20—22 %;

глубина обработки 20—22 см (средняя 21 см); ровный рельеф (угол склона до Г); длина гона 800 м; высота над уровнем моря до 200 м; каменистость и препятствия отсутствуют. Перевод физического объема тракторных работ в условные. эталонные гектары производится путем умножения количества выполненных сменных технически обоснованных норм выра­ботки трактором данной марки на его сменную эталонную вы­работку:

,

где Оу — объем работ в условных эталонных гектарах; Оф — физический объем работ; Н — технически обоснованная сменная норма выработки трактора; К — коэффициент перевода в эталонные тракторы, численно равный сменной эталон­ной выработке, усл.эт. га; п — количество нормо-смен.

Использование комбайнов (зерноуборочных, картофелеуборочных, силосоуборочных и т. д.) определяют следующие показатели:

сезонная выработка, га;

дневная (суточная) выработка, га;

число дней работы за сезон.

Планирование объемов транспортных работ. Расчет потребности в транспортных средствах

Грузами называются все предметы с мо­мента приема их к перевозке до момента сдачи грузопо­лучателю. Груз состоит из товара и тары. Чистая масса груза получила название нетто, масса тары — тара, а общая масса товара и тары — брутто. Многие грузы не имеют тары и называются бестарными. При перевозке массу груза учитывают в тоннах.

Сельскохозяйственные грузы классифицируются по следующим основным признакам:

· физико-механическим и биохимическим свойствам;

· степени использования грузоподъемности транспортных средств;

· способу механизированной погрузки-разгрузки;

· срочности и периодичности перевозок;

· количеству единовременно перевозимых грузов;

· условиям перевозок.

По физико-механическим свойствам различают грузы:

- твердые: навалочные, к которым относятся грузы, перевозимые навалом без упаковки (овощи, дрова, каменный уголь, торф); сы­пучие, или насыпные (зерно, строительные материалы и др.), пе­ревозимые насыпью;

- жидкие, или наливные (молоко, аммиачная вода, жидкое топ­ливо и др.), требующие для перевозки специальной тары или цис­терн;

- газообразные (кислород).

По размерам грузы подразделяют на габаритные, которые сво­бодно помещаются в стандартный кузов автомобиля; негабарит­ные (машины, станки, строительные конструкции) шириной свы­ше 2 м, высотой более 2,5 м и длиной более 3 м, которые требуют специализированных средств или переоборудованного кузова; длинномерные, превышающие длину стандартного кузова более чем на одну треть (трубы, балки). Для перевозки применяются одно- и двухосные прицепы — роспуски или специализированный подвижной состав.

По массе грузы делят на обыкновенные, тяжеловесные и легкие.

К обыкновенным относятся штучные грузы массой до 250 кг и которые нагружаются накатом (бочки, катки с кабелем массой до 400 кг). Для перевозки этих грузов используют стандартные бортовые автомобили.

К тяжеловесным относятся штучные грузы с массой отдельного более 250 кг (для катаных грузов — 400 кг), погрузку и разгрузку их осуществляют механизированным способом. Для перевозки таких грузов необходимо применять специальные автомобили большой или особо большой грузоподъемности или низкорамныe прицепы-тяжеловозы.

К легким грузам относятся солома, сено, хлопок, пустая тара и др..

Для целей планирования и нормирова­ния труда на автотранспортных работах широко исполь­зуется такой классификационный признак, как плот­ность груза (т/м3), что выражается в коэффициенте воз­можного использования грузоподъемности автомобилей и прицепов (кгр). Данный коэффициент определяется отношением количества груза в кузове в допустимых га­баритах (т) к номинальной грузоподъемности транспорт­ного средства (автомобиля, прицепа, полуприцепа).

В зависимости от этого все грузы подразделяют на четыре класса:

К I классу отнесены грузы, имеющие массу 1 м3 более 700 кг и позволяющие полностью использо­вать грузоподъемность автомобиля: зерно, стройматериа­лы, минеральные удобрения и т. д., для которых кгр =1;

Ко II классу причис­лены грузы, имеющие массу 1 м3 600—700 кг и использую­щие грузоподъемность на 70—90 %: картофель, корне­плоды, маловесное зерно (овес, гречиха), навоз. Здесь кгр =0,99 -0,71 (в среднем для расчетов 0,85);

К III классу отнесены грузы с массой 1 м3 500 - 600 кг, исполь­зующие грузоподъемность на 50—70 %: плоды, овощи, зеленая масса. Здесь кгр =0,7-0,51 (в среднем для расчетов 0,6);

Грузы IV класса грузы с массой 1 м3 300 - 500 кг и менее — наименее транспортабельные и объемистые, исполь­зующие грузоподъемность на 30—50 %: сенажная масса, сено, солома и т.д. Здесь кгр =0,50 - 0,3 (в среднем для расчетов 0,4). Чтобы эффективнее использовать автотранспорт при перевозке грузов III и IV классов, следует наращивать борта автомобилей, приспосабливать для перевозок специальные вместительные кузова-прицепы.

Основные виды сельскохозяйственных грузов (зерно, сахарная свекла, овощи, силос, комбикорма, сено прессованное) относятся ко II классу. Возможны случаи, когда грузы одного наименования в зависимости от их физического состояния и упаковки можно от­нести к разным классам. Так, солому и сено, прессованные в тю­ках, относят ко II, а непрессованные — к IV классу.

При отнесении грузов к тому или иному классу в первую оче­редь учитывают их плотность (ρ, т/м3).

Грузы, у которых ρ < 2,0, относят к весьма легким, с ρ = 0,21 — 0,60 — к легким, с ρ = 0,61—0,99 — к грузам средней тяжести и с ρ ≥ 1,0 — к тяжелым.

При данной плотности груза коэффициент использования гру­зоподъемности зависит от габаритов грузовой платформы или бункера, вида тары:

где Sпл — площадь грузовой платформы, м2; h — высота укладки груза, считая от пола платформы, м; Гн — номинальная грузоподъемность транспортного средства, т.

Чтобы эф­фективнее использовать автотранспорт при перевозках грузов III, и IV классов, следует наращивать борта авто­мобилей, приспосабливать специальные вместительные кузова-прицепы.

По способу механизированной погрузки-разгрузкиразличают гру­зы: насыпные и навалочные, допускающие перевозку и хранение без тары, а погрузку и выгрузку — сбросом; наливные, штучные, тар­ные и бестарные. Около 70 % сельскохозяйственных грузов отно­сятся к насыпным.

По срочности и периодичности перевозокразличают две группы грузов: грузы, подлежащие перевозке в сжатые сроки, лимитируе­мые агротехническими требованиями (продукты урожая в период массовой уборки и вывозки урожая и т. д.), либо скоропортящиеся грузы (молоко) и грузы, перевозки которых могут быть растянуты на более длительный срок.

По количеству одновременно перевозимых грузових подразделя­ют на массовые и мелкопартионные.

Массовые грузы перевозят крупными партиями в течение про­должительного времени. Перевозка их носит сезонный характер и связана со сроками уборки.

Мелкопартионные грузы транспортируют небольшими партия­ми (вывоз молока).

По условиям перевозокгрузы делят на обычные — не требующие специально приспособленного подвижного состава; скоропортя­щиеся — требующие соблюдения особых санитарных и темпера­турных режимов; с резким и неприятным запахом — перевозят в специально приспособленных кузовах; антисанитарные — мусор и т.п.; живность — для перевозки необходимы специально приспо­собленные автомобили (скотовозы, птицевозы и пр.).

Приведенная классификация затрагивает лишь основные раз­новидности грузов, в действительности их номенклатура значи­тельно шире.

При составлении производственной программы транспортных работ определяют объемы перевозок (грузообъем), т.е. количество груза (в тоннах), которое перевезено, перевозится или подлежит перевозке за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Для учета транспортных работ кроме грузообъема используется грузооборот. Он рассчитывается умножением грузообъема (т) отдельных видов грузов на расстояние их перевозки (км) и измеряется в ткм.

Грузооборот (Р) и объем перевозок (Q) взаимосвязанные показатели, зависимость между которыми выражается следующим образом:

P = Q * l или Q = P / l,

где l –расстояние перевозки, км.

При планировании объема транспортных работ используются следующие различные методические подходы:

I. Определяются возможные грузопотоки и физический объем перевозимых грузов. Для этого устанавливаются места погрузки и разгрузки, составляется схема перевозок, рассчитывается объем грузов по видам (Q1, Q2, …, Qn) и определяется среднее расстояние перевозок (l1, l2, …, ln).

II. Рассчитывается общая масса груза (по видам), коэффициент повторности перевозок, среднее расстояние перевозок.

Так как в сельском хозяйстве много повторных перевозок (один и тот же груз перемещается несколько раз), фактический объем перевозок значительно превышает количество (массу) грузов, отправленных с первоначального пункта. Повторность перевозок, связанна с техническими особенностями производства и поэтому, как правило, неизбежна.

III. Определение возможного объема транспортных работ на основе численности и состава автопарка (марок), автомобилей, его технической готовности и производительности. Для этого рассчитывается:

- среднегодовое число автомобилей по маркам:

где АДх - пребывание (нахождение) машин в хозяйстве, автомобиле- дней;

Дг –календарное количество дней в году;

Ан –количество машин на начало планируемого года;

Ав –количество автомашин, подлежащих выбытию(списанию);

АДп –пребывание в хозяйстве приобретаемых автомашин автомобиле- дней;

АДв –пребывание в хозяйстве выбывающих автомашин, автомобиле- дней.

Чтобы определить возможный объем транспортной работы, определяют число автомобиле – дни в работе по следующей формуле:

АДр =АДх –(АДрем +Адвых +АДпр),

где АДрем –нахождение в ремонте, на ТО или в ожидании его, автомобиле –дни;

АДвых –выходные и праздничные автомобиле –дни;

АДпр –простой по прочим причинам, автомобиле-дни.

Количество автомобиле–дней в ремонте и на ТО рассчитывается по каждой марке машины на основе срока эксплуатации, данных о межремонтных сроках и периодичности ТО, а также норматива времени простоя в ремонте и на ТО (согласно трудоемкости ремонтных воздействий).

Количество выходных дней в году зависит от режима работы автопарка и наличия подменных водителей. Если их нет, то пришестидневной рабочей недели в году будет 52 выходных и 8 праздничных дней, если праздничные дни не совпадают с выходными.

Автомобиле–дни простоя по прочим причинам принимаются по данным хозяйства на основании анализа простоев за последние 3 –5 лет.

Коэффициент использования автопарка определяется по формуле

.

Коэффициент технической готовности рассчитывается следующим образом

где АДт.испр . –пребывание в хозяйстве технически исправных автомобилей, автомобиле –дни.

Далее рассчитывают общую грузоподъемность (суммарный тоннаж) автомобилей (S Г) и среднюю грузоподъемность автомобиля ():

S Г = n1 г1 + n2 г2 + … + niгi,

,

где ni – количество единиц подвижного состава соответствующей i-й марки (модели), шт.;

гi – номинальная грузоподъемность i-й марки, установленная заводом-изготовителем, т.

Показатели пробега планируются с учетом фактических показателей прошлого года и мероприятий по улучшению использования автотранспорта в планируемом году.

Общий пробег автомашин рассчитывают по формуле, км

Lобщ =lсут *АДр,

где lсут – среднесуточный пробег одной автомашины, км.

Пробег с грузом рассчитывается по формуле, км

Lгр = Lобщ * Кпр,

где кпр – коэффициент использования пробега, который определяют отношением пробега с грузом к общему пробегу.

В СПК и госхозах РБ коэффициент использования пробега колеблется от 0,45 до 0,55.

Коэффициент использования грузоподъемности рассчитывают

,

где Q –объем перевозимых грузов, т;

г –грузоподъемность транспортного средства, т;

ne – количество ездок, выполняемое за определенный промежуток времени:

,

где Tн –время в наряде, (смена, сутки),ч:

Tн = Тд + Тп;

Тд –время, затрачиваемое непосредственно на движение, ч;

Тп –потери на погрузочно – разгрузочные работы, ч;

te – время одной ездки, ч:

te = tn +tдг +tр +tдх,

где tn –время погрузки, ч;

tдг –время движения с грузом, ч;

tр -время разгрузки, ч;

tдх –время движения без груза (холостой пробег), ч.
Годовой грузооборот определяют по формулам, т-км

Рткм = г * кгр * Lгр или

Рткм = АДр *lсутпр *г *кгр либо

Рткм = Lобщпр *г *кгр

При текущем (оперативном) планировании потребность в автомобильных средствах может быть определена по следующей формуле:

где Qт и Рт- км- соответственно объем работы в т и т-км;

- коэффициент сменности;

Н’в см и Н”в см- сменная норма выработки установленная в хозяйстве на данную транспортную работу соответственно в т и т-км;

Др- продолжительность выполнения транспортной работы данного вида, дни.

Если автомобили обслуживают комбайны или машинно-тракторные агрегаты, то потребность в них определяется из условия равенства суммарной часовой (сменной) производительности сельскохозяйственных машин (агрегатов) и транспортных средств с учетом времени загрузки (выгрузки), маневрирования и ожидания.

Расчет ведут по следующей формуле:

,

где nк- число комбайнов или других сельскохозяйственных машин;

Нвк- норма выработки комбайнов (час, сменная),т;

Нва- норма выработки автомобилей (час, сменная),т.

Для обеспечения высокой производительности работы машинно-тракторных агрегатов в каждой конкретном случае требуется определяется число транспортных средств данного типа. Их недостаток приводит к простоям полевых агрегатов, а избыток к простоям самих транспортных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: