Значение и цель анализа прибыли

Основным финансовым показателем, характеризующим результаты деятельности предприятия, является прибыль.

Прибыль отражает эффективность процесса производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятия, а с другой – источник дохода бюджетов различных уровней.

Прибыль в экономической литературе рассматривается с различных точек зрения. Как результативный показатель, она характеризует эффективность деятельности предприятия, успех предпринимательской деятельности, является экономическим показателем роста предприятия.

Как количественный показатель прибыль представляет собой превышение доходов над затратами.

По официальным документам предусмотрены пять основных показателей прибыли:

· валовая прибыль;

· прибыль от продаж;

· прибыль до налогообложения или балансовая прибыль;

· прибыль от обычной деятельности;

· чистая (нераспределенная прибыль).

Прибыль удовлетворяет экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую предприятие уплачивает в виде налога на прибыль, а общество использует для развития экономики страны.

Экономические интересы предприятия удовлетворяются за счет чистой прибыли, используя ее предприятие решает производственные и социальные задачи развития.

Экономические интересы работников связаны с материальным стимулированием и социальными выплатами, источником которых является чистая прибыль предприятия.

Собственники и акционеры также заинтересованы в увеличении прибыли предприятия, так как увеличатся их дивиденды и капитал.

Значение и роль прибыли рассмотрены на рис. 7.1.

 
 


Рис. 7.1. Значение и роль прибыли предприятия

Значение прибыли для коммерческой организации заключается в следующем:

· прибыль – источник финансовых ресурсов;

· является источником образования фондов предприятия (накопления, потребления и др.) и фондообразующим показателем, так как от ее величины зависит размер фондов предприятия;

· служит источником материального стимулирования работников предприятия;

· это - источник трудовых и социальных льгот для работников предприятия;

· соотношение прибыли с другими показателями позволяет определить эффективность использования ресурсов предприятия;

· прибыль синтезирует в себе все стороны деятельности предприятия и характеризует достижение эффекта.

· прибыль выполняет ряд функций, среди которых можно выделить распределительную, стимулирующую и оценочную (рис. 7.2).

Функции прибыли
Распределительная
Стимулирующая
Оценочная

Рис. 7.2. Функции прибыли предприятия

Основные факторы, влияющие на прибыль:

· объем реализованной продукции;

· структура продукции;

· отпускная цена на продукцию;

· цена на материалы, топливо;

· тарифные ставки на энергию и перевозки;

· затраты материальных и трудовых ресурсов.

Объектом анализа выступает бухгалтерская прибыль. Бухгалтерская прибыль или убыток представляют собой алгебраическую сумму доходов и расходов по обычным видам деятельности, прочих доходов и расходов.

В предприятиях проводится итоговый (ретроспективный) и прогнозный (перспективный) анализ прибыли.

Цель итогового анализа прибыли – дать количественную оценку причин изменения прибыли, оценить влияние на прибыль изменения цен, вызванного рыночной конъюнктурой.

В условиях рынка наиболее важным является прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставление различных вариантов получения прибыли в будущем.

Анализ формирования, распределения и использования прибыли состоит из следующих этапов:

1) анализируется бухгалтерская прибыль (убытка) по составу в динамике;

2) проводится факторный анализ прибыли (убыток) от продаж;

3) анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и к уплате, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы и т.п.;

4) анализируется формирование чистой прибыли (убытка) и влияние налоговых регулятивов и налога на прибыль, сумм штрафных санкций по расчетам с бюджетом;

5) анализируется и оценивается использование прибыли на потребление и накопление;

6) разрабатываются предложения по составлению финансового плана.

На прибыль от продаж влияют как внутренние (субъективные), так и внешние (объективные) факторы. Внешние факторы разделяются на две группы: обусловленные изменениями конъюнктуры рынка и связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности. К первой группе относятся: уровень инфляции, уровень концентрации рынка, измеряющий изменение конкурентной среды, факторы платежеспособного спроса, предложение на рынке товаров, работ и услуг. Ко второй группе относятся: налоговая политика, таможенная политика, административные ограничения (рис. 7.3).

 
 


Рис. 7.3. Факторы, влияющие на прибыль

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия позволяет учредителям и акционерам выбрать эффективные направления активизации деятельности организации.

Основными задачами анализа общей бухгалтерской прибыли являются:

· сопоставление фактического уровня прибыли с планируемым;

· анализ состава и структуры прибыли в динамике;

· выявление и количественная оценка факторов, влияющих на процесс формирования прибыли;

· выявление резервов роста прибыли;

· разработка мероприятий по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли.

Объектом особого внимания на предприятиях является прибыль от продажи продукции (работ, услуг).

Проведение факторного анализа прибыли от продаж позволяет:

· выявить и оценить резервы повышения эффективности производства;

· разработать управленческие решения по эффективному использованию производственных факторов.

Прибыль от продажи продукции зависит от трех факторов: объема продаж продукции в натуральном выражении (Q), отпускной цены (Ц) и себестоимости продукции (С).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: