Понятие финансовой системы. Финансовая система РФ, ее основные звенья. Взаимосвязь звеньев финансовой системы Российской Федерации

Финансы государства и органов местного самоуправления. Финансы коммерческих организаций. Финансы некоммерческих организаций. Особенности финансов кредитных учреждений, инвестиционных фондов и других финансово-кредитных институтов. Финансы домашних хозяйств.

Финансовая система - совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности, финансы населения.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена. Ведущее место в системе занимают государственные финансы, т.к. они аккумулируют и перераспределяют большую часть финансовых ресурсов страны, оказывая тем самым большое влияние на остальные сферы финансовых отношений.

Каждой сфере финансовых отношений соответствуют свои денежные фонды, которые формируются и используются с помощью этих финансовых отношений, а также органы, осуществляющие управление финансовыми отношениями.

Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные звенья. В составе госфинансов обычно выделяют 3 звена:

ü бюджетная система;

ü внебюджетные фонды;

ü государственный кредит.

Бюджетная система состоит из следующих уровней: федеральный бюджет + бюджеты субъектов федерации + местные бюджеты (самая многочисленная часть бюджетной системы).

Бюджетная система - самое крупное звено госфинансов, в которой аккумулируется основная часть налоговых поступлений, через нее осуществляется финансирование важнейших направлений государственной политики (расходы, связанные с содержанием государственных органов власти, оборону, экономические и социальные цели).

Внебюджетные фонды подразделяются на 3 уровня государственной власти. Их основное назначение в РФ в настоящее время - решение социальных задач.

ü Пенсионный фонд РФ;

ü Государственный фонд социального страхования;

ü Обязательные фонды медицинского образования;

Исключительная особенность внебюджетных фондов - то, что они осуществляют финансирование ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

Государственный кредит - объединяет в себе специфические финансовые отношения, существующие для мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, а также предоставления средств предприятиям, организациям, другим государствам на условиях срочности, платности, возвратности.

В сфере страхования финансовые отношения возникают по поводу формирования страховых фондов, за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователю с целью возмещения ущерба, возникающего у участников страхования при наступлении страховых случаев. Страхование объединяет большое количество отношений, отсюда разделение на звенья:

¨ социальное страхование

¨ медицинское страхование личное страхование

¨ имущественное страхование

¨ страхование ответственности

Финансы предприятий и организаций - очень большая сфера финансовых отношений). Точно систематизировать эту совокупность достаточно сложно. Классификация производится по ряду признаков

Выделяют финансы товариществ, обществ, госпредприятий, учреждений, общественных организаций, общественных фондов.

В зависимости от степени централизации:

o финансы предприятий;

o финансы объединений, корпораций, холдингов;

o финансы филиалов, дочерних предприятий.

В зависимости от характера хоз. деятельности выделяют некоммерческие и коммерческие (1. Главная цель - прибыль 2. Она распределяется между учредителями) финансы предприятий и организаций.

Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фон­дов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального до­хода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

3. Государственные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления.

Состав государственных и муниципальных финансов. Управление государственными и муниципальными финансами. Объекты и субъекты управления. Уровни управления: федеральный, региональный, местный.

Государственные и муниципальные органы управления финансами, их функции. Государственная финансовая политика, ее содержание и задачи. Инструменты реализации финансовой политики государства. Финансовая политика России в современных условиях.

Под управлением финансами понимается воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов. В любой управляемой системе выделяют объекты и субъекты управления, применительно к финансам объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Под субъектами понимаются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления:

1) финансы предприятий, учреждений и организаций;

2) страховые отношения;

3) государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

2) страховые органы;

3) финансовые органы и налоговые инспекции.

Общее руководство по управлению финансами РФ возложено на высшие органы управления государственной власти в соответствии с Конституцией. В основном этими вопросами занимается высший законодательный орган, Аппарат Президента, Правительство.

На уровне предприятий управление финансами осуществляют финансовые отделы. Всю работу по управлению финансами государства осуществляют министерство финансов, органы областных, городских и районных финансовых подразделений.

В процессе управления финансами разрабатывается организационная структура, которая обеспечивает финансирование всех звеньев финансовой системы. Центральное место в управлении финансами занимает бюджетное управление и управление по исполнению бюджета.

Для бюджетного управления в составе Министерства финансов организованы специальные структурные подразделения, в частности, управление экономическими реформами, управление государственными ценными бумагами и финансовым рынком, управление финансирования сельского хозяйства, и т.д.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы:

1) финансовое планирование;

2) стратегическое и оперативное управление;

3) финансовый контроль.

Задачи финансового планирования:

ü определение объема денежных средств и их источников;

ü выявление результатов роста доходов;

ü определение основных направлений экономии расходов;

ü распределение денежных средств между фондами.

Методы финансового планирования:

ü экстраполяция, состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики;

ü нормативный, основывается на использовании финансовых норм и нормативов;

ü математического моделирования, предполагает построение финансовых моделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;

ü балансовый, используется для согласования направлений использования финансовых ресурсов и источников их формирования;

В управлении финансами различают: стратегическое (общее) управление выражается в определении финансовых ресурсов путем прогнозирования на перспективу, восстановление объема финансовых ресурсов на реализацию крупных целевых программ. Оно осуществляется высшими органами власти и государственного управления - Государственной Думой, аппаратом Президента, Министерством финансов РФ и другими органми государственной власти и управления и тактическое (оперативное) управление финансами является функцией финансового аппарата. Оно представляет собой совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляет Министерство финансов РФ, финансовые управлени органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховые оргнаизации, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовой политика - совокупность мероприятий государства по использованию финансов в экономическом и социальном развитии общества.

Инструменты финансовой политики:

1) управление дефицитом бюджета;

2) прямое и косвенное налогообложение;

3) бюджетные расходы.

Основные задачи финансовой политики являются:

1) создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся ресурсов;

2) поддержание определенного уровня экономической активности в стране.

Финансовый механизм – это совокупность способов реализации финансовых отношений, которые изменяются государством и включают в себя виды, формы, способы их организации и методы количественного определения.

Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы оргнаизации финансовых отношений, а также способы их количественного определения. Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве..

Современная финансовая политика российского государства охватывает очень большой круг мероприятий, т.к. с 1991 года проводится коренная экономическая реформа. 3 основных направлений финансовой политики гос-ва:

1. Комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике.

2. Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией.

3. Социальная поддержка населения.

Финансовая политика, направленная на экономическую стабилизацию:

¨ борьба с инфляцией

¨ сокращение дотаций предприятиям и организациям следовательно, переложение бремени на население, но это позволит высвободить большую часть бюджетных ресурсов

¨ новая пенсионная реформа будет предусматривать повышение пенсий, но в основном засчет повышения вкладов работников (Запад: 1/2 взносов в ПФ - предприятия, остальное - работники)

¨ индексация средств и пособий

¨ совершенствование финансового механизма в отраслях социально-культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей, контроль за сбором налогов и совершенствование распределения бюджетных средств, эффективное взаимодействие федерального и регионального бюджета

¨ выделение бюджетных средств для выплаты заработной платы работникам государственных предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: