МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет
Аэрокосмического приборостроения
______________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра № 86 Экономической безопасности
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ
Для студентов заочной формы обучения, 6 семестр
Составитель Бердникова Н.А.
Дата разработки – 2015 г.
Раздел 1. Содержание, предмет и задачи экономического анализа
1.1 Содержание, предмет и объекты экономического анализа
1.2 Цели и задачи экономического анализа
1.3 Взаимосвязь экономического анализа со смежными науками
1.4 Роль и место анализа в системе управления
1.5 Виды экономического анализа
1.6 Основные этапы развития экономического анализа в России
Раздел 2. Экономическая эффективность производства
2.1 Понятие экономической эффективности
2.2 Система показателей эффективности организации
Раздел 3. Метод и методика экономического анализа
3.1 Метод экономического анализа: понятие и особенности
3.2 Классификация методов и приемов экономического анализа
3.3 Система аналитических показателей
3.4 Факторное моделирование как способ изучения финансово-хозяйственой деятельности предприятия
3.5 Элиминирование
3.6 Способы измерения влияния факторов в стохастическом анализе
Раздел 4. Информационное обеспечение экономического анализа
4.1 Информационное обеспечение анализа
4.2 Бухгалтерская отчетность как основной источник информации для экономического анализа
Содержание, предмет и задачи экономического анализа
Содержание и предмет экономического анализа
Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа.
Анализ буквально означает разложение изучаемого объекта на составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности.
Так, для понимания сущности прибыли требуется знать основные источники ее получения, а также факторы, определяющие ее величину. Чем детальнее они исследованы, тем эффективнее можно управлять процессом формирования финансовых результатов. Аналогичных примеров можно привести очень много.
Однако анализ не может дать полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, т.е. без установления связей и зависимостей между его составными частями.
Анализ выступает в единстве с понятием «синтез» – соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.
При изучении прибыли также нужно учитывать взаимосвязь и взаимодействие факторов, формирующих ее уровень. Только анализ и синтез в их единстве обеспечивают научное изучение предметов и явлений.
Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ занимается экономическим исследованием хозяйственной деятельности на макро- и микроуровне.
Макроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей.
Микроэкономический анализ изучает экономические явления и процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования. (Он получил название «анализ хозяйственной деятельности» (АХД)).
Экономический анализ является обязательным элементом системы управления экономикой.
Объектами экономического анализа являются коммерческие организации различных организационно – правовых форм, а также некоммерческие организации, если они ведут предпринимательскую деятельность.
Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере) и обществ, производственных кооперативов (артелей), государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации не ставят получение прибыли в качестве своей цели. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.
Субъектами анализа выступают внешние и внутренние пользователи информации.
Внутренние субъекты анализа (пользователи информации): администрация и персонал коммерческой организации, собственники (в тех случаях, когда работают в организации).
Внешние субъекты анализа: собственники, заимодавцы (банки, юридические лица, физические лица), поставщики, покупатели, конкуренты, налоговые органы, аудиторские фирмы, консультанты, юристы, ассоциации и др.
Цели субъектов анализа могут быть самыми разными, но все они сходятся в главном - это получение экономической информации, позволяющей дать точную оценку как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив его развития.
Субъекты и основные направления анализа представлены в таблице:
| Субъекты анализа | Основные направления (темы) анализа |
| Собственники | Финансовые результаты, устойчивость финансового положения, размер дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям, распределение, т.е. направления использования прибыли. |
| Администрация, персонал | Все аспекты деятельности фирмы, эффективность хозяйственной и финансовой деятельности. |
| Заимодавцы | Платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность. |
| Поставщики | Финансовое состояние, платежеспособность. |
| Покупатели | Качество, цены и себестоимость товаров, условия производства и хранения, условия поставки, финансовое состояние. |
| Конкуренты | Особенности технологического процесса, трудоемкость, себестоимость, качественные характеристики продукции, рыночная устойчивость. |
| Налоговые органы | Финансовые результаты, объекты налогообложения, платежеспособность. |
Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией коммерческой организации. Кредиторам - целесообразность продления кредита, изменение условий кредитования, гарантии возврата кредита. Потенциальным собственникам, кредиторам и поставщикам - выгодность помещения своих капиталов в данное предприятие.
Только администрация и персонал организации может провести глубокий анализ, который базируется на внутренней информации, создаваемой управленческим учетом.
Предметом экономического анализа являются производственные и хозяйственные процессы, происходящие в организациях; экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности организаций, которые формируются под влиянием внешних и внутренних факторов и получают отражение в системе экономической информации.