Опосредованные умозаключения из сложных суждений

При подготовке к данному занятию необходимо уяснить схемы и правила в условных, условно-категорических, разделительных и разделительно-категорических умозаключениях из сложных суждений. Обратите внимание на правильные модусы условно-категорических и разделительно-категорических умозаключений.

Упражнение 1. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему. Если посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме.

1. Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия.

2. Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации.

3. Обмен жилыми помещениями может быть судом признан недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным стороны подлежат переселению в ранее занимаемые помещения.

4. Вузовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, способна играть созидательную роль, если она твердо встанет на рельсы творчества и развития. Если наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять сам ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки.

5. Если Н. признан виновным в совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности. В этом случае по отношению к нему применяются основные или дополнительные меры наказания

6. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Если брак расторгается, то суд выносит решение о расторжении брака. Если суд выносит такое решение, то в необходимых случаях он принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.

7. «Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил, в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться политической властью выгодным для себя образом; кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения и от невежества». (Н.Г. Чернышевский).

8. Если у обучаемого не развито чувство ответственности, то у него не вырабатывается потребность качественного освоения профессии экономиста. Если у обучаемого не вырабатывается потребность качественно освоить профессию экономиста, то он будет плохим специалистом.

Упражнение 2. В условной посылке укажите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, постройте его схему.

1. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Суд установил, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение ими семьи стали невозможными.

2. Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер. Данный обмен носит фиктивный характер.

3. Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. Сборочный цех не может быть принят и введен в эксплуатацию.

4. Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу Н. может быть оставлен в силе.

5. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта. Судья С. может участвовать в рассмотрении дела.

6. Если обвиняемый совершил грабеж, он привлекается к ответственности по статье 161 УК РФ. Обвиняемый привлечен к уголовной ответственности по данной статье.

7. В состав суда, рассматривающего уголовное дело, не могут входить лица, если они состоят в родстве между собой. Родин и Перов - родственники.

8. Если граждане моложе шестнадцати лет не являются лицами, участвующими в деле, или свидетелями, то они не допускаются в зал судебного заседания. Коля - четырнадцати лет и Петя - пятнадцати лет допущены в зал судебного заседания.

9. Если следственным экспериментом устанавливается лишь возможность течения события определенным образом, выводы из этого эксперимента будут только вероятными. Проведенный эксперимент установил лишь возможное течение события определенным образом.

10. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности. Фактические данные, сообщенные свидетелем, могут служить доказательством.

11. Если я задержусь у друзей на даче, то я опоздаю на последнюю электричку, и она уйдет без меня. Но я не опоздал на последнюю электричку, и она без меня не ушла.

Упражнение 3. Сделайте вывод из посылок разделительно категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная.

1. Суждение может быть простым или сложным. Суждение «Медведев - старшина милиции» - простое суждение. Следовательно...

2. Орудие преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации и передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. В данном случае принадлежащие обвиняемому орудия преступления не уничтожены. Значит....

3. Угроза убийством наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Н. лишен свободы сроком на два года.

4. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение проступок.

5. Проступки бывают гражданскими, административными или дисциплинарными. Проступок, который совершил г-н Н, не является ни гражданским, ни дисциплинарным.

6. Обвиняемый, находящийся на свободе, вызывается к следователю повесткой, телефонограммой или телеграммой. Обвиняемый вызван к следователю повесткой.

7. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам. Эти документы не были переданы заинтересованным лицам.

8. Трудовые договоры заключаются на: неопределенный срок; определенный срок не более трех лет; на время выполнения определенной работы. С Духовым заключен договор на неопределенный срок.

9. Выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается. Данная гипотеза доказана.

Упражнение 4. Определите вид дилеммы условно-разделительного умозаключения, сделайте вывод, постройте его схему, проверьте правильность вывода.

1. Если птица летит в одном направлении со стаей, то примыкает к ней, нет - летит в одиночестве. Но птица или летит, или не летит в одном направлении со стаей.

2. Если поводом для преступления послужило противоправное поведение потерпевшего, это признается обстоятельством, смягчающим наказание. Подобным же обстоятельством признается аморальное поведение потерпевшего. Поведение потерпевшего признано противоправным или аморальным.

3. Чтобы попасть на этой неделе в Красноярск, надо приобрести билет на самолет или на поезд. Но достать билет на самолет или на поезд не удалось.

4. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его постоянного места жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших его гибели от несчастного случая, в течение шести месяцев. О гражданине Н. в течение трех лет нет сведений о месте его пребывания в месте его постоянного жительства, или он пропал без вести при указанных обстоятельствах и о нем нет сведений в течение шести месяцев.

4. В некоторых случаях причинение вреда в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости признаются обстоятельствами, исключающими преступность деяния. В данном случае вред был причинен в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

5. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствует действительности. Гражданин С. не вправе требовать по суду опровержения сведений порочащих его честь и достоинство, или его репутацию.

6. Риск признается обоснованным, если общественно полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественных бедствий. Но риск или признается, или не признается обоснованным.

7. Совершивший преступление небольшой тяжести впервые может быть освобожден от уголовной ответственности или в связи с деятельным раскаянием, или в связи с примирением с потерпевшим. М. или раскаялся в содеянном, или примирился с потерпевшим.

8. Если заявление о преступлении является устным, то оно заносится в протокол, который подписывается следователем, прокурором или судьей, принявшим заявление; если заявление является письменным, то оно должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Но заявление о преступлении может быть письменным или устным.

9. Сообщения, предусмотренные настоящей статьей, могут приниматься или рассматриваться только в том случае, если они представлены государством участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции Комитета по правам человека. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства-участника, не сделавшего такого заявления. Но Комитет принимает и рассматривает сообщения государства-участника или не принимает его.

Упражнение 5. Постройте рассуждения в форме дилеммы; при отсутствии разделительной посылки или заключения сформулируйте их, составьте схему вывода.

1. Заведующий мастерской, изготовляющей школьные портфели и дамские сумки, заявил в прокуратуру о том, что из мастерской была похищена кожа. По его мнению, кожа была украдена через вентиляционное отверстие. Следователь осмотрел отверстие и установил, что его внутренняя поверхность покрыта толстым нетронутым слоем пыли. Если бы кожа была похищена через это отверстие, то неизбежно на таком слое остались бы следы. Заведующий понял это и высказал предположение, что, хищение, видимо, совершено через отверстие в потолке, выходящее на чердак. Был произведен осмотр чердака и установлено, что весь его пол также покрыт толстым слоем пыли. Если бы хищение было произведено через чердак, то на полу неизбежно остались бы следы. (Одновременно было установлено, что возможность проникновения преступника через окно и дверь исключена). Заведующий мастерской был вынужден признаться, что кожа была им присвоена, а чтобы скрыть это, он сделал заявление об ограблении мастерской.

2. Расследуя дело об убийстве, следователь пришел к выводу, что убийство с целью грабежа в данном случае исключается. Об этом говорило наличие одежды убитого, наручных часов и денег. Предположение о том, что преступнику помешали ограбить убитого, также не находило своего подтверждения: на месте происшествия имелись следы волочения трупа от места убийства; шарф, кепка и носовой платок были спрятаны в одну из лежащих здесь же труб; имелись также следы четырех пальцев рук человека, бравшего снег, по всей вероятности для их мытья... Все это позволяло сделать вывод, что преступнику никто не мешал, и он не торопился покинуть место убийства.

3. Уехать? Куда? В Америку? Но ведь не так то легко добиться славы на чужбине, не имея ни достаточных средств, ни достаточной подготовки. Уехать с ним? Но он только будет обузой для нее, да и не на что ему ехать. (Речь Ф.Н. Плевако в защиту А. М. Бартеньевой // Смолярчук В. И. Гиганты и чародеи слова. С. 21.)

4. Считаю музыку искусством лирическим по существу. И если меня назовут лириком, то буду гордиться, а если назовут драматическим композитором - несколько обижусь. (Римский-Корсаков).

4. Если лечить насморк, то вылечишь через семь дней; не лечить - через неделю сам пройдет.

Тема 5. Основные формально-логические законы

При подготовке к этому практическому занятию вам необходимо знать формулировки законов, их требования, и ошибки, которые возникают при их нарушении.

Упражнение 1. Можно ли считать тожественными суждения при замене выделенного понятия понятием, заключенным в скобки?

1. В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника).

2. Новиков был убежден, что осмеяние порока, уменьшает его силу больше, нежели нравоучения (поучения, наставления, назидание, мораль, проповедь, нотация).

3. Сельскохозяйственные предприятия области из убыточных превратились в прибыльные (рентабельные, доходные).

4. Французские материалисты XVIII века выступили с открытой пропагандой атеизма, основанного на выводах из науки о природе и человеке (безбожия, безверия, неверия).

5. После почти 200-летнего господства английских колонизаторов Индия стала независимым государством (самостоятельным, суверенным).

6. За время службы в органах милиции младший лейтенант Гусев проявил себя инициативным работником (энергичным, активным, деятельным).

7. Виновность Мухина установлена содержащимися в делах доказательствами (основаниями, доводами, аргументами).

8. В подтверждение выдвинутых положений защитник привел убедительные аргументы (основания, доводы).

9. Имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, остается их раздельным имуществом (собственность, достояние, добро).

10. Нужно быть непримиримым ко всякого рода лжи (неправде, обману).

Упражнение 2. Объясните, почему данные суждения являются

неопределенными.

1. Федоров очень гордился этой операцией. 2. Утром все получили новые наряды. 3. Он погнал лошадь под гору в карьер. 4. Генерал своим корпусом преградил ему дорогу. 5. К вечеру все будет готово. 6. Планировать приходилось в трудных условиях. 7. Н. не обратил внимания на изменение обстановки. 8. Я помню его, когда еще был ребенком. 9. Она спрятала в карман записку от мужа. 10. Магазин оказался пустым. 11. Над колоннами развевались разноцветные флаги. 12. Лектор был недоволен аудиторией. 13. «Как же вы будете снимать? Здесь нужна большая выдержка». (Кольцов). 14. «... И только лишь какой-то забияка сказал: «Не беспокойтесь, - донесет!» (Минаев). 15. «А пьеса все-таки пошла». (Кроткий)

Упражнение 3. Отредактируйте данные высказывания в соответствии с законом тождества.

1.Модернизация прокатного стана, выполненная по предложению Е. Кутузова, подняла его производительность на 50 %.

2.С газетным рассказом о жене в кармане не раз ходил Захар в бой с врагом.

3.«Освободите место ребенку!» - властно требует она у молодой женщины, готовящейся стать матерью, совершенно не замечая этого.

4.В день приезда на ферму в дверях красного уголка был огромный замок, и несколько животноводов пытались в него попасть.

Упражнение 4. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными данные пары суждений.

1. Все студенты 3-й группы подготовились к семинарскому занятию. Ни один студент 3-й группы не подготовился к семинарскому занятию.

2. Все студенты 1-й группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты 1-й группы к зачету по логике не подготовились.

3. В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государствах нет монархической формы правления.

4. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.

5. Некоторые государства избрали в качестве политической формы правления президентскую республику. Ни одно государство не избрало в качестве политической формы правления президентскую республику.

6. Для некоторых стран Африки характерны переходные формы производственных отношений. Для всех стран Африки характерны переходные формы производственных отношений.

7. Организатором ограбления кассы был Николай Н. Организатором ограбления кассы был Анатолий П.

8. Большая часть машин находилась в парке. В парке не было ни одной машины.

9. Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. Некоторые данные могут быть судебными доказательствами.

10. Н. был на месте совершения преступления. Н. не был на месте совершения преступления.

Упражнение 5. Опираясь на закон исключенного третьего, установите,

могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений.

1. Некоторые студенты 1 курса сдали зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент 1 курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал.

2. Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука свой предмет исследования не имеет.

3. Всякое правонарушение является общественно опасным. Ни одно правонарушение не является общественно опасным.

4. Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела своих особенностей не имеют.

5. Вчера вечером Жаворонков был задержан на даче Гаврилова. Сообщение о том, что вчера вечером Жаворонков был задержан на даче Гаврилова, не подтвердилось.

6. Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права.

7. Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, является обстоятельством, отягчающим ответственность. Совер­шение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, не является обстоятельством, отягчающим ответственность.

8. Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защитника.

Упражнение 6. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания.

1. Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику.

2. Семенов студент, ведь он сдает экзамены.

3. Донцов не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

4. В заметке, опубликованной в одной из газет под заголовком «В столице начали падать исторические здания», сообщалось, что неподалеку от Красной площади обрушилась галерея Гостиного Двора, находящегося на реконструкции. Других фактов разрушения исторических зданий Москвы в заметке не приводится.

5. В той же газете было помещено сообщение о 9-летнем мальчике, вернувшемся с родителями из Мексики, у которого в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины из-под кожи правого плеча была удалена личинка мексиканского овода. Заметка озаглавлена: «В организмах россиян начали находить огромных личинок мексиканского овода».

6. М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.

7. Солнце встает, так и утро настает.

8. Оттого телега запела, что давно дегтя не ела.

9. Это суждение не является простым, значит, оно относится к сложным.

10. Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его отнести нельзя.

11. Если Рочев занимался мошенничеством, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. Установлено, что Р. мошенничеством не занимался. Значит, к уголовной ответственности он не привлекается.

12. Перчатку потерять - к несчастью. Зеркало разбить - к худу.

13. Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.

14. Примите меня, пожалуйста, в ваше профтехучилище, потому что я не хочу учиться (из заявления восьмиклассника).

15. Данное умозаключение построено правильно, так как его посылки - истинные суждения.

Упражнение 7. С действием, каких формально-логических законов связаны следующие высказывания.

1. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, / И с места они не сойдут» (Р.Киплинг).

2. Невозможно поверить в то, что тот же Бог, который позволил своему собственному сыну умереть холостяком, действительно рассматривает безбрачие как грех. (Г. Минкен).

3. «Или пан, или пропал» (посл.).

4. Нельзя удирать вместе с зайцем, и в то же время охотиться на него вместе с гончими (посл.).

5. «Но жизнь есть жизнь, а не бега и скачки. И в жизни добывают не призы» (Р. Гамзатов).

Упражнение 8. Укажите требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

1. Один из свидетелей утверждал, что в момент нанесения удара Родину нападавший на него Мохов стоял на крыльце вокзала, возвышающемся над землей на полтора метра, а Ронин стоял на земле около крыльца. Другой свидетель утверждал, что Мохов стоял в тот момент не на крыльце, а на земле недалеко от здания вокзала, потерпевший же стоял между Моховым и крыльцом. Первый свидетель показал, что Мохов в момент нанесения удара стоял спиной к зданию вокзала, а другой - что он стоял лицом к вокзалу.

2. На допросе Вязову задали вопрос, где он ночевал в ночь на 14 сентября. Оказалось, что он ночевал в поле, в стогу соломы, недалеко от места обнаружения трупа Мухина. На вопрос, слышал ли он ночью какой- нибудь шум или крик человека о помощи, Вязов ответил отрицательно. На повторном допросе Вязов показал, что когда он спал в поле, то слышал крик о помощи, доносившийся с той стороны, где лежал труп Мухина. После этого он видел, как от того места убегал какой-то высокий мужчина.

3. Боев говорил, что, когда к нему пришел раненый Пулин, он был дома. А согласно показаниям Пулина, Боева тогда дома не было, и он пришел откуда-то позже.

4. Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле.

5. Если вам нужно срочно увеличить вашу семью, наш фотограф сделает это моментально (объявление в фотоателье).

6. На общем собрании коллектива локомотивного депо, на котором обсуждалось поведение подростков, один из работников сказал: «Перечисленных товарищей мы знаем очень плохо, так как они в нашем коллективе недавно. А поэтому я выражаю мнение всего коллектива, что их нужно судить по всей строгости закона».

7. Императрица Мария Федоровна спросила у знаменитого графа Платова, который сказал ей, что он со своим приятелем ездил в Царское село:

- Что вы там делали - гуляли?

- Нет, сударыня, - отвечал он, разумея по-своему слово гулять. –

Большой - то гульбы не было, а так бутылочки по три на брата осушили (русский литературный анекдот).

8. «Теперь я поведу тебя посмотреть, - продолжал он (Ноздрев), обращаясь к Чичикову, - границу, где оканчивается моя земля...

- Вот граница! - сказал Ноздрев. - Все, что ни видишь по эту

сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вот синеет, и все, что за лесом, все мое» (Там же).

9. «Как может быть хорошо женщине в ее положении в эту невыносимую жару, когда окна на солнце, - сказала Варвара Алексеевна.

-Да ведь здесь тень с десяти часов, - сказала Мария Павловна.

- От этого и лихорадка. От сырости, - сказала Варвара Алексеевна» (Толстой Л. Н.).

10. «...Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плаваем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя, кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит. Никому до нас нет дела» (И. Ильф, В. Петров 12 стульев).

11. «Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю» (заявление в народный суд).

12. «Шофер Синильщиков не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме» (из протокола).

13. Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь».

Тест к теме 1. Предмет и значение логики

1. Логика - это....

а) наука о приемах юридического доказательства;

б) наука о законах и формах, операциях и приемах мышления;

в) наука о психологии мышления;

г) наука о социально-психологических аспектах мышления.

2.Формальное мышление:

а) мышление формалиста, бюрократа;

б) инструмент формального поведения;

в) последовательность умственных действий в соответствии с правилами формальной логики;

г) мышление «ни о чем».

3. Основателем логики является....

а) Архимед;

б) Аристотель;

в) Августин;

г) Айер.

4. Внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку - это

а) софизм;

б) парадокс;

в) троп;

г) оксюморон.

5. Знаменитый парадокс «Протагор и Эватл» назван в честь....

а) законодателя и его сына;

б) врача и его пациента;

в) героя и его оруженосца;

г) софиста и его ученика.

6. Расположите следующих логиков в хронологическом порядке.

а) Аристотель;

б) Б. Рассел;

в) Г. Лейбниц;

г) Ф. Бэкон.

7. Предметом логики являются формы и приемы... мышления:

а) чувственного;

б) интуитивного;

в) эмоционального;

г) интеллектуального.

8. Мысль, в которой утверждается или отрицается наличие в

действительности какого-либо положения дел, - это...

а) понятие;

б) суждение;

в) гипотеза;

г) умозаключение.

9. Анализируя человеческое мышление, логика исследует его…

а) форму;

б) содержание;

в) скорость;

г) глубину.

10. Логическая форма некоторого языкового контекста - это способ... его частей.

а) грамматического соединения;

б) связи содержаний;

в) порядкового расположения;

г) соотношения объемов.

11.Логически истинными являются высказывания, истинность

которых:

а) субъективно очевидна;

б) признается большинством людей;

в) гарантирована их логической формой;

г) не противоречит здравому смыслу.

12. Истинность мысли по содержанию и правильность рассуждения

это...

а) одно и то же;

б) они частично совпадают;

в) это совершенно разные понятия;

г) предполагают и дополняют друг друга.

13. Закон мышления или логический закон - это

а) непротиворечивость мышления;

б) необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения;

в) логическая правильность рассуждения;

г) доказательность в рассуждениях.

14. Понятие, суждение, умозаключение - это....

а) законы логики;

б) формы чувственного познания;

в) формы абстрактного мышления;

г) логические приемы обоснования.

Тест к теме 2. Понятие

1. Множество предметов, которое мыслится в понятии, - это

а) содержание понятия;

б) объем понятия;

в) элемент класса;

г) класс или множество.

2. Признаком предмета называется то, в чем предметы

а) сходны друг с другом;

б) отличны друг от друга;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

3. Вычеркните лишнее: «К логическим приемам образования понятий относятся:

а) сравнение;

б) синтез;

в) вычисление;

г) обобщение».

4. «Любовь» — это понятие....

а) конкретное;

б) абстрактное;

в) единичное;

г) относительное.

5. Понятия называются совместимыми, если и только если они:

а) имеют общие элементы объема;

б) включаются в друг друга;

в) не имеют общих элементов;

г) пересекаются (перекрещиваются).

6. В каком отношении находятся понятия «земной шар» и «глобус»?

а) равнозначность;

б) пересечение;

в) несравнимость;

г) подчинение.

7. В каком отношении находятся понятия «крупнейший город России» и «столица» России»?

а) равнозначность;

б) противоположность;

в) соподчинение;

г) пересечение.

8. Выберите круговую схему, отражающую отношения между понятиями

«снег» (А), «дождь» (В), «осадки» (С):

 
 


а)

б)

в)

г)

9. Выберите круговую схему, отражающую отношения между понятиями

«русский писатель» (А), советский писатель (В), «драматург» (С),

а)

б)

в)

10. Расположите следующие понятия в порядке увеличения их объема:

а) студент, который сдал все экзамены;

б) студент, который сдал экзамен по логике;

в) студент, который сдал хотя бы один экзамен;

г) студент, который сдал экзамен по логике доценту Петрову.

11. Правильно ли произведено обобщение понятий: «мазь» - «таблетка» - «лекарственное средство»?

а) правильно;

б) неправильно;

в) правильно в первом шаге, неправильно - во втором;

г) неправильно в первом шаге, правильно - во втором.

12.Пределом ограничения является... понятие.

а) универсальное;

б) пустое;

в) единичное;

г) общее.

13. Основание деления – это…

а) делимое понятие;

б) наибольший из членов деления;

в) вся система членов деления;

г) признак, по которому делятся понятия.

14. При правильном дихотомическом делении его члены находятся в

отношении:

а) противоречия;

б) противоположности;

в) подчинения;

г) равнообъемности.

15.«Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные» - это...

деление:

а) сбивчивое;

б) неполное;

в) исчерпывающее;

г) дихотомическое.

16. Искусственной называется классификация, в которой:

а) нарушаются правила деления;

б) предметы делятся по несущественным признакам;

в) используются деления только одного типа;

г) члены деления представляют собой единичные понятия.

17. Определение по латыни звучит как «...».

а) дефиниция;

б) эквиваленция;

в) интерпретация;

г) абстракция.

18. Остенсивное определение - это разъяснение смысла термина:

а) посредством прямого указания на предмет, который он обозначает;

б) в определенном контексте его потребления;

в) путем описания свойств обозначаемого им предмета;

г) через выявление родо-видовых отношений с другим понятием.

19. Явное определение, содержащее один и тот же термин в определяющей и определяемой частях, называется:

а) неясным;

б) остенсивным;

в) генетическим;

г) тавтологическим.

20. Высказывание «Такса - это колбаска с лапками» представляет собой:

а) описание;

б) сравнение;

в) характеристику;

г) остенсивное определение.

21. Определение «Граница - это линия, ограничивающая что-нибудь»

является:

а) неясным;

б) неявным;

в) контекстуальным;

г) тавтологическим.

22. Определение «Стол — это предмет мебели, служащий для приема

пищи» является:

а) слишком узким;

б) слишком широким;

в) определением «как попало»;

г) остенсивным.

23. Найдите операцию, где отсутствует деление понятий:

а) рефлексы делятся на условные и безусловные;

б) треугольники бывают остроугольными, тупоугольными и прямоугольными;

в) год делится на двенадцать месяцев;

г) знания бывают научными и вненаучными.

24. Отметьте правильность обобщения понятия «лето»:

а) лето - время года;

б) лето - июнь, июль, август;

в) лето — пора отпусков;

г) лето лучше зимы.

Тесты к теме 3. Суждение

1. Вычеркните лишнее. «Суждение содержит следующие элементы:

а) субъект;

б) предикат;

в) признак;

г) связку.

2. Субъект суждения - это....

а) понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении;

б) понятие о предмете суждения;

в) утверждение или отрицание мыслимого в предикате содержания;

г) кванторное слово.

3. «Какую книгу вы читаете?» - это....

а) атрибутивное суждение;

б) суждение существования;

в) предложение суждения не выражает;

г) сложное суждение.

4. «S есть (не есть) Р» - это....

а) структура атрибутивного суждения;

б) структура сложного суждения;

в) структура суждения с отношениями;

г) структура суждения существования.

5 Суждения, в которых выражается принадлежность предметам свойств

или отсутствие у предметов каких-либо свойств, это:

а) разделительные суждения;

б) условные суждения;

в) реляционные суждения;

г) атрибутивные суждения.

6. Какова распределенность терминов в суждении: «Некоторые водные животные являются млекопитающими»?

а) субъект и предикат распределены;

б) субъект и предикат не распределены;

в) субъект распределен, а предикат - не распределен;

г) субъект не распределен, а предикат - распределен.

7. Каким по качеству и количеству является следующее суждение:

«Некоторые водные животные не являются млекопитающими»?

а) частноутвердительным;

б) частноотрицательным;

в) общеотрицательным;

г) общеутвердительным.

8. Установите соответствие между типами высказываний и выражающими их формулами.

А. Никто не хотел его обидеть 1.Все S есть Р.

В). Каждый солдат знает свой маневр. 2. Некоторые S есть P

C). Ряд фактов не подтвердили версии. 3.Ни одно S не есть Р

D).Судьи несменяемы. 4.Некоторые S не есть P

9. Противоположные суждения:

а) могут быть одновременно истинными;

б) могут быть одновременно ложными;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

10. Высказывания «Все акции являются ценными бумагами» и

«Некоторые акции не являются ценными бумагами»:

а) являются противоположными;

б) являются противоречащими;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

11. Суждение эквивалентности - сложное суждение, образованное

посредством связи двух или более суждений логическим союзом:

а) если … то...;

б) а также;

в) если и только если … то...;

г) либо … либо....

13. Если р - высказывание «Ромео любит Джульетту», a q – высказывание «Джульетта любит Ромео», то высказывание «Они любят друг друга» можно представить формулой:

а) p^q

б) pvq

в) p R q

г) p→ q

14. Вычеркните лишнее. «Алетическая модальность выражается в

терминах:

а) возможно;

б) случайно;

в) доказуемо;

г) необходимо.

15. Вычеркните лишнее. «Деонтическая модальность выражается с

помощью операторов:

а) обязательно;

б) возможно;

в) запрещено;

г) разрешено.

16. Предикат распределен:

а) в общеотрицательном суждении;

б) общеутвердительном суждении;

в) частноутвердительном суждении;

г) утвердительном суждении.

Тест к теме 4. Основные логические законы

1. Закон мышления или логический закон - это:

а) логическая правильность рассуждения;

б) последовательность в доказательстве;

в) необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения;

г) непротиворечивость суждения.

2. Логический закон - это внутренняя форма логически....

а) истинного высказывания;

б) правильного умозаключения;

в) верного вывода;

г) обоснованного доказательства.

3. Логически ложными являются высказывания, которые....

а) интуитивно неприемлемы;

б) лишены смысла;

в) не соответствуют действительности;

г) отрицают какой-либо логический закон.

4. Закон тождества сводится:

а) к отождествлению различных мыслей;

б) требованию, чтобы всякая мысль в процессе рассуждения была тождественна самой себе;

в) подмене понятий;

г) требованию запрета на множественность высказываний.

5. Закон исключенного третьего формулируется:

а) два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными;

б) они не могут быть одновременно истинными;

в) т о и другое верно;

г) то и другое неверно.

6. Закон непротиворечия действует в отношении:

а) противоположных суждений;

б) противоречащих суждений;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

7. «Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них необходимо ложно» - это формулировка:

а) закона тождества;

б) закона непротиворечия;

в) закона исключенного третьего;

г) закона достаточного основания.

8. Суждение «после этого - значит по причине этого» - это ошибка,

связанная с нарушением закона:

а) закона тождества;

б) закона непротиворечия;

в) закона исключенного третьего;

г) закона достаточного основания.

9. Когда один человек говорит другому: «Это ты украл деньги», а тот отвечает: «Нет, я этого не делал», то третий, утверждая: «Вы оба лжете», нарушает закон:

а) закон тождества;

б) закона непротиворечия;

в) закон исключенного третьего;

г) закон достаточного основания.

Тест к теме 5. Умозаключение

1. Исходные высказывания, из которых выводится заключение, в логике называют:

а) гипотезами;

б) допущениями;

в) посылками;

г) суппозициями.

2. Умозаключение является правильным, если и только если его заключение:

а) интуитивно очевидно;

б) не противоречит фактам;

в) является истинным;

г) логически следует из посылок.

3. Умозаключение, в котором заключение выводится из одной посылки, называется:

а) индуктивным;

б) непосредственным;

в) обоснованным;

г) дедуктивным.

4. Непосредственное умозаключение, в котором в выводе субъектом является субъект исходного суждения, а предикатом - понятие, противоречащее предикату исходного суждения, при этом связка меняется на противоположную - это:

а) превращение;

б) обращение;

в) аналогия;

г) противопоставление предикату.

5. «Всякая истина является конкретной./ Ни одно не конкретное утверждение не является истиной» - это:

а) обращение;

б) противопоставление субъекту;

в) противопоставление предикату;

г) превращение.

6. Категорический силлогизм - это:

а) умозаключение, в котором вывод делается из одной посылки;

б) умозаключение, в котором опущена посылка или вывод;

в) умозаключение, в котором вывод делается из сложных суждений;

г) умозаключение, в котором из двух категорических суждений выводится третье категорическое суждение.

7. Число терминов в простом категорическом силлогизме равняется:

а) двум;

б) трем;

в) четырем;

г) шестнадцати.

8. Если одна из посылок категорического силлогизма является отрицательной, то его заключение должно быть:

а) частным;

б) общим;

в) утвердительным;

г) отрицательным.

9. Меньшей называется посылка категорического силлогизма, содержащая:

а) субъект заключения;

б) предикат заключения;

в) минимальное количество слов;

г) нераспределенный термин.

10. Определите фигуру следующего силлогизма.

Некоторые равнобедренные треугольники - прямоугольные.

Ни один равносторонний треугольник не прямоугольный.

Некоторые равносторонние треугольники не равнобедренные.

а) первая;

б) вторая;

в) третья;

г) четвертая.

11. «Уголовное дело не может быть возбуждено, так как событие преступления не имело места» - здесь пропущены:

а) большая посылка;

б) меньшая посылка;

в) обе посылки;

г) заключение.

12. К какому модусу относится условно-категорическое умозаключение?

Если налоги увеличиваются, то производство товаров сокращается. Производство товаров не сократилось.

Налоги не увеличились.

а) модус утверждающий;

б) модус отрицающий;

в) ответы 1) и 2) не являются правильными;

г) оба ответа 1) и 2) являются правильными.

13. К какому модусу относится разделительно-категорическое

умозаключение?

Иванов знает английский язык, или Иванов знает французский язык.

Он знает английский язык.

Следовательно, он не знает французского языка».

а) модус утверждающе-отрицающий;

б) модус отрицающе-утверждающий;

в) ответы 1) и 2) не являются правильными;

г) оба ответа 1) и 2) являются правильными.

14. Дилемма — это:

а) умозаключение чисто условное;

б) умозаключение условно-категорическое;

в) умозаключение разделительно-категорическое;

г) умозаключение условно-категорическое.

15. К какому виду относится дилемма: «Если у меня будет достаточно свободного времени, то я буду работать над книгой или писать картину. Я не работал над книгой и не писал картину. Значит, у меня не было достаточно свободного времени»?

а) простая конструктивная;

б) простая деструктивная;

в) сложная конструктивная;

г) сложная деструктивная.

16. Дедуктивное умозаключение - это:

а) вывод на основе частных наблюдений;

б) вывод от общего к частному;

в) то и другое верно;

г) то и другое неверно.

17. Умозаключение, в котором на основе признака, принадлежащего каждому элементу множества, делается вывод о принадлежности признака классу в целом - это:

а) популярная индукция;

б) научная индукция;

в) полная индукция;

г) неполная индукция.

18. Умозаключение по аналогии - это:

а) достоверное умозаключение;

б) вероятно истинное умозаключение;

в) суждение о наличии признака;

г) суждение о наличии отношения.

19. По какому методу установления причинных связей сделано заключение в следующем рассуждении: «На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Петрова, которые сознались в совершении убийства и утверждали, что совершили его одни. Однако отпечатки пальцев на ноже, которым было совершено убийство, не принадлежали ни Иванову, ни Петрову. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал еще один человек. Им оказался неоднократно судимый Федоров»?

а) метод единственного сходства;

б) метод единственного различия;

в) метод остатков;

г) метод сопутствующих изменений.

Тест к теме 6. Логические вопросы и ответы

1.Логика исследует следующие виды диалога:

а) сократический;

б) романтический;

в) риторический;

г) дидактический.

2. В логическую структуру вопроса входят:

а) опровержение вопроса;

б) искомое вопроса;

в) требование ответа;

г) предпосылки вопроса.

3. К видам аргументации относятся:

а) доказательство;

б) возражение;

в) определение;

г) объяснение.

4. Суждение, истинность которого подлежит доказательству - это:

а) основание;

б) аргумент;

в) тезис;

г) посылка.

5. Требование: «Аргументы не должны противоречить друг другу» - это требование:

а) по отношению к тезису;

б) по отношению к аргументу;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

6. Софистический прием: «подмена вопроса об истинности утверждения вопросом о вреде или опасности его» - это:

а) «карманные доводы»;

б) «поспешное обобщение»;

в) «довод к публике»;

г) «довод к личности».

7. Способ логической связи между тезисом и аргументами называется:

а) демонстрацией;

б) основанием;

в) посылкой;

г) заключением.

8. Ошибка «мнимое следование» - это ошибка:

а) по отношению к аргументу;

б) по отношению к тезису;

в) по отношению к демонстрации;

г) все ответы не верны.

9. Как называются неосознанные нарушения правил логики

(непреднамеренные уловки)?

а) паралогизмы;

б) парадоксы;

в) софизмы;

г) головоломки.

10. Софистический прием «сведение к абсурду выдвинутого положения» - это:

а) «дамский аргумент»;

б) «готтентотская мораль»;

в) «довод к публике»;

г) все ответы верны.

11. Доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами - это;

а) косвенное доказательство;

б) прямое доказательство;

в) разделительное доказательство;

г) «доказательство от противного».

12. Ошибка «круг в доказательстве» - это ошибка:

а) по отношению к тезису;

б) по отношению к аргументам;

в) по отношению к демонстрации;

г) по отношению к доказательству.

13. Софистическая уловка «палочные аргументы» - это:

а) «довод к личности»;

б) «довод к публике»;

в) «угрозы в адрес оппонента»;

г) все ответы верны.

14. К уловкам организационно-процедурного характера относятся:

а) манипуляции с регламентом;

б) подмена тезиса;

в) «брать горлом»;

г) «выпускать пар».

Тест к теме 7. Формы развития знания

1. Гипотеза - это:

а) догадка о факте;

б) предположение, применяемое в научном исследовании;

в) версия;

г) все ответы верны.

2. Научное предположение должно:

а) не противоречить данным науки;

б) быть достаточным;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

3. Вычеркните лишнее. «Гипотезы бывают:

а) общие;

б) популярные;

в) частные;

г) единичные.

4. Обоснованные предположения о свойствах части множества - это:

а) единичная гипотеза;

б) общая гипотеза;

в) частная гипотеза;

г) популярная гипотеза.

5. Гипотеза М. В. Ломоносова об атомистическом строении вещества - это:

а) общая гипотеза;

б) частная гипотеза;

в) единичная гипотеза;

г) популярная гипотеза.

6. Проверка гипотез осуществляется путем:

а) дедукции;

б) индукции;

в) аналогии;

г) то и другое верно.

7. Для опровержения гипотезы надо, чтобы:

а) вытекающие из гипотезы следствия противоречили фактам;

б) следствия не противоречили фактам;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

8. Верификация - это:

а) выдвижение гипотезы;

б) демонстрация гипотезы;

в) обоснование гипотезы;

г) проверка гипотезы.

9. Метод подтверждения гипотезы с использованием умозаключения по разделительно-категорическому (отрицающе-утверждающему модусу) силлогизму - это:

а) косвенный метод;

б) прямой метод;

в) то и другое верно;

г) то и другое не верно.

10. Совокупность взаимосвязанных понятий и суждений, относящихся к некоторой предметной области - это:

а) парадигма:

б) тезаурус;

в) теория;

г) классификация.

11. Утверждение, принимаемое в теории в качестве исходного, называют:

а) аксиомой;

б) гипотезой;

в) тезисом;

г) догмой.

12. Утверждение называется теоремой, если в данной теории:

а) его можно вывести из пустого множества посылок;

б) недоказуемо его отрицание;

в) оно не противоречит основным аксиомам;

г) с ним согласны нес исследователи.

13. Если в теории доказуемы не все истинные утверждения, ее называют:

а) полной;

б) неполной;

в) противоречивой;

г) непротиворечивой.

14. Если в теории доказуемы только истинные утверждения, ее называют:

а) полной;

б) неполной;

в) противоречивой;

г) непротиворечивой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: