Основная. И.П. Барсов. Строительные машины и оборудование

А.М.Щемелев, С.Б. Партнов, Л.И. Белоусов. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010.

И.П. Барсов. Строительные машины и оборудование. - 2-е изд. – М.: Стройиздат, 1986.

Е.Г. Кремнева. Производство земляных работ и устройство фундаментов.

Практикум.- Минск: Новое знание, 2008.

С.К. Хамзин, А.К. Карасев. Технология строительного производства. Курсовое

и дипломное проектирование. - Москва: Высшая школа, 1989.

Л.Р. Маилян. Справочник современного строителя. - 2 – е изд. – Ростов – на –

Дону: Феникс, 2005.

В.П. Сухачев, Р.А. Каграманов. Средства малой механизации для производства

строительно- монтажных работ. – М.: Стройиздат, 1989.

Дополнительная

Б.Ф. Белецкий. Технология и механизация строительного производства. - 3-е изд. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.

С.П. Епифанов, М.Д. Полосин, В.И. Поляков. Строительные машины. Общая часть. - 3-е изд. Справочное пособие по строительным машинам.- Москва, Стройиздат, 1991.

С.С. Атаев, С.Я. Луцкий. Технология, механизация и автоматизация строительства. – М.: Высшая школа, 1990.

С.Н. Завьялов. Экономика и планирование эксплуатации и ремонта строительных машин. – М.: Стройиздат, 1979

В.С. Заленский. Строительные машины: Примеры расчетов. – М.: Стройиздат, 1983.

Б.И. Филиппов. Охрана труда при эксплуатации строительных машин.- М.: Высшая школа, 1984.

Нормативная

ССБТ 12.2.011 -75. Машины строительные и дорожные: Общие требования безопасности.

ССБТ 12.2.058 -81 (СТ СЭВ 1716 -79). Краны грузоподъемные: Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации.

ССБТ 12.2.087 -83 (СТ СЭВ 2082 -80). Тали электрические:Паспорт.

ССБТ 12.2.130 – 91. Экскаваторы одноковшовые: Общие требования безопасности и эргономики к рабочему месту машиниста и методы их контроля.

ССБТ 12.3.033 – 84. Строительные машины: Общие требования безопасности при эксплуатации.

План самостоятельного изучения дисциплины

«Строительные машины и оборудование»

Таблица 2

Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература; задание для само­стоятельной работы учащихся Вопросы для са­моконт­роля
ВВЕДЕНИЕ. Крат­кий обзор представлений о целях и задачах дисциплины и связи ее с другими учебными дисциплинами; об основных направлениях развития строительного производства РБ и развития отечественного машиностроения, его роли в современном строительстве. Различает объекты изучения предмета, имеет понятие о стан­дартизации строитель­ных материалов А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с.3 – 4. Ознакомиться и законспек-тировать основное значение комплексной механизации в строительстве, характерные особенности развития отрасли машиностроения. 1. В чем заключена цель и задачи изу-чения дисциплины «Строительные машины и оборудование»? 2. Чему способст-вует использование комплексной меха-низации в строительстве? 3. Какие характер-ные особенности развития отрасли машиностроения в строительстве?
Тема 1. Общие сведения о деталях машин Имеет представление: о материалах, применяемых в машиностроении, о стандартизации деталей машин. Знает: о требованиях, предъявляемых к деталям машин. Умеет: определить деталь в составе узла машины. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с.5 – 9. Проанализировать требования, предъявляемые к деталям машин. Законспектировать основ-ные понятия и термины по теме. 1. Дайте определе-ние, что такое деталь? 2. Что называется машиной? 3. Дайте определе-ние, что такое узел? 4. Как классифици-руются детали по назначению? 5. Какие требова-ния предъявляют к деталям? 5. Назовите матери-алы для изготовле-ния деталей машин? 6. В чем суть стандартизации деталей машин?
Тема 2. Соединения деталей машин Имеет представление: о видах резьбы, резьбовых соединениях; способах пре-дотвращения самооткручива-ния резьбовых деталей, преимуществах и недостатках различных соединений Знает: разъемные и неразъем-ные соединения,их элементы. Умеет: различать разъемные и неразъемные соединения,определять их элементы. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с.9 – 17. Проанализировать разъемные и неразъемные соединения деталей. Законспектировать основ-ные определения и терми-ны по теме. 1. Чем отличаются разъемные и не-разъемные соедине-ния деталей? 2. Назовите резьбовые крепежные детали. 3. Как предотвра-тить самооткручи-вание резьбовых деталей? 4. Приведите при-меры неразъемных соединений.
Тема 3. Детали передач Имеет представление:обиспользовании деталей передач в трансмиссиях стро-ительных машин, о влиянии смазки на срок службы подшипников; Знает: назначение, виды, эле-менты, условные обозначения в кинематических схемах ва-лов, осей, муфт,подшипников; Умеет: различать подшипники и валы по их конструкции, определять их элементы, читать условные обозначения. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с.18 – 30. Законспектировать основные сведения о деталях передач: оси и валы, подшип-ники, муфты; об их достоин-ствах и недостатках.. 1. Как классифици-руются оси и валы? 2. Что называется муфтой? 3. В чем заключается назначение подшипников? 4. Какие детали передач вы знаете?
Тема 4. Механические передачи. Имеет представление:о передачах, их назначении и классификации, их видах, конструкции, принципах и условиях работы. Знает:основные характерис-тики передач; назначение, конструкции и принцип рабо-ты вариаторов и редукторов; применение передач и редук-торов в трансмиссиях строи-тельных машин. Умеет:различать и классифи-цировать виды механических передач, читать условные обозначения в кинематичес-ких схемах, определять пере-даточное число. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с.30 - 40. Проанализировать конструкции, назначение и принцип работы механи-ческих передач. Законспектировать сведе-ния о различных видах механических передач, вычертить схему много-ступенчатой передачи. 1. Что такое переда-ча? 2. По каким приз-накам классифици-руются механи-ческие передачи? 3. Назовите основные характеристики передач. 4. Чем отличаются редукторы и вариаторы?
Тема 5. Основные сведения о механизмах. Имеет представление: о назначении механизмов, принципах их работы. Знает:основныемеханизмы строительных машин, их назначение, определения термины, понятия. Умеет: различать структуру распространенных механиз-мов строительных машин: передвижения; вращения, из-менения положения, торможе-ния, управления; применять знания при описании принципов работы механизмов. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 40 - 47. Проанализировать назначе-ние и кострукцию меха-низмов строительных машин. 1. Что такое механизм? 2. Назовите элементы механизмов. 3. Назовите основные виды механизмов.
  Тема 6. Общие сведения о строительных машинах Имеет представление:о роли строительных машин, основные их виды, их назна-чение. Знает: назначение и область применения строительных машин, принципы их классификации. Умеет: классифицировать строительные машины по раз-личным признакам; применя-ет знания для подбора машин для определенных видов работ.   А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 47 – 56 Изучить общие сведения о строительных машинах. Законспектировать принципы классификации строительных машин и области их применения. 1. Что такое строительная машина? 2. Назовите параметры машины. 3. Как классифицируют строительные машины? 4. Назовите основные элементы строительных машин и агрегатов.
Тема 7. Силовое оборудование и приводные устройства строительных машин Имеет представление: о силовом оборудовании и приводе строительныхмашин. Знает:виды силового обору-дования, применяемого в строительных машинах, ос-новные технико-эксплуата-ционные характеристики различных видов силового оборудования. Назначение, принципы устройства перед-вижных электростанций и компрессоров. Умеет:определить вид и назначение силового обору-дования различных строи-тельных машин. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 56 -68 Изучить общие сведения о силовом оборудовании и приводах строительных машин. Законспектировать виды силового оборудования, применяемого в строительных машинах. Поанализировать виды силового оборудования в основных строительных машинах. 1. Что такое силовое оборудование строительной машины? 2. Перечислите виды приводов строительных машин.
Тема 8. Транспортные средства Имеет представление:о роли транспортных средств в современном строительстве. Знает:основные виды транспортных средств, их назначения, требования охраны труда при эксплуата-ции транспортных средств. Умеет:классифицировать и определять виды транспорт-ных средства, их назначение. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 68 -78 Законспектировать классификацию, виды и назначение основных транспортных средств. 1. Назовите основ-ные транспортные средства, принципы их классификации. 2. В чем заключа-ется роль транс-портных средств в современном строительстве? 3. Назовите специа-лизированные транспортные средства.
Тема 9. Транспортирую-щие и погрузочно – разгру-зочные машины Имеет представление:о назначении транспортиру-ющих и погрузочно-разгру-зочных машин в современ-ном строительстве. Знает:назначение, виды, конструкции и принцип ра-боты машин непрерывного, пневматического транспорта, погрузчиков и разгрузчиков; правила ТБ при эксплуата-ции транспортирующих машин. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 78 - 93 Законспектировать классификацию, виды и назначение основных тран-спортирующих машин, погрузчиков и разгруз-чиков. 1. Проанализиро-вать роль и назна-чение транспорт-ных средств и транспортирующих машин. 2. Как определить производитель-ность машины неп-рерывного транс-порта и машины периодического действия?
Тема 10. Грузозахватные устройства и грузоподъ- емное оборудование Имеет представление:о наз-начении и области примене-ния грузозахватных устройств и грузоподъемного оборудо-вания. Знает:такелажные устройст-ва, и грузоподъемное обору-дование их назначение, виды, конструкции, нормы выбра-ковки канатов, правила при-емки и методы испытания грузозахватных устройств, правила ТБ их эксплуатации. Умеет: подобрать необходи-мые такелажные устройства и грузоподъемное оборудование при производстве строитель-но-монтажных работ. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 93 - 107 Законспектировать класси-фикацию, виды и назначе-ние основных грузозахват- ных устройств и грузо-подъемного оборудования, правила приемки и методы испытания грузозахватных устройств, соотношение между весом поднимаемо-го груза и усилием на при-водной рукоятке. 1. Где и как приме-няются такелажные устройства и грузо-подъемное обору-дование? 2. Проанализиовать достоинства и не-достатки основных простых грузо-подъемных уст-ройств: домкратов, лебедок,талей.
Тема 11. Строительные подъемники и краны Имеет представление:о назначении и области приме-нения строительных подъем-ников и кранов Знает:область применения, классификацию, основные конструктивные схемы раз-личных строительных подъемников и кранов, требо-вания охраны труда, окружающей среды и энергосбережения при экс-плуатации грузоподъемных машин. Умеет:подбирать необходи-мые краны и строительные подъемники для выполнения строительно-монтажных работ, расшифровывать индексацию машин. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 107 - 129 Изучить общие сведения о строительных подъемни- ках и кранах. Законспектировать виды и классификацию, принцип работы подъемников и кранов различного назначения. Разобрать и законспектировать систему индексации самоходных и башенных кранов. 1. Чем отличаются строительные подъемники и кра-ны? 2.Провести сравни-тельный анализ устройства башен-ных и автомобиль-ных кранов, облас-ти их применения, принцип работы. 3. Перечислить технико-эксплуата-ционные характе-ристики самоход-ных и башенных кранов.
Тема 12. Машины и обо-рудование для подготови- тельных работ, водоот- лива и водопонижения Имеет представление:о применении машин при подготовке территории под строительство. Знает:область применения, классификацию, основные конструктивные схемы раз-личных машин и оборудова- ние для подготовительных ра-бот, водоотлива и водопониже-ния, их основные технико-эксплуатационные характеристики, требования ТБ при эксплуатации. Умеет: подбирать необходи-мые машины и оборудования для подготовки территории к строительству. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 129 – 144 Изучить общие сведения о машинах и оборудовании для подготовительных ра-бот, водоотлива и водопо-нижения. Законспектировать виды и классификацию, принцип работы кусторезов, древо-вавлов, корчевателей, насо-сов, насосных станций, иглофильтровальных и эжекторных установок. 1. Что общее и раз-личное в машинах для подготовитель-ных работ и обору-довании водоотлива и водопонижения?
Тема 13. Землеройно-транспортные машины Имеет представление: об об-ласти применения земле-ройно-транспортных машин. Знает:назначение, виды, кон-струкции, схемы устройства, принцип работы, основные технико-эксплуатационные характеристики землеройно-транспортных машин, требо-вания охраны труда, окружаю-щей среды и энергосбереже-ния при эксплуатации земле-ройно-транспортных машин. Умеет: подбирать необходи-мые машины для производст-ва земляных работ, опреде-лять их производительность А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 144 - 161 Проанализировать назначе-ние и устройство земле-ройных машин по принци-пу действия. Законспектировать назна-чение, виды, конструкции, схемы устройства, принцип работы, основные технико-эксплуатационные характе-ристики землеройно-транспортных машин. 1. В чем заключа-ется принципиаль-ное различие рабо-ты бульдозера и экскаватора? 2. Как определить производитель-ность экскаватора и бульдозера? 3. Описать устройс-тво и принцип ра-боты скрепера. 4.Как классифици-руются экскавато-ры?
Тема 14. Экскаваторы и специализированное обо- рудование для земляных работ Имеет представление:о назначении и области приме-нения экскаваторов и спец-оборудования для земляных работ. Знает:классификацию и сис-тему индексации экскавато-ров; оборудование для про-изводства «стена в грунте»; машины и оборудование для уплотнения грунта, для раз-работки плотного и мерзлого грунта, требования охраны труда и природы, принципы энергосбережения. Умеет:подобрать необходи-мые машины для производст-ва работ, определять произво-дительность одноковшовых и многоковшовых экскаваторов. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 161 - 190 Проанализировать назначе-ние и устройство экскава-торов и спецоборудования по принципу действия. Законспектировать назна-чение, виды, конструкции, схемы устройства, принцип работы, основные технико-эксплуатационные характе-ристики экскаваторов и специализированного обо- рудования для земляных работ. 1.Какое специали-зированное обору-дование использу-ется при производ-стве земляных работ? 2. В чем отличие одноковшовых и многоковшовых экскаваторов? 3. Как рассчиты-вается производи-тельность одноков-шовых и многоков-шовых экскаваторов?
Тема 15. Машины и обо-рудование для буровых и свайных работ Имеет представление: о назначении и области приме-нения машин и оборудования для буровых и свайных работ Знает:назначение, виды, конструкции, принцип дейст-вия, основные технико-эксп-луатационные характеристи-ки машин и оборудования для буровых и свайных работ тре- бования охраны труда и приро ды, принципы энергосбереже-ния. Умеет:подобрать машины для устройства забивных свай, для производства буровых работ. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 190 – 201 Проанализировать назначе-ние и устройство машин и оборудования для буровых и свайных работ по назна-чению, области примене-ния. Законспектировать назна-чение, виды, конструкции, схемы устройства, принцип работы, основные технико-эксплуатационные характе-ристики машин и оборудо-вания для буровых и свайных работ 1.Какое оборудо-вание использу- ется при устройстве забивных свай? 2. Какое оборудо-вание использу- ется при устройстве набивных и бурона-бивных свай? 3. Какое оборудо-вание использу- ется для буровых работ?
Тема 16. Машины и обо-рудование для бетонных и железобетонных работ Имеет представление: о назначении и области приме-нения машин и оборудования для бетонных и железобетон-ных работ. Знает: конструкции, принци-пы работы, технико-эксплуа-тационные характеристики машин для приготовления бетонных смесей и растворов; виды оборудования для транс-портировки бетона и раство-ров, оборудование для уклад-ки и уплотнения бетонных смесей, требования охраны труда и природы, принципы энергосбережения. Умеет:подбирать машины и оборудование для производ-ства бетонных и железобе-тонных работ. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 215 - 241 Проанализировать назначе-ние и устройство машин и оборудования для бетон-ных и железобетонных ра-бот по назначению, облас-ти применения. Законспектировать назна-чение, виды, конструкции, схемы устройства, принцип работы, основные технико-эксплуатационные характе-ристики машин и оборудо-вания для бетонных и железобетонных работ. 1. Какие машины используют для приготовления бе-тонных смесей и растворов? 2. Назовите маши-ны для транспорти-рования бетонов и растворов. 3. Какие машины используют для ук-ладки и уплотнения бетонных смесей?
Тема 17. Машины и обо-рудование для отделоч-ных работ Имеет представление:о наз-начении и области примене-ния машин и оборудования для отделочных работ. Знает: конструкции, принци-пы работы, технико-эксплуа-тационные характеристики штукатурных агрегатов и станций, затирочных машин для штукатурных работ, ма-лярных станций и агрегатов, машин для устройства и от-делки полов; требования ох-раны труда и природы, прин-ципы энергосбережения. Умеет: подбирать машины и оборудование для производс-тва отделочных работ. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 241 – 252 Проанализировать назначе-ние и устройство машин и оборудования для отде-лочных работ по назначе-нию, области применения. Законспектировать назна-чение, виды, конструкции, схемы устройства, принцип работы, основные технико-эксплуатационные характе-ристики машин и оборудо-вания для отделочных работ. 1. Какие машины используют для приготовления шту-катурных раство- ров? 2. Назовите основ-ные отличия в конструкции и принципе работы штукатурной и ма-лярной станций. 3. Какие машины используют для устройства и отдел-ки полов?
Тема 18. Машины и обо-рудование для кровель-ных и гидроизоляцион-ных работ Имеет представление: о наз-начении и области примене-ния машин и оборудования для кровельных и гидроизоля-ционных работ. Знает: конструкции, принци-пы работы, технико-эксплуа-тационные характеристики машин для устройства кровли и для гидроизоляционных ра-бот; требования охраны труда и природы, принципы энерго-сбережения. Умеет: подбирать машины и оборудование для производс-тва для кровельных и гидро-изоляционных работ. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 252 – 254 Изучить и законспектиро-вать назначение, виды, конструкции, схемы уст-ройства, принцип работы, основные технико-эксплу-атационные характеристи-ки машин и оборудования для кровельных и гидро-изоляционных работ. 1. Какие машины используют для кровельных работ? 2. Какие машины используют для гидроизоляцион-ных работ?
Тема 19. Ручные машины (механизированный ручной инструмент) Имеет представление:о роли в современном строительстве ручных машин, области их применения, основные направления дальнейшего раз-вития ручных машин с ис-пользованием микропроцес-сорной техники. Знает: классификацию руч-ных машин; виды, назначение, конструкции, принципы рабо-ты, технико-эксплуатацион-ные характеристики электри-фицированных ручных ма-шин, механического и пневма-тического строительного ин-струмента; требования охраны труда при эксплуатации руч-ных машин. Умеет:различать электрифи-цированные ручные машины, механические и пневматичес-киестроительные инструмен-ты. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с. 254 – 270 Изучить и законспектиро-вать назначение, виды, конструкции, схемы уст-ройства, принцип работы, основные технико-эксплу-атационные характеристи-ки ведущих ручных машин. 1. Какую роль играют ручные машины в современном индустриальном строительстве? 2. Перечислить наиболее часто используемые ручные машины и область их применения. 3. Чем отличаются электрифицирован-ные ручные маши-ны, механический и пневматический строительный ин-струмент? 4. Перечислить основные требова-ния охраны труда при эксплуатации ручных машин.
Тема 20. Основы эксплу-атации строительных машин Имеет представление:о правилах эксплуатации, сис-теме планово-предупреди-тельного технического обслуживания и ремонта строительных машин. Знает: способы обеспечения, эксплуатации, порядок прие-ма, испытания, ввода в экс-плуатацию, правила хранения и транспортирования строи-тельных машин; систему учета работы строительных машин и оборудования. А.М.Щемелев. Строительные машины и оборудование. - Минск: Беларусь, 2010, с.270 – 279 Изучить и законспектиро- вать правила эксплуатации, систему планово –предуп-редительного технического обслуживания и ремонта строительных машин, спо-собы обеспечения, экс-плуатации, порядок прие-ма, испытания, ввода в экс-плуатацию, правила хране-ния и транспортирования строительных машин; сис-тему учета работы строи-тельных машин и оборудо-вания. 1. Изложить прави-ла и порядок приемки и обкатки машин. 2. Какие вопросы необходимо решить при транспортиро-вании строитель-ных машин? 3.Изложить прави-ла хранения машин. 4.В чем заключает-ся система техни-ческого обслужива-ния машин?
       
   
Контрольная работа. Знаетконструкции, назначение, область применения, технико-эксплуатационные характеристики, принципы устройства и работы различных машин при выполнении ремонтно-строительных работ, требования охраны труда и природы, принципы энергосбережения при эксплуатации строительных машин и оборудования. Ответить на вопросы и решить задачу, согласно варианта.
             

Вопросы для самоконтроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: