Цель занятия. Ознакомиться с системой управления качеством, овладеть методикой оценки качества продукции.
Условия и исходные материалы. Для проведения занятия необходимы материалы по комплексной системе управления качеством в одном из хозяйств зоны, а также действующие ГОСТы на сельскохозяйственную продукцию и показатели качества отдельных видов продукции.
Порядок и методика выполнения задания. Ознакомиться с организацией системы управления качеством и ее составляющими.
Работы по управлению качеством могут выполнять специализированная служба управления качеством, функциональные, линейные подразделения (службы, отделы), внешние агентства (независимые аудиторы) и т. д.
Функции специализированной службы управления качеством могут быть такими:
поддержание качества продукции на уровне, соответствующем политике фирмы;
оказание помощи подразделениям в обеспечении качества продукции;
выдача рекомендаций по введению новых или изменению действующих требований к качеству;
|
|
поддержание связей и обмен информацией с другими службами;
определение методов и периодичности проверок продукции;
определение методов отбора и подготовки работников и области обеспечения качества продукции;
участие в составлении рабочих инструкций;
обеспечение контроля приобретаемых деталей и инструмента;
организация контроля технологических процессов;
участие в оценке проектных решений;
составление статистических отчетов;
анализ причин и видов брака;
защита репутации фирмы;
защита потребителя от дефектной продукции;
сокращение непроизводительных затрат труда;
предупреждение брака.
Большую роль в управлении качеством труда и продукции играют функциональные службы предприятия. Например, агрономическая служба разрабатывает мероприятия по внедрению прогрессивных севооборотов, системы подготовки почвы, ухода за посевами сельскохозяйственных культур, лучших сортов, поддержанию строгой технологической дисциплины. Зооветеринарная служба принимает меры к внедрению передовых технологических процессов в животноводстве, улучшению племенной работы, соблюдению рационов и норм кормления и др. Экономическая служба разрабатывает критерии оценки качества труда и продукции, осуществляет контроль за применением технически обоснованных норм выработки, разрабатывает и внедряет материальное стимулирование за повышение качества и др. Инженерная служба добивается повышения качества всех видов механизированных работ и уровня эффективности машинно-тракторного парка, организует замену устаревшей техники и оборудования, обеспечивает их рациональное использование, регулярный технический уход, качественное хранение и ремонт машин и др.
|
|
На уровне линейных подразделений (бригады, фермы) качество оценивают руководители. В функции руководителей подразделений входят контроль за выполнением заданий, объективная оценка качества труда каждого исполнителя и качества продукции по утвержденным параметрам и стандартам, подготовка и согласование нормативно-технических документов, параметров и стандартов качества труда и продукции, разработка рабочих и текущих планов и мероприятий, направленных на улучшение качества, организация их выполнения.
Система управления качеством базируется на положениях стандартизации.
Стандартизация — процесс установления и применения правил (стандартов) с целью упорядочения деятельности в определенных отраслях в пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Объекты стандартизации — конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения и т. д., многократно применяемые, используемые в различных сферах экономики, международной торговле.
Стандарт — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.
Международные стандарты разрабатываются международной организацией по стандартизации ИСО (федерация национальных организаций). Разработка международных стандартов осуществляется ее техническими комитетами, состоящими из экспертов — представителей организаций — членов ИСО.
Международные стандарты ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции приняты европейскими странами как национальные. Они применяются и в России. В новой версии международных стандартов ИСО 9000: 2000 5 базовых стандартов:
ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»;
ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);
ИСО 9004: 2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий);
ИСО 9011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»;
ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».
Стандарты ИСО серии 9000 отражают мировой опыт управления качеством на предприятиях. Они носят рекомендательный характер, однако более чем в 90 странах приняты как национальные. Эти стандарты не являются стандартами качества продукции или даже качества производственного процесса, а лишь устанавливают требования к системе управления качеством. Они не касаются технических характеристик продукции и технических требований к процессу производства.
База государственной системы стандартизации России — фонд нормативных документов, который делится на четыре уровня:
1-й уровень — законодательные акты государства, законы в области стандартизации, технические законодательные акты по группам однородной продукции;
2-й уровень — государственные и межгосударственные стандарты;
3-й уровень — отраслевые стандарты, стандарты научно-технических и инженерных обществ;
4-й уровень — стандарты предприятий и технические условия.
Важнейшие документы 1-го уровня — Законы РФ «О защите прав потребителей» (1996г.), «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации» (1993 г.). К этому уровню относятся также законодательные акты, устанавливающие требования к группам однородной продукции и обеспечивающие их безопасность для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.
|
|
Ко 2-му уровню относятся межгосударственные стандарты, которые действуют в России и СНГ. Они обозначаются индексом ГОСТ, регистрационным номером и отделенными тире двумя последними цифрами года утверждения.
В России действуют три государственных стандарта систем качества:
ГОСТ 40.9001—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»:
ГОСТ 40.9002—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
ГОСТ 40.9003—88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
К этому же уровню относятся государственные стандарты РФ (ГОСТ Р) — национальные стандарты, утвержденные Госстандартом России,
Документы 3-го уровня:
отраслевые стандарты, разрабатываемые министерствами и ведомствами на продукцию, на которую отсутствуют ГОСТы или на которую необходимо установить требования, превышающие или дополняющие требования ГОСТов; в обозначение входит индекс ОСТ, условное обозначение министерства (ведомства), регистрационный помер и год утверждения;
стандарты научно-технических и инженерных обществ, разрабатываются для распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований; порядок разработки, утверждения и применения этих документов устанавливается обществами; в обозначении указывается индекс СТО и аббревиатура научно-технического или инженерного общества.
4-й уровень представляют:
стандарты предприятий, союзов, ассоциаций, акционерных обществ, межотраслевых объединений (СТП), которые разрабатываются на продукцию, производимую и используемую на данном предприятии; в них отражаются требования к продукции или ее составным частям (не могут быть ниже установленных в ГОСТах и ОСТах); организации и управлению производством; услугам, оказываемым внутри предприятия;
технические условия (ТУ), разрабатываются и утверждаются изготовителем по согласованию с потребителем (заказчиком) и распространяются на отдельные марки товаров, модели и виды.
|
|
Международные, региональные и национальные стандарты других стран используются в соответствии с международными договорами.
Ответственность за нарушение положений Закона РФ «О стандартизации» несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Она может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.
Для сферы АПК существуют отраслевые стандарты. Разработан целый ряд отраслевых нормативных документов, например, федеральные законы «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (2003 г.), «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (1998 г., с изменениями от 2003 г.). Их цель — создание в России единой системы контроля качества продовольственного сырья и пищевых продуктов на всех этапах — от поля до потребителя. Действуют соответствующие ГОСТы.
2. Изучить методы планирования показателей качества сельскохозяйственной продукции.
По фактическим данным конкретного хозяйства или данным, предложенным преподавателем, заполнить табл. 40, 41.
Планируемые показатели качества продукции растениеводства
Показатели | Объем производства | Средний уровень качества |
Зерно, всего, т
В том числе сортовое:
пшеница твердых сортов 1 и II классов
пшеница сильных сортов I и II классов
рожь
ячмень
в том числе пивоваренный
овес
гречиха
Льносолома, всего, т
В том числе:
№ 1 и выше
средний номер
Льнотреста, всего, т
В том числе:
№ 1 и выше
средний номер
Сахарная спекла кондиционная, всего, т
Сахарная свекла кондиционная, %
Картофель, всего, т
В том числе:
столовых высокоценных сортов
технический на промпереработку
Овощи, всего, т
В том числе стандартные
Плоды и ягоды, всего, т
В том числе по видам и срокам созревания:
яблоки ранних сортов
яблоки поздних сортов
Сено, всего, т
В том числе:
I класса
II класса
Силос, всего, т
В том числе:
I класса
II класса
Планируемые показатели качества продукции животноводства
Показатели | Объем производства | Средний уровень качества |
Крупный рогатый скот
Валовое производство молока, т
Реализация молока, т
В том числе:
высшего сорта
I сорта охлажденного
II сорта
Жирность молока, %
Плотность молока, кг/м3
Товарность молока, %
Среднегодовой удой молока от одной коровы, кг
Получено телят на 100 коров,
имеющихся на начало
года
Расход кормов на 1 т молока, т
Затраты труда на 1 т молока, чел.-ч
Валовой прирост живой массы крупного рогатого
скота, т
Реализация крупного рогатого скота, т
В том числе:
высшей упитанности средней упитанности
Средняя живая масса реализованной головы, кг
Среднесуточный прирост живой массы молодняка, г:
на выращивании на откорме
Расход кормов на 1 т прироста живой массы
крупного рогатого скота, т
Затраты труда на 1 т прироста живой массы, чел.-ч
Свиньи
Валовой прирост живой массы свиней, т
Реализация свиней, т
В том числе по категориям:
Число опоросов на основную свиноматку
Деловой приплод поросят за один опорос
основных свиноматок, имеющихся на
начало года, голов
Деловой приплод поросят за один опорос
проверяемых и разовых свиноматок,
имеющихся на начало года, голов
Средняя масса поросенка, кг:
при отъеме в 4 мес.
Среднесуточный прирост живой массы молодняка
свиней, г:
старше 2 мес.
на откорме
Средняя живая масса одной реализованной
головы, кг
Расход кормов на I т прироста живой массы, т
Затраты труда на 1 т прироста живой массы, чел.-ч
Продолжение табл. 41
Показатели | Объем производства | Средний уровень качества |
Овцы
Валовой прирост живой массы овей, т
Реализация овец, т
В том числе:
высшей упитанности
средней упитанности
Деловой приплод в среднем на 100 маток и ярок,
имеющихся на начало гола, голов
Среднесуточный прирост живой массы овей, г
Средняя живая масса одной реализованной головы, кг
Настриг шерсти, т
В том числе:
тонкой
полутонкой
Расход кормов на 1 т, т:
прироста живой массы овец
шерсти
Затраты труда на 1 т, чел.-ч:
прироста живой массы
шерсти
Себестоимость 1 т, руб.:
прироста живой массы
шерсти
3. Изучить государственные стандарты по молоку. Проанализировать соответствие им качества молока в конкретном хозяйстве. Сделать выводы. Определить возможности роста экономической эффективности производства за счет повышения качества молока.
На улучшение качества молока влияет ряд условий: селекция животных, улучшение кормления, системы содержания и доения коров, совершенствование первичной обработки и транспортировки молока, организация постоянного контроля качества молока на ферме.
Причины, снижающие качество молока, могут быть следующими (табл. 42).