Задания для самостоятельной работы. В заданиях за единицу времени принимать семичасовой рабочий день

В заданиях за единицу времени принимать семичасовой рабочий день.

Задание 1. В мужской парикмахерской работает три мастера. В среднем в течение рабочего дня бывает около 30 клиентов. Каждый из мастеров успевает обслужить около 15 клиентов. Требуется рассчитать загруженность мастеров в течение дня, ожидаемую среднюю длину очереди и среднее время пребывания клиента в очереди.

Задание 2. Информационно-справочное бюро имеет два телефона, по которым дает справки о наличии товаров в магазинах. В среднем за 1 мин поступает 3 запроса, время обслуживания каждого требования в среднем составляет 40 с.

Определить важнейшие характеристики СМО, считая все потоки простейшими.

Задание 3. В мастерской по ремонту радиоаппаратуры работает
5 опытных мастеров. В течение дня поступает в ремонт в среднем
10 аппаратов и каждый из мастеров успевает отремонтировать за день около 2,5 аппаратов. Требуется оценить эффективность работы мастерской.

Задание 4. В справочное бюро с одним телефоном поступает в среднем 90 заявок в час. Средняя продолжительность обслуживания одной заявки 2 мин. Требуется найти параметры работы бюро и оценить его эффективность.

Задание 5. В справочном бюро работают 5 операторов. Заказы поступают в среднем по 2 в мин. Среднее время обслуживания одного заказа составляет 1 мин. Требуется оценить работу бюро.

Задание 6. В таксопарке 3 диспетчера принимают заказы на вызов машин и обеспечивают своевременное обслуживание клиентов. В среднем за каждый час поступает 120 заявок, длительность регистрации заявки равна в среднем 1 мин.

Определить важнейшие параметры данной СМО.

Задание 7. Входной поток клиентов в парикмахерскую подчиняется закону Пуассона, его интенсивность составляет 12 человек в час. Обслуживают посетителей 3 мастера. В среднем за 1 час мастер обслуживает 2 человек, максимальная очередь – 5 человек.

Рассчитать важнейшие характеристики СМО.

Задание 8. Фирма «Уют» предлагает своим клиентам помощь в дизайне дома или офиса. В нормальном режиме за каждый час прибывает в среднем 2,5 клиента. Единственный консультант по дизайну отвечает на вопросы клиента и дает необходимые рекомендации. Он тратит на каждого посетителя в среднем 10 мин.

Определить следующее:

¨ среднее время, которое клиент проводит в очереди;

¨ среднюю длину очереди;

¨ среднее время, которое клиент проводит в системе обслуживания;

¨ среднее число клиентов в системе обслуживания;

¨ вероятность того, что система обслуживания окажется незанятой.

Желательно, чтобы прибывающий клиент не ждал своей очереди в среднем более 5 мин. Рассчитайте, соответствует ли реальная ситуация данному пожеланию. Если нет, то что необходимо предпринять? Предположим, что консультант способен уменьшить среднее время, которое он проводит с клиентом, до 8 мин. Какой станет средняя скорость обслуживания? Будет ли достигнута поставленная цель?

Задание 9. Торговая фирма планирует принимать заказы клиентов по телефону. Для этой цели необходимо выделить и подготовить персонал, а также выбрать соответствующие мини-АТС с несколькими телефонными аппаратами. Порядок обслуживания должен быть следующим: если заказ поступает, когда все линии заняты, то абонент получает отказ. Если же в момент поступления заказа хотя бы одна линия свободна, то осуществляется переключение на эту линию и оформление заказа. Предполагаемая интенсивность входящего потока требований составляет 2,5 заказа в мин. Длительность же оформления заказа в среднем будет равна 0,8 мин.

Определить, какое минимальное количество каналов обслуживания необходимо, чтобы обслуживать не менее 90 % поступающих заказов. Рассчитать основные показатели работы СМО.

Задание 10. Фирма пейджинговой связи получает заказы на обслуживание по двухканальной телефонной линии, контролируемой двумя диспетчерами. Те из заказчиков, которые услышали сигнал «занято», пытаются перезвонить. Распределение заявок – пуассоновское, со средней скоростью прибытия 40 звонков в час. Каждый диспетчер может обработать 30 звонков в час.

Определить следующее:

¨ в течение какого времени (в %) оба диспетчера свободны;

¨ в течение какого времени (в %) оба диспетчера работают;

¨ какова вероятность получить сигнал «занято», если в фирме работают 2, 3 или 4 диспетчера.

Сколько необходимо иметь диспетчеров, чтобы не более 12 % звонящих получали сигнал «занято»?

Задание 11. В справочное бюро аэропорта поступает в среднем
8 запросов за 1 мин. Клиентов обслуживают 2 телефонистки. Средняя длительность разговора – 0,5 мин.

Установить все характеристики данной СМО.

Задание 12. В билетной кассе работают 3 кассира, каждый из которых может обслужить 3 пассажиров за 10 мин. Поток пассажиров простейший с интенсивностью 15 человек в час. Время обслуживания подчинено показательному закону распределения.

Определить основные характеристики функционирования СМО.

Задание 13. Станция автосервиса использует систему двухканальной очереди. Прибытие машин распределено по закону Пуассона со средней скоростью прибытия 6 машин в час. Время обслуживания распределено экспоненциально со средней скоростью обслуживания 10 машин в час.

Определить следующее:

¨ вероятность того, что все каналы заняты или свободны;

¨ среднее время ожидания в очереди;

¨ среднее число машин в очереди;

¨ среднее время, которое клиент проводит в системе обслуживания;

¨ среднее число клиентов в системе обслуживания;

¨ вероятность того, что вновь прибывшей машине придется ждать.

Задание 14. Рассмотрим работу автозаправочной станции, на которой имеются 3 заправочные колонки. Заправка одной машины длится приблизительно 2 мин. В среднем на АЗС каждую минуту прибывает одна машина, нуждающаяся в заправке бензином. Число мест в очереди не ограничено.

Все потоки в системе простейшие.

Определить следующее:

¨ вероятность того, что в системе нет требований;

¨ среднее время ожидания в очереди;

¨ среднее число требований в очереди;

¨ среднее время, которое требование проводит в системе обслуживания;

¨ вероятность того, что вновь прибывшей машине придется ждать обслуживания.

Задание 15. Определить, какое количество автоматических камер хранения необходимо установить на автостанции, чтобы вероятность отказа пассажиру в обслуживании не превышала 0,07. Априорно установлено, что будут пользоваться услугами камер хранения 8 пассажиров в сутки. Среднее время хранения багажа – 12 часов. Все потоки, связанные с работой камер хранения, – простейшие.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите и поясните основные понятия системы массового обслуживания.

2. Опишите структурную схему СМО.

3. По каким признакам классифицируются СМО?

4. Приведите классификацию СМО по дисциплине обслуживания.

5. Какая система называется простейшей системой массового обслуживания?

6. Назовите основные характеристики простейшей СМО. В чем заключается условие работоспособности такой системы?

7. Назовите основные виды моделей СМО (по числу каналов и наличию очереди).

8. Перечислите показатели эффективности использования СМО.

9. Опишите показатели качества обслуживания заявок в СМО?

10. Назовите основные параметры СМО..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: