double arrow

Методы побуждения


Методы принуждения — жесткие методы управления, характерные для централизованно-плановой системы хозяйствования, девизом которой был лозунг "План — это закон". Жесткое планирование сверху (принуждение) на корню губило инициативу на местах. Централизованное планирование всего и вся в условиях приоритета государственной собственности и монополизма привело Россию и страны СНГ к нищете (сравнительные данные экономики промышленно развитых стран и России приведены в табл. 1.1).

Мы не хотим сказать, что в условиях рыночных отношений планирование ушло в небытие. Наоборот, в этих условиях роль планирования возрастает в десятки раз, но на основе других принципов и методов. В условиях централизованно-плановой (административной) системы хозяйствования соотношение применяемых методов принуждения, побуждения и убеждения было примерно таким: 8:1:1.

С 1991 г. российская экономика путем срочного проведения ряда необоснованных мер (отпуска цен, ваучеризации, приватизации и др.) сделала "рывок" в рынок. Правовая система и экономическая стратегия перехода России на рыночные отношения не были разработаны. Все ветви власти посчитали, что "невидимая рука" без экономико-правовой субстанции сама приведет российскую экономику к расцвету. От свободы все были в состоянии эйфории. Упор был сделан на последнюю группу методов управления — убеждения на основе психологии. Соотношение методов управления изменилось в пользу методов убеждения: 1:1:8. Результаты такого ненаучного перехода к рыночным отношениям мы пожинаем сегодня.




Рациональное соотношение методов принуждения, побуждения и убеждения, на наш взгляд, примерно следующее: 4:4:2. Поясним, почему?

Методы принуждения — субстанция управления. Низкое качество субстанции — законодательных и нормативных актов — приведет к низкому качеству последующих компонентов системы управления. Если идеология, политика, право не будут иметь комплексного обоснования, то экономика и психология ничего не сделают в области развития любых систем. Субстанция управления должна быть высшего качества.

Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития данной системы. Субстанцией методов побуждения является оптимизация управленческого решения и мотивация персонала на его реализацию. Это очень сложная работа, качество которой определяет эффективность систем. В условиях рыночных отношений конкуренция заставляет инвесторов и государство оптимизировать решения и мотивы в целях повышения качества жизни населения. Поэтому, на наш взгляд, роль методов побуждения в управлении эффективностью объектов оценивается примерно в 40% от совокупности факторов эффективности.



Методам психологии в централизованно-плановой системе уделялось очень мало внимания, так кок человек в ней был "винтиком". Высшая ступень развития промышленно развитых стран ориентирована на гармоничное развитие личности, повышение эффективности с использованием психотехнологий. Факторов и условий, определяющих качество и эффективность управленческих решений, значительно больше, чем факторов психологического портрета личности, которыми следует руководствоваться (учитывать) при принятии и реализации решений. Поэтому "весомость" методов побуждения примерно в два раза больше "весомости" методов убеждения.

К методам побуждения относятся методы управления, целью которых является анализ и оптимизация управленческих решений по любым вопросам становления, функционирования и развития любых систем. Конечные цели методов побуждения: экономия ресурсов, повышение конкурентоспособности любых объектов, повышение качества жизни. Средства достижения этих целей: оптимизация объектов и методов мотивации персонала и оптимизация управленческого решения по достижению целей мотивации.

Методы побуждения как методы и способы управления можно подразделить на основной и вспомогательные (обеспечивающие).К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персоналав достижении конечных целей системы управления. Направления экономического стимулирования — максимальное удовлетворение физиологических потребностей персонала, обеспечение его комплексной безопасности, удовлетворение духовных и социальных потребностей. Экономическое стимулирование персонала (населения) может обеспечиваться только через комплексное развитие всего общества. Нельзя говорить о развитии личности, если общество нищее. Нельзя быть богатым (в широком смысле этого слова, а не только в финансовом отношении) в нищей стране. Поэтому экономическое стимулирование повышения качества и эффективности работы каждого путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества в целом является ключевым моментом методов побуждения.



К формам экономического стимулирования относятся следующие:

§ формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;

§ бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;

§ участие работника в распределении прибыли организации;

§ предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха членов семьи работника, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;

§ предоставление работнику льготных кредитов;

§ льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия перечисленных выше льгот.

К факторам, определяющим структуру системы стимулирования, относятся:

§ устойчивость и эффективность функционирования внешнего окружения (макро- и микросреды, инфраструктуры) организации;

§ устойчивость и эффективность функционирования организации;

§ структура и сила мотивов работника (социальных, физиологических, духовных, безопасности, самовыражения);

§ профессиональные, деловые и психологические качества работника;

§ качество системы стимулирования.

К вспомогательным методам, позволяющим анализировать, оценивать и решать, выполнены ли цели системы и возможно ли экономическое стимулирование, мы относим следующие:

§ аналитические методы;

§ экономико-математическое моделирование;

§ балансовые методы.

Вспомогательные аналитические методы можно подразделить социологические и технико-экономические.

Социологические методы:

§ тестирование;

§ анкетирование;

§ хронометраж;

§ фотография рабочего дня и самофотография и др.

Технико-экономические методы:

§ техническое измерение параметров системы иее внешнего окружения с целью нахождения отклонений от нормативов и побуждения (мотивации) их соблюдения;

§ нормирование элементов фонда заработной платы организации и составляющих заработной платы каждого работника в зависимости от актуальности и важности стимулирующих факторов;

§ прогнозирование параметров развития системы в увязке с параметрами и факторами стимулирования;

§ факторный анализ с применением экономико-статистических методов с целью ранжирования параметров стимулирования;

§ моментные наблюдения хода производственного и управленческого процессов с целью оптимизации затрат ресурсов и ее стимулирования;

§ исследования операций с целью оптимизации эффективности систем управления и стимулирования (методы линейного программирования, симплексный метод, транспортная задача, динамическое программирование, сетевое планирование, теория массового обслуживания, управление запасами и др.).

Балансовые методы предполагают сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. Балансовые методы позволяют найти "узкие" места в системе .ресурсосбережения и наиболее весомые факторы стимулирования.







Сейчас читают про: