Организации. 1. Планирование как основа рациональной работы предприятия

ТЕМА 5.1 ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Планирование как основа рациональной работы предприятия.

2. Виды планирования и планов.

3. Бизнес – планирование.

Планирование как основа рациональной работы предприятия

Планирование - это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование и описание деятельности хозяйствующего субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Планирование на предприятии поэтапно охватывает работы людей и движение ресурсов.

В плане предельно четко и подробно указывается:

1. цель деятельности предприятия,

2. средство достижения цели (финансовые, материальные и трудовые),

3. этапы и сроки выполнения работ,

4. исполнители плана,

5. методы и средства контроля за выполнение плана.

Планирование занимает центральное место в механизме управления, как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Планирование - это необходимое условие своевременной подготовки сырья, оборудования для изготовления конечной продукции.

Чтобы не отстать от конкурентов каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективы развития собственного производства и потребности рынка минимум на 2-3 года. Любые просчеты при этом грозят убытками и даже полным разорением. Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом.

2. Виды планирования и планов

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

1. Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:

а) долгосрочное (перспективное) планирование – охватывает период свыше 3 лет,

б) среднесрочное планирование – период планирования составляет от 1 до 3 лет,

в) краткосрочное планирование – календарное планирование (декада, месяц, квартал, год).

2. Виды планов:

а) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности (план производства, сбыта)

б) в зависимости от организационной структуры фирмы (планы дочерних компаний).

3. в зависимости от направленности и характера решаемых задач различают:

а) стратегическое планирование - охватывает в 10-15 лет и влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. Отражает совокупность основных целей предприятия и способы их достижения.

б) тактическое планирование – охватывает период от 2 до 3 лет, в них формируются основные задачи на установленный период. Содержит более точное определение действий.

в) оперативное планирование - осуществляется путем детальной разработки обычно на 1 год оперативных планов для компании в целом и ее отдельный подразделений.

3. Бизнес – планирование

Фирма - основное организационное звено любой рыночной экономики, она определяет деловую активность национального хозяйства.

Неблагоприятные условия на финансовом рынке не должны препят-ствовать организации новых фирм. При любых условиях фирма должно прорабатывать большое число альтернативных вариантов для ее организации и создания своего статуса, для этого составляется бизнес - план.

Бизнес - план должен дать возможность инвестору сделать выбор при комплексной оценке проекта. Создание бизнес - плана это общепринятое средство, используемое предпринимательскими структурами различных организационно - правовых форм для того, чтобы определить цели производства и предложить пути их достижения.

Бизнес - план составляется на несколько лет и служит основой взаимопонимания между инвесторами и организаторами. Бизнес - план используется как основной документ для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, а также для получения различных видов финансирования.

Бизнес - план включает разделы:

1. Резюме - в нем разъясняются цели предлагаемого производства, отличие предлагаемой продукции от конкурентной.

2. Характеристика товара - содержит описание товара, который предлагается выпускать. При описании указываются потребительские свойства, существенные отличия от товаров конкурентов, дается изображение товара и основных качественные характеристики.

3. Оценка рынка - это изучение рынка товара или услуги. Недостаточный анализ рынка и потребителей одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем начать дело надо основательно исследовать рынок, определить круг потребителей.

4. Оценка конкурентов - в этом разделе необходимо определить крупнейших производителей конкурентов аналогичной продукции, как можно точнее оценить объем их продаж, доходы и перспективы.

5. Стратегия маркетинга - представляет собой взаимосвязь двух сторон:

ü изучение рынка и потенциальных потребителей,

ü продвижение товара к этому потребителю.

Произвести товар по параметрам соответствующим запросам потребителей, решить такие проблемы как схема распространения товара, ценообразование, реклама - это главная задача стратегии маркетинга.

6. Возможности производства - главная задача раздела подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить товар требуемого качества.

7. Организационный план - в этом разделе указываются источники и способы привлечения специалистов и их заработная плата.

8. Юридический план - определяется организационно - правовая форма предприятия.

9. Оценка риска и страхование - основная задача раздела предугадать все типы рисков, с которыми может столкнуться фирма и предложить пути их преодоления.

10. Финансовый план - является результативной частью бизнес-плана. Финансовый план включает:

ü расчет величин и определение источника получения средств необходимых для организации дела.

ü прогноз объема реализации - дает представление о доле рынка, в которой будет охвачен выпускаемый продукт.

ü баланс денежных поступлений и расходов - это документ, определяющий сумму денег вкладываемых в проект.

ü таблица доходов и расходов показывает издержки производства и чистую прибыль предприятия.

ü сводный баланс активов и пассивов - он служит основой для оценки специалистами источников финансирования и целесообразности вложения капиталов.

ü определение точки безубыточности - это простой и эффективный метод позволяющий определить взаимосвязь между прибылью и ценами, издержками производства и объемом выпуска.

Точка безубыточности может быть рассчитана аналитическим методом:

,

где V - критический объем производства в натуральном выражении,

Se - сумма постоянных издержек,

Sn - сумма переменных издержек,

P - цена единицы продукции.

Точка безубыточности также рассчитывается графическим способом:

11. Стратегия финансирования - этот раздел плана определяет величину и источники получения средств и обосновывает ожидаемое время полного возврата средств.

12. Сфера быстрого успеха - после реализации бизнес-плана фирма, выйдя на установленный режим работы, фирма вносит в свою деятельность новые элементы планирования и организации производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: