В Российской Федерации. Система органов государственной власти–это система федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов России

Система органов государственной власти это система федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов России, деятельность которых строится на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть.

Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя:

– Президента Российской Федерации;

– Федеральное Собрание Российской Федерации;

– Правительство Российской Федерации;

– Федеральная судебная система.

Президент Российской Федерации является главой государства и представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Статус Президента РФ закреплен Конституцией РФ.

Требования к кандидатам в президенты:

– быть гражданином Российской Федерации;

– иметь возраст не моложе 35 лет;

– проживать в РФ не менее 10 лет.

Президент обладает неприкосновенностью, как во время работы, так и после окончания срока полномочий. Президент решает вопросы гражданства, помилования, награждения государственными наградами и иными знаками отличия.

Президент избирается на четыре года прямым, всеобщим, тайным голосованием. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза подряд. В связи с этим можно сделать вывод, что после четырех летнего перерыва, лицо уже бывшее Президентом России, вновь может баллотироваться на эту должность.

Назначает выборы Президента Совет Федерации, а или если он это не делает – Центральная избирательная комиссия (ЦИК РФ). После чего в ЦИК регистрируются политические партии, блоки и группы избирателей, которые будут выдвигать кандидатуры на должность Президента РФ. После регистрации указанные объединения начинают сбор подписей в поддержку своих кандидатов. Нужно собрать одни миллион подписей, при этом в одном субъекте РФ нельзя собрать более 7 % всех подписей. После этого регистрируется кандидат, проверяется его имущественное положение и выполнение налоговых обязательств перед государством.

Если в выборах участвуют более двух кандидатов, то для победы необходимо набрать абсолютное большинство голосов (50 % плюс одни голос). В противном случае назначается второй тур, где участвует два кандидата, набравших в первом туре большинство голосов. Во втором туре достаточно набрать простое большинство голосов.

Если в выборах участвуют два кандидата, то также достаточно набрать простое большинство голосов.

Президент вступает в должность (инаугурация) в торжественной обстановке, приносит присягу, текст которой закреплен в ст. 82 Конституции Российской Федерации.

Полномочия президента:

1) право законодательной инициативы

2) издание подзаконных актов

3) подписание и обнародования Федеральных законов.

4) право вето на законы

5) обращение к Федеральному собранию с ежегодным посланием по положению в стране.

6) участие в формировании институтов государственной власти:

– назначение с согласия Государственной Думы председателя правительства и министров, заместителей и т. п.

– представление кандидатуры судей конституционного суда, высшего арбитражного суда и генерального прокурора, кот. утверждается с согласия Совета Федерации

– назначение и освобождения высшего командования вооруженных сил, а также утверждение военной доктрины РФ.

– назначение выборов в Государственную Думу, а также роспуск ее в случае, предусмотренном статьями 41 и 117 Конституции РФ.

– руководство внешней политикой страны, назначение и отзыв послов.

Президент:

является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и в установленном ею порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

обеспечивает согласование, функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ.

– избирается на всенародных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовой статус Федерального собрания –

Парламента Российской Федерации

Главная функция Парламента состоит в принятии законов. При этом Государственная Дума их непосредственно принимает, а Совет Федерации одобряет, после чего они направляются на подпись Президенту.

Состав российского парламента: Совет Федерации (Верхняя Палата) и Государственная Дума (Нижняя Палата). Палаты Федерального Собрания самостоятельны. Это проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой их них, независимости во внутренней организации.

B Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ – один от представительного, другой – от исполнительного органов государственной власти (170 депутатов).

Депутаты Государственной Думы (по Конституции их число 450) избираются на всеобщих выборах.

Выборы депутатов в декабре 2003 года в последний раз проходили по схеме: 225 депутатов выбираются по партийным спискам (пропорциональная система), 225 – по одномандатным округам (мажоритарная система). Федеральным законом Российской Федерации от 18 мая 2005 г № 51–ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» мажоритарная система была отменена. Таким образом, следующие выборы 2007 года будут проходить исключительно по пропорциональной системе, а списки кандидатов будут выдвигать политические партии.

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе. Совет Федерации одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой. Отклонение закона Советом Федерации может быть преодолено Государственной Думой не менее чем двумя третями от общего числа депутатов. Закон, не рассмотренный Советом Федерации в течение 14 дней, считается одобренным. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат: законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ и федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены большинством (не менее трех четвертей от общего числа) членов Совета Федерации и большинством депутатов Государственной Думы.

Палаты имеют собственную структуру и делятся на комитеты и комиссии, целью которых является более детальное обсуждение некоторых вопросов, предложения по совершенствованию законодательства, представление возможных поправок в принимаемый Государственной Думой или одобряемый Советом Федерации законопроект и т.д.

Наряду с законотворческой функцией у Парламента имеются и другие. В частности контрольные функции – для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

К ведению Федерального Собрания РФ, кроме отмеченного выше, относится утверждение изменения границ между субъектами РФ, указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения, решение вопросов использования Вооруженных Сил за пределами РФ. Среди полномочий Совета Федерации – назначение выборов Президента РФ и отстранение его от должности. К правам Совета Федерации по формированию государственных органов, назначению должностных лиц отнесены: назначение на должность (по представлению Президента РФ) судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ и освобождение последнего от должности.

Федерального Собрания РФ наряду с законодательными полномочиями наделен и другими, в основном касающимися назначения должностных лиц, ответственности Президента и Правительства, а также амнистии. К ведениюГосударственной Думы отнесены следующие права: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность (по представлению Президента РФ) Председателя Центрального банка РФ и освобождение его от должности; Председателя Счетной палаты.

Перед Государственной Думой несет парламентскую ответственность Правительство РФ – именно эта палата решает вопрос о доверии. Государственная Дума может выдвинуть обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

Высший орган исполнительной власти в Российской Федерации - Правительство Российской Федерации

Главной функцией Правительства является выполнение государственных функций на основании законов и Указов Президента посредством издания собственных правовых актов – постановлений и распоряжений. Правительство имеет полномочия во всех общественной и государственной жизни, осуществляет текущее государственное управление, решает сиюминутные задачи и разрабатывает стратегию развития на годы вперед. Главные направления деятельности: разработка и исполнение государственного бюджета, совершенствование налоговой системы и сбор налогов, укрепление обороноспособности и безопасности страны, внешнеполитическая и экономическая деятельность и др.

Председатель Правительства назначается Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность либо в течение недели после отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Представленную Президентом кандидатуру Государственная Дума рассматривает в течение недели и может отклонить. Если это происходит три раза подряд, то Президент распускает Государственную Думу, назначает новые выборы и назначает Председателя Правительства. Структура и состав Правительства определяются Президентом.

Правовой статус судебной власти в Российской Федерации

Судебные органы являются составной частью системы органов государственной власти. Они образуют судебную систему РФ, которая предназначенная для осуществления правосудия (одна из форм реализации государственной власти).

Судебная Власть осуществляется посредством:

– конституционного;

– гражданского;

– административного;

– уголовного судопроизводства.

Судебная система включает в себя:

– Конституционный Суд РФ

– Верховный Суд РФ

– Высший Арбитражный Суд РФ

Основные принципы организации и деятельности судебной системы РФ:

– независимость системы и судей;

– недопустимость создания чрезвычайных судов;

– несменяемость судей;

– неприкосновенность судей;

– принцип состязательности и равноправия сторон;

– возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Конституционный Суд – высший судебный орган по защите конституционного строя РФ; состоит из 19 судей.

Полномочия:

– право разрешать дела о конституционности Федеральных Законов и иных нормативных правовых актов;

– разрешение дел о конституционности международных договоров;

– решения о компетенции всех органов государственной власти;

– решения о конституционности общественных объединений;

– решения о конституционности правоприменительной практики.

Специфические полномочия – дает заключения о:

– наличии у соответствующего должностного лица стойкой неспособности осуществлять полномочия;

– наличии оснований для отрешения от должности должностного лица.

Верховный суд осуществляет в процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических дел и иных споров, рассматриваемых арбитражными судами.

Отдельно нужно сказать о мировых судьях, которые относятся к судебной системе субъектов Российской Федерации, но при этом являются частью судебной системы Российской Федерации.

В компетенцию мировых судей входит рассмотрение уголовных дел, максимальное наказание по которым не может превышать 2 лет лишения свободы, а также гражданских дел, с максимальной ценой иска 500 минимальных размеров оплаты труда.

Все судьи обладают неприкосновенностью и независимостью, принимают решение только на основе закона и внутреннего убеждения.

Судьей может стать гражданин Российской Федерации, имеющий возраст не моложе 25 лет высшее юридическое образование, стаж работу по юридической специальности не менее 5 лет, обладающий высокими моральными качествами и сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

При этом судьи Конституционного суда имеют возраст от 40 до 70 лет, назначаются на 5 лет, а также должны иметь признанную высокую квалификацию в области права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: