double arrow

Федеральная налоговая служба: структура, полномочия. Централизованная система налоговых органов. Учёт и отчётность по налогам и сборам в налоговых органах


Тема 6 «Налоговые органы в Российской Федерации»

1 Состав, структура и функции налоговых органов

2. Структура и полномочия Федеральной налоговой службы

3 Функции и задачи Федеральной налоговой службы

1.

Совокупность законных и подзаконных актов, регулирующих деятельность налоговых органов, разнообразна и объемна, требует усвоения для последующего применения в практической деятельности.

Налоговые органы РФ - государственные органы, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством взимание налогов и сборов.

В Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.




Основополагающей правовой базой служебной деятельности налоговых органов является Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В основном законе государства содержатся исходные позиции, обязательные для сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возложена, как на органы государственной власти и самоуправления, должностных лиц этих органов, так и на граждан и их объединения. Федеральная Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всей Российской Федерации.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное и административно - процессуальное законодательство - относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В порядке реализации и развития принципиальных положений, заложенных в Конституции России, приняты некоторые федеральные законы, направленные на защиту прав и свобод участников правоотношений. Из числа относящихся непосредственно к деятельности налоговых органов: часть первая и вторая Налогового кодекса РФ Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая), Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 24.06.1992 N 3119-1 (ред. от 28.06.2013 N 134-ФЗ).



В ходе реформирования органов исполнительной власти определена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой в составе Министерства финансов РФ выделена Федеральная налоговая служба (Рис.1.).

Рис. 1.Подведомственные Минфину России федеральные службы

Система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Основным элементом этой системы являются налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя управления ФНС по республикам в составе России, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу. Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба - ФНС России (Рис.2.).Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных (на федеральном уровне) и межрайонных (на уровне субъектов РФ) инспекций В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.



Рис.2.Схема трехуровневой системы управления налоговыми органами России

Таким образом, единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговые органы как единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации и иных обязательных платежей.

Главными задачами налоговых органов является контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также осуществление функций агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Поставленные перед налоговыми органами задачи решаются во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Законодательством предусмотрено, что практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей обязаны оказывать органы внутренних дел Российской Федерации. Они обеспечивают принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций. На всех трех уровнях налогового администрирования можно выделить общие функции, которые реализуются налоговыми органами в процессе их деятельности (Рис.3.).

Исходя из стоящих перед налоговыми органами задач и выполняемых функций руководитель ФНС определяет и утверждает структуру внутренних подразделений центрального аппарата - департаментов и управлений. При определении состава внутренних подразделений исходят из следующих условий: наличия у ФНС основных и вспомогательных видов деятельности; особенностей налогового администрирования важнейших налогов или категорий налогоплательщиков; однотипности выполняемых процедур налогового администрирования (принцип функциональности) и др.

Рис. 3. Система налоговых органов Российской Федерации

В соответствии с Целевой федеральной программой развития налоговых органов создаются межрегиональные, межрайонные отраслевые и специальные инспекции, которые позволяют противопоставить вертикальной интеграции крупнейших налогоплательщиков (вертикально интегрированных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп) вертикально интегрированное налоговое администрирование. Это усиливает налоговый контроль в целом ряде отраслей экономики, особенно в таких сферах деятельности, которые являются в части налоговых поступлений бюджетообразующими.

На федеральном уровне создаются межрегиональные инспекции двух видов: специализированные по отраслям экономики и по федеральным округам. По своему статусу межрегиональные инспекции (МРИ ФНС) занимают Промежуточное положение между Федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России. Они выполняют достаточно широкие управленческие функции и контролируют деятельность нижестоящих налоговых органов. В деятельности МРИ ФНС присутствуют элементы работы территориальных инспекций: мониторинг и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с конкретными налогоплателыциками, в том числе проведение налоговых проверок по вопросам, отнесенным к их ведению. В таких инспекциях на учет ставятся также налогоплательщики - организации, которые принадлежат к определенной отрасли и относятся к числу крупнейших. Межрегиональные инспекции созданы по семи федеральным округам. На них возложены следующие функции: а) контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа, в том числе за соответствием законов по налогам и сборам субъектов России федеральному законодательству; б) контроль за управлениями по республикам, краям и областям, расположенным в федеральном округе, в том числе за выполнением ими заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взысканием недоимок; в) проведение налоговых проверок крупнейших по федеральному округу налогоплательщиков.

К управлениям ФНС России по субъектам РФ (регионам) относятся: УФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня.

Их основные задачи: - контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на территории соответствующего субъекта РФ; - обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

УФНС осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих налоговых инспекций. Они подотчетны ФНС России и информируют ее о результатах налогового администрирования.

Руководитель Управления ФНС России по субъекту РФ назначается руководителем ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента России по соответствующему субъекту РФ. Руководитель Управления утверждает структуру и функции структурных подразделений аппарата Управления, которые зависят: от численности населения региона; количества налогоплательщиков - юридических и, физических лиц; поступления налогов. Структура УФНС РФ по области представлена на рисунке 4.

Рис.4. Структура УФНС РФ по области

Нередко внутренние подразделения (отделы) управлений создаются с учетом необходимости осуществления контроля по определенным видам нало­гов и категориям налогоплательщиков (юридических или физических лиц). Некоторые отделы (например, учета, отчетности и прогнозирования, контроля налоговых инспекций) строятся по функциональному принципу.

УФНС России по субъектам РФ утверждают состав и виды межрайонных специализированных инспекций. Их направленность зависит от экономики региона и ее ориентации. Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: УФНС России и межрегиональной инспекции, администрирующей соответствующий сектор экономики. Межрайонные отраслевые инспекции осуществляют мониторинг и налоговый контроль за специфическими для региона крупными налогоплательщиками.

К числу крупных налогоплательщиков в регионах отнесены юридические лица, начисленные налоги и сборы в федеральный бюджет составляют от 75 млн. до 500 млн. руб., или выручка от реализации товаров (работ, услуг) - от 1 млрд. до 6 млрд. руб., или активы - от 1 млрд. до 7 млрд. руб.

Администрирование обычных налогоплательщиков осуществляют инспекции по районам и городам. В результате преобразований в ряде регионов были созданы инспекции по административным округам, а также межрайонные территориальные инспекции.

2.

Из представленных функций налоговый контроль, безусловно, является наиважнейшей функцией налогового администрирования. Такая ситуация имеет объективную основу в связи с усилением в целом контрольной деятельности государства.

Для реализации контроля созданы и функционируют специальные государственные органы, часть из них осуществляют исключительно или преимущественно контрольные функции (например, Счетная палата РФ, Контрольное управление Президента РФ). Некоторые контролирующие органы действуют в качестве структурных подразделений министерств и ведомств. Однако есть такие органы, проверке со стороны которых обязательно подвергается каждый экономический агент. Это, конечно же, налоговые органы. К ним относится ФНС России, которая с марта 2004 г. (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г, № 506) находится в ведении Министерства финансов РФ. Ранее налоговые органы функционировали в качестве самостоятельного Министерства по налогам и сборам РФ. Налоговые органы имеют собственную трехуровневую структуру построения, включающую: центральный аппарат ФНС (/ уровень); территориальные органы - управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС (II уровень); инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня (III уровень) (Рис. 5.).

Современное построение налоговых органов в России осуществляется одновременно по двум принципам: территориальному и отраслевому.

Традиционное территориальное построение налоговых органов осуществлено в начале 1990-х гг. в соответствии с административно-территориальным устройством, принятым в России. Низовым звеном (III уровень) являются инспекции ФНС России (ранее инспекции МНС) по районам, районам в городах, городам без районного деления, средним звеном (II уровень) - управления ФНС по республикам в составе РФ, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу, а высшее звено (I уровень) - это Центральный аппарат ФНС.

Между этими звеньями соблюдается строгая иерархия вертикальной подчиненности. Высшему звену подчиняются среднее и низшие звенья, а среднему - низовое звено. Администрирование низовым звеном таких налоговых органов осуществляется в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщиков.

В начале 2000-х гг. образованы еще межрегиональные и межрайонные инспекции ФНС России, сформированные как для координации деятельности нижестоящих налоговых органов, так и для администрирования отдельных категорий налогоплательщиков по отраслевому признаку. К таким категориям относятся крупнейшие и крупные налогоплательщики, деятельность которых выходит далеко за рамки отдельно взятой территории, контролируемой какой-либо одной инспекцией, что обуславливает целесообразность администрирования их соответственно на межрегиональном либо межрайонном уровне.

II уровень дополнили межрегиональные инспекции ФНС России трех типов, подчиняющиеся исключительно Центральному аппарату ФНС:

1) по централизованной обработке данных - одна инспекция;

2) по федеральным округам семь инспекций, по числу округов;

по крупнейшим налогоплательщикам в сферах: разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации нефти (МРИ № 1); разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации газа (МРИ № 2); производства и оборота этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции (МРИ № 3); производства и реализации электрической и тепловой энергии (МРИ № 4); производства и реализации продукции металлургической промышленности (МРИ № 5); оказания транспортных услуг (МРИ № 6); оказания услуг связи (МРИ № 7); производства и реализации продукции машиностроения (МРИ № 8); кредитной и страховой (МРИ № 9).

/// уровень дополнили межрайонные инспекции ФНС России, подчиненные при этом Управлению ФНС по субъекту РФ. Эти инспекции бывают двух типов: по крупным налогоплательщикам и по нескольким административным районам (в целях экономии бюджетных средств).

Вторая ветвь построения налоговых органов созданы для повышения эффективности налогового администрирования налогоплательщиков, обеспечивающих наиболее значимые налоговые поступления. Эти органы призваны противопоставить объективно нарастающей тенденции вертикальной интеграции крупнейших налогоплательщиков (в различные холдинги, финансово-промышленные группы, вертикально интегрированные компании) адекватное вертикально интегрированное налоговое администрирование.

ФНС России имеет в подчинении ряд структур, реализующих научно-исследовательские, учебно-методические и информационно-аналитические задачи, актуальные для совершенствования теории и практики налогового администрирования: Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ); Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы (ГНИИРаНС); учебно-методические центры - УМЦ (их в настоящее время пять); печатные издания «Российский налоговый курьер», «Налоговая политика и практика», «Вестник регистрации».

Критерии отнесения к разным категориям налогоплательщиков, администрируемых различными инспекциями, основываются, во-первых, на показателях их финансово-экономической деятельности за отчетный год и, во-вторых, на отношениях взаимозависимости между организациями.

К крупнейшим и крупным налогоплательщикам применяются критерии взаимозависимости. Организации, отношения с которыми в соответствии со ст. 20 НК РФ могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности другой организации, относятся к соответствующей категории налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ним налогоплательщика.

ФНС России осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность Правительством РФ по представлению министра финансов. Руководителей управлений ФНС по субъектам РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему федеральному округу. Руководители инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня назначаются начальниками управлений по субъектам РФ по согласованию с ФНС России. Руководители налоговых органов всех уровней несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач и функций.

ФНС России осуществляет функции посредством реализации полномочий. ФНС России осуществляет другие полномочия в пределах компетенции налоговых органов, если они предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Руководитель ФНС имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава Федеральной налоговой службы: 1) распределяет обязанности между своими заместителями и представляет Министру финансов Российской Федерации (проект положения о Службе, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы, предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы, проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы), назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке заместителей руководителей территориальных органов Службы, решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе, утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы, в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

3.

При таком построении налоговых органов сложном принципиально обеспечить их единство. Оно обеспечивается, тем, что функции контроля за взиманием налогов всех уровней на территории РФ выполняют органы ФНС России, и законодательной нормой, запрещающей создание налоговых органов, не входящих в систему ФНС России.

Основными задачами Федеральной налоговой службы России –являются: 1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ; 2.Валютный контроль в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов; 3. Контроль производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Налоговые органы представляют собой независимую от местных органов власти и управления систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Все управления и инспекции ФНС России являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков и гербовые печати.

Функции налоговых органов - центрального аппарата, региональных и местных - несколько различаются. Инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления реализуют следующие функции:

• ведут в установленном порядке учет всех налогоплательщиков;

контролируют своевременность представления и достоверность документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени и штрафов;

обеспечивают в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

проводят разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; бесплатно информируют налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представляют налогоплательщикам формы установленной отчетности, разъясняют порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечивают налогоплательщиков иной необходимой информацией;

применяют установленные законодательством РФ санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;

осуществляют взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства;

осуществляют в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивают контроль за соблюдением условий указанной деятельности;

осуществляют в установленном порядке регистрацию контрольно-кассовых машин, используемых в организациях в соответствии с законодательством РФ;

осуществляют контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать контрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством РФ;

обеспечивают передачу органам внутренних дел материалов по фактам нарушений, содержащих признаки налоговых преступлений;

составляют и представляют в вышестоящие налоговые органы налоговую отчетность.

Управления ФНС по субъектам РФ реализуют наряду с уже вышеперечисленными следующие функции:

• осуществляют организацию, координацию и контроль за деятельностью нижестоящих инспекций;

ведут аналитическую и статистическую деятельность, обеспечивают в соответствии с законодательством РФ меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов;

обобщают практику применения законодательства о налогах и сборах, анализируют отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывают на их основе и в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства РФ о налогах и сборах;

организуют контроль за изданием актов, связанных с налогообложением, выпускаемых региональными органами власти и местными органами самоуправления;

анализируют отчетные и статистические данные, результаты проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций; на их основе разрабатывают мероприятия по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• представляют в установленном порядке в пределах своей компетенции в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные и контролирующие органы, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ информацию о выявленных нарушениях.

Центральный аппарат ФНС имеет дополнительные функции: участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год; осуществляет руководство налоговыми органами, в том числе формирует методическое обеспечение процесса налогового администрирования; осуществляет организационную взаимосвязь и обеспечивает слаженность информационного обмена с другими налоговыми администрациями; готовит предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в РФ, валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также законодательства о государственной регистрации юридических лиц; в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов, а также устанавливает порядок их заполнения; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, осуществляет реализацию указанных соглашений.

Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами, которые реализуются через права различных должностных лиц этих органов. Права налоговых органов одновременно являются и обязанностью их должностных лиц.

Налоговые органы в соответствии со ст. 31 НК имеют право: требовать от налогоплательщика или налогового агента документы (по установленным формам), являющиеся основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК; производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку документов в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой; приостанавливать в установленном порядке операции по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на их имущество;

осматривать (обследовать) любые помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения — производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; определять суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему; при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых им для извлечения дохода, имеют право производить соответствующие расчеты самостоятельно на основании имеющейся у них информации и данных об аналогичных налогоплательщиках; они имеют право совершать аналогичные действия также в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчисления налогов; требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей полного устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени и штрафы в установленном НК РФ порядке; требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сборов, налоговых агентов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов; привлекать для проведения налогового контроля в случае необходимости соответствующих специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; ходатайствовать об аннулировании или о приостановлении действий выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения; о возмещении ущерба, причиненного государству (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам; о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите; в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы в соответствии со ст. 32 НК обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доводить до них сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов; принимать решение о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять соответствующие поручения в территориальные органы Федерального казначейства для исполнения, осуществлять зачет сумм излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов; соблюдать налоговую тайну и обеспечить ее сохранение; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, - налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; представлять налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, пеням и штрафам в течение пяти дней со дня поступления письменного запроса; осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого заявителя.

Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил данную недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Кроме того, налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

Первоочередным условием формирования эффективного налогового контроля является современная, основанная на передовых информационных технологиях система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Преимуществами процесса автоматизации приема отчетности налогоплательщиков для органов ФНС России являются: оперативность ввода информации в базу данных инспекции, качественная обработка отчетности при дальнейшем проведении камеральной проверки, формирование перечня налогоплательщиков для выездной проверки, автоматизация сверки регистрационных данных налогоплательщика с информацией, содержащейся в базе данных, возможность оперативного формирования статистики посредством выборок и др.

Целенаправленное и настойчивое внедрение проектов телекоммуникационного взаимодействия плательщиков и налоговых органов должно обеспечить в ближайшей перспективе эффективное функционирование процессов электронной обработки данных и массовый переход на представление информации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В 2011 году приказом № ММ-7-4/259@ году ФНС России утвердила квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы. Например, руководители должны знать: Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, порядок взаимодействия Федеральной налоговой службы с Министерством финансов, федеральными органами исполнительной власти, передовой отечественный и зарубежный опыт налогового администрирования, формы и методы работы со средствами массовой информации, обращениями граждан, правила делового этикета и др. Кроме того, руководители должны иметь навыки руководства структурным подразделением, оперативного принятия и реализации управленческих и иных решений, подбора и расстановки кадров, управления персоналом, ведения деловых переговоров, публичного выступления, составления делового письма и т. д.

Эффективный выбор объектов для налогового учета и контроля возможен только в том случае, когда состав показателей ин­формационной базы налоговой инспекции отвечает следующим требованиям: содержать возможно более полную информацию о тех сторонах хозяйст­венной деятельности предприятия, которые связаны с исчислением и уплатой им налогов; предоставлять налоговым органам возможность быстро разыскивать на­логоплательщиков и их должностных лиц; позволять получать как стандартные отчеты, так и сводки и выборки по произвольным запросам; давать возможность контролировать достоверность информации, посту­пившей из различных источников путем ее автоматизированного сопоставления и анализа; позволять оперативно получать и анализировать сведения обо всех кон­тактах налогоплательщиков с государственными органами и банками. Чтобы создать информационную основу налоговой работы, налоговые органы должны получать качест­венную информацию от налогоплательщиков (бухгалтерская отчетность, нало­говые декларации; сведения о наличии счетов в банках, суммах дебиторской и кредиторской задолженности; учредительные документы и т. д.), а также иную информацию.

Основные направления повышения эффективности работы налоговых ор­ганов в РФ определяются целями Федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов в Российской Федерации (2008—2012 гг.)»: совершенство­вание контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, изменение приоритетов в работе налоговых органов с целью улучшения обслуживания на­логоплательщиков, повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых ИТ»

К задачам относится: совершенствование механизмов, обеспечивающих поступление налогов в бюджет; развитие системы учета налогоплательщиков; повышение правовой грамотности налогоплательщиков; внедрение единой ин­формационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов; внедрение прогрессивных форм организации работы нало­говых органов, повышение профессионального уровня их работников.

В программе предусматривается комплекс мероприятий, затрагивающих важнейшие элементы организации налогового контроля: правовая база (совершенствование правовой основы налоговой системы и налоговой администрации в направлении комплексных изменений на­логового законодательства); система налоговых органов (совершенствование структуры и организа­ции работы налоговых органов в направлении усиления функционально­го подхода); формы и методы (усиление аналитической составляющей, налогового контроля, возрастание роли камеральной проверки); совершенствование материально-технического, кадрового, информационного обеспечения налоговых органов.

Современная налоговая политика ориентирована на существенное снижение налоговой нагрузки на экономику страны. Такое снижение не должно сопровождаться значительным уменьшением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, в связи с этим необходимо существенно повысить эффективность налогового администрирования по двум основным направлениям:

1. Необходимо существенно повысить результативность функционирования системы выявления и пресечения налоговых правонарушений и преступлений для того, чтобы вовлечь в сферу налоговых отношений и легальный теневой сектор экономики, дабы налоговая нагрузка распределялась на всех хозяйствующих субъектов.

2. Необходимо повышать собираемость налогов и снижать издержки налогового администрирования. Несмотря на позитивный процесс повышения уровня собираемости налогов, характерный для последних пяти лет, проблема принуждения налогоплательщиков к единообразному исполнению своих обязанностей остается крайне актуальной. Кроме того, особую актуальность приобретает задача снижения издержек исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и процесса их администрирования со стороны государства.

Основные цели и задачи модернизации налоговых органов представлены на рисунке (Рис. 6.).

Рис. 6. Основные цели и задачи модернизации налоговых органов

Некоторые из представленных задач в настоящее время уже успешно решены, большинство же активно и целенаправленно решайся. В частности, достигнуты существенные результаты в повышении качества обслуживания налогоплательщиков. Повсеместно в инспекциях созданы отделы по работе с налогоплательщиками, специализирующиеся на предоставлении им всего комплекса услуг: информационно-консультационных, приема налоговой и бухгалтерской отчетности, приема различных заявлений и выдачи соответствующих документов и т.д. Налоговыми органами успешно внедрена «технология одного окна» при регистрации юридических лиц и решена задача упрощения данной процедуры. Также решена задача внедрения бесконтактных форм взаимодействия с налогоплательщиками при сдаче отчетности по каналам связи. Сейчас на повестке дня выработка инструментария, позволяющего решить перспективные задачи обеспечения доступа налогоплательщика к персональным ресурсам расчетов с бюджетом и проведения сверок расчетов в электронном виде по каналам связи.

Одной из задач модернизации налоговых органов являлся переход от доминировавшей ранее структуры инспекции с ярко выраженной специализацией отделов по видам налогов к преимущественно функционально-ориентированным структурам инспекций. Суть функционального подхода состоит в обеспечении рационального использования кадрового состава инспекций за счет углубленной специализации по выполняемым функциям.

Переход к унифицированной функциональной типовой организационной структуре территориальной инспекции сопровождался кардинальной перестройкой и перераспределением работы внутри инспекции, организацией типовых рабочих мест, созданием соответствующих инструкций на эти места, повышением требовательности к образовательной подготовке и переподготовке персонала. В созданной унифицированной структуре выделены четыре функциональных блока, в каждый из которых входят по несколько отделов инспекции (Рис. 7.).

Практика внедрения таких типовых структур показала необходимость их корректировки в зависимости от специфических условий хозяйствования на соответствующей территории.

Велением времени стали задачи кардинального улучшения информационно-коммуникационного обеспечения налоговых органов, соответствующего требованиям научно-технического прогресса, и повышения квалификации практически всего кадрового состава, способного использовать новые информационные технологии. Данные задачи активно реализуются в практике модернизации, однако говорить об их решении пока преждевременно. Особое место в планах модернизации налоговых органов занимает задача повсеместного внедрения программного комплекса «Система электронной обработки данных (ЭОД) местного уровня», реализуемая в настоящее время. В системе ЭОД используется более 400 таблиц нормативно-справочной информации, ряд из которых настраивается и поддерживается в актуальном состоянии в процессе эксплуатации непосредственно в районных инспекциях, что позволяет отстраивать эту систему под специфику конкретной инспекции. Полномасштабное использование его позволяет реализовать в налоговом администрировании целый ряд стратегических новаций, в том числе перейти к полностью автоматизированным процедурам камеральных проверок с соответствующим переносом акцентов налогового контроля с выездных на камеральные проверки, задействовать автоматизированные процедуры использования внешних информационных ресурсов баз данных других государственных органов.

В целом следует заметить, что все поставленные программой развития налоговых органов задачи модернизации достаточно успешно решаются, что позволяет говорить о формировании новой технологической основы налогового администрирования и переходе на этой основе к новому качеству взаимоотношений с налогоплательщиками. Самым серьезным недостатком данной программы является отсутствие внятных и вразумительных перспектив значительного повышения материального обеспечения работников налоговых органов. Такое обеспечение, которое устранит текучесть кадров, создаст невозможность неформальных отношений с недобросовестными

Литература

Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Д.Г.Черник, Е.А. Кирова, А.В. Захарова, В.А. Сенков – М, ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 369 с.

Налоги и налогообложение : Учебное пособие / Г.А. Волкова, Г.Б. Поляк, Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 631 с.

Налоги и налогообложение : Учебное пособие / Н.В. Грызунова, М.В. Радостева – М., Московский гуманитарный университет, 2012 – 631 с.

Налоги и налогообложение Часть 1: Учебное пособие / Е.Б. Шувалова, Е.А. Шувалов, Т.А. Шуртакова, Е.И. Сычева, А.С. Антипова, Г.А. Гроза – М., Евразийский открытый институт, 2009 – 328 с.


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ







Сейчас читают про: