Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Основные законы диалектики




Диалектика и метафизика об источнике развития.Углублениепонимания развития неизбежно связано с постановкой ряда дополнительных вопросов. Важнейший из них - почему происходит развитие? Это вопрос об источниках, о причинах развития. Диалектика отвечает на него содержанием закона единства и борьбы противоположностей. На вопрос: каков механизм развития? - дает ответ закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания характеризует направленность развития.

Что касается философского понимания источников развития, то для объективного идеализма этот вопрос достаточно очевиден - логика развития абсолютной идеи (вечного духа), ее активность является конечной причиной всякого развития. Для субъективного идеализма процесс развития связан с активностью сознания, ибо мир и есть факт сознания - совокупность ощущений. Религиозный вариант объективного идеализма в качестве источника развития выдвигает созидательную активность демиурга, Творца всего сущего, Бога. Таким образом, для идеалистического подхода характерно стремление найти источник развития вне материи.

Другой аспект исследования связан с выяснением отношения источника движения к самому движению. Материалистический подход ориентирует на поиск источника развития внутри материи.

В метафизическом варианте такой поиск осуществляется вне самого движения, сводится к выявлению преимущественно внешнего механического воздействия и приводит к неожиданным результатам. В самом деле, для приведения в движение некоторого тела А необходимо воздействие на него со стороны тела В, которое, в свою очередь, приводится в движение телом С и т.д. Представим, что обнаружено последнее тело X, с воздействия которого и началось движение Вселенной. Очевидно, на него воздействовал Перводвигатель, который не нуждается ни в каких воздействиях. По определению, в качестве такового может выступить лишь Бог.

 
 


Другой подход связан с поисками источника движения не только внутри материи, но и внутри самого процесса движения. Со времени Гераклита ведется анализ роли противоречия в качестве такого источника. С его точки зрения источником всех изменений является “борьба противоположностей”, которая есть “всеобщий Логос”, всеобщий закон развития. Напротив, Аристотель считал, что в объективном мире невозможны противоречия, а поэтому противоречивая мысль не может быть истинной. Примером подобной мысли могут быть суждения о “круглом квадрате”, о “сухой влаге”, о “глупом гении”.

Однако развитие науки приводит к выводу о наличии в любом предмете, процессе, явлении противоположных сторон. К примеру, в математике это дифференцирова­ние и интегрирование, в физике и химии - положительные и отрицательные заряды, в биологии - ассимиляция и диссимиляция. Осознание противоречивости некоторых явлений и их сторон, свойств проявилось в форме антиномий. Антиномия, парадокс, апория, дилемма - все это различные формы острой постановки проблем, требующих решения. Наличие антиномий свидетельствует о неполноте или ограниченной применимости имеющегося научного аппарата и требует дальнейших научных исследований.




Диалектические противоположности - это такие стороны, тенденции того или иного изменяющегося предмета (процесса, явления), которые одновременно взаимоисключают и взаимообусловливают друг друга. Весьма часто такие стороны вне собственного противоречивого единства не существуют. Так, атом состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной электронной оболочки. Если разрушить это единство, то и ядро, и электронная оболочка перестанут существовать как таковые и распадутся на составляющие их микрочастицы.

Диалектическое противоречие - это сложное, подвижное отношение между противоположностями, их единство и взаимодействие. В марксистской философии долгое время акцент делался, прежде всего, на той стороне взаимодействия противоположностей, которая обозначалась как их борьба. Так, в качестве синонимов рассматривались термины “диалектическое противоречие” и “единство и борьба противоположностей”. Но даже в общественной жизни далеко не все диалектические противоречия общества разрешаются в борьбе, понимаемой как активное противоборство социальных сил. Противоречия, к примеру между социальной потребностью в новых источниках энергии и отсутствием таковых источников разрешаются через целенаправленную научную и производственную деятельность в сфере физики и химии по созданию таких источников. Поэтому в отношении природы, техники, человеческого сознания и многих социальных процессов термин “борьба” следует понимать не буквально, а в переносном смысле. Учитывая эти аргументы, на взгляд авторов, более адекватным сути дела является термин “взаимодействие противоположностей”.



Диалектические противоречия как взаимосвязь противоположностей существуют объективно, независимо от сознания. Их надо отличать от логических противоречий сознания, которые возникают в результате неряшливости и нечеткости мышления. Подобного рода противоречия наглядно демонстрирует старая стихотворная пародия:

Рано утром - вечерком, поздно - на рассвете

Тетка ехала верхом, развалясь в карете.

А за нею во всю прыть - тихими шагами

Кот старался переплыть миску с пирогами.

Вместе с тем признание существования противоположностей еще не тождественно диалектическому пониманию мира. В истории культуры издавна признавалась полярность мира, но в духе взаимогармонии, нахождения известного баланса сил, при достижении которого всякое развитие прекращается (тогда как главная идея диалектики - непрерывность развития, бесконечность этого процесса). Характерным является мифологическое сознание, существенным признаком которого является наличие некоторых основополагающих полярностей: свет и тьма, мужское и женское начала (например, “инь” и “янь” древнекитайской философии). Такие полярности образуют своего рода вселенский “гомеостаз” - постоянное нарушение и восстановление равновесия между этими полярностями.

Диалектика, во-первых, показывает, что полярные структуры существуют не просто “иногда”. В любом предмете, процессе, явлении существуют диалектические противоречия, и притом бесконечно многие противоречия. Во-вторых, диалектика не просто фиксирует полярности. Она рассматривает взаимодействие противоположностей, диалектические противоречия как источник изменения и развития всех существующих процессов и явлений. Впервые попытку рассмотреть развитие как совокупность последовательных этапов развертывания противоречия предпринял Гегель, правда, на основе исследования познающего сознания. Если гегелевское понимание развития познающего сознания распространить не только на идеальное, но и на материальное бытие, можно выделить три фазы: возникновение, развертывание и разрешение противоречий.

Первая фаза может быть обозначена как диалектическое тождество (совпадение). На этом этапе тенденции развития различных сторон явления пока совпадают. Так, на заключительной фазе феодализма интересы двух новых классов, формировавшихся в рамках третьего сословия, - буржуазии и пролетариата - в основном совпадали, поскольку они одинаково были заинтересованы в свержении власти феодалов. В этом отношении оба класса могут быть охарактеризованы как тождественные (но именно в этом отношении, поскольку в иных отношениях между ними можно выявить множество различий).

Вторая фаза - это “раздвоение единого”, накопление различий, развертывание противоречия. Так, с завоеванием буржуазией политической власти и формированием капиталистического общества противоречие между пролетариатом и буржуазией нарастает, охватывая основные сферы общественного развития: экономику, политику, идеологию.

Третья фаза - процесс разрешения противоречий. В частности, в условиях России разрешение назревших противоречий между буржуазией и пролетариатом осуществилось в форме Октябрьской социалистической революции. Заканчивается ли на этом развитие? Нет! На месте противоречия, которое удалось разрешить, возникают новые противоречия. В условиях нашей страны это было, в частности, противоречие между советскими трудящимися массами и бюрократической партийно-государственной верхушкой. Это противоречие разрешилось в процессе событий, последовавших после путча августа 1991 года и изменения конституционного устройства страны в сентябре-декабре 1993 года.

Закон взаимодействия противоположностей.Таким образом, единство и взаимодействие противоположностей есть непрерывный процесс возникновения, развертывания и разрешения диалектических противоречий, который и выступает источником всякого изменения, всякого развития. Это составляет центральную идею закона взаимодействия противоположностей (в марксистской традиции он именуется законом единства и борьбы противоположностей), который может быть сформулирован следующим образом.

Всякое развитие осуществляется путем раздвоения единого (объекта, процесса, предмета, явления) на взаимоисключающие и взаимообусловливающие стороны, моменты, тенденции - противополож­ности. Источник, движущее начало всякого развития естьвзаимодействие противоположностей, постоянное возникновение, развертывание и разрешение диалектических противоречий, ведущее к исчезновении старого, возникновению нового и появлению на этой основе новых противоречий.

П.В. Алексеев и А.В. Панин предлагают именовать этот закон “законом диалектической противоречивости”, чтобы иное название не “наталкивало” на упрощенное понимание источника развития, на механическое “соединение” противоположных сторон (“верх - низ”, “тепло - холодно”) - “диалектические противоречия есть только там, где есть развитие, самодвижение”[2], - подчеркивают они

Каково методологическое значение закона? Чему он учит, что требует, от чего предостерегает?

1. Офицер-руководитель не должен скользить по поверхности явлений военного дела, в частности, при анализе состояния дел в подразделении. Необходимо выявлять противоречия и эти противоречия исследовать. При этом не просто их выявлять, а находить важнейшие, определяющие, обнаруживать тенденции их развития, находить пути разрежения. В частности, необходимо понимать, что решение любой управленческой, конструкторской, военно-технической или военно-эксплуатационной задачи есть не что иное, как разрешение противоречия. Курсовая или дипломная работа будущего офицера - это также разработка предложений по разрешению конкретного противоречия в военной сфере.

2. Нельзя смешивать диалектические и формально-логические противоречия. Последние являются ошибками мышления.

3. Темпы развития определяются не остротой противоречий (мол, чем острее, тем быстрее), а темпом их разрешения. В идеале разрешение противоречий должно происходить на этапе диалектического тождества, пока они еще не вызрели, не перешли в состояние конфликта (особенно конфликта социального). Так, нынешняя учеба курсанта есть процесс разрешения только еще вызревающего будущего противоречия между потребным количеством офицеров в армии и их реальным количественным (и качественным) составом.

Проблема механизма и направленности развития.Для решения этой проблемы уточним природу различий между предметами. Как философия характеризует эти различия?

Предметы могут различаться по свойствам. Свойство - это та особенность предмета, которая проявляется при определенном взаимодействии. А поскольку таких взаимодействий у предмета много, то и характеризоваться он может совокупностью свойств. Некоторые из них характеризуют внешние, несущественные стороны предмета, другие свойства отражают такие признаки предмета, благодаря которым он и является собственно этим предметом. Это существенные свойства. Особое место среди них занимают атрибуты - неотъемлемые существенные свойства предмета. Так, атрибутивным свойством человека является память, с утратой которой он теряет свои собственно человеческие признаки.

Целостное, интегративное единство свойств предмета в системе его связей и отношений с другими предметами может быть определена как качество предмета. Следует подчеркнуть, что один и тот же объект в различных системах отношений приобретает разные качества. Так, в одной системе отношений военный специалист выявляет свое качество как инженер (система военно-технических отношений), в другой - как офицер (система военно-политических отношений общества), в третьей - как воспитатель (система военно-педагогических отношений в воинском коллективе) и т.д.

Таким образом, качество - такая определенность предмета, процесса, явления, которая характеризует его именно как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов в данной системе отношений. При утрате качества предмет перестает быть самим собой: расплавленная руда превращается в шлаки и металл; техническое устройство, лишенное источников энергии, превращается в бесполезный набор деталей и конструкций.

Если проанализировать свойства однокачественных предметов, т.е. не различающихся между собой с точки зрения их качества (так, все кислоты относятся к одному классу химических веществ и с этой точки зрения качественно между собой не различаются), то обнаружим различия иного рода, а именно связанные со степенью выраженности или развития данного качества. Так, кислоты различаются по своей реактивной способности.

Мы подошли к новому уровню анализа вещей - количественному. Количественная характеристика как бы стирает качественные различия. К примеру, цифровое выражение штатной численности боевого расчета нивелирует различия судеб или черт характера воинов, принимая во внимание лишь единственную общую качественную характеристику - подготовленность к несению боевого дежурства.

Количество может быть определено как степень развития данного качества. Это характеристика явлений, процессов, предметов по степени развития или интенсивности присущих им свойств. Нередко (но далеко не всегда) количество может выражаться в числовых величинах.

Количество и качество выражают в известном смысле противоположные характеристики предметов, которые в то же время тесно связаны между собой. Эта связь выражается категорией мера.

Мера есть такой интервал количественных изменений, в рамках которого сохраняется качественная определенность предмета. Так, температурная мера, внутри которой сохраняется жидкое агрегатное состояние вещества, для воды находится в интервале между 0 и 100 0C, для ртути - между -39 и +357 0C.

По сути дела, развитие предмета или явления - это переход от одной меры к другой, что и приводит к смене качества. Так, при изменении скорости снаряда от нуля до 7,9 км/сек. он сохраняет качество баллистического снаряда. Однако при переходе этой границы меры его качество изменяется - он становится спутником Земли и сохраняет это качество до величины скорости 11,2 км/сек. При переходе этой границы меры вновь меняется качество: снаряд становится спутником Солнца. Диалектику взаимосвязи количественных и качественных характеристик химических веществ наглядно демонстрирует Периодический закон Д.И. Менделеева. Курсанту предоставляется возможность самостоятельно выявить соответствующие зависимости.

Метафизика фактически не может объяснить диалектику количества, качества и меры. Известны парадоксы древнегреческого философа Евбулида “Лысый” и “Куча”: одна или две песчинки кучи не образуют. Когда же она возникает? Устранение одного или двух волосков не делают человека лысым. С устранением какого по счету волоска формируется лысина? Здесь уже обнаружено влияние количественных изменений на качественные, но еще не вскрыта сущность этого влияния.

Однако существовал и взгляд, что качество вообще не подвержено изменениям. Согласно господствовавшей в XVII - XVIII вв. теории преформизма, зародыш - это уже готовый организм со всеми свойствами и признаками, только миниатюрный. Развитие организма сводилось к его количественному росту.

Специфика взаимосвязи количества, качества и меры фиксируется в диалектическом законе взаимоперехода количественных и качественных изменений: развитие происходит путем постепенных количественных изменений, которые при достижении границы меры приводят к существенным качественным изменениям, совершающимся скачком. Новое качество в свою очередь открывает меру для новых количественных изменений.

Скачок - это переход из одного качественного состояния в другое при превышении границы меры. Примеры скачков: образование звезд и планет, образование жизни на Земле, получение высшего образования, превращение в генератор усилителя с положительной обратной связью при превышении коэффициентом усиления границы меры.

Скачки в обществе есть революционные изменения (изменения качества) в противоположность изменениям количества, которые являются эволюционными. При этом быстрота процесса во времени не является собственно характеристикой скачка: может быть очень быстрая эволюция (жизненный цикл бабочки-однодневки) и очень медленная революция (становление человека как результат качественного изменения - революционного преобразования его обезьяноподобного предка). Главная характеристика скачка, или революционного процесса - это смена качества.

В чем заключается важность понимания рассматриваемого закона для офицера-химика?

1. Закон предостерегает от одностороннего подхода к действительности, абсолютизирующего либо количественные, либо качественные изменения. В частности, он предостерегает от абсолютизации количественного, математического подхода, заставляет за математическими формулами разыскивать физический (химический, социальный, экономический и т.д.) смысл.

2. Важнейшая категория закона - мера. Она ориентирует как исследователя, так и практика на поиск количественных границ рассматриваемых явлений. Так, офицеру-воспитателю важно понимать меру педагогических воздействий, за пределами которой воин становится склонен к отрицательным ответным реакциям.

Диалектическая концепция отрицания.После выявления источника движения и исследования механизма развития возникают и другие вопросы относительно сущности развития: Есть ли связь между тем, что изменилось, и тем, что возникло? Имеется ли направленность в развитии и какова она?

Античная философия разделяла идею круговорота, исходила из принципа “ничто не ново под луной”. Так, пифагорейцы рассматривали мировой год и насчитывали его продолжительность в 11 тыс. лет.

В 16 - 18 вв. оформляется идея эволюции - направленного развития. Дидро высказывает идею эволюции живого из простейших существ, Кант - эволюции Вселенной из газовой туманности, Гизо - эволюции в человеческой истории. В гегелевской диалектике произошел своеобразный синтез этих идей: в спиралевидной тенденции развития наблюдаем и движение по кругу, и эволюцию. При этом важным аспектом развития выступает диалектическое отрицание. В гегелевской диалектике отрицание истолковывается не только как логическая категория, как словесное “нет”, но и как непременный этап, многократно повторяющийся в любом процессе, где меняются фазы, периоды, этапы осмысления. Так, эмбриональное развитие человеческого организма сменяется младенчеством, которое уступает место детству, а то, в свою очередь - юности. Каждая новая фаза “отрицает” предыдущую.

Всеобщий характер отрицания признают и диалектики, и метафизики. Однако метафизическая (механистическая) концепция развития понимает отрицание как полное отрицание преемственности с предыдущими этапами развития, как тотальное разрушение, как прекращение развития. Такого рода отрицания существуют объективно (помол зерна в муку, истребление живой силы противника в бою). Но это достаточно узкий круг явлений, лежащих вне процессов развития. Метафизика же такие черты распространяет на любое отрицание. Подобным образом трактует отрицание нигилизм, проявляющийся в негативном отношении к семье, культуре, закону, морали и т.д. К безоговорочному отрицанию всех сторон действительности призывал, например, представитель “негативной диалектики” немецкий философ Т. Адорно (1903 - 1969).

В гегелевском понимании диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкцию (разрушение, преодоление, изживание прежнего, старого); кумуляцию (частичное сохранение, преемственность старого); конструкцию (формирование, созидание нового).

Первый момент - деструкция, преодоление пройденного - готовит почву для следующей фазы процесса развития. Процесс развития обеспечивается вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью жизнеспособных характеристик предмета или процесса. Эту характеристику отрицания Гегель выражал с помощью категории снятие (характерно русское выражение “снимать сливки”, “снимать пенки”, т.е. забирать из предмета, процесса самое лучшее, что в нем есть). Категория снятие характеризует два момента диалектического отрицания: уничтожение, отмирание старого и сохранение ценного, положительного, что в нем содержится. Движение процесса к новым фазам требует третьего момента - новаций - формирования качественно новых связей, функций, черт.

Существенная характеристика диалектического отрицания состоит в том, что оно выступает как самоотрицание, как результат саморазвития. Иными словами, через диалектическое отрицание проявляются внутренние связи, внутренние закономерности предмета, процесса, явления.

Таким образом, диалектическое отрицание выступает и как предпосылка развития, и как его ступень, и как его условие, и как момент его механизма.

Отрицание отрицания, или двойное отрицание.Развитие может быть представлено как цепь последовательных диалектических отрицаний, количество которых определяется продолжительностью самого процесса развития. Соответствующий закон мог бы быть назван “законом диалектических отрицаний”. Однако в числе диалектических отрицаний особую роль играет т.н. двойное отрицание. В чем же она заключается?

Некоторое состояние в процессе развития диалектически отрицается, т.е. предмет переводится в свою противоположность (посаженное зерно превращается в стебель растения, неграмотный дошкольник научается читать и писать и т.д.). Этот следующий этап развития и обозначается как диалектическое отрицание. Однако на этом этапе развитие не заканчивается, процесс диалектических отрицаний продолжается. Теперь отрицается уже тот этап, который мы обозначили как диалектическое отрицание, т.е. происходит отрицание отрицания. В свою противоположность превращается теперь отрицание, а отрицание отрицания означает, что произошел как бы возврат в ту точку, где явление, предмет находились двумя этапами ранее. Недаром в грамматике для усиления утверждения используют двойное отрицание: “нельзя не видеть”, “нельзя не учесть” - это более сильное утверждение, чем просто: “надо видеть”, “надо учесть”. Латинское: duplex negatio est affirmatio - означает: двойное отрицание есть утверждение.

Но возврат точно в ту же точку невозможен, ибо в процессе диалектических отрицаний нежизнеспособное отбрасывалось. В результате предмет стал уже несколько иным (на стебле выросло не прежнее зерно, а новое, к тому же в большем количестве; школьник, как и прежний дошкольник, пока не умеет работать с компьютером, однако он уже грамотен в книжном смысле). Фактически происходит синтез как восходящего движения, так и движения по кругу. Формируется виток спирали, а поскольку развитие бесконечно, то бесконечно и спиралевидное направление развития.

Гегелевское понимание диалектического отрицания, обогащенное современными философскими исследованиями, позволяет дать следующее определение закона отрицания отрицания: развитие совершается через цепь диалектических отрицаний, которые обеспечивают связь, преемственность старого и нового, удержание (снятие) положительного в старом и общую тенденцию в целом поступательного, восходящего спиралевидного развития с повторением отдельных черт старого на новой качественной основе.

Закон характеризует развитие в целом, во всей его сложности, выявляет лишь общую, господствующую тенденцию развития, поэтому к отдельным, достаточно малым участкам развития, он не всегда применим. Подобно законам статистики, он проявляется на достаточно широком спектре явлений и процессов, при этом в различных сферах бытия он выступает специфическим образом.

К примеру, в природе каждое новое поколение начинает с того же, с чего начинало предыдущее (волк ведет тот же образ жизни, что и его “отец”, “дед” и т.д.). В человеческом обществе каждое новое поколение (по крайней мере в отношении технического, материального базиса общества) начинает с того, чем закончило предыдущее поколение. Поэтому темпы развития человеческого общества на несколько порядков превосходят темпы развития в природе.

Важную роль понятие диалектического отрицания играет в военном деле.

Во-первых, общая тенденция развития военного дела состоит в постоянном совершенствовании армии на обновляющейся технической основе, замене старого оружия новым, а нового - новейшим. Так, коренным образом различаются поражающие элементы оружия разных эпох: наконечник стрелы арбалета, пуля, головная часть ракеты. Однако при всем различии удерживается (“снимается”) ряд признаков: обтекаемость, аэродинамическая форма и т.д.

Во-вторых, поскольку успешное развитие нового невозможно без обеспечения преемственности с предыдущими этапами развития, необходимо всестороннее развитие и критический анализ боевого опыта прошлых войн, в том числе Великой Отечественной войны, а также опыта войн и военных конфликтов конца XX века, где в полной мере проявились качества новых видов вооружений. Недаром утверждается, что нередко “новое - это хорошо забытое старое”.

В-третьих, новое, особенно на первых порах, нуждается во всесторонней поддержке. Поэтому в военном деле необходимо отличное знание нового и тенденций его развития, всемерная поддержка растущего, передового. Острота проблемы выявления подлинно новых тенденций развития вооружения, тактики, боевой подготовки особенно велика в условиях экономической нестабильности, когда государство не может себе позволить роскошь развивать одновременно многие направления военной техники, так сказать, “про запас”.

В-четвертых, процесс развития бесконечен, нет предела и совершенствованию боевого потенциала вооруженных сил, боевого мастерства воинов. Поэтому остановиться на достигнутом, даже после крупных успехов, означает обречь себя на неизбежное отставание и поражение.

Как относиться к марксистской диалектике?Авторы постарались изложить современное понимание законов диалектики. Несомненно, дальнейшее развитие философии обогатит эти законы новым содержанием. Оно впитает в себя в “снятом” виде все те позитивные моменты, что содержались в диалектических идеях Гераклита, Платона и Аристотеля, в диалектическом методе немецкой классической философии, прежде всего в диалектике Гегеля, в марксистской диалектике, в диалектических концепциях ХХ века, в т.ч. “диалектической теологии”, “негативной диалектике” Адорнои др.

Было бы неразумным огульно отрицать каждый из этих “вариантов” диалектики. Вместе с тем следует учитывать конкретный исторический контекст и цели, которые преследовались при разработке того или иного философского учения. В частности, в философии марксизма диалектика выступала, прежде всего, как метод обоснования неизбежности социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Поэтому, признавая заслугу классиков марксизма в развитии диалектики на основе материалистического мировоззрения, следует преодолеть и те крайности, которые были обусловлены конкретными социально-политическими целями разработки диалектического метода в марксизме.

В частности, вряд ли справедливо считать “закон единства и борьбы противоположностей” ядром диалектики. Разве меньшая роль принадлежит диалектическому осмыслению количественных и качественных изменений или философскому анализу диалектических отрицаний? Взаимосвязь противоположностей трактовалась как относительность единства и абсолютность их борьбы. Но, даже если признать правомерность термина “борьба” применительно к противоположностям, очевидно, что при отсутствии единства противоположностей (то есть их активного взаимодействия) сама борьба становится невозможной.

Особое внимание уделялось категории “скачок”, которая объявлялась центральной в теории развития и отождествлялась с революционными изменениями. Тем самым принижалась роль эволюции, в том числе эффективность эволюционно-реформистских путей в общественном развитии.

Чрезмерное противопоставление диалектики материалистической диалектике идеалистической объективно принижало исследовательский потенциал диалектического метода для анализа явлений духовной жизни. Наконец, вряд ли правомерно жестко противопоставлять диалектику и метафизику. Их взаимосвязь уже показана в настоящей главе.

Таким образом, диалектический метод остается открытым для дальнейшего развития и обогащения. Это относится не только к законам диалектики, но и к тем категориям, которые составляют содержание диалектического метода.

3. Универсальные связи бытия: детерминизм

Одним из важнейших принципов философского знания является детерминизм. Согласно этому принципу, все реально существующие предметы, процессы и явления, независимо от того, какова их природа, детерминированы (от лат. determinare - определять), то есть, обусловлены определенными причинами. Этот принцип является необходимой основой любого научного знания, поскольку отказ от принципа детерминизма приводит к такой картине мира, в которой нет невозможных явлений, где равно вероятны любые события, вплоть до разного рода “чудес”.

Категории философского метода.Любая наука в ее оформленном виде выступает как логически и структурно организованное знание. Средством такой организации выступают понятия данной науки. При этом выделяются некоторые фундаментальные для такой науки понятия, которые раскрывают наиболее общие связи и закономерности, характерные для объекта науки. В физике это понятия “сила”, “масса”, “энергия”, “ускорение”, в химии - “атом”, “молекула”, “химическая реакция”, для военной науки - “оборона”, “наступление”, “бой”, “боевые силы” и т.д. Такого рода понятия составляют категориальный аппарат науки, и именуются категориями.

Философский метод выступает в качестве всеобщего метода познания потому, что помогает осмыслить универсальные (т.е. присущие каждому без исключения предмету или явлению ) связи бытия. Формой познания таких связей выступают категории. Выделяется особая группа понятий, отражающие противоречивость присущих миру связей и взаимодействий, которые принято называть парными категориями диалектики. Часть из них мы уже рассмотрели: количество - качество, единичное - общее, утверждение - отрицание. Особая группа парных категорий позволяет осмыслить теоретическое содержание принципа детерминизма.

Концепция детерминизма.Философов, признающих, что все явления в мире порождены той или иной причиной, теми или иными закономерностями, называют детерминистами. Детерминизму противостоит индетерминизм (от лат. in - отрицание, в данном случае отрицание причинной обусловленности явлений природы и общества).

Долгое время господствующим был механистический детерминизм, понимавший причинность как необходимость. при этом случайность считалась объективно несуществующей, принимался во внимание единственный тип законов - ньютоновский (законы классической механики), который игнорировал статистическую, вероятностную форму причинности. Единственным источником детерминации считались лишь внешние связи, а поскольку причинно-следственные связи рассматривались как однозначные, то делался вывод о принципиальной возможности точного предсказания состояния вселенной в будущем и прошлом: если известны параметры Вселенной в каждый конкретный момент и их производные во времени, может быть вычислено значение параметров в прошлом и будущем. Подобные идеи впервые четко сформулировал Лаплас, поэтому такой тип детерминизма нередко называют лапласовским.

Субъективный идеализм, склоняется к позиции индетерминизма. Кант представлял причинность как одну из форм рассудочной деятельности человека. Юм считал, что причинно-следственная связь - это привычка людей воспринимать те или иные явления в определенной временной последовательности. Мах утверждал, что в природе нет ни причины, ни следствия, а причинность вытекает из психических стремлений. Развитие науки в XIX-XX веке показало настолько сложный и неоднозначный характер причинно-следственных связей, что идея индетерминизма была на некоторое время реанимирована и в естествознании. В частности , кризис механистического материализма в физике на рубеже XIX-XX столетий (“материя исчезла”) включал в себя и кризис механистического детерминизма.

Связи и отношения связей.Достаточно давно сложилось убеждение что познать предмет - это значит установить, из чего он состоит. При таком подходе устройство мира осмысливалось в понятиях “часть - целое”: целое состоит из частей. Однако уже у древних греков возникло размышление “корабль Тезея”. В морском походе пришлось в процессе ремонта заменить постепенно все износившиеся части корабля новыми. Возникает вопрос: тот ли это корабль, на котором Тезей ушел в плавание, или уже другой? Если склониться к первому ответу, невольно признаем, что корабль не сводится к сумме своих частей, а представляет собой нечто иное.

Постепенно в науке сложилось мнение, что целое не сводится к сумме частей, его составляющих, но оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Решение оказалось диалектическим: все дело в связях, объединяющих предметы и процессы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Был сформулирован принцип целостности, развитием его стал системный подход, выделяющий различные типы целостности в зависимости от преобладающего влияния конкретных связей: структурный подход акцентирует внимание на связях строения, функциональный - на связях функционирования (действие машины, жизнь организма), генетический - на связях возникновения, происхождения.

Практическая, научно-техническая актуальность подобных философских идей стала очевидна, как только появилась необходимость решения задач, связанных с потребностью учета огромного числа качественно разнообразных предметов, явлений, процессов и связей между ними. Прежде всего, это обусловлено появлением особо сложных технических систем, структура которых состоит из десятков и сотен тысяч взаимосвязанных деталей, узлов, технических агрегатов и устройств. Существуют целые виды вооруженных сил, которые могут быть представлены как большие системы именно в техническом смысле. Это Ракетные войска стратегического назначения, войска ПВО и ПРО и т.д.

Выяснилось, что для проектирования и эксплуатации подобных систем нужны не только специальные научно-технические знания, но и понятийный аппарат, отражающий особые свойства сложных систем, “системные эффекты” - образование новых качеств системы в результате взаимодействия ее элементов.

Таким образом, различные связи играют различную роль в развитии и функционировании различных систем. Поэтому методологическая ошибка сторонников механистического детерминизма состоит в том, что они все многообразие связей действительности сводили к причинно-следственным связям, а эти последние - лишь к связям необходимости.

Причина и следствие в системе связей бытия.В сети многообразных связей действительности могут быть выделены связи-зависимости. В их числе: функциональные связи, когда объекты связаны посредством выполняемых функций (связи в экипаже, в боевом расчете); связи следования во времени (ночь наступает после дня). Причинно-следственные связи - это связи-зависимости, но вполне определенного типа: это такая устойчивая, повторяющаяся зависимость, при которой один объект (процесс, явление) порождает, генерирует другой объект (процесс, явление).

Причина - это то, чем порождается, генерируется данный объект или процесс.Следствие - то, что порождено причиной. Могут быть выделены основные признаки причинно-следственных связей, которые отличают их от других связей-зависимостей.

Во-первых, это продуктивный, порождающий характер: причина порождает следствие. В других связях-зависимостях этого нет: командир экипажа не порождает члена экипажа, день не порождается ночью. Во-вторых, эти связи имеют устойчивый, необходимый характер: подобные причины при подобных условиях, как правило, производят подобные следствия. В-третьих, эти связи необратимы: следствие не может быть причиной собственной причины. В-четвертых, причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие только им следствия. Так, из пшеничного зерна вырастет только пшеничный колос, но отнюдь не просо. В-пятых, это последовательность явлений во времени: следствие всегда наступает после причины, причина предшествует следствию. Следует подчеркнуть: будучи необходимым, этот признак не является достаточным для установления причинно-следственных связей.

Post hoc ergo propter hoc?Мы повседневно сталкиваемся с тем, что следствие наступает после причины: вначале выстрел, затем - огневое поражение. Однако из этого нельзя делать вывод, что если одно явление наступает после другого, то первое из них - причина, а второе - следствие. Логика “post hos ergo propter hoc” (“после этого - значит, вследствие этого”) зачастую оказывается ложной. Однако именно такой логикой объяснял причинно-следственную связь Юм. В самом деле, полет ракеты следует после команды “Пуск!”, но она не является причиной полета. Причинно-следственные отношения - это, прежде всего, внутренняя, активная, существенная связь между явлениями, а не простое следование во времени.

Характер причинных связей.В мире существует много различных типов причинно-следственных связей. Наиболее простой является связь динамической зависимости. Именно к этому типу связей и сводится лапласовский детерминизм. Это относительно немногочисленная группа связей, которая достаточно хорошо описывает математически, поскольку раскрывает взаимодействие небольшого числа объектов и явлений, в простейшем случае - двух. В простейшем же случае взаимосвязь этих явлений оказывается линейной. Типичным примером может служить закон Ома. Действительно, ток силой в 1 ампер на сопротивление в 1 ом всегда создает напряжение 1 вольт. Такой тип связи может быть обозначен: одна причина - одно следствие.

Более многочисленны другие типы связей, которые однозначно определены быть не могут. Существуют следствия, которые являются результатом одновременного действия многих причин. С другой стороны, одна причина может вызвать целый спектр следствий в самых различных сферах. К примеру, войны, катастрофические стихийные бедствия коренным образом изменяют жизнь общества во всех сферах его бытия. Подобного рода причинно-следственные связи вносят статистический характер, поскольку практически невозможно выявить связь каждых двух явлений из целого их спектра.

Типичным примером могут служить законы для газов, например, закон Био - Савара - Лапласа. Эти законы не описывают поведение каждой газовой молекулы, зато оказываются справедливыми для всей совокупности молекул газа. Квазистатическими (якобы статистическим) являются причинно-следственные связи в войне. Подлинно статистическим они не являются, ибо в истории невозможно точное повторение всей совокупности явлений войны, как это возможно в опытах с газами. Однако определённое сходство явлений в различных войнах позволяет считать законы войны похожими на статистические зависимости. Схема связей этого типа: одна причина - спектр следствий, либо: спектр причин - спектр следствий.

“Эффектом домино” называют такой тип причинно-следственных связей, когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий. Сложная система подобных отношений известна физикам и химикам как модель цепной реакции.

Углубление познания взаимосвязей бытия привело к пониманию того, что простая схема однозначного детерминизма лишь огрублено представляет реальные причинно-следственные отношения, которые оказываются весьма разнообразными. В частности, более сложным типом связи, чем однонаправленная причинно-следственная связь, является взаимодействие, при котором явление-причина испытывает обратное воздействие со стороны собственного следствия: два явления практически одновременно играют роль и причины, и следствия по отношению друг к другу. Характерным примером такого взаимодействия могут быть связи между политикой и экономикой, политикой и войной. Схема взаимодействия широко используется в современных кибернетических устройствах (“принцип обратной связи”), в информационных системах военного управления, в системах регулирования технологических процессов, в том числе химических технологий.

Комплекс причин каждого явления не однороден. Так, различаются причины главные и второстепенные, существенные и несущественные, постоянные и временные. Для обозначения специфического характера детерминирующих факторов используются также понятия “условия”, “повод”, “предлог”.

Условия - это совокупность факторов, представляющих среду, в которой возможно развитие причинно-следственных связей. Так, высокие профессиональные качества офицера-химика могут проявиться только в условиях службы в войсках РХБЗ. Если же по роду служебной деятельности он не имеет дела с химическими технологиями, такие его качества останутся невостребованными, не проявятся.

В системе социальных связей действуют особого рода причинные факторы. В отличие от причинности в природе, причинно-следственные связи в обществе реализуется через деятельность людей, а следовательно, важную роль в реализации таких связей играют сознание, чувства и воля человека. В социальных причинно-следственных связях имеют место такой фактор, как повод - косвенная, побочная причина, открывающая возможность проявления главной причины. Так, причины первой мировой войны складывались в течение не одного десятилетия. Однако в силу того, что правительства стремились к оправданию войны в глазах народных масс, война не начиналась, пока не нашелся подходящий повод - убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево.

В социальных связях может иметь место предлог - сугубо преднамеренный повод, когда “естественного” повода не находится. Предлогом для начала второй мировой войны явился обстрел немецкой радиостанции немецкими же солдатами, но одетыми в польскую форму.

Кратко может быть сформулирован закон, вытекающий из диалектического понимания причины и следствия. Все имеет свою причину. Каждая причина порождает следствие. Каждое следствие, в свою очередь, выступает как причина, но в другой системе отношений.

Методологическая роль категорий причины и следствия.Взаимосвязь категорий причины и следствия формирует методологический принцип, гносеологическую позицию, пронизывающую всю познавательную и практическую деятельность.

Особенно важно обстоятельно ориентироваться в системе причинно-следственных связей, типичных для конкретного вида профессиональной деятельности, к примеру возможные причины наиболее часто встречающихся неисправностей. Знаменитый “инженерный” метод “тыка” как раз и проистекает от непонимания типичных причинно-следственных связей. Инструкции по эксплуатации и проведению технического обслуживания по сути дела представляют собой описание связей, наиболее важных для функционирования данной технической системы.

Вместе с тем требуется умение отличать подлинные причины от повода и тем более от предлога, что особенно важно в системе военного управления, в практике воспитательной работы.

Развитие философских взглядов на необходимость и случайность.Углубленноепонимание сущности детерминизма невозможно без уяснения содержания категорий “необходимость” и “случайность”, тем более что в учебной литературе иногда это содержание описывается искаженно. В частности нередко отождествление необходимости с неизбежностью[3].

Существуют причинно-следственные связи достаточно устойчивые и определенные: связи между громом и молнией, между нажатием кнопки “Пуск” и пуском ракеты, между высокой профессиональной подготовкой воина и успехами в его служебной деятельности. С такого типа зависимости обычно связывают понятия: необходимость, закономерность, неизбежность. Другой тип связи причины и следствия характеризуется неустойчивостью и неопределенностью: нет однозначной связи между превосходством в силах и достижением победы в конкретном сражении, между сроком службы и безотказным функционированием данного технического устройства. С подобного рода зависимостями связывают понятие случайности.

В истории философии сформировался целый спектр взглядов на соотношение необходимости и случайности. Большинство представителей объективного идеализма абсолютизируют роль необходимости, что вызвано представлением о развитии как результате конкретного бытия абсолютной идеи, вечного духа. Наиболее ярко эта позиция выражается в религиозном мировоззрении: “И волос с головы человека не упадет без воли Бога!”.

Для субъективного идеалиста мир суть не что иное, как поток впечатлений, практически ничем не обусловленных. Каждое событие этого потока представляется случайным, а причинно-следственная связь подменяется связью следования во времени: “Post hoc ergo propter hoc”. Подобные идеи близки взглядам Д. Юма и Д. Беркли.

Метафизическое понимание взаимосвязи рассматриваемых понятий (все связи сводятся к механическим, а все причины - к внешним воздействиям) неизбежно приводит к выводу: каждое явление необходимо, поскольку у него есть причина. Выходит, что объективно существует лишь необходимые явления, а случайность - это характеристика неверного понимания окружающей действительности, результат незнания причин. Ещё Демокрит утверждал: “Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность”.

Диалектическое понимание необходимости и случайности. Диалектика исходит из того, что необходимость и случайность - это объективно существующие зависимости предметов, процессов и явлений. Различие между ними лежит в природе взаимодействующих и развивающихся объектов.

Необходимость - эта такая связь предметов и процессов, которая имеет основание в самой их сущности и определяется внутренними закономерностями их существования и развития. Случайность - это такая связь явлений, основание которой лежит во внешних для данного процесса условиях, порождается внешними причинами.

Таким образом, различия между этими понятиями состоит не в том, как это часто определяют, что первое происходит всегда, а второе может произойти, а может и не произойти. Подобное понимание отождествляет необходимость и неизбежность. Неизбежность действительно происходит всегда.

Необходимость же (равно как и случайность) может произойти, а может и не произойти. Так, превращение головастика в лягушку - явление необходимое, ибо определяется внутренними закономерностями развития лягушачьего организма. Однако во многих случаях это необходимое явление не происходит, поскольку головастика успевает съесть хищная рыба до того, как он превратится в лягушку. Могут возразить: то, что эта рыба съела именно этого головастика - случайность. Почему же мы ее связываем с необходимостью?

Подумаем: могут ли быть “чисто необходимые” или чисто “случайные” явления? Анализ определения этих понятий приводит к выводу: “абсолютно необходимыми” могут быть лишь абсолютно изолированные от внешних воздействий явления. Точно также “абсолютно случайными” могут быть лишь явления, не имеющие никакой внутренней закономерности. Поскольку и первое, и второе представимо лишь теоретически, то на практике существуют явления “преимущественно необходимые” и “преимущественно случайные”. Таким образом, понятия необходимость, сущность, закон являются однопорядковыми по смыслу. Необходимость пробивает себе дорогу через цепь случайностей. Чем большее число объектов вовлечено в связи с данной системой, тем больше случайностей в ее поведении благодаря увеличивающемуся числу внешних воздействий. Недаром естествоиспытатели, стремились обнаружить закономерности в опытах, стремятся к максимальному “очищению” исследуемого процесса от внешних неконтролируемых воздействий.

Отсюда вытекает также, что необходимое в одной системе отношений будет случайным в другой системе, ибо определено внешними для такой системы закономерностями. Случайность может быть представлена как результат “пересечения”, взаимодействия необходимостей, как “физиономия” необходимости, форма ее реализации в конкретных условиях.

Особенно сложную систему причинно-следственных связей и отношений как необходимого, так и случайного характера носит социальная жизнь. Здесь в числе важнейших причинных факторов выступают субъективные факторы, связанные с духовной жизнью людей: их воля, стремления, чувства, эмоции, желания и интересы. Поэтому столь трудно прогнозировать последствия тех или иных решений, принимаемых в социальной сфере, особенно если эти решения касаются одновременно деятельности многих тысяч и миллионов людей.

В конце ХХ столетия сформировалось особое научное направление, у истоков которого стояли И. Пригожин и Г. Хаген,- синергетика. Особое внимание в синергетике уделяется исследованию роли случайностей в процессе саморазвития сложных открытых систем.

Может быть сформулирован закон, определяемый содержанием рассматриваемых категорий. Случайность есть форма проявления необходимости, необходимость есть внутренняя основа случайности. Необходимость имеет основание во внутренних закономерностях данного объекта, явления; основание случайности лежит во внешних для данного объекта или явления причинах.

Таким образом, необходимость и случайность - это другое “измерение” тех связей, которые отражаются в понятиях “причина” и “следствие”. В самом деле, когда причина сформировалась, созрела, следствие из нее становится необходимым. При этом оказывается использованный любой подходящий субстрат, носитель, система отношений, предмет или объект. Когда в науке назрели предпосылки открытия закона всемирного тяготения, само открытие стало необходимостью. Тот факт, что его открыл именно Ньютон - случайность, Ньютон оказался лишь наиболее подготовленной в Европе фигурой для такого открытия. То, что закон был бы открыт, что доказывается хотя бы тем, что в одно время с Ньютоном к открытию этого закона подошли итальянец Альфонсо Борели и англичанин Роберт Гук.

Методологическое значение категорий необходимости и случайности.Категории широко “работают” против фатализма и волюнтаризма в военном деле. Фаталист полагается на слепые законы войны, на предопределение и не заботится о максимальном использовании имеющихся в его руках средств и способов достижения желаемой цели. Волюнтаризм, напротив, игнорирует объективные законы, в том числе и законы войны, и считает, что все без исключения зависит лишь от его воли и стремления.

Действительно, необходимость в войне пробивает себе дорогу через сложное переплетение случайностей. Поэтому командир, военачальник должен не только знать необходимые закономерности войны, но и своевременно предусматривать случайности. К примеру, специально для предотвращения нежелательных случайных событий создаются такие элементы порядков, как второй эшелон, авангард, различного рода резервы. Для предотвращения нежелательных случайных событий в процессе функционирования технических устройств в процессе функционирования технических устройств предусмотрено дублирование наиболее важных технических узлов, регулярное проведение регламентного обслуживания.

Возможность и действительность.Реальное направление развития пробивает себе дорогу в борьбе достаточного большого количества необходимых и случайных факторов, выступает как одна из многих существующих тенденций. Для выражения этой закономерности служат категории возможность и действительность.

Возможность - это объективно существующая тенденция развития, вытекающая из взаимодействия целого ряда необходимых и случайных факторов, порождаемая ими. Действительность (в узком смысле) - это реализованная возможность, ставшая, осуществившаяся тенденция развития. В широком смысле под действительностью понимают все реально существующие предметы, процессы, явления. В этом случае понятие действительности практически совпадает с понятием бытия.

Весьма часто задачи прогнозирования, в частности прогнозирования военных действий или функционирования технических устройств требуют оценки (определения) конкретного характера существующих возможностей. Классификация возможностей достаточно разнообразна, однако для практической деятельности офицера необходимо иметь представление о реальной и формальной возможностях.

Реальные (или конкретные) возможности - это такие тенденции развития, которые непосредственно вытекают из объективных законов и для которых существуют реальные непосредственные условия превращения в действительность. Так, для каждого курсанта возможность стать квалифицированным специалистом является реальной возможностью, поскольку он имеет необходимые условия для успешной учебы.

Формальные (или абстрактные) возможности - это тенденции, которые не противоречат объективным законам природы, однако условия, которые могли бы обеспечить реализацию этой тенденции, не сформированы. К примеру, и в XIX столетии не существовало таких законов природы, которые служили бы препятствием для создания ядерного оружия. Однако состояние научно-технического развития не могло создать условий не только для технической реализации подобного проекта, но и для зарождения самой идеи такого оружия. Поэтому в тот период событие подобного рода могло рассматриваться лишь как формальная возможность.

Другой подход к пониманию формальной возможности связан с такими событиями, для реализации которых в принципе условия существуют, но “подавляются” комплексом других условий. При этом формальная возможность может быть реализована лишь тогда, когда все остальные возможности будут исключены. К примеру, использование не соответствующих стандартам комплектующих при строгом техническом контроле является возможностью формальной, ибо в этом случае они отбраковываются и идут в отходы и на переработку. Однако, если такие комплектующие оказываются в одном экземпляре (исключены все возможности использования других технических элементов), их использование становится реальной возможностью. Так произошло, к примеру, в 1996 году, когда возникла острая необходимость отправки космического грузовика экипажу станции “Мир”, а средств для создания ракеты-носителя не было, пришлось носитель собирать из имеющейся “некондиции”.

На практике нередко важным является умение отличать формальную возможность от невозможности. Принципиальное отличие состоит в том, что для невозможного события не только не существует условий, но и само это гипотетическое событие противоречит законам природы, поэтому не может наступить никогда. Примером такой невозможности является создание “вечного двигателя”, ибо это противоречит закону сохранения энергии.

Если реальной возможности не противостоят никакие другие возможности, она обязательно будет реализована. В этом случае она может рассматриваться как неизбежность. Количественной мерой превращения реальной возможности в действительность, а формальной - в невозможность является вероятность, которая для невозможного события равняется нулю, а для неизбежного принимается равной единице. Соответствующая зависимость представлена на схеме:

   
 


Какова диалектика рассматриваемых категорий? Формальная возможность при соответствующих условиях может превращаться в реальную, конкретную. Возможно и обратное превращение: когда не реализованы вовремя существующие условия, реальная возможность превращается в формальную (такое положение в современном обыденном языке выражается иронической формулой: “Не только поезд ушел, но и рельсы разобрали”).

Большинство возможностей в обществе реализованы через посредство сознательной деятельности людей, как отдельных индивидов, так и масс. В этом случае нередко реализовывались самые маловероятные возможности, ибо человек специально формировал условия для их осуществления. Поэтому для общественной жизни важную роль в процессе превращения возможности в действительность играет субъективный фактор: ум, воля, целеустремленность, настойчивость человека в достижении поставленных целей.

Может быть сформулирован закон. Действительность есть реализованная возможность. Возможность есть потенциальная действительность, объективно существующая тенденция развития данного предмета, процесса, явления, не противоречащая объективным законам.

Методологическое значение категорий возможность и действительность. Категории ориентируют офицера на выявление всего спектра существующих возможностей развития боевой обстановки, становления и формирования воинского коллектива, функционирования военно-технической системы. При этом нередко интересы дела требуют такого развития событий, которое не является наиболее вероятным. Тогда требуется создание специфических условий, при которых реализуется именно наименее вероятная тенденция.

Талант и способности офицера как раз и проявляются через умение создать условия для проявления наименее вероятных тенденций: одержать победу при отсутствии перевеса сил над противником, организовать надежную оборону при неблагоприятных условиях местности и т.д. В философских терминах это означает умение создать условия, при которых нежелательные возможности теряли бы характеристики, которые позволяют им превратится в действительность, а желательные возможности приобретали бы реальный характер и превращались в действительность.

Краткие выводы.Диалектика рассматривает развитие как сложный, противоречивый процесс, акцентирует внимание на развитии как саморазвитии, на поиске внутренних источников движения, важнейшими из которых выступают внутренние противоречия. Диалектическое понимание бытия исходит также из принципа всеобщей связи явлений, их взаимообусловленности и взаимозависимости.

Метафизика понимает движение упрощенно, в качестве источника развития выделяет лишь внешние воздействия (“первотолчок”). Метафизический подход рассматривает предметы и явления неизменными, относительно изолированными, признавая в лучшем случае лишь внешние связи явлений.

Диалектическое понимание развития концентрированно выражают разработанные в трудах Гегеля основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей представляет развитие как последовательное вызревание и разрежение диалектических противоречий. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений фиксирует внимание на механизме развития, показывая, что при переходе границ меры количественные изменения вызывают смену качества. Закон отрицания отрицания, показывая преемственность этапов развития через диалектическое отрицание старого, показывает спиралевидную направленность большинства процессов развития.

Детерминизм есть философская концепция, которая исходит из причинной обусловленности каждого процесса или явления. Виды причинных связей описываются с помощью категорий “причина” и “следствие”, они многообразны по характеру проявления. Основными видами причинно-следственных связей являются динамические и статистические. Причинно-следственные связи в войне чаще всего носят квазистатический характер.

Устойчивые причинно-следственные связи, определяемые внутренними закономерностями данного процесса или явления, выступают как необходимые связи. Связи детерминации, носящие неустойчивый характер и определяемые внешними для данного явления факторами, определяются как случайные связи. Взаимосвязь необходимости и случайности характеризуется понятием “вероятность”.

Одновременное существование нескольких тенденций в развитии процесса или явления выражается категорией “возможность”. Реализованная возможность выступает как действительность и лишает остальные возможности реальных характеристик. Искусство военачальника определяется его способностью обеспечить превращение в действительность желательной возможности, даже если в данный момент она не носит реального характера.

Основные вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте единство и различие диалектики и метафизики.

2. Покажите основные принципы диалектики.

3. Охарактеризуйте закон единства и борьбы противоположностей.

4. Покажите механизм развития с точки зрения закона взаимоперехода количественных и качественных изменений..

5. Как характеризуется направленность развития в законе отрицания отрицания?

6. Охарактеризуйте философское понятие детерминизма.

7. Каково соотношение категорий “причина” и “следствие”?

8. Покажите различие между необходимостью и случайностью.

9. Охарактеризуйте категории “возможность” и “действительность”.

10. Покажите основные виды возможностей.





Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 1400; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9619 - | 7578 - или читать все...

Читайте также:

 

18.206.48.142 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.032 сек.