Образование и самообразование

  1. Духовное производство и духовная жизнь общества

Под духовной жизнью общества обычно пони­мают ту область бытия, в которой объективная ре­альность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся не­отъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической де­ятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, ве­ру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они со­ставляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает раз­личные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элемента­ми являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и пло­хом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической фор­ме (понятий, теорий, законов) и основанные на ре­зультатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общест­венного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных ми­фов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, фор­мально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непо­средственно народом), реализация которых обеспе­чивается авторитетом или принудительной силой го­сударства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценнос­ти).

Первым звеном в этой цепочке выступают духов­ные потребности, представляющие собой объектив­ную нужду людей и общества в целом создавать и ос­ваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние лю­дей, побуждающее их к созданию и освоению духов­ных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребнос­ти не заданы биологически, не даны человеку от рож­дения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных по­требностей состоит в том, что они имеют принципи­ально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителя­ми такого роста являются лишь объемы уже накоп­ленных человечеством духовных ценностей и жела­ние самого человека участвовать в их приумноже­нии.

Ради удовлетворения духовных потребностей лю­ди организуют духовное производство. Под духов­ным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществ­ляемое специализированными группами людей, про­фессионально занятыми квалифицированным умст­венным трудом. Целью духовного производства яв­ляется воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производ­ства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производ­ств а заключается в том, что его продуктами являют­ся идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производ­ства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, по­литику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а об­щественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть на­званы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства явля­ется наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени поло­жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина­ет играть заметную роль, опережая развитие матери­ального производства, которое, в свою очередь, изме­няется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производ­ства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атом­ной промышленности и т. д.). Огромную роль приоб­ретают так называемые научные модели обществен­ного развития, с помощью которых общество получа­ет возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и на­правление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производст­ва является искусство. Создавая художественные об­разы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображе­ния, люди могут лучше познать себя и мир, в кото­ром они живут. При помощи искусства художники писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии как вида духовного про­изводства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его раз­вития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окру­жающем мире. Однако возникающие в рамках рели­гиозных воззрений духовные ценности и складываю­щиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и от­дельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, от­личающим его от производства материального, явля­ется всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограни­чен, ценности духовные не уменьшаются пропор­ционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без иск­лючения, являясь достоянием всего человечества.

  1. Духовная культура

Слово cultura ведет свое происхождение от латин­ского глагола colo, который означает «обрабаты­вать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания при­роды как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие «культура» упо­требляется в широком и узком значениях.

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством.

В широком смысле культурой общества при­нято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в обще­ственной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых сис­тем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

В истории общественной мысли существовали раз­личные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру сред­ством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей при­роде — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабоще­ния человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством об­лагораживания человека, превращения его в циви­лизованного члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Эта­пы развития культуры рассматривались ими как сту­пени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мысли­тели признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хране­ния и передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-времен­ные границы;

3) культура служит одной из важнейших характе­ристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают тех­нику, производственный опыт, а также те мате­риальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания чело­века. Подвидами материально-культурных феноме­нов являются:

1) природные объекты, которые подверглись неко­торому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного че­ловека);

2) искусственно-природные объекты, которые со­храняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (япон­ский сад камней);

3) синтетически-природные объекты, т. е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально-материальные объекты, обслуживаю­щие общество в производственной сфере (компьюте­ры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, ис­кусство, религию, мораль, политику и право. Гово­ря о духовной культуре, следует различать ее фор­му, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем вопло­щены феномены данного вида культуры, а содержа­ние то, что они значат для личности и обще­ства.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют сле­дующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, об­ладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусствен­ным материалам (скульптура, объекты архитекту­ры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведения изобразительного искусства (жи­вопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и ги­потезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (общест­венное мнение, идеалы, ценности, социальные при­вычки и обычаи и т. д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и мес­та материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному под­ходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая со­циальную стабильность в течение достаточно дли­тельного исторического периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

а) трансляционную (передача социальных ценнос­тей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);

б) селекционную (оценка и классификация унас­ледованных ценностей, определение их места и ро­ли в решении проблем общества на данном эта­пе);

в) инновационную (обновление социальных цен­ностей и норм).

Накопленные российским обществом в XX в. со­циальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отме­тить ряд позитивных и негативных процессов, проис­ходящих в социокультурной сфере.

Осуществляемый в России переход от тоталитар­ного государства к демократическому сопровождает­ся глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и духовную. Нор­мальное развитие культуры в России во многом ока­залось нарушено в результате изменения духовных ценностей общества и, как следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим.

Начавшаяся в России децентрализация культу­ры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90-х гг. привели к серьезному сокращению количества по­требителей художественной культуры. Значитель­ная часть населения в силу отсутствия средств к су­ществованию вынуждена отказываться от культур­ных ценностей.

С другой стороны, на фоне отсутствия государ­ственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ве­дет к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и уси­ления агрессивного начала.

Огромное влияние на формирование духовных об­разцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны, они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими до­стижениями культуры. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе опре­деленных вкусов, идей, связанных с культурой, но­сящей потребительский характер. Проникновение этой масс-культуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые за­частую оказываются не совместимыми с националь­ными традициями. Культура же всегда замешена на традиции, и разрушение последней ведет к разруше­нию самой культуры.

До конца не получен ответ на то, какое влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их взаимоотношения. Но уже очевидно, что ее про­дукция в большинстве своем не отличается высоким качеством и ориентирована не на духовное развитие человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня на смену человеку разумно­му постепенно приходит человек потребляющий. Между тем в современной России сегодня фактиче­ски отсутствует правовая база, которая была бы при­звана регламентировать происходящие в стране культурные процессы.

Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент по­литики, в способ привлечения дополнительных го­лосов избирателей на разного рода выборах (наибо­лее яркий пример — президентская кампания 1996 г.).

Наконец, еще одной из проблем, стоящих перед российским обществом, является формирование эко­логической культуры его членов. Проблема эколо­гии, бережного отношения к окружающей среде сего­дня не является чисто российской проблемой — она относится к так называемым глобальным проблемам человечества. Однако, по данным исследователей, именно Россия и страны СНГ занимают позорное пер­вое место по масштабам непродуманного вмешатель­ства в природную среду. Чтобы не допустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив свои усилия с другими странами, способствовать по­строению нового мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных ресурсов всем человечеством.

  1. Наука и ее роль в жизни общества

Сегодня, в век научно-технического прогресса, че­ловечество особенно ясно осознает место и значи­мость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению науч­ных исследований в самых различных областях по­знания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства ма­териальных благ.

Наукой принято называть теоретические сис­тематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в аб­страктно-логической форме и основанные на дан­ных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир во­все не таков, каким он представляется людям, изу­чающим его только при помощи методов чувственно­го познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие су­щественно замедлилось. Однако постепенно в резуль­тате открытий, сделанных Н.Коперником, Г. Га­лилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются науч­ные общества и академии, издаются научные журна­лы а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. возникают и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым ви­дом — духовным производством.

Важнейшими социальными функциями науки яв­ляются:

а) познавательно-объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;

б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть яв­ления окружающего мира в их единстве и многообра­зии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции раз­вития общества и дать рекомендации по их преодоле­нию.

Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания.

Первая — модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в про­шлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшествен­ников.

Вторая — модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигмой называется господствующая систе­ма идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадиг­му общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и пара­дигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке пробле­мы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддаю­щихся объяснению с помощью существующих те­орий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заме­няется новой.

Представляя собой подсистему более сложной сис­темы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фунда­ментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем имен­но открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для это­го наукой уже накоплен соответствующий объем зна­ний. Если же такового запаса нет, то выполнить об­щественный заказ наука не в состоянии.

  1. Мораль

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.

Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общест­венного сознания, в которой находят свое отраже­ние взгляды и представления, нормы и оценки пове­дения отдельных индивидов, социальных групп и об­щества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкци­онируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуля­ции социального поведения людей не является един­ственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функцияутверждение человеческого в человеке.

Марксистское обществознание отстаивает тезис о том, что мораль есть явление, во-первых, производ­ное от экономики и, во-вторых, служебное, обслужи­вающее базис. Эта мысль подтверждается ссылками на историческую изменчивость моральных норм, на сословно-классовую сущность многих моральных ко­дексов. Действительно, моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений могут сильно отличаться.Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с усло­виями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование социальных элементов в мора­ли, так и их абсолютизация. Классовые, националь­ные и другие модификации морали являются лишь формами, в которых заключены общечеловеческие, цивилизационные по своему содержанию нормы нравственности и справедливости. Последние яв­ляются отражением в сознании людей реально су­ществующего, сложившегося в течение веков и ты­сячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание сущности социума, исто­рии, человека и его бытия. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от ситуаций, угро­жающих их жизни и безопасности, здоровью и досто­инству. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравствен­ности относятся также забота родителей о воспита­нии детей, забота детей о родителях, уважение к старшим и т. п.

При помощи морали общество оценивает не толь­ко практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабаты­вать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способ­ность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Совесть это этическая категория, включающая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моралъному самоконтролю.

Честьэто этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших ре­зультатов в определенной ситуации, а следование об­щим нормам и принципам поведения. Выполняя, на­ряду с появившимся позднее правом, роль регулято­ра поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единствомежду нормами права и морали выражается в том, что:

1) в системе социальных норм они выступают са­мыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм морали и права единый объект регулиро­вания — общественные отношения;

3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Однако между нормами права и морали существу­ет много отличий:

1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государ­ством, зафиксированных в юридических актах. Мо­ральные нормы формируются в процессе утвержде­ния, развития моральных взглядов и идеалов;

2) в правовых актах выражается государствен­ная воля, в моральных нормах — общественное мне­ние;

3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в ко­тором они содержатся. Их реализация поддержива­ется в необходимых случаях специальным аппара­том, силой государственного принуждения. Реализа­ция моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом мора­ли выступают совесть индивида и общественное мне­ние, общественная оценка поведения людей;

4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, ко­торая регулируется правом. Нормы морали регу­лируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, люб­ви и т. п.);

5) для правовых норм характерна большая, неже­ли для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок.Мораль содержится в общественном сознании, право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают больший простор для их толкования, чем правовые;

6) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправо­мерного.

Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:

1) реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответ­ствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы эффективно действовали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали;

2) право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости обществе;

3) в некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Именно через право шел процесс преодоления кров ной мести — одного из постулатов морали прошлого времени;

4) нравственные воззрения являются той основой, на которой формируются правовые взгляды, право­вые идеалы и, в конечном счете, содержание право­вых норм;

5) некоторые правовые нормы непосредственно за­крепляют моральные нормы, подкрепляя их юри­дическими санкциями (например, уголовные нор­мы).

  1. Религия

Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обраще­ние к чему-либо». Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, они зависят от принадлежности авторов к той или иной философской школе, тради­ции. Так, марксистская методология определяла ре­лигию как специфическую форму общественного со­знания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и чело­веком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимаются совокупность взглядов и представ­лений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа лю­бой религиивера в сверхъестественное, т. е. в необъяснимое с помощью известных науке законов противоречащее им.

Спорной является и проблема происхождения религии. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалисти­ческие учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сфе­рах жизнедеятельности, первобытный человек при­писал естественным природным силам сверхъестест­венные свойства. Для достижения желаемых целей в этих сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные га­рантировать получение искомого результата. Посте­пенно сформировалась и вера в то, что подобные действия (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к завет­ным целям. В конечном счете, возникли прочные представления о неких надчеловеческих, сверхъес­тественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логич­ность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К то­му же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался опре­делить свое место в окружающем мире, приспосо­биться к нему.

Одной из первых форм религии был тотемизмпоклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и за­щитнику (само слово «тотем» на языке североамери­канских индейцев означает «род его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и перво­начально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией (колдовством), под которой понимаются действия и обряды, совершаемые целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» — магическая вещь) — вера в магиче­ские свойства различных предметов (амулетов, фигу­рок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рам­ках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной цер­ковью.

Тотемизм сменился анимизмом (от лат. anima — душа), т. е. верой в духов и душу или всеобщую оду­хотворенность природы. Первобытный человек на­селил духами весь окружающий мир: душой облада­ют животные, растения, явления природы. Посте­пенно сложилось и представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира.

В анимизме многие ученые видят не только само­стоятельную форму религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются не­сколько особенно могущественных — богов. Посте­пенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качест­ва и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от «поли» — много и греч. theos — бог) религии. Позже, на более высокой стадии, появляются и моно­теистические религии (от «моно» — один и греч. theos — бог). В русском языке для них есть более привычные аналоги — многобожие и единобожие. Классическим примером политеизма являются древнегреческая и древнеримская религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство ислам и другие современные религии, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма.

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохра­нившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, состав­ляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);

3) мировые религии. Их всего три: христианство, буддизм и ислам.

К признакам мировых религий относят:

а) огромное число последователей во всем мире;

б) космополитизм: они носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и госу­дарств;

в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

г) их отличает необычайная пропагандистская ак­тивность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых рели­гий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд. че­ловек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд., буддистов — 0,3 млрд.

Любая религия включает в себя несколько важ­нейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизи­рованная, специально разработанная для данной ре­лигии совокупность принципов, идей, понятии), ре­лигиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т. п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Наиболее кратко и афористично функции религии определил 3. Фрейд, писавший: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступаю­щим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих лю­дей религия играет роль мировоззрения, готовой сис­темы взглядов, принципов, идеалов, объясняя уст­ройство мира и определяя место человека в нем. Ре­лигиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они ре­гулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду мно­гие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обе­щая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множест­во природных явлений религия предлагает свои ва­рианты ответа на мучительные вопросы. Часто рели­гия способствует объединению наций, образованию единых государств.

Но идеализировать роль религии не следует. Исто­рический опыт показывает, что виной многих конф­ликтов, войн являются религиозные различия и не­терпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения пре­ступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды де­ятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедли­вость, деспотические режимы освящались авторите­том церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия при­зывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной.

Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, вы­свобождается из-под влияния религии, с другой — во многих странах роль и авторитет церкви растут. Очевидно, од­нако, что обещанное вытеснение религии научным мышлением произойдет весьма нескоро.

  1. Искусство

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческ де­ятельности, которая представляет собой отраже­ние окружающей действительности в художест­венных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида позна­вательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилосьеще в античную эпоху, од­нако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называ­ли «искусством»и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической де­ятельности, т. е. искусства в его современном пони­мании, раньше всего произошло в области ремесла. Это можно отчетливо проследить на примере гончарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украше­нием их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритми­ческом чередовании и организованном расположе­нии абстрактно-геометрических или изобразитель­ных элементов. Ранние греческие орнаменты — меандры — представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одинаковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с пред­метным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эс­тетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечиваю­щим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а так­же жизнь людей в определенных исторических ус­ловиях. Искусство обусловлено миром природы и об­щественных отношений, которые окружают индиви­дов.

Формой бытия искусства является художествен­ное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве ма­териального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфи­ческим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество)вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооруже­ний, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает пред­меты, а создает их. Архитектура бывает обществен­ная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живописьвид искусства, произведения ко­торого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живо­писцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых об­щим кругом тем или предметов изображения, назы­вается жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в дейст­вительности;

б) натюрморт — изображение окружающих чело­века вещей;

в) пейзаж — изображение естественной или преоб­разованной человеком природы;

г) бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр — изображение жи­вотных;

е) исторический жанр — изображение историче­ских событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выпол­няются на бумаге, меньше по формату и легче пере­мещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном по­вторяют жанры живописи. В известной мере специ­фическим графическим жанром является карикату­ра (сатирический рисунок, шарж).

3 Скульптура - вид изобразительного искусст­ва произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на ба­рельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декора­тивную и монументальную. Станковая — это неболь­шая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусствовид изо­бразительного искусства, непосредственно связан­ный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, вы­полняемые из самых различных материалов (тради­ционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим факто­ром формирования среды обитания человека.

5. Литературавид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда чело­вечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято назы­вать фольклором.

6. Музыкавид искусства, отражающий дей­ствительность в звуковых художественных обра­зах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют ин-струментальной.

7. Театр - вид искусства, специфическим сред­ством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера пе­ред публикой.

8. Циркискусство акробатики, эквилибрис­тики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, кон­ной езды, дрессировки животных.

9. Балетвид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Киновид искусства, произведения которо­го создаются с помощью киносъемки реальных, спе­циально инсценированных или воссозданных сред­ствами мультипликации событий.

11. Фотоискусствоискусство создания хими­ко-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно вырази­тельного и с достоверностью запечатляющего в за­стывшем изображении существенный момент дей­ствительности.

12. Эстрадавид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют со­бой отдельные законченные номера.

Функции искусства:

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстети­ческое воздействие на людей, включает их в направ­ленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заклю­чается в восстановлении в сфере духа гармонии, ут­раченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и вос-становлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выра­жается в свойстве искусства анализировать состоя­ние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способ­ность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искус­ства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человече­ской личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она игра­ет ведущую роль в общей системе функций искус­ства.

Эстетическая функция — это специфическая спо­собность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности же­лание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, ду­ховный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею само­ценного значения личности и осуществляет ее, до­ставляя человеку бескорыстную радость эстетическо­го наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показыва­ет познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественно­го познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусст­ва — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и от­ражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отра­жением действительности и всегда несут на себе от­печаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в ис­кусстве те же функции, что и понятие в науке: с по­мощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков по­знаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став сим­волами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания ха­рактерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художе­ственных образов. В литературе таким средством яв­ляется слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совер­шенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу­чающих отдельные стороны жизни людей, искусст­во исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является осо­бой формой познания окружающей действитель­ности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникаю­щем благодаря их взаимосвязям.

  1. Образование и самообразование

Среди социальных институтов современного обще­ства образование играет важнейшую роль, представ­ляя собой одну из основных отраслей человеческой деятельности.

Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенст­вованию. Если такие знания, умения и навыки при­обретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его са­мообразовании.

Целью образования является приобщение индиви­да к достижениям человеческой цивилизации, ре­трансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача уча­щемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творче­ской деятельности в избранной сфере занятий. От ка­чества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономиче­ского и политического развития, его нравственное со­стояние. Функции образования:

1) создание условий и предпосылок для социаль­ной мобильности человека или социальной группы;

2)сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.

Современное образование является средством ре­шения важнейших проблем не только всего общест­ва, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их соци­ализации.

Различают следующие виды образования: началь­ное, среднее, среднее специальное и высшее.

Первые школы появились еще в эпоху древнего мира. Их создание объяснялось практическими по­требностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государствен­ный аппарат.

В средние века большинство школ в Западной Ев­ропе были церковными (или монастырскими). Они, в свою очередь, подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. В пер­вых готовили в основном приходских священников. Обучение в таких школах было платным и велось на латинском языке. Учеников учили читать (в основ­ном молитвы), писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церковные гимны и совершать церков­ные обряды.

Более крупные средневековые школы, возникав­шие при епископских кафедрах, давали иное образо­вание. В таких школах следовали римской традиции и изучали так называемые «семь свободных ис­кусств»: грамматику, риторику, диалектику, ариф­метику, геометрию, астрономию и музыку. Система свободных искусств была двухуровневой. На началь­ном уровне преподавались грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли остальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12—13 лет.

Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских городских частных и муниципальных школ (т. е. школ, которые нахо­дились в ведении городского совета). Растущим го­родам требовалось все больше образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а содержание обучения диктовалось прежде всего практическими потребнос­тями того или иного города. Латынь в этих шко­лах постепенно вытеснялась национальными язы­ками.

К периоду средневековья относится и появление первых высших учебных заведений — университе­тов. Создавались они либо на основе бывших кафед­ральных (епископальных) школ (именно так возник в XII в. Парижский университет, выросший из шко­лы, существовавшей при соборе Парижской Богома­тери), либо в городах, где жили прославленные учи­теля, окруженные способными учениками (именно таким образом из кружка последователей знаменито­го знатока римского права Ирнерия развился Болон-ский университет).

Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовы­вали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно сту­денты и преподаватели избирали руководителя уни­верситета — ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, фило­софский (богословский) и медицинский. Срок обуче­ния на разных факультетах существенно отличался: подготовка юриста или медика занимала 5—6 лет, философа-богослова — 15 лет. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по за­ранее поставленным вопросам.

В XIV—XV вв. появляются так называемые кол­легии (от этого названия впоследствии произойдет слово «колледж»). Сначала коллегиями называли об­щежития студентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, ко­торую основал Робер де Сорбон, духовник француз­ского короля, — Сорбонна — постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому универси­тету — самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV в. в Европе существовало около 80 уни­верситетов. Многие из них — Болонский, Кембридж­ский, Оксфордский, Краковский и др. — существуют и сегодня.

В нашей стране первые высшие учебные заве­дения появились поздно. Еще сподвижники Пет­ра I предлагали создать в России светские «акаде­мии». В 1724 г. император издал указ об «учинении» в Санкт-ПетербургеАкадемии наук, при которой создавались университет и гимназия где должны были «молодых людей публично обучать» Предполагалось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашенные в Россию видные европейские ученые.

Однако полноценных занятий в Академическом университете организовать не удалось. Многие сту­денты оказались слабо подготовленными, и ко всему прочему они не знали латынь — основной язык нау­ки того времени, на котором велось преподавание в университете. Иностранные преподаватели вскоре вернулись на родину, и читать лекции стало некому. Мало помогло делу и учреждение казенных стипен­дий для студентов — первый университетский вы­пуск из 9 человек состоялся лишь в 1753 г. М. В. Ло­моносов разочарованно заметил по этому поводу, что «при Академии наук не токмо настоящего универси­тета не бывало, но еще ни образа, ни подобия универ­ситетского образования».

Попытки Ломоносова реформировать университет не встретили понимания в академии. И тогда ученый решил употребить все свои силы на создание нового университета по европейскому образцу. Его поддер­жал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф И. И. Шувалов. 12 января 1755 г. императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля по европейской традиции состоялась его инаугу­рация - торжественный акт открытия. В конце XVIII в. Московский университет был единственным высшим светским учебным учреждением в России, так как к тому времени деятельность Академическо­го университета фактически прекратилась. Студенты обучались на трех факультетах - философском, медицинском и юридическом. С 1768г. преподавание велось на русском языке. Будущих студентов готовили в университетской гимназии с отделениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не принимали. Выпускники получали офицерский чин. Наиболее способных отправляли на стажировку в ев­ропейские университеты.

Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались философия, матема­тика, физика, а также исторические, словесные и экономические науки. Затем они переходили на юри­дический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной спе­циальности. (Кстати, первое светское специальное учебное заведение в Москве — Школа математиче­ских и навигацких наук — было основано Петром I еще в 1701 г. Школа помещалась в ныне уже не су­ществующей Сухаревой башне.)

Однако, несмотря на успехи, достигнутые в сфере образования в средние века и в новое время, следует отметить тот факт, что доступно оно было только от­дельным, весьма небольшим слоям общества, — большинство населения не имело возможности полу­чить не только высшее, но даже среднее образование. Положение начало меняться с конца XIX в. А XX в. стал временем перехода большинства стран мира к всеобщему среднему образованию. Были предприняты попытки полной ликвидации негра­мотности среди населения. В развитых странах полу­чение среднего образования стало обязательным. Се­годня можно констатировать тот факт, что образова­ние в XX в. превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности. Расходы на не­го составляют в развитых странах до 8—9% ВНП.Однако в некоторых развивающихся странах поло­жение с ликвидацией неграмотности нельзя назвать благополучным — доля неграмотного населения в них, по различным данным, составляет от 75 до 85% всего населения. Такое положение фактически обре­кает эти страны на отставание в области экономики,

ибо эффективное развитие последней сегодня воз можно только на базе достижений НТП и при наличии огромного количества высококвалифицированных кадров.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отли­чается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, нар


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: