Раздел 2. Анализ основных направлений деятельности предприятия

На данном этапе прохождения практики необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим основным направлениям:

· объемы производства продукции (работ, услуг);

· виды деятельности (номенклатура продукции, работ, услуг), особенности используемых технологий, степень их прогрессивности;

· персонал предприятия: его состав, структура, движение, оплата труда;

· имущество предприятия: его состав, структура, ввод и выбытие;

· издержки предприятия, их структура, резервы снижения издержек;

· финансовое состояние предприятия, его устойчивость и платежеспособность;

· финансовые результаты деятельности предприятия: объем продаж, прибыль, рентабельность и др.

Для качественного выполнения анализа необходимо собрать информацию о показателях деятельности предприятия за несколько отчетных периодов, желательно за несколько лет (если это невозможно, то поквартально отчетные документы года).

Глубина проведения анализа по отдельным направлениям зависит от темы выпускной квалификационной работы. Если, например, выпускная работа посвящена повышению качества обслуживания клиентов, то наряду с комплексным обзором основных финансово-экономических показателей деятельности должен быть проведен более глубокий анализ системы обслуживания. Если темой выпускной работы является разработка маркетинговой стратегии фирмы, то при проведении анализа нужно обратить особое внимание на комплекс маркетинга: продвижение товаров и услуг, анализ конъюнктуры рынка, систему ценообразования предприятия, его рекламную деятельность и т.п. При разработке темы, связанной с управлением персоналом клиентоориентированной организации, должен быть проведен глубокий и всесторонний анализ трудовых показателей, а также отдельных подсистем системы управления персоналом.

При проведении анализа наряду с традиционными методами (такими как: метод сравнения, группировки, цепных подстановок, факторный анализ) могут быть использованы различные экономико-математические методы (корреляционно-регрессионный анализ, теория массового обслуживания и др.), графические методы анализа, функционально-стоимостной анализ и т.п.

Для сбора материалов при прохождении производственной практики могут быть использованы различные виды документации предприятия, а именно:

· устав организации, в котором определены основные направления ее деятельности, цели, задачи и т.д.;

· пакет отчетных документов, представляемых налоговой инспекции, в том числе баланс предприятия (организации) и приложения к нему, включая отчет о финансовых результатах и их использовании, отчетные данные о состоянии имущества предприятия, движении его средств и др.;

· пояснительная записка, прилагаемая к годовой бухгалтерской отчетности, в которой излагаются применяемые методологические принципы учета отдельных хозяйственных операций и перечисляются основные факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние.

Кроме того, студент, в случае необходимости, может получить информацию для анализа путем проведения анкетирования работников фирмы или потребителей ее продукции (услуг), изучения затрат и потерь рабочего времени (фотография рабочего дня, хронометраж) и другими способами.

Анализ всей совокупности документов и собранной информации должен вестись в соответствии с целями конкретной выпускной квалификационной работы, что позволит выявить положительные и отрицательные стороны в деятельности предприятия и получить основу для принятия соответствующих проектных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: