Запасы предприятия и их структура

Виды запасов на предприятии могут быть различными в зависимости от их предметного содержания, фаз воспроизводства, на которых они создаются, и функционального предназначения. Запасы товарно-материальных ценностей образуются на всем пути продвижения продукции от мест производства к местам потребления. Материальные запасы – это товарно-материальные ценности, предназначенные для использования, но временно не используемые, ожидающие поступления в процесс производственного или личного потребления.

Запасы предназначенной к реализации продукции, хранящиеся на складах предприятий-изготовителей, на предприятиях оптовой, мелкооптовой, розничной торговли, в заготовительных организациях, и транспортные запасы называют запасами в каналах сферы обращения или товарными запасами.

Транспортные запасы, или запасы в пути, – это запасы продукции, на момент учета находящиеся в пути (в процессе территориального перемещения) от предприятий-изготовителей к потребителям, предприятиям оптовой торговли, погруженные в железнодорожные вагоны, автомобили, суда, самолеты.

В специальной литературе часто запасы готовой продукции, создаваемые на складах предприятий-изготовителей для обеспечения бесперебойной отгрузки, называют сбытовыми запасами.

На складах или в других местах хранения у потребителей создаются производственные запасы.

Производственными запасами называются находящиеся на предприятиях запасы предметов труда и средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, предназначенные для производственного потребления, но еще не вступившие в производственный процесс, еще не использованные и не подвергнутые обработке, и служат для обеспечения бесперебойности производства, сглаживания неравномерности спроса, производства и снабжения. Они составляют на промышленных предприятиях значительную часть оборотных средств, а потому заслуживают особого внимания.

Говоря о видах запасов на предприятии, необходимо пояснить, что они состоят из запасов, образующихся в результате закупочной деятельности, так называемых запасов закупаемой продукции, и запасов, возникающих за счет собственного производства и именуемых запасами выпускаемой продукции.

Запасы закупаемой продукции имеются практически на всех предприятиях и организациях. В торговле и промышленности эти запасы – неотъемлемый атрибут деятельности, но они есть и в подавляющем большинстве других организаций, действующих в сфере обслуживания.

Запасы выпускаемой продукции, в свою очередь, всегда относятся к производственной деятельности и состоят из полуфабрикатов или готовых изделий.

Совокупные запасы товарно-материальных ценностей на предприятии, осуществляющем производственную деятельность, состоят из производственных запасов, запасов незавершенного производства, необходимых для обеспечения непрерывности производственного цикла между последовательными операциями (стадиями) или цехами, и запасов готовой продукции.

В зависимости от пространственного положения в конкретном месте производственно-хозяйственной деятельности или фазе кругооборота оборотных средств товарно-материальные ценности видоизменяются следующим образом. Материальные ресурсы, поступившие на предприятие, превращаются в производственные запасы. Эти последние по мере их отпуска в производство частично становятся запасами незавершенного производства или, пройдя полный производственный цикл, комплектацию, технический контроль и другие необходимые операции, – готовой продукцией, которая отгружается потребителю или сдается на склад готовой продукции, трансформируясь в запасы готовой продукции, называемые часто сбытовыми или товарными запасами.

32. сущность планирования денежных потоков.

Планирование денежных потоков предприятия составляет неотъемлемую часть его внутрифирменного финансового планирования и базируется на использовании трех основных систем:
1) прогнозирование целевых параметров развития денежных потоков; 2) текущее планирование денежных потоков; 3) оперативное планирование денежных потоков.
Все системы планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности.
Прогнозирование целевых параметров развития денежных потоков осуществляется для установления минимального уровня рентабельности операционной деятельности предприятия:
1) уровня затрат на продукцию; 2) минимального уровня текущей платежеспособности.
Текущее планирование заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов на предстоящий период.
Наиболее полно отражает состав активов и пассивов балансовый план. Показатели балансового плана позволяют вместе с другими видами планов определить конечные результаты формирования денежных потоков предприятия. Оперативное планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых задач. Главная форма такого планирования — бюджет. Прогноз денежного потока сводится к построению бюджетов де нежных средств в планируемом периоде; объемов реализации, доли выручки за наличный расчет, прогноз дебиторской и кредиторской задолженности. Прогноз осуществляется на определенный период: год, квартал, месяц. В любом случае методика прогноза строится в следующей последовательности: прогноз денежных средств по периодам, отток денежных средств по периодам, расчет чистого денежного потока по периодам, определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании в подпериодах.
Для расчета возможных денежных поступлений важно знать, как оплачивается реализация товара: за наличный расчет, в кредит; для оплаты счетов требуется время, и можно рассчитать, какая часть выручки за реализованную продукцию поступит в том или ином периоде. Отток денежных средств связан с погашением кредиторской задолженности, выплатой заработной платы, административными и другими постоянными расходами, налоговыми платежами, выплатой дивидендов, а также сопоставлением притока и оттока и выявлением недостатка денежных средств или их излишка.
Бюджет денежных средств разрабатывается на основе будущих на личных поступлений и выплат предприятия за различные промежутки времени. Имея эту информацию, финансовый директор может лучше определить будущие потребности в денежных средствах, спланировать их для финансирования и осуществить контроль.
Бюджет денежных средств можно составить на любой период, и чем они менее предсказуемы, тем период должен быть короче.
При прогнозировании объема продаж используется как внутренняя, так и внешняя информация по отделу маркетинга.
Следующие прогноз и расчет связаны с определением объема де нежных поступлений: наличного, в кредит.
Денежные поступления могут увеличиваться за счет реализации основных фондов, товарно-материальных ценностей, получения процентов и дивидендов.
Следующий шаг — прогноз наличных выплат. Издержки производства должны быть нацелены либо на реализацию, либо держаться на относительно постоянном уровне, при этом варианте производственные запасы ниже.
После следуют выплаты дивидендов, пени, краткосрочных кредитов. Такая информация позволяет определить источники денежных поступлений: собственные и заемные, а при наличии избытка денежных средств — отток на рынок ценных бумаг.
Основная цель планирования доходов и затрат — установление суммы притока денежных средств в планируемом периоде.
Основная форма планирования доходов и затрат предприятия — их бюджетирование. Для составления бюджета используется целый ряд экономических показателей. Основой разработки плановых бюджетов служат расчеты доходной и расходной частей. Расходная часть бюджета включает оттоки производственных расходов, погашение кредиторской задолженности, уплату налогов и другие расходы.

33.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, прогноза банкротства. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (СОС) показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности. Согласно Приказу ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 "Об утверждении "Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций" коэффициент рассчитывается следующим образом (в Приказе он называет коэффициент обеспеченности собственными средствами):

Коэффициент обеспеченности СОС = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) / Оборотные активы

Смысл данного коэффициента заключается в следующем. Сначала, в числителе формулы вычитают из собственного капитала внеоборотные активы. Считается, что самые низколиквидные (внеоборотные) активы должны финансировать за счет самых устойчивых источников – собственного капитала. Более того, должна остаться еще некоторая часть собственного капитала для финансирования текущей деятельности.

Данный коэффициент не имеет распространения в западной практике финансового анализа. В российской практике коэффициент был введен нормативно Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р и ныне не действующим Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Согласно указанным документам, данный коэффициент используется как признак несостоятельности (банкротства) организации. Согласно указанным документам, нормальное значение коэффициента обеспеченности собственными средствами должно составлять не менее 0,1. Следует отметить, что это достаточно жесткий критерий, свойственный только российской практике финансового анализа; большинству предприятий сложно достичь указного значения коэффициента.

Коэффициент прогноза банкротства (Кпб) рассчитывается по формуле:

Кпб = (Зндс + НЛА - П5) / ВБ, (7.11)

где Зндс - запасы и НДС; НЛА - наиболее ликвидные активы; П5 - краткосрочные обязательства; ВБ - валюта баланса.

Коэффициент показывает способность предприятия расплачиваться по своим краткосрочным обязательствам при условии благоприятной реализации запасов. Чем выше значение показателя, тем ниже опасность банкротства.

34.Цели и задачи финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух

подсистем: 1) управляемая подсистема (объект управления), 2) управляющая подсистема (субъект управления).

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;2) Финансовые ресурсы;3) Кругооборот капитала; 4) Финансовые отношения.

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов,

технических средств, а также специалистов, организованных в определенную

финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное

функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления

являются: 1) Кадры (подготовленный персонал); 2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления; 4) Информационное обеспечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: