Системы учета и калькулирования затрат

Тема 4. Расходы организации. Классификация расходов. Калькулирование себестоимости. Планирование.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) содержит следующее определение: Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами организации выбытие активов;

- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

- в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в погашение кредита, займа, ранее полученных организацией.

Общим для всех этих операций является то обстоятельство, что они не приводят к уменьшению капитала данной организации.

Расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на две большие группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Под расходами по обычным видам деятельности понимаются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Точно так же, как и в случае с доходами, в организациях, предметом деятельности которых является извлечение выгоды из правообладания активами, расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью, считаются расходами по обычным видам деятельности. Но когда это не является предметом деятельности организации, расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды; предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; участием в уставных капиталах других организаций, относятся в операционным расходам. Расходами по обычным видам деятельности считаются также возмещение стоимости основных средств и иных амортизируемых активов в виде амортизационных отчислений.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам:

- материальные затраты; отражаются стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности, стоимость топлива, энергии, расходы предприятий на приобретение тары и упаковки. Материальные расходы включаются в себестоимость продукции за вычетом стоимости возвратных отходов.

- затраты на оплату труда; отражаются расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятий с учетом премий рабочим и служащим за производственные результаты, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, расходы на оплату труда работников не списочного состава. В себестоимость включается и стоимость продукции, выдаваемая в порядке натуральной оплаты работникам.

- амортизация; отражается сумма амортизации (износа) основных производственных фондов, рассчитываемая по нормам, установленным к балансовой стоимости основных фондов.

- прочие затраты: относятся расходы, включаемые в себестоимость в соответствии с 25 гл. НК, которые по своему характеру не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов. Их состав достаточно обширен. Прежде всего сюда включаются суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с НК РФ (земельный, транспортный, лесной, водный);

К прочим расходам также относятся расходы на сертификацию продукции и услуг; суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги); расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей; арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. расходы на командировки; расходы на оплату юридических, информационных, консультационных услуг, услуг нотариуса, аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности и иных аналогичных услуг; представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций; расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика; расходы на канцелярские товары; расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков; расходы на рекламу и т.п.

Согласно Положения, для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организаций самостоятельно.

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности,

Прочими расходами являются:.

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы;

- прочие расходы.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

В Положении сформированы следующие условия признания расходов в бухгалтерском учете:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расходов может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшении экономических выгод организации имеется в случае, когда организации передала активов, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Отдельно сформулированы требования для признания расходов в отчете о прибылях и убытках. Важнейшим условием признания расходов для отражения в отчете о прибылях и убытках является наличие связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов). Расход признается в отчете о прибылях и убытках после признания дохода, который был получен в результате осуществления расходов. Себестоимость проданной продукции признается в качестве расхода в отчете о прибылях и убытках только после признания дохода - выручки от продажи этой продукции.

По причине сильно влияющего на методологию бухгалтерского учета в экономике России налогового фактора в Положении специально оговорено, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы.

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, прочие расходы.

В зависимости от способов отнесения на себестоимость продукции расходы подразделяются на прямые и косвенные.

Под прямыми расходами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость. Это расходы на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др.

К косвенным относятся расходы, связанные с производством разных изделий, а потому; их нельзя прямо отнести на себестоимость определенного вида продукции. Это расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, содержание и ремонт зданий, на заработную плату вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников и др. Такие расходы включаются в себестоимость продукции с помощью специальных методов. Деление расходов на прямые и косвенные зависит от организационной структуры производства, его специализации, методов учета расходов и других факторов.

В зависимости от связи расходов с объемом производства выделяются условно-постоянные и условно-переменные расходы.

К условно-постоянным относятся расходы, общая величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции, Это расходы на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления, денежные расходы на административно-хозяйственные нужды и др.

Условно-переменные расходы зависят от объема производства продукции, они растут или уменьшаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции. К ним относятся расходы на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т. п.

По степени однородности расходы подразделяются на элементные и комплексные. Элементные расходы имеют единое экономическое содержание для данного звена независимо от их назначения. Цель группировки расходов по элементам — выявить все расходы на производство продукции (работ, услуг) по их видам. Например, выделяются такие элементы, как материальные расходы, заработная плата, амортизация основных производственных фондов и др. Соотношение между отдельными элементами расходов представляет собой структуру расходов на производство продукции (работ, услуг).

Комплексные расходы включают несколько элементов расходов, а следовательно, разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическому назначению. Такими расходами, например, являются общезаводские расходы, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.

В системе управления расходами организации важную роль играет калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме расходы организации на производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Различают производственную себестоимость, отражающую расходы только на производство продукции, и полную себестоимость продукции, включающую наряду с производственной себестоимостью расходы по сбыту.

Расходы, включаемые в себестоимость продукции, подразделяются на элементы (см. выше).

Для целей налогообложения некоторые расходы (например, представительские расходы, расходы на рекламу, проценты по краткосрочным банковским кредитам) относят на себестоимость продукции в пределах законодательно установленных норм, а сверхнормативные расходы погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

В Налоговом кодексе (в гл. 25 «Налог на прибыль организаций») определен исчерпывающий состав расходов коммерческих организаций (ст. 254-270).

Расходы, признаваемые в целях налогообложения (в соответствии с НК):

-не указаны в ст. 270 НК

-документально подтверждены

-направлены на получение дохода

-экономически оправданны

Системы учета и калькулирования затрат

Система калькулирования затрат на предприятии имеет 3 уровня. На каждом из них руководство предприятия должно выбрать тот или иной метод калькулирования и отразить его в учетной политике предприятия.

Первый уровень – в зависимости от степени разделения затрат по видам продукции, работ и услуг различают две методики калькулирования:

- Direct costing – частичное распределение затрат;

- Absorption costing – полное распределение затрат.

Второй уровень – в зависимости от объекта учета затрат различают 2 метода:

- позаказная система – объектом учета затрат является отдельный заказ или изделие. Характерна для единичного или индивидуального производства;

- попередельный или попроцессный метод калькулирования – объектом учета являются стадии производства (технологические переделы) или процесс производства в целом. Применяется в серийном или массовом производстве для определения средней себестоимости единицы продукции.

Третий уровень – в зависимости от степени планирования затрат различают три метода:

- нормативный;

- калькулирования затрат по факту;

- смешанный (нормальный).

Первый уровень калькулирования

Absorption costing

В России традиционно применяется этот метод. Суть метода заключается в следующем: все затраты на производство продукции собираются на счете 20 «Основное производство»; далее, эти затраты распределяются в 2 этапа:

1) между НЗП и ГП;

2) затраты на ГП распределяются между остатками ГП и реализацией.

Далее, коммерческие расходы, которые учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», считаются периодическими и могут либо полностью относиться на реализацию, либо распределяться между остатками ГП на складе и реализованной продукцией.

Это классический вариант абзорпшен костинг.

Direct costing

Зародился в США в годы Великой депрессии (1928 г.). Проблема заключалась в следующем: объемы продаж падали, запасы у предприятий росли, поэтому большая часть постоянных расходов по методу абзорпшен костинг оказывалась отнесенной на запасы. Поэтому даже при небольших продажах на реализацию списывались небольшие затраты. У предприятия была прибыль, и было необходимо платить налоги.

Поэтому при методе директ костинг ситуация улучшается. Все постоянные затраты считаются периодическими и списываются на реализацию. Себестоимость реализованной продукции возрастает, прибыль падает, а на остатки относят только переменные расходы.

То есть основной упор делается на классификацию переменные - постоянные затраты. Этот метод эффективен при принятии решения об увеличении или уменьшении объемов производства того или иного вида продукции. Маржинальный доход должен покрывать постоянные затраты и это является причиной положительного решения по поводу производства продукции.

Важной особенностью директ-костинга является основанная на используемой им группировке затрат на постоянные и переменные возможность изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства и продаж, затратами и прибылью. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства.

При системе директ-костинг схема построения отчета о доходах многоступенчатая. В ней содержаться два финансовых показателя: маржинальный доход (сумма покрытия, валовая прибыль, контрибуция) и прибыль:

1.Выручка от реализации продукции (В)

2.Переменные расходы (Перем.расх.)

3.Маржинальный доход (М = 1-2)

4.Постоянные расходы (Пост.расх.)

5.Прибыль (П = 3 – 4)

Прибыль предприятия определяется как разница между маржинальным доходом и суммой постоянных затрат, следовательно величину маржинального дохода можно определить как разницу между выручкой и переменными расходами или как сумму постоянных расходов и прибыли.

Второй уровень калькулирования

Позаказный метод

Позаказный метод самый дорогой, поскольку требуется индивидуально учитывать затраты по каждому заказу (изделиям).

Особенности позаказного метода заключаются в следующем:

а) затраты по данному заказу накапливаются, включая коммерческие расходы, до тех пор пока заказ не будет оплачен или отгружен заказчику. Т.е. затраты по заказу относят на расходы будущих периодов. Чем продолжительнее производственный цикл, тем процесс накопления затрат длится дольше.

б) все косвенные расходы необходимо распределять по заказам, поскольку по каждому заказу должна выводиться своя прибыль. Поэтому при калькулировании затрат применяется абзорпшен костинг для целей налогообложения.

в) в позаказной системе имеются затраты на подготовку производства каждого заказа. В методе попередельной калькуляции затрат на подготовку, как правило, не бывает, а если они есть, то списываются равномерно в течение трех лет на реализованную продукцию.

г) большое значение придается оперативно-календарному планированию производства, поскольку выручка на предприятие должна поступать равномерно.

д) абзорпшен-костинг нужен в позаказной системе для определения налогооблагаемой прибыли.

Однако у предприятия все равно есть переменные и постоянные затраты. Постоянные не зависят от количества выполняемых заказов. Кроме того, у предприятия имеются солидные запасы – это изделия, находящиеся в состоянии изготовления. Следовательно, для принятия решения по поводу того какие заказы должны войти в портфель и в какие сроки их передавать заказчику подойдет метод директ-костинг.

Попередельный метод

В этом методе большое значение имеет то, какими темпами НЗП переходит в ГП.

НЗПн + Затраты за период = НЗПк + ГП

ГП = Остатки ГП + реализованная ГП,

где НЗПн – незавершенное производство на начало периода; НЗПк - незавершенное производство на конец периода.

Затраты в попередельном методе рассчитываются нарастающим итогом.

Затраты по переделам принято рассчитывать по двум позициям:

1) затраты на материалы;

2) затраты на обработку (заработная плата основных рабочих +РСиЭО + ОПР).

Затраты учитывают по двум позициям для следующих целей:

- материалы напрямую разносят между НЗП и ГП пропорционально количеству изделий;

- а затраты на обработку распределяют между НЗП и ГП по более сложным методикам (например, метод FIFO, средней, и др.).

В попередельном методе не рассчитывают индивидуальную себестоимость единицы продукции как в позаказном методе, а определяют только среднюю величину единицы.

Третий уровень калькулирования

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости

Сущность: на предприятии по каждому виду изделий составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькулирование себестоимости исчисляется по действующим на начало периода нормам расхода материалов и прочих затрат.

Норма – заранее установленное числовое выражение ресурсов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства.

При сопоставлении фактических затрат с утвержденными текущими нормами осуществляется аналих хозяйственной деятельности, выявляются внутрипроизводственные резервы, разрабатываются нормы на следующий отчетный период.

В связи с этим появляется необходимость в учете изменения текущих норм затрат на единицу продукции. Они могут изменяться при внедрении новой технологии, реализации рационализаторских предложений, повышения производительности труда, замене дорогостоящих материалов более дешевыми. Это фиксируется в извещениях об изменении норм с указанием причин и виновников изменений, статей затрат, цехов, узлов изделий, % или денежного их выражения.

Чаще всего изменение норм производится по состоянию на новый отчетный период, поэтому обязательному пересчету подлежат остатки НЗП на начало периода по соответствующей статье затрат.

Метод «стандарт-кост»

Модифицированный аналог нормативного метода калькулиро­вания себестоимости - западный метод «стандарт-кост» (Standard Costs). Метод служит для оценки деятельно­сти отдельных работников и организации в целом, подготовки бюдже­тов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реальных цен. Основа расчета — возможная рыночная цена и возможность получения прибыли. Этот метод широко используется во всем мире практически всеми производственными компаниями.

Сущность: Метод «стандарт-кост» заключается в разработке стандартов (норм), предварительном составлении стандартных калькуляций, уп­равленческом учете фактических издержек и отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность. Принципиальным моментом применения названного метода является также то, что в его рамках не проводится полное распределение всех накладных издержек на себе­стоимость произведенной продукции.

Стандарт - твердая норма расхода ресурсов для изготовления калькуляционной единицы. Таким образом, раз­работанные в рамках данного метода нормы рассматриваются как обязательные стандарты. Их не изменяют в тече­ние всего установленного периода. Однако в исключительных случаях, вызываемых объективными причинами (например в связи с ростом цен у поставщиков, изменениями условий производства и т.п.), установлен­ные стандарты могут быть изменены.

В рамках метода «стандарт-кост» стандартные издержки на едини­цу продукта состоят из следующих элементов:

· стандартной цены и стандартного количества основных материалов;

· стандартного рабочего времени и стандартной ставки прямой оплаты труда;

· стандартного коэффициента переменных и постоянных общепроизводственных издержек.

Фактический метод калькулирования

Прямые расходы учитываются по факту, а косвенные распределяются по истечении отчетного периода по видам продукции, поэтому избытка или недостатка в возмещении косвенных расходов не возникает.

В этом методе не существует такого понятия, как возмещение косвенных расходов с убытком и с недостатком. А в нормативном методе такой избыток или недостаток возникает, поскольку затраты распределяют в режиме реального времени, а в конце отчетного периода возможные отклонения (избыточные или недостаточные) ликвидируют.

АВС система калькулирования (АВ Costing)

В условиях жесткой конкуренции одним из основных преимуществ компании становится низкая себестоимость продукции. Ошибки при расчете себестоимости могут привести к неверным управленческим решениям: снятию с производства рентабельной продукции или, наоборот, увеличению выпуска неперспективного товара. Применение методики Activity based costing (ABC) позволяет руководителю более точно определить стоимость того или иного продукта, особенно в ситуации, когда косвенные расходы превышают прямые.

Метод основан на том, что продукция – не причина возникновения затрат, а причина операций (работ), в результате которых и возникают затраты.

С помощью метода АВС распределяются не все затраты, а лишь те, по которым возможно и экономически целесообразно обособить группы затрат по операциям и найти адекватные драйверы затрат и операций. Остальные косвенные расходы распределяются традиционным методом.

Калькулирование в системе «точно в срок» (Just In Time)

Система "Just-in-time" (т.е. "точно в срок") была разработана и впервые применена в Японии в компании Toyota в середине 70-х годов XX века. Система основывается на производстве продукции небольшими партиями и отказе от производства продукции крупными партиями. На предприятии практически отсутствуют запасы материально-производственных запасов, снабжение структурных подразделений производится "под заказ", т.е. по мере поступления заказа на производство продукции. В принципе, JIT не является самостоятельной системой учета затрат, это система организации производства и предприятия в целом, что подразумевает и специфические особенности учета и формирования себестоимости.

Цель данной системы - снижение лишних затрат в структуре себестоимости, снижение затрат на содержание, хранение и перевозку, эффективное использование производственных мощностей предприятия. Большая часть затрат становится прямыми. Например, сырье и материалы приобретаются под конкретный заказ (вид продукции) и большая часть затрат по поставке и погрузке-разгрузке материалов и сырья относится на данный заказ; конкретное оборудование участвует в производстве конкретного вида продукции, поэтому затраты на ремонт, текущее обслуживание и амортизационные отчисления становятся прямыми затратами и относятся на конкретный вид продукции.

«Точносрочные» системы имеют ряд важных преимуществ, которые привлекают внимание компаний с традиционным подходом к производству:

1. Пониженный уровень материальных запасов в процессе производства (незавершенного производства), закупок и готовых изделий.

2. Меньшие требования к размерам производственных площадей.

3. Повышение качества изделий, уменьшение брака и переделок.

4. Сокращение сроков производства.

5. Большая гибкость при изменении ассортимента изделий.

6. Более плавный поток производства с очень редкими сбоями, причинами которых являлись бы проблемы качества, короче сроки подготовки к производственному процессу;

7. Необходимость хороших отношений с поставщиками.

8. Меньше необходимости в непроизводственных работах, например, складировании и перемещении материалов.

Target Costing

Суть метода: Прежде всего нужно определить цену за единицу продукции, при которой фирма может продавать планируемое количество товаров и при этом сохранить прибыль на прежнем уровне. Целевую себестоимость можно определить как разницу между этими показателями. Полученная величина - критерий, которым сотрудники компании будут руководствоваться при разработке, производстве и продвижении продукта. В итоге предприятие выйдет на нужную себестоимость не за счет ухудшения качества продукции, а в результате эффективной работы и поиска альтернативных резервов снижения затрат.

Система "таргет-костинг" - это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля затрат и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.

Идея, положенная в основу системы "таргет-костинг", может быть представлена в виде следующей формулы ценообразования:

Себестоимость + Прибыль = Цена,

которая в системе "таргет-костинг" трансформировалась в равенство:

Цена - Прибыль = Себестоимость.

Целевая себестоимость = Целевая цена - Целевая прибыль

Эта формула позволяет получить инструмент превентивного контроля и экономии затрат на стадии проектирования.

Планирование расходов.

Планирование расходов на производство и реализации продукции необходимо прежде всего для определения цен на производимую продукцию, соответственно, и размера прибыли от ее реализации.

В финансовом планировании применяются две схемы формирования плановой себестоимости – по элементам затрат и по калькуляционным статьям.

В первом случае затраты организации группируются по принципу однородности, независимо от места их возникновения и назначения. Например, элемент материальные расходы должен включать сумму всех расходов как на основные, так и на вспомогательные материалы, как используемые в производстве, так и в управлении, на этапе реализации.

Во втором случае, затраты группируются по центрам ответственности (производство конкретного продукта, управление производством в целом, управление организацией, управление продажами), а внутри – по статьям затрат. Например, общехозяйственные расходы могут включать статью вспомогательные материалы и т.п.

Первая схема планирования затрат (по элементам затрат) выглядит следующим образом.

При учете затрат в разрезе постоянных и переменных расходов планирование осуществляется в отношении переменных затрат. Планируемая сумма переменных затрат (С) определяется как произведение удельных затрат на единицу продукции (З ед.) на планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении (В)

С = З ед * В

Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:

С = Сф*(Впл/Вф)

Где: Сф – фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;

Впл. – плановый объем выпуска в натуральном выражении;

Вф – фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.

Планирование расходов на производство и реализацию продукции осуществляется с помощью бюджета (сметы), который составляется на основе производственной программы, а также различных технических, экономических, финансовых норм и нормативов. Чтобы составить бюджет, требуется рассчитать потребности в сырье, материалах, топливе, энергии, рабочей силе и т.д.

Совокупность затрат по элементам формирует валовые затраты (всего затрат на производство). Из этих затрат исключаются затраты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, связанные с обслуживанием хозяйства или выполнением и оказанием услуг, отдельно возмещаемых сверх цены товарной продукции.

На себестоимость оказывают влияние различные факторы.

Если в структуре себестоимости большой удельный вес имеют материальные затраты, значит производство материаяоемкое и в управлении затратами следует направить свои усилия на снижение материальных затрат.

Если оплата труда с начислением страховых взносов занимает наибольший удельный вес в себестоимости, то это трудоемкое производство и следует заниматься повышением производительности труда, что приведет к удельному снижению себестоимости.

Если амортизация основных фондов составляет значительную долю в структуре себестоимости, то это производство — фондоемкое. Следует изучить степень эффективности использования основных фондов, загруженность производственных мощностей и принять меры к улучшению использования имеющихся основных фондов. Тогда доля амортизации на единицу продукции уменьшится и себестоимость снизится.

На себестоимость готовой продукции оказывает влияние изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов, а также создание резервов предстоящих расходов и платежей.

Создание резервов предстоящих расходов и платежей увеличивает затраты, поскольку эти резервы создаются для осуществления расходов, обычно включаемых в себестоимость. Так резервы создаются под предстоящий крупный ремонт основных средств, под оплату предстоящих отпусков рабочим, под сезонную закупку товаров и сезонные затраты.

В планировании затрат в целом на год и на период больше года создание резервов предстоящих расходов и платежей практически не влияет на себестоимость, поскольку эти резервы должны быть использованы в течение одного финансового года. Но при планировании поквартальном или помесячном они могут повлиять на себестоимость готовой продукции внутри каждого из кварталов или месяцев.

Вторая схема планирования затрат (по калькуляционным статьям)

Планирование затрат предприятия производится в следующей последовательности (этапы):

1. Определение прямых материальных и трудовых затрат (приходящихся на всю произведенную в периоде продукцию);

2. Определение общепроизводственных расходов

3. Определение себестоимости произведенной продукции с учетом остатков незавершенного производства;

4. Определение общехозяйственных расходов

5. Определение себестоимости проданной продукции с учетом остатков готовой продукции на складе.

6. Определение коммерческих расходов.

7. Определение полной себестоимости проданной продукции.

Себестоимость единицы проданной продукции можно определить путем деления общего объема аналогичных затрат по виду продукции на натуральный объем продаж. Однако это требует предварительного распределения косвенных расходов между видами. При этом следует учитывать, что:

- распределение общепроизводственных затрат производится пропорционально доле вида в общем объеме прямых затрат;

- распределение общехозяйственных затрат производится пропорционально доле вида в себестоимости проданной продукции;

- распределение косвенных коммерческих расходов между видами продукции пропорционально доле вида в общей сумме затрат, рассчитанных на предыдущих этапах (себестоимости проданной продукции и общехозяйственные расходы) или доле в общей выручке от продаж;

Возможны и иные схемы формирования себестоимости единицы продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: