1.
1.1.1.
Любая компания в своей каждодневной практике должна учитывать огромное количество факторов, влияющих на нее из внешнего окружения.
С определенной долей условности все факторы внешнего окружения компании можно разделить на две группы:
1. факторы « дальнего » окружения (политико-правовые, экономические, социальные, технологические) – это область, изменения в которой влияют на деятельность любой компании, но на которую сама она, как правило, воздействия оказывать не может;
2. факторы « ближнего » окружения (конкуренция, клиенты, поставщики ресурсов) – это окружение, которое оказывает влияние на фирму и на которое фирма также может непосредственно воздействовать: может его изменять и формировать.
Анализ факторов дальнего окружения удобно проводить при помощи простого инструмента – PEST-анализа.
Факторы «P» (Political) – это факторы политико-правового окружения.
Анализ государственного управления сектором туризма показал, что Мурманская область является 49 субъектом федерации, в котором принят закон о туристической деятельности (май 2008 г.) и 16 субъектом федерации, в котором разработана и реализуется региональная целевая программа по развитию туризма [35].
Так же можно выделить следующие нормативные мероприятия, связанные с решением вопросов и проблем туристической индустрии в регионе:
· разработано постановление Правительства Мурманской области от 22 августа 2008 г. N 400-пп/14 «О долгосрочной целевой программе «развитие туризма в мурманской области» на 2009 – 2011 годы»;
· впущена стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 г.;
· произведен прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2009 год и на период до 2011 года, одобренный постановлением Правительства Мурманской области от 10.10.2008 № 473-ПП/18 «О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2009 год и на период до 2011 года»;
· составлены доклады об итогах социально-экономического развития мурманской области за конкретный временной период;
· разработана стратегия развития туризма в Мурманской области до 2015 г., утвержденная постановлением Правительства Мурманской области №35-ПП от 06.02.2004;
· издан закон Мурманской области «О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области», принятый Мурманской областной Думой 2 апреля 2008 года.
В этих документах можно найти оценки статистических данных о предоставлении туристических услуг региональными компаниями, потенциальных возможностей для развития туризма в регионе, долгосрочных перспектив и планов развития отрасли туризма, основных проблем, путей решения проблем и направлений работ, связанных с увеличением масштабов и качества (уровня) регионального рынка туристических услуг.
Но туристская индустрия рассматривается, в основном, не как совокупность отчасти самостоятельных экономических сфер (гостиничная, ресторанная, транспортная и т. д.), а как область функционирования деятельности туристических предприятий (туроператоров и турагентов). Практически не затрагиваются проблемы гостиничной отрасли, хотя туристические услуги тесно связаны с деятельностью гостиничных предприятий и иных средств размещения.
Так же, как отмечают некоторые эксперты, основной проблемой государственного управления остается отсутствие достоверного статистического учета показателей количества туристов и финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристской индустрии [35].
В Мурманской области расхождение показателей официальной статистики и данных экспертной оценки Департамента экономического развития Мурманской области настолько велико, что иногда они отражают прямо противоположные тенденции в динамике целевых параметров развития туризма [36].
Так же, одной из проблем существующего статистического учета является объединенный учет показателей деятельности предприятий ресторанного и гостиничного бизнеса, несмотря на то, что эти рыночные сферы хоть и взаимосвязаны, но имеют принципиально разные тенденции развития, условия функционирования, клиентскую базу.
Эти проблемы не позволяют оценить реальное положение рынка гостиничных услуг в регионе, дать количественные оценки результатам деятельности предприятий гостиничного бизнеса.
Так же существуют следующие проблемы нормативного правового обеспечения в сфере туризма [54]:
· визовый режим – порядок направления запросов о визовой поддержке задолго до фактической поездки является серьезным ограничением для быстрорастущих сегментов рынка (самостоятельных путешественников и краткосрочных поездок из стран Скандинавии и западной Европы);
· значительные территории Кольского полуострова находятся в зоне с регламентированным посещением иностранных граждан;
· не разработаны дифференцированные ставки платежей (сборов) за пользование рекреационными ресурсами;
· не разработан кадастр природных рекреационных ресурсов Мурманской области, не осуществлено разграничение прав собственности на туристские ресурсы между органами местного самоуправления, региональными и федеральными органами власти и туристскими фирмами;
· отсутствуют региональные правила по проектированию туристских объектов и застройке рекреационных территорий в районах Крайнего Севера.
Факторы «E» (Economic) – это факторы экономического окружения.
В настоящее время в Мурманске наблюдается подъем делового туризма – деловая активность в последние годы возросла. Так же в стадию развития вступили такие крупные проекты, о которых так много говорят в Мурманске и стране, как Штокман, транспортный узел и так далее. Конечно, в этих проектах всегда много политики, но пока, если судить по ценам на нефть, на бензин и по спросу на энергоресурсы, это внушает оптимизм на то, что эти проекты будут развиваться и деловая активность Мурманска будет расти [21].
Но, несмотря на это, уже сейчас ощущается острый дефицит гостиниц хорошего уровня, так же остро ощущается дефицит конференц-услуг. Их очень мало, и они не совсем соответствуют тем запросам, которые сегодня предъявляет клиент [21].
На сегодняшний день лишь несколько гостиниц могут сравниваться по уровню не только с лучшими отелями Санкт-Петербурга и Москвы, но и Финляндии, и Норвегии. К ним относятся «Полярные Зори», «Меридиан», «Огни Мурманска» [21].
Анализируя прогнозные данные, представленные в постановлении от 22 августа 2008 г. № 400-ПП/14 о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009 – 2011 годы, можно увидеть тенденцию к росту числа мест размещения на 22% (см. рис. 1.2) [24].

Рис. 1.2. График изменения количества мест размещения
Согласно данным о вводе в действие объектов социально-культурной сферы в Мурманской области, а именно не туристких мест и туристских мест в гостиницах, за период с 2000 г. до 2008 г. наблюдается прямо противоположная тенденция: было создано всего 86 (см. рис.1.3) и 89 (см. рис. 1.4) мест соответственно [4].
Рис. 1.3. Гостиницы (без туристских), места | Рис. 1.4. Туристские гостиницы, места |
Согласно прогнозам, объем платных услуг гостиниц и других средств размещения, к 2011 году увеличится на 41% по отношению к 2007 году (см. рис. 1.5), а объем экспорта гостиничных услуг – на 37,5% (см. рис. 1.6) [47].
Рис. 1.5. График изменения объемов предоставления платных услуг гостиниц и других средств размещения | Рис. 1.6. График изменения объемов экспорта гостиничных услуг |
Но согласно данным доклада об итогах социально-экономического развития за I квартал 2010 года, сократились физические объемы оказания услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (на 8,3 %), при увеличении стоимости оказания услуг на 14,7% [27].
Отсутствие достаточных и достоверных данных, в том числе и о туристских потоках в разрезе муниципальных образований, не позволяет точно определить вклад сектора туризма и его составляющих в ВРП Мурманской области и обусловливает проблему прогнозирования и планирования целевых показателей на средне- и долгосрочную перспективу [35].
Тем не менее, существует некоторая оценка вклада деятельности ресторанного и гостиничного бизнеса в ВРП Мурманской области.
На 2004 и 2005 год вклад составил 0,4% и 0,7%, а в денежной оценке равен 526,5 и 970,2 млн. руб. (соответственно) [35].
В период с 2005 по 2007 год вклад так же имел явно положительную тенденцию (см. рис.1.7 и рис. 1.8).
Рис. 1.7. ВРП гостиниц и ресторанов за период 2005 – 2007г. в текущих ценах, млн. руб. | Рис. 1.8. ВРП гостиниц и ресторанов в % к итогу, млн. руб. |
Индексы инвестиций в основной капитал организаций ресторанного и гостиничного бизнеса в процентах к предыдущему году, согласно статистическим данным, на период с 2005 по 2007 г. отражали прирост инвестиций, с 2007 по 2008 г. – спад (см. рис. 1.9) [8].
Показатель «Оборот организаций гостиничного и ресторанного бизнеса» в структуре экономики Мурманской области составляет 0,42% и 0,5% (в денежной оценке 1099,1 и 1532,4 млн. руб.) в 2006 и 2007 годах соответственно [35].
Согласно данным о сальдированном финансовом результате деятельности предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса Мурманской области в январе-ноябре 2009 года, сумма полученной прибыли (в размере 143,8 млн. руб.) превышает понесенный убыток на 136,4% по отношению к январю-ноябрю 2008 г., а количество организаций, потерпевших убыток в размере 11,6 млн. руб., составляет 18,8% от общего числа организаций [25].
Данные о приеме и выбытии работников организаций в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса в течение 2008 года отражают достаточно сильную текучесть кадров: принято 674, выбыло 671 человек, в процентах от среднесписочной численности принято 37, выбыло 36,9 [33].
Среднегодовая численность занятых в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса за период с 2000 по 2008 г. растет (см. рис. 1.10) [44].
Рис. 1.9. Индексы инвестиций в основной капитал организации гостиничного и ресторанного бизнеса в % к предыдущему году | Рис. 1.10. Среднегодовая численность занятых в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса за период с 2000 по 2008 г., тыс. человек |
Реальная начисленная заработная плата за период с 2000 по 2008 г. работников организаций, занятых в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса, в процентах к предыдущему году, согласно статистическим данным, имеет тенденцию к снижению (см. рис.1.11) [37].
Рис. 1.11. Реальная начисленная заработная плата за период с 2000 по 2008 | Рис. 1.12. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, занятых в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса, за период с 2000 по 2008 г., возросла почти в 6 раз (см. рис. 1.12) [45].
Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в гостиничных и ресторанных предприятиях, и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в процентах имеет тенденцию к увеличению (см. рис. 1.13) [43].
Согласно прогнозным данным, представленным в постановлении от 22 августа 2008 г. № 400-ПП/14 о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009 – 2011 годы, будет наблюдаться увеличение числа лиц, размещенных за год в КСР на 23% (см. рис. 1.14) [24].
Рис. 1.13. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в процентах | Рис. 1.14. График изменения числа размещенных лиц за год, тыс. чел. |
Существует следующая оценка влияния факторов туристского комплекса на социально-экономическое развитие области: 3 балла из 5 возможных (максимальный балл имеют горнопромышленный и металлургический комплексы, энергетический комплекс, решения и действия федеральных органов государственной власти, оказывающих влияние на развитие региона и др.); вес фактора равен 0,022 (максимальное значение в экспертной оценке 0,037 дано тем же факторам) [35].
Факторы «S» (Social) – это факторы социального окружения.
Cложная демографическая ситуация в регионе: в период 2000 – 2007 гг. из-за миграционной и естественной убыли численность населения области уменьшилась более чем на 90 тыс. чел.; основным фактором сокращения численности населения была миграционная убыль (68,1 тыс. чел); в последние годы миграционная убыль снизилась и стабилизировалась на уровне 5 тыс. чел в год, на начало 2009 года она составила 6 тыс. чел. (см. рис. 1.15) [47].

Рис. 1.15. Соотношение показателей миграции населения
Наблюдается снижение потребительского спроса населения на платные услуги. Доля расходов населения на оплату услуг сократился с 22,9 % в 2007 году до 20,8 % в 2008 году, на покупку товаров возросла с 49,8 % до 50,9 %.
Рост физических объемов платных услуг населению существенно отстает от роста товарооборота и оценивается в размере 103 %.
По услугам связи, туристским, правовым и ветеринарным услугам ожидается прирост физических объемов порядка 10 – 16 %.
Прирост среднедушевых реальных доходов к 2007 году по сравнению с 2000 годом вырос примерно в 1,5 раза (см. рис. 1.16), а прирост среднемесячной заработной платы после резкого падения в 2003 году, имеет тенденцию к росту (см. рис. 1.17).
Рис. 1.16. Прирост среднедушевых реальных доходов | Рис. 1.17. Прирост среднемесячной зарплаты |
Факторы «T» (Technological) – это факторы технологического окружения.
В настоящее время наблюдается отсутствие должной региональной информационной системы поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов
Согласно докладу об итогах социально-экономического развития Мурманской области за 2008 год, начато формирование единой информационной системы для предпринимателей, включающей информационные терминалы и информационно-консультационные центры в городах и районах области, связанные с Интернет ресурсом Министерства экономического развития Мурманской области в единую систему посредством сети Интернет. Закуплено 12 терминалов, разработано программное обеспечение [9].
Для совершенствования информационного обеспечения туристской отрасли будут осуществляться поддержка, обновление и содержание туристского портала Мурманской области, перевод его отдельных ресурсов на английский и некоторые другие европейские языки. Будет создана единая региональная информационная туристская сеть в Интернет-пространстве, включающая в себя официальные туристские ресурсы муниципальных образований [9].
В концепции стратегии социально-экономического развития мурманской области до 2025 года выделяется задача «Информационное обеспечение и мониторинг функционирования кластеров».Для ее решения необходимо [48]:
· создание единого информационного центра, аккумулирующего информационные потоки, связанные с работой кластеров; развитие и укрепление сетевых структур и деловых контактов в целях сбора и распространения экономической информации среди участников кластеров;
· создание и поддержка web-сайтов для обеспечения необходимой информацией и интерактивного взаимодействия с участниками кластеров; предоставление информации и услуг в целях оказания содействия развитию малого и среднего бизнеса в кластерах с использованием принципа «одного окна»;
· сбор и обработка информации для регулярного мониторинга развития кластеров, оценки влияния кластеров на экономику области.
Достигнутый уровень развития ИКТ определил необходимость перехода к новой региональной политике в рамках общей стратегии вхождения России в мировое информационное сообщество. В силу уже имеющихся технологических возможностей основное направление политики перенесено на формирование единого информационного пространства, развитие информационных ресурсов, баз данных и информационной инфраструктуры [48].
Факторы «Е2» (Ecological) – факторы, определяющие степень влияния состояния окружающей среды на бизнес организации.
В настоящие время в Мурманской области сложилась недостаточно благоприятная экологическая обстановка с наличием зон чрезвычайной экологической ситуации. Это негативно влияет на функционирование туристской индустрии.
Табличное представление результатов PEST-анализа представлено в табл. П1.
Классическим инструментом анализа факторов ближнего окружения является модель «5 сил» («5 Forces»), формирующих ближнее окружение фирмы:
· уровень конкуренции;
· власть товаров-заменителей;
· власть клиентов;
· власть поставщиков;
· барьеры входа в отрасль.
Степень остроты конкурентной борьбы является важнейшим фактором ближнего окружения компании.
Диаграмма примерного соотношения долей номерного фонда отеля «Огни Мурманска», основных конкурентов и других гостиничных предприятий Мурманска представлена на рис.1.18.
Рис.1.18. Соотношение долей номерного фонда отеля «Огни Мурманска» и других гостиничных предприятий Мурманска | Рис.1.19. Соотношение долей номерного фонда отеля «Огни Мурманска» и других гостиничных предприятий Мурманской области |
Диаграмма примерного соотношения долей номерного фонда отеля «Огни Мурманска», основных конкурентов и других гостиничных предприятий Мурманской области представлена на рис.1.19.
Диаграмма примерного соотношения долей фонда мест для размещения клиентов отеля «Огни Мурманска», основных конкурентов и других гостиничных предприятий Мурманска представлена на рис.1.20.
Рис.1.20. Соотношение долей фонда мест отеля «Огни Мурманска» и других гостиничных предприятий Мурманска | Рис.1.21. Соотношение долей фонда мест отеля «Огни Мурманска» и других гостиничных предприятий Мурманской области |
Диаграмма примерного соотношения долей фонда мест для размещения клиентов отеля «Огни Мурманска», основных конкурентов и других гостиничных предприятий Мурманской области представлена на рис.1.21.
Анализ данных о номерном фонде, количестве мест и стоимости аренды номеров гостиничных предприятий Мурманской области, разместивших вышеуказанную информацию на собственных web-сайтах и туристических порталах в Интернете, показал, что отель «Огни Мурманска» по количеству номеров в Мурманске занимает шестое место (в области – 12), по количеству мест в Мурманске – 7 (в области – 13), по стоимости номеров – 3 в городе и области (при градации стоимости аренды номеров от максимального к минимальному).
Помимо конкуренции игрокам большинства отраслей приходится учитывать еще и власть товаров-заменителей (субститутов) – товаров из других отраслей, которые по-иному решают проблему клиента.
В сфере гостиничного бизнеса такими товарами могут выступать услуги, идентичные дополнительным услугам, предоставляемым гостиничным предприятием – конференц-залы, рестораны, кафе и другие.
В отеле «Огни Мурманска» такими услугами являются: тропическая купальня, проведение экскурсий по городу, лодочная станция, организация рыбалки, два горнолыжных спуска, прокат зимнего снаряжения, прогулки на снегоходах и некоторые другие.
Многие из предоставляемых гостиницами услуг являются самостоятельными видами деятельности, и, следовательно, могут конкурировать с гостиничными услугами. Но с точки зрения клиента гостиницы, широкий ассортимент дополнительных услуг на территории одного гостиничного предприятия является более предпочтительным (пусть даже по большей стоимости), чем обособленный вид той же услуги, предоставляемой в отдалении от места размещения клиента.
Поэтому, в связи с отдаленностью рассматриваемого гостиничного предприятия от центра города и наиболее значимых общественных объектов, число потребителей некоторых видов услуг будет несколько ниже, чем у конкурирующих предприятий, находящихся на территории города. Но сравнительно более высокий уровень качества предоставления отдельных видов услуг может предоставлять гостиничному предприятию конкурентное преимущество.
Рыночная «власть» клиентов, прежде всего, связана с их возможностью торговаться с компанией по цене и условиям оплаты.
На web-сайте отеля расположена вся информация о скидках, стоимости, количеству, условиях предоставления гостиничных и дополнительных услуг, что позволяет потенциальному клиенту заранее, используя Интернет-ресурсы, сравнить несколько предприятий, предоставляющих интересующую его услугу, и определить наиболее предпочтительный для себя вариант.
Рыночная «власть» поставщиков – возможность торговаться по цене и условиям оплаты.
Согласно данным о структуре расходов предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса в 2008 году (см. рис. 1.22), предприятия достаточно большую часть расходов составляли приобретение сырья, материалов и проч. изделий, а так же оплата труда сторонних организаций [50]:
1. приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг);
2. топливо;
3. энергия;
4. оплата труда;
6. амортизация основных средств;
7. арендная плата;
8. обязательные страховые платежи;
9. представительские расходы;
10. налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (без единого социального налога);
11. оплата работ и услуг сторонних организаций;
12. другие расходы.

Рис. 1.22. Соотношение расходов гостиниц и ресторанов в 2008 году
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, насколько важно выбирать надежных поставщиков, предоставлять им выгодные условия сотрудничества, но не в ущерб эффективности собственной деятельности.
Анализ входных барьеров в гостиничную отрасль направлен на исследование того, какие сложности придется преодолевать компании при вступлении на рынок гостиничных услуг.
При создании нового гостиничного предприятия необходимо учитывать то факт, что в последние годы наблюдается тенденция к снижению объема инвестиций в основной капитал организаций ресторанного и гостиничного бизнеса.
Так же немаловажным являются особенности географического расположения региона, и, в случае принятия решения о необходимости возведения нового здания гостиничного предприятия, следует использовать современные технологии строительства.
Кроме того следует учитывать экономические особенности, существующее нормативно-правовое регулирование и социальную ситуацию в Мурманской области.
Кроме анализа факторов внешнего окружения перед разработкой стратегии компании необходимо проанализировать и «себя» – оценить собственные сильные и слабые стороны. В общем и целом стратегия компании должна быть направлена на сохранение и развитие имеющихся достоинств (конкурентных преимуществ), а также на устранение недостатков.
Для выявления сильных и слабых сторон исследуемого гостиничного предприятия («Огни Мурманска») в сфере взаимодействия с клиентами, для оценки типов возможностей и угроз, с которыми оно может столкнуться, необходимо провести SWOT-анализ (Strengths – сильные стороны, Weakness – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы).
Наиболее общая форма представления результатов SWOT-анализа приведена в табл. 1.3, в которой перечисляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Таблица 1.3
Рис. 1.3. Гостиницы (без туристских), места
Рис. 1.4. Туристские гостиницы, места
Рис. 1.5. График изменения объемов предоставления платных услуг гостиниц и других средств размещения
Рис. 1.6. График изменения объемов экспорта гостиничных услуг
Рис. 1.7. ВРП гостиниц и ресторанов за период 2005 – 2007г. в текущих ценах, млн. руб.
Рис. 1.8. ВРП гостиниц и ресторанов в % к итогу, млн. руб.
Рис. 1.9. Индексы инвестиций в основной
Рис. 1.10.
Рис. 1.11. Реальная начисленная заработная плата за период с 2000 по 2008
Рис. 1.12. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
Рис. 1.13. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в процентах
Рис. 1.14. График изменения числа размещенных лиц за год, тыс. чел.
Рис. 1.16. Прирост среднедушевых реальных доходов
Рис. 1.17. Прирост среднемесячной зарплаты
Рис.1.18. Соотношение долей номерного фонда отеля «Огни Мурманска» и других гостиничных предприятий Мурманска
Рис.1.19. Соотношение долей номерного фонда отеля «Огни Мурманска» и других гостиничных предприятий Мурманской области
Рис.1.20. Соотношение долей фонда мест отеля «Огни Мурманска» и других гостиничных предприятий Мурманска
Рис.1.21. Соотношение долей фонда мест отеля «Огни Мурманска» и других гостиничных предприятий Мурманской области