Валовая продукция сельского хозяйства представляет собой суммарное количество произведенной продукции в отрасли за определенный период времени; она состоит из валовой продукции растениеводства и продукции животноводства. Стоимость валовой продукции рассчитывается в сопоставимых ценах и текущих ценах (реализованная часть – по ценам реализации, нетоварная – по себестоимости).
Валовой доход (ВД) равен разнице между стоимостью валовой продукции (ВП) и материальными затратами (МЗ):
ВД = ВП - МЗ.
Чистый доход (ЧП) — это разница между стоимостью валовой продукции и всеми затратами на ее производство (ПЗ):
ЧД = ВП - ПЗ, или ЧД = ВД - ОТ,
где ОТ — затраты на оплату труда.
Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Различают валовую прибыль, прибыль от реализации продукции и услуг, чистую прибыль.
Валовая прибыль представляет собой общий объем прибыли предприятия. В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности: от реализации продукции и услуг; от реализации основных фондов и другого имущества; внереализационные доходы и расходы (доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды; проценты по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; штрафы, пени, неустойки).
|
|
Прибыль от реализации продукции (П) рассчитывается путем вычитания из денежной выручки (В) полной (коммерческой) себестоимости (ПС):
П = В-ПС.
Чистая прибыль предприятия — это валовая прибыль за вычетом налогов, не включаемых в себестоимость продукции.
Однако абсолютная масса прибыли еще не свидетельствует об эффективности производства. Последнюю характеризует уровень рентабельности продукции — один из основных показателей данной группы, представляющий собой процентное отношение полученной прибыли (П) к полной себестоимости реализованной продукции (ПС):
Данный показатель характеризует величину прибыли, приходящейся на каждую единицу потребленных ресурсов. Например, при уровне рентабельности 30 % на каждые 100 руб. затрат предприятие получает 30 руб. прибыли.
В том случае, когда производство убыточно (нерентабельно), вместо показателя уровень рентабельности с отрицательным знаком (уровень убыточности) может быть использован другой — уровень окупаемости затрат (О3), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой (полной) себестоимости (ПС), выраженное в процентах:
Этот показатель характеризует размер денежной выручки в расчете на единицу затрат. Производство рентабельно лишь в том случае, если его величина превышает 100 %.
|
|
Показателем рентабельности производства является также норма прибыли (Н), под которой понимается процентное отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных (Ф0) и оборотных (Фоб) фондов:
Он характеризует размер прибыли, получаемой на единицу производственных (основных и оборотных) фондов.
Рассчитывают также рентабельность продаж и рентабельность инвестиций:
Рентабельность продаж это отношение прибыли к выручке от реализации продукции выраженное в процентах.
Рентабельность инвестиций - отношение прибыли к сумме инвестированного капитала умноженное на 100.
10. Производительность труда: показатели, измерители, факторы роста
Производительность труда — это результативность полезного конкретного труда, которая характеризует эффективность целесообразной производственной деятельности работников предприятия за определённый промежуток времени (час, день, месяц, год).
Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются: выработка продукции за единицу времени; трудоемкость единицы продукции.
Выработка продукции на одного среднесписочного работника за единицу времени определяется по формуле:
где ПТ — производительность труда (выработка) на предприятии, руб./чел., шт./чел., норма-час./чел.; Q — объем произведенной продукции в расчётном периоде, руб., шт., нормо-часы; Чср — среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.
Для оценки производительности труда в производственных подразделениях применяются следующие методы её измерения: натуральный (штуки, тонны, литры и т.д.), трудовой (в нормо-часах) и стоимостной (в рублях).
Производительность труда имеет важное значение в экономике предприятия. Рост производительности состоит в сокращении затрат живого труда на производство единицы продукции. Повышение производительности труда является одним из важнейших показателей развития предприятия, будучи основным источником расширения производства. Оно оказывает значительное влияние на конечные результаты деятельности предприятия, такие, как рост объёма выпуска продукции (работ, услуг), снижение её себестоимости, увеличение прибыли, повышение эффективности использования основного и оборотного капитала и ряд других экономических показателей.
Под факторами роста производительности труда понимаются количественные и качественные изменения в технике, технологии, в организации производства, которые, преобразуя процесс труда, способствуют повышению его производительности.
Можно выделить следующие группы факторов:
1. Внедрение инноваций, направленных на повышение технического уровня производства. Это механизация, автоматизация, компьютеризация производства, внедрение прогрессивных технологических процессов, применение новых видов материалов, совершенствование конструкций изделий.
2. Внедрение инноваций в сфере управления, организации производства и труда. К этой группе факторов можно отнести создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) руководителей и специалистов, создание в системе управления предприятием рыночных структур, повышение квалификации и мотивации персонала, внедрение автоматизированных систем управления, многостаночного обслуживания и т.д.
3. Изменение структуры и объёма производства. Позволяет добиться роста производительности труда за счёт выпуска менее трудоёмкой продукции, увеличения доли покупных изделий, полуфабрикатов и кооперированных поставок, диверсификации производства и т.д.
Резервы роста производительности труда - это внутренние потенциальные возможности повышения производительности труда, которые могут быть использованы в планируемом периоде без значительных капитальных вложений. Их можно классифицировать:
|
|
• в зависимости от места возникновения на: резервы основного производства, резервы вспомогательного и обслуживающего производства и резервы управления;
• по оценочным показателям на: резервы снижения трудоёмкости и резервы рабочего времени.
11. Принципы оплаты труда на предприятии. Тарифная система и ее элементы
Понятие заработной платы дано в статье 57 Трудового кодекса Республики Беларусь. В соответствии с данной статьёй «заработная плата — это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время».
Различают номинальную и реальную заработные платы. Номинальная (или денежная) заработная плата — это количество денег, полученных работником за выполненную работу. Реальная заработная плата определяется тем количеством товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.
В условиях рыночной экономики заработная плата выполняет стимулирующую, воспроизводственную и регулирующую функции.
Стимулирующее назначение заработной платы состоит в том, чтобы создать материальную заинтересованность в индивидуальных и коллективных результатах труда, повышении эффективности производства товаров и услуг, улучшении качественных показателей работы.
Воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи.
Регулирующее назначение заработной платы заключается в ее воздействии на соотношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование персонала, численности работников и уровень их занятости.
К числу наиболее характерных принципов организации заработной платы относятся:
• дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работников и условий труда;
|
|
• самостоятельность предприятий в вопросах организации и оплаты труда;
• соответствие уровня заработной платы реальным результатам труда;
• постоянный рост номинальной заработной платы;
• материальная заинтересованность работников в достижении высоких конечных результатов труда;
• минимальные гарантии размеров оплаты труда;
• обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы;
• материальная ответственность за выполнение трудовых обязанностей.
•
Тарифная система — это совокупность нормативных актов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств, в которых заняты работники.
Основными элементами, составляющими тарифную систему, являются: тарифные сетки, тарифные ставки и тарифно-квалификационные справочники.
Тарифная сетка представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых определяются размеры тарифных ставок и окладов, то есть устанавливается зависимость оплаты труда от квалификации работников, сложности выполняемых работ и уровня управления.
Тарифные коэффициенты характеризуют соотношения квалификационного уровня работников по разрядам и показывают, во сколько раз тарифные ставки последующих разрядов выше ставки первого.
Тарифные ставки определяют величину оплаты труда работника соответствующего квалификационного разряда за единицу времени — час, день, месяц. На основе тарифных коэффициентов и тарифной ставки первого разряда осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников.
Республиканские тарифы оплаты труда определяются в соответствии с Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденными в установленном порядке, и тарифной ставкой первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь.
Тарифно-квалификационные справочники предназначены для тарификации работ и присвоения разрядив рабочим. При помощи тарифно-квалификационных справочников производится тарификация рабочих с 1-го по 8-й разряд, что позволяет оценивать сложность той или иной профессии одним и тем же измерителем — номинальной величиной разряда.
Тарифно-квалификационные требования к служащим определяются исходя из Квалификационного справочника должностей служащих (КДС).
12. Формы и системы оплаты труда
Формы оплаты труда представляют собой способы установления зависимости размера заработной платы работников от затраченного ими труда. В практике организации оплаты труда используются две формы — сдельная и повременная. При сдельной оплате труда заработная плата работнику (или их группе) начисляется за каждую единицу изготовленной продукции (изделий) или выполненной работы (выраженной в производственных операциях, штуках, килограммах, кубических метрах и т.д.). При повременной — по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.
Выбор той или иной формы оплаты труда обычно обусловливается особенностями технологии и организации производства, обеспечения качества продукции, форм организации труда и обеспечения рабочей силы. Но все эти факторы характеризуют формы оплаты труда в основном лишь с точки зрения технических условий и возможностей разграничения сферы их применения. Повременная оплата труда вводится там, где невозможно использовать сдельную. Действительно, главным признаком размежевания двух форм оплаты груда является возможность количественного измерения производительности труда как отношения объема продукции в натуральном выражении к затратам рабочего времени. Именно такая возможность лежит в основе сдельной оплаты. При повременной оплате речь может идти в лучшем случае лишь от оценки эффективности труда как соотношения стоимостных измерителей результатов и затрат.
Повременная форма заработной платы предусматривает оплату труда в зависимости от затраченного времени и тарифной ставки. Она применяется там, где экономически нецелесообразно детально нормировать и учитывать труд, где выработка определяется принятым технологическим режимом и главным является высокое качество продукции.
Оплата труда специалистов и служащих имеет свои особенности. Их труд, как правило, не может нормироваться и поэтому оплачивается повременно за выполнение определенного круга обязанностей на основе штатно-окладной или контрактной оплаты труда.
Для усиления личной заинтересованности в достижении высоких показателей в работе предприятия применяются различные виды премирования. Предприятия сами разрабатывают и утверждают положение о премировании рабочих всех категорий, специалистов и служащих, руководящих работников. Для всех категорий работников премирование осуществляется в зависимости от роста прибыли, снижения себестоимости, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, повышения технического уровня и качества выпускаемой продукции.
Основные виды доплат и надбавок перечислены в Трудовом кодексе, нормативных документах Правительства Республики Беларусь. К ним относятся надбавки за высокое профессиональное мастерство, доплаты за: ненормированный рабочий день, руководство бригадой, совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни. Государство устанавливает их минимальный размер.
Каждая форма заработной платы в соответствии с принципами построения подразделяется на системы.
Под системой оплаты труда понимается способ исчисления размера заработной платы, которая подлежит выплате работнику за результаты затраченного им. Применяются следующие системы сдельной формы заработной платы: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная и аккордная.
Основой сдельной оплаты труда является прямая сдельная система, при которой заработок рабочего при индивидуальной оплате прямо пропорционален количеству изготовленной продукции и определяется как произведение количества продукции на сдельную расценку. Разновидностью сдельной оплаты труда является сдельно-премиальная система, при которой заработок складывается из оплаты по прямым сдельным расценкам, и премии за выполнение качественных и количественных показателей. Размер премии устанавливается в процентах от основного заработка.
Сдельно-прогрессивная система предусматривает оплату изготовленной продукции в пределах норм по прямым сдельным расценкам, а оплату продукции сверх норм - по повышенным расценкам.
Косвенно-сдельная система оплаты труда применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих. Заработная плата этой категории работников устанавливается в зависимости от результатов труда обслуживаемых ими основных рабочих, бригад, участков.
Аккордная оплата труда, при которой время выполнения и оплата устанавливаются не по отдельным операциям, а по всей работе в целом и распределяется по исполнителям в соответствии с вкладом каждого.
Повременная форма заработной платы предусматривает оплату труда в зависимости от затраченного времени и тарифной ставки, качества продукции.
Повременная плата подразделяется на два вида - простую повременную и повременно-премиальную. При простой повременной заработок определяется произведением тарифной ставки работника и отработанного времени. При повременно-премиальной системе работник к окладу и тарифной заработной плате может получить премию за достижение определенных количественных и качественных показателей.
13 Система технико-экономических показателей для планирования и анализа использования машинно-тракторного парка и их расчет
Эффективность использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется рядом показателей, натуральных и стоимостных.
1. Сменная и дневная выработка в условных эталонных гектарах представляет собой отношение объема выполненных механизированных работ к количеству отработанных тракторо-смен или тракторо-дней.
2. Годовая выработка в эталонных гектарах на физический и условный эталонный трактор определяется как отношение объема механизированных работ к количеству физических или условных тракторов.
3. Коэффициент сменности работы тракторов характеризуется отношением количества машино-смен к количеству машино-дней или отношением дневной выработки (Вд) к сменной выработке (Вс):
4.
4. Количество отработанных машино-дней и машино-смен физическим или эталонным трактором определяется как отношение общего количества отработанных машино-дней и машино-смен к числу тракторов.
5. Коэффициент использования тракторного парка (Кит) рассчитывается как отношение количества отработанных машино-дней одним трактором (МД) к годовому фонду рабочего времени (ФРВ):
6. Величина эксплуатационных затрат в расчете на условный эталонный гектар определяется путем деления эксплуатационных затрат на объем механизированных работ. Эксплуатационные затраты включают оплату труда механизаторов и вспомогательных рабочих, стоимость топлива и смазочных материалов, амортизационные отчисления по тракторам и сельскохозяйственным машинам, затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты тракторов и машин, затраты на хранение машин.
7. Себестоимость условного эталонного гектара механизированных работ определяется отношением производственных затрат по эксплуатации техники к объему механизированных работ.
За единицу учета суммарных объемов тракторных работ принимается «условный эталонный гектар» (условно-натуральная единица), то есть объем работ, соответствующий вспашке 1 га в следующих (принимаемых за эталонные) условиях:
удельное сопротивление 0,5 кг/см2 при скорости движения агрегата 5 км/ч;
агрофон — стерня зерновых колосовых на почвах средней плотности по несущей поверхности (средние суглинки) с влажностью почвы до 20—22 %;
глубина обработки 20—22 см (средняя 21 см); ровный рельеф (угол склона до Г); длина гона 800 м; высота над уровнем моря до 200 м; каменистость и препятствия отсутствуют. Перевод физического объема тракторных работ в условные. эталонные гектары производится путем умножения количества выполненных сменных технически обоснованных норм выработки трактором данной марки на его сменную эталонную выработку:
,
где Оу — объем работ в условных эталонных гектарах; Оф — физический объем работ; Н — технически обоснованная сменная норма выработки трактора; К — коэффициент перевода в эталонные тракторы, численно равный сменной эталонной выработке, усл.эт. га; п — количество нормо-смен.
Использование комбайнов (зерноуборочных, картофелеуборочных, силосоуборочных и т. д.) определяют следующие показатели:
сезонная выработка, га;
дневная (суточная) выработка, га;
число дней работы за сезон.
Планирование объемов транспортных работ. Расчет потребности в транспортных средствах
Грузами называются все предметы с момента приема их к перевозке до момента сдачи грузополучателю. Груз состоит из товара и тары. Чистая масса груза получила название нетто, масса тары — тара, а общая масса товара и тары — брутто. Многие грузы не имеют тары и называются бестарными. При перевозке массу груза учитывают в тоннах.
Сельскохозяйственные грузы классифицируются по следующим основным признакам:
· физико-механическим и биохимическим свойствам;
· степени использования грузоподъемности транспортных средств;
· способу механизированной погрузки-разгрузки;
· срочности и периодичности перевозок;
· количеству единовременно перевозимых грузов;
· условиям перевозок.
По физико-механическим свойствам различают грузы:
- твердые: навалочные, к которым относятся грузы, перевозимые навалом без упаковки (овощи, дрова, каменный уголь, торф); сыпучие, или насыпные (зерно, строительные материалы и др.), перевозимые насыпью;
- жидкие, или наливные (молоко, аммиачная вода, жидкое топливо и др.), требующие для перевозки специальной тары или цистерн;
- газообразные (кислород).
По размерам грузы подразделяют на габаритные, которые свободно помещаются в стандартный кузов автомобиля; негабаритные (машины, станки, строительные конструкции) шириной свыше 2 м, высотой более 2,5 м и длиной более 3 м, которые требуют специализированных средств или переоборудованного кузова; длинномерные, превышающие длину стандартного кузова более чем на одну треть (трубы, балки). Для перевозки применяются одно- и двухосные прицепы — роспуски или специализированный подвижной состав.
По массе грузы делят на обыкновенные, тяжеловесные и легкие.
К обыкновенным относятся штучные грузы массой до 250 кг и которые нагружаются накатом (бочки, катки с кабелем массой до 400 кг). Для перевозки этих грузов используют стандартные бортовые автомобили.
К тяжеловесным относятся штучные грузы с массой отдельного более 250 кг (для катаных грузов — 400 кг), погрузку и разгрузку их осуществляют механизированным способом. Для перевозки таких грузов необходимо применять специальные автомобили большой или особо большой грузоподъемности или низкорамныe прицепы-тяжеловозы.
К легким грузам относятся солома, сено, хлопок, пустая тара и др..
Для целей планирования и нормирования труда на автотранспортных работах широко используется такой классификационный признак, как плотность груза (т/м3), что выражается в коэффициенте возможного использования грузоподъемности автомобилей и прицепов (кгр). Данный коэффициент определяется отношением количества груза в кузове в допустимых габаритах (т) к номинальной грузоподъемности транспортного средства (автомобиля, прицепа, полуприцепа).
В зависимости от этого все грузы подразделяют на четыре класса:
К I классу отнесены грузы, имеющие массу 1 м3 более 700 кг и позволяющие полностью использовать грузоподъемность автомобиля: зерно, стройматериалы, минеральные удобрения и т. д., для которых кгр =1;
Ко II классу причислены грузы, имеющие массу 1 м3 600—700 кг и использующие грузоподъемность на 70—90 %: картофель, корнеплоды, маловесное зерно (овес, гречиха), навоз. Здесь кгр =0,99 -0,71 (в среднем для расчетов 0,85);
К III классу отнесены грузы с массой 1 м3 500 - 600 кг, использующие грузоподъемность на 50—70 %: плоды, овощи, зеленая масса. Здесь кгр =0,7-0,51 (в среднем для расчетов 0,6);
Грузы IV класса грузы с массой 1 м3 300 - 500 кг и менее — наименее транспортабельные и объемистые, использующие грузоподъемность на 30—50 %: сенажная масса, сено, солома и т.д. Здесь кгр =0,50 - 0,3 (в среднем для расчетов 0,4). Чтобы эффективнее использовать автотранспорт при перевозке грузов III и IV классов, следует наращивать борта автомобилей, приспосабливать для перевозок специальные вместительные кузова-прицепы.
Основные виды сельскохозяйственных грузов (зерно, сахарная свекла, овощи, силос, комбикорма, сено прессованное) относятся ко II классу. Возможны случаи, когда грузы одного наименования в зависимости от их физического состояния и упаковки можно отнести к разным классам. Так, солому и сено, прессованные в тюках, относят ко II, а непрессованные — к IV классу.
При отнесении грузов к тому или иному классу в первую очередь учитывают их плотность (ρ, т/м3).
Грузы, у которых ρ < 2,0, относят к весьма легким, с ρ = 0,21 — 0,60 — к легким, с ρ = 0,61—0,99 — к грузам средней тяжести и с ρ ≥ 1,0 — к тяжелым.
При данной плотности груза коэффициент использования грузоподъемности зависит от габаритов грузовой платформы или бункера, вида тары:
где Sпл — площадь грузовой платформы, м2; h — высота укладки груза, считая от пола платформы, м; Гн — номинальная грузоподъемность транспортного средства, т.
Чтобы эффективнее использовать автотранспорт при перевозках грузов III, и IV классов, следует наращивать борта автомобилей, приспосабливать специальные вместительные кузова-прицепы.
По способу механизированной погрузки-разгрузкиразличают грузы: насыпные и навалочные, допускающие перевозку и хранение без тары, а погрузку и выгрузку — сбросом; наливные, штучные, тарные и бестарные. Около 70 % сельскохозяйственных грузов относятся к насыпным.
По срочности и периодичности перевозокразличают две группы грузов: грузы, подлежащие перевозке в сжатые сроки, лимитируемые агротехническими требованиями (продукты урожая в период массовой уборки и вывозки урожая и т. д.), либо скоропортящиеся грузы (молоко) и грузы, перевозки которых могут быть растянуты на более длительный срок.
По количеству одновременно перевозимых грузових подразделяют на массовые и мелкопартионные.
Массовые грузы перевозят крупными партиями в течение продолжительного времени. Перевозка их носит сезонный характер и связана со сроками уборки.
Мелкопартионные грузы транспортируют небольшими партиями (вывоз молока).
По условиям перевозокгрузы делят на обычные — не требующие специально приспособленного подвижного состава; скоропортящиеся — требующие соблюдения особых санитарных и температурных режимов; с резким и неприятным запахом — перевозят в специально приспособленных кузовах; антисанитарные — мусор и т.п.; живность — для перевозки необходимы специально приспособленные автомобили (скотовозы, птицевозы и пр.).
Приведенная классификация затрагивает лишь основные разновидности грузов, в действительности их номенклатура значительно шире.
При составлении производственной программы транспортных работ определяют объемы перевозок (грузообъем), т.е. количество груза (в тоннах), которое перевезено, перевозится или подлежит перевозке за определенный период времени (месяц, квартал, год).
Для учета транспортных работ кроме грузообъема используется грузооборот. Он рассчитывается умножением грузообъема (т) отдельных видов грузов на расстояние их перевозки (км) и измеряется в ткм.
Грузооборот (Р) и объем перевозок (Q) взаимосвязанные показатели, зависимость между которыми выражается следующим образом:
P = Q * l или Q = P / l,
где l –расстояние перевозки, км.
При планировании объема транспортных работ используются следующие различные методические подходы:
I. Определяются возможные грузопотоки и физический объем перевозимых грузов. Для этого устанавливаются места погрузки и разгрузки, составляется схема перевозок, рассчитывается объем грузов по видам (Q1, Q2, …, Qn) и определяется среднее расстояние перевозок (l1, l2, …, ln).
II. Рассчитывается общая масса груза (по видам), коэффициент повторности перевозок, среднее расстояние перевозок.
Так как в сельском хозяйстве много повторных перевозок (один и тот же груз перемещается несколько раз), фактический объем перевозок значительно превышает количество (массу) грузов, отправленных с первоначального пункта. Повторность перевозок, связанна с техническими особенностями производства и поэтому, как правило, неизбежна.
III. Определение возможного объема транспортных работ на основе численности и состава автопарка (марок), автомобилей, его технической готовности и производительности. Для этого рассчитывается:
- среднегодовое число автомобилей по маркам:
где АДх - пребывание (нахождение) машин в хозяйстве, автомобиле- дней;
Дг –календарное количество дней в году;
Ан –количество машин на начало планируемого года;
Ав –количество автомашин, подлежащих выбытию(списанию);
АДп –пребывание в хозяйстве приобретаемых автомашин автомобиле- дней;
АДв –пребывание в хозяйстве выбывающих автомашин, автомобиле- дней.
Чтобы определить возможный объем транспортной работы, определяют число автомобиле – дни в работе по следующей формуле:
АДр =АДх –(АДрем +Адвых +АДпр),
где АДрем –нахождение в ремонте, на ТО или в ожидании его, автомобиле –дни;
АДвых –выходные и праздничные автомобиле –дни;
АДпр –простой по прочим причинам, автомобиле-дни.
Количество автомобиле–дней в ремонте и на ТО рассчитывается по каждой марке машины на основе срока эксплуатации, данных о межремонтных сроках и периодичности ТО, а также норматива времени простоя в ремонте и на ТО (согласно трудоемкости ремонтных воздействий).
Количество выходных дней в году зависит от режима работы автопарка и наличия подменных водителей. Если их нет, то пришестидневной рабочей недели в году будет 52 выходных и 8 праздничных дней, если праздничные дни не совпадают с выходными.
Автомобиле–дни простоя по прочим причинам принимаются по данным хозяйства на основании анализа простоев за последние 3 –5 лет.
Коэффициент использования автопарка определяется по формуле
.
Коэффициент технической готовности рассчитывается следующим образом
где АДт.испр . –пребывание в хозяйстве технически исправных автомобилей, автомобиле –дни.
Далее рассчитывают общую грузоподъемность (суммарный тоннаж) автомобилей (S Г) и среднюю грузоподъемность автомобиля ():
S Г = n1 г1 + n2 г2 + … + niгi,
,
где ni – количество единиц подвижного состава соответствующей i-й марки (модели), шт.;
гi – номинальная грузоподъемность i-й марки, установленная заводом-изготовителем, т.
Показатели пробега планируются с учетом фактических показателей прошлого года и мероприятий по улучшению использования автотранспорта в планируемом году.
Общий пробег автомашин рассчитывают по формуле, км
Lобщ =lсут *АДр,
где lсут – среднесуточный пробег одной автомашины, км.
Пробег с грузом рассчитывается по формуле, км
Lгр = Lобщ * Кпр,
где кпр – коэффициент использования пробега, который определяют отношением пробега с грузом к общему пробегу.
В СПК и госхозах РБ коэффициент использования пробега колеблется от 0,45 до 0,55.
Коэффициент использования грузоподъемности рассчитывают
,
где Q –объем перевозимых грузов, т;
г –грузоподъемность транспортного средства, т;
ne – количество ездок, выполняемое за определенный промежуток времени:
,
где Tн –время в наряде, (смена, сутки),ч:
Tн = Тд + Тп;
Тд –время, затрачиваемое непосредственно на движение, ч;
Тп –потери на погрузочно – разгрузочные работы, ч;
te – время одной ездки, ч:
te = tn +tдг +tр +tдх,
где tn –время погрузки, ч;
tдг –время движения с грузом, ч;
tр -время разгрузки, ч;
tдх –время движения без груза (холостой пробег), ч.
Годовой грузооборот определяют по формулам, т-км
Рткм = г * кгр * Lгр или
Рткм = АДр *lсут *кпр *г *кгр либо
Рткм = Lобщ *кпр *г *кгр
При текущем (оперативном) планировании потребность в автомобильных средствах может быть определена по следующей формуле:
где Qт и Рт- км- соответственно объем работы в т и т-км;
- коэффициент сменности;
Н’в см и Н”в см- сменная норма выработки установленная в хозяйстве на данную транспортную работу соответственно в т и т-км;
Др- продолжительность выполнения транспортной работы данного вида, дни.
Если автомобили обслуживают комбайны или машинно-тракторные агрегаты, то потребность в них определяется из условия равенства суммарной часовой (сменной) производительности сельскохозяйственных машин (агрегатов) и транспортных средств с учетом времени загрузки (выгрузки), маневрирования и ожидания.
Расчет ведут по следующей формуле:
,
где nк- число комбайнов или других сельскохозяйственных машин;
Нвк- норма выработки комбайнов (час, сменная),т;
Нва- норма выработки автомобилей (час, сменная),т.
Для обеспечения высокой производительности работы машинно-тракторных агрегатов в каждой конкретном случае требуется определяется число транспортных средств данного типа. Их недостаток приводит к простоям полевых агрегатов, а избыток к простоям самих транспортных средств.