Основы маркетинга закупок. Роль закупок в развитии предприятия. Содержание маркетинговой деятельности в области закупок. Стратегические решения о закупках. Политика закупок. Формирование портфеля поставщиков. Маркетинг-mix закупок. Импортный маркетинг как часть международного маркетинга. Проблематика импортного маркетинга. Факторы, оказывающие влияние на принимаемые решения. Цели импортных операций. Проблемы развития импортного маркетинга в России.
Календарный план курса
ТЕМА | лекции |
1. Введение. | |
2.Общая характеристика маркетинговой деятельности фирмы на внешнемрынке. | |
3. Факторы, определяющие маркетинговую стратегию компании на мировом рынке | |
4. Выбор внешних рынков | |
5. Продуктовая стратегия фирмы на мировом рынке | |
6.Способы присутствия предприятия за рубежом. | |
7.Ценовая стратегия компаний на мировом рынке. | |
8.Международная коммуникационная политика фирмы. | |
9. Управление международным маркетингом. | |
10. Основы импортного маркетинга. | |
Всего |
Рабочая учебная программа дисциплины «международный маркетинг» для специальностей «Финансы и кредит» и «Менеджмент организации»
|
|
Номер недели | Номер темы | Тема | Темы для самостоятельной работы | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | Условия развития международного маркетинга в России | Опрос | ||
Общая характеристика маркетинговой деятельности фирмы на внешнемрынке | Изучение практики глобальных компаний | Опрос | ||
Факторы, определяющие маркетинговую стратегию компании на мировом рынке | Специфика факторов маркетинговой среды российской компании | Опрос | ||
Выбор внешних рынков | Оценка рынков карельских предприятий | Опрос | ||
5-6 | Продуктовая стратегия фирмы на мировом рынке | Примеры стратегий адаптации и стандартизации российских предприятий | Опрос | |
7-8 | Способы присутствия предприятия за рубежом. | ТНК в России | Опрос | |
9-10 | Ценовая стратегия компаний на мировом рынке. | Специфика формирования цены мирового рынка | Опрос | |
11-12 | Международная коммуникационная политика фирмы. | Примеры международной рекламы | Опрос. | |
Управление международным маркетингом. | Общее и особенное в управлении страновым и международным маркетингом | Опрос | ||
Основы импортного маркетинга. | Специфика импортного маркетинга компании | Опрос | ||
Итоговый зачет |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Вопросы по курсу «Международный маркетинг» для студентов 5 курса экономического факультета (отделение «финансы и кредит» «менеджмент организации»)
|
|
· Специфика современного мирового хозяйства.
· Особенность международного маркетинга.
· Необходимость и особенность международного маркетинга в России.
· Мотивы международной деятельности.
· Международное маркетинговое исследование, логика его проведения.
· Международная маркетинговая среда: внешняя и внутренняя.
· Отбор международных рынков.
· Особенности выхода фирм на зарубежные рынки.
· Специфика продуктовой политики в международном маркетинге.
· Жизненный цикл товара в международном маркетинге.
· Стандартизация в международном маркетинге.
· Адаптация в международном маркетинге
· Стандартизированная адаптация в международном маркетинге.
· Факторы ценообразования в международном маркетинге.
· Процесс ценообразования в международном маркетинге.
· Прямые каналы распределения в международном маркетинге
· Косвенные каналы распределения в международном маркетинге.
· Физическое распределение товара в международном маркетинге.
· Политика продвижения в международном маркетинге.
· Особенности рекламы в международном маркетинге.
· Специфика личных продаж в международном маркетинге.
ТЕСТ
- Интернационализация хозяйственной деятельности это:
· Размещение (вывоз) капитала за пределами национальной экономики;
· Выход любой экономической деятельности за пределы национальных экономик.
- Определите наиболее существенный признак глобализации.
- Формирование мирового рынка;
- Формирование мирового производственного комплекса;
- Мотивы начала международной деятельности.
- Реактивные и активные;
- Позитивные и проактивные.
- Активные мотивы начала международной деятельности.
- Стимулы, побуждающие фирму к активному освоению внешних рынков;
- Стимулы, побуждающие фирму к расширению инвестиционной деятельности;
- Реактивные мотивы начала международной деятельности.
- Реакция фирмы на действия конкурентов;
- Реакция фирмы на угрозы внешней или внутренней среды.
- Международное маркетинговое исследование.
- Сбор и анализ информации для решения конкретной проблемы фирмы;
- Сбор и анализ информации для формирования программы международного маркетинга.
- Виды источников международной информации.
- Первичные и вторичные;
- Статистические и социологические;
- Факторы внутренней среды фирмы.
- Наличие опыта международной деятельности, организационная структура фирмы, ресурсы фирмы;
- Цели фирмы, ассортимент, взаимодействие с микросредой.
- Факторы окружающей среды.
- Государственное регулирование экономики, социальные, культурные, экономические факторы;
- Образовательный уровень менеджмента, политическая система государства, географическое положение принимающей страны.
- Модели проникновения фирмы на зарубежные рынки
- Экспортные модели, инвестиционные модели;
- Промежуточные модели, смешанные модели.
- Основные формы прямого экспорта.
- Распределение продукции через агентов, дистрибьюторов, собственные сбытовые отделы;
- Распределение продукции через торговую сеть другого производителя.
- Основные формы непрямого экспорта.
- Распределение продукции через компании расположенные в стране происхождения фирмы;
- Распределение продукции через компании, расположенные в зарубежной стране.
- Инвестиционная деятельность.
- Приобретение или строительство предприятия;
- Франчайзинг.
- Факторы, определяющие модель проникновения на рынок.
- Характеристики зарубежного рынка, его окружающей среды, характеристика фирмы;
- Характеристика зарубежного рынка, конкуренция, технологический уровень фирмы.
- Структура международного маркетинга.
- Политики: инновационная, ценовая, стимулирующая, распределительная;
- Политики: продвижения, распределения, продуктовая, ценовая.
- Факторы адаптации продукта.
· Различия в потребностях покупателей разных стран, требования национальных стандартов.
|
|
· Наличие инноваций у фирмы – экспортера.
- Стандартизация продукта.
- Экономия на масштабах производства, однородность потребностей;
- Использование конкурентами стратегии адаптации.
- Факторы ценообразования в международном маркетинге.
- Издержки, спрос, конкуренция, государство;
- Издержки, таможенная политика, потребители.
- Факторы международного распределения продукта.
- Продукт, потребители, конкуренция, тип рынка;
- Продукт, рынок, государственная политика, ресурсы фирмы.
- Характеристики каналов.
- Ширина, длина, интенсивность использования;
- Длина, интегрированность, ширина.
- Структура продвижения в международном маркетинге.
- Реклама, конкурсы, паблик рилейшенз, личные продажи;
- Реклама, личные продажи, паблик рилейшенз, стимулирование сбыта.
- Стадийные модели интернационализации.
· Интернационализация рассматривается как последовательный процесс;
· Интернационализация рассматривается как переменный процесс.
- Условные модели интернационализации.
· Модели, используемые на основе условий договора сторон;
· Модели, используемые фирмой при наличии определенных условий в окружающей среде фирмы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Акулич. И. Международный маркетинг. Учебное пособие. – Минск, 2007.
2. Багиев Г., Моисеева Н., Черенков В. Международный маркетинг: Учебник для вузов. 3-изд./ Под общ. Ред. Г. Л. Багиева. – Спб.: Питер, 2007.
3. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М. 1996.
4. Дэниелс Дж., Радеба Л.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ. М. 1998.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб. 1999.
6. Маджаро С. Международный маркетинг: Пер. с англ. М. 1979.
7. Маслова Т., Божук С., Ковалик. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2006. Черенков В. Международный маркетинг: Учебное пособие. СПб. 2003. Michael R. Czinkota, Ilkka A. Ronkainen. International Marketing. The Dryden Press, 1998. - Fifth (international) edition
8. Warren J. Keegan, Mark C. Green. Global Marketing. Prentice Hall, 2003. - Third (international) edition
|
|
9. Albaum G.,Strandskov J., Duerr E. International Marketing and Export Management. Fourth edition published. Prentice Hall. Pearson Education Limited. 2002.