В отличии от метода экономического анализа как общего подхода к исследованию явлений, выделяют методику экономического анализа как совокупность методов, специальных приемов (способов), применяемых для обработки экономической информации и работе хозяйствующий субъектов.
Методику экономического анализа подразделяют на общую и частные методики.
Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли национальной экономики.
Частные методики конкретизируют общую методику применительно к хозяйственным процессам происходящим в определенной отрасли, к конкретному объекту исследования.
Существуют различные классификации методов и приемов экономического анализа, в основе которых лежат разные признаки. Многие экономисты-теоретики (Ковалев В.В., Волкова О.Н., Савицкая Г.В., Романова Л.Е. и др.) делят методы и приемы по степени их формализуемости, т.е. по тому, возможно ли и в какой степени описать данный метод с помощью неких формализованных (в первую очередь математических) процедур.
|
|
Следуя этой логике все аналитические методы подразделяют на:
1) неформализованные методы;
2) формализованные методы.
Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
К неформализованным методам относят:
Ø разработку системы показателей;
Ø метод сравнений;
Ø построение аналитических таблиц;
Ø прием детализации;
Ø метод экспертных оценок (дельфийский метод, морфологический анализ);
Ø методы ситуационного анализа и прогнозирования (метод сценариев, имитационное моделирование).
К формализованным (математическим)методам относят методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости.
К формализованным методам относят:
Ø классические методы экономического анализа (балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа, прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей);
Ø традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, элементарные данные обработки расчетных данных);
Ø математико-статистические методы изучения связей (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ);
Ø методы финансовых вычислений;
Ø методы теории принятия решения (метод построения дерева решений, линейное программирование, анализ чувствительности).
|
|
Любая методика содержит ряд элементов, основными из которых являются:
3) способы обработки экономической информации;
4) рабочие этапы экономического анализа;
5) последовательности проведения анализа.
Способы (технические приемы) обработки информации – это инструментарий анализа. Каждому методу экономического анализа присущи свои способы, название которых зачастую совпадает с названием методов.
Среди способов (технических приёмов) экономического анализа выделяют:
1) традиционные способы обработки информации (сравнение, относительных и средних величин, графический, группировки, балансовый);
2) способы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексный метод, интегральный, пропорционального деления, логарифмирование);
3) способы стохастического факторного анализа (корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, многомерный факторный анализ);
4) способы оптимизации показателей (экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследование операций).
Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей, предпочтений аналитика.
Рабочими этапами экономического анализа могут быть:
Ø составление рабочей программы проведения анализа отобранных явлений и процессов (объектов) в соответствии с поставленной целью и намеченными задачами;
Ø определение исполнителей и сроков проведения анализа;
Ø отбор и проверка необходимой экономической информации;
Ø выбор системы показателей и разработка рабочих методик их расчета;
Ø аналитическая обработка и сравнение показателей, выявление факторов (причин), обусловивших результативные показатели;
Ø обобщение результатов анализа, выявление резервов и определение практических мероприятий по их реализации;
Ø оформление результатов анализа, установление круга лиц-пользователей материалами анализа, определение места, времени и участников обсуждения итогов анализа;
Ø обеспечение гласности результатов анализа и определение форм контроля за реализацией рекомендаций, вытекающих из результатов анализа;
Ø принятие управленческих решений по обеспечению нормальной работы изучаемого объекта.
Последовательность проведения анализа зависит от вида анализа.
Последовательность проведения финансового анализа включает:
1) предварительный обзор экономического и финансового состояния субъекта хозяйствования в основном по данным бухгалтерского учета и отчетности;
2) оценка имущественного положения предприятия по данным бухгалтерского баланса;
3) общая оценка финансового состояния предприятия и его изменения за отчетный период;
4) оценка финансовой устойчивости предприятия;
5) оценка платежеспособности предприятия;
6) диагностика вероятности возможного банкротства предприятия;
7) оценка и анализ финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли, рентабельности);
8) анализ деловой и рыночной активности предприятия.
Последовательность проведения управленческого анализа может включать:
1) анализ системы учета хозяйствующего субъекта;
2) анализ системы управления хозяйствующего субъекта;
3) анализ системы производства и реализации продукции хозяйствующего субъекта, в т.ч.:
а) анализ маркетинговой деятельности предприятия;
б) анализ производства и реализации продукции;
в) анализ использования трудовых ресурсов;
г) анализ использования основных средств;
д) анализ использования материальных ресурсов предприятия;
е) анализ себестоимости продукции;
ж) анализ финансовых результатов деятельности предприятия и его финансового состояния.
З) анализ безубыточности и т.д.